Для чего нужна сказкотерапия в доу. Опыт работы. Тема: Сказка терапия в детском саду". Дурные мотивы сказок

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

МБДОУ №18 «Светлячок»

Воспитатель компенсирующей группы

Рязанова Валентина Васильевна

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский

Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный, аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. По-моему, один из путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказки. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В формировании и развитии личности дошкольника я стала использовать метод Сказкотерапии.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

Разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

Применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

Изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать воображение, мышление;

Воспитывать чувство доброты;

Укрепление психического здоровья ребёнка

В своей работе с детьми я использую методы предложенные психологами и педагогами В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовай, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.

Классификация сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.

В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

Игровые занятия;

Комплексные занятия;

Интегрированные занятия;

Тематические недели.

В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.

Методы и приемы работы со сказкой:

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

Элементы театрализации.

Творческие задания.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Занятия по сказкам провожу один раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого предлагаются три техники расслабления:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

в) расслабление - медитация.

При работе со сказкой разработала алгоритм:

1. чтение сказки;

2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

3. понтомимические этюды;

4. упражнения на активизацию лексики;

5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);

6. игры и игры-драматизации.

В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школ.

Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:

«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.

«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).

«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо сыра, таблетки от жадности).

Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок свернулось в клубок?

Творческое рассказывание по картинкам

- «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи». Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения Ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Творческая работа по мотивам сказки: Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку, но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной Ани Иголкиной с родителями «Сказка о маленьком тигренке и его друзьях», так как в драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.

Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.

Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.

В своих «сочинениях» дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять алгоритм составления текста сказочного содержания.

Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.

В нашей группе организован уголок сказки: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы

Результатом моей работы со сказкой является:

Установление психологического комфорта в коллективе.

Формирование у детей познавательного интереса.

Развитие связной монологической, диалогической речи.

Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

Развитие творческого воображения, мышления.

Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Кравченко Ирина Геннадиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №128
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия" - современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

«Сказкотерапия» - современная технология в работе

музыкального руководителя ДОУ

Моя работа музыкального руководителяв дошкольном образовательном

учреждении

на современном

наполняется

человека,

способного

самостоятельному

творческому

личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и

применение в непосредственной образовательной деятельности различных

педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального

воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности –

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

музыкальному

образованию

потребовали

использования

абсолютно

наиболее

эффективных

педагогических

технологий в развитии музыкальности детей. Путь к музыке должен быть

оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, я

выбираю формы и методы работы музыкально-художественной деятельности,

направлена

развитие

способности

чувственному

восприятию

наблюдению,

ассоциативности

художественного

мышления,

выразительно сти

интонации,

в о ка л ь н о й,

инструментальной.

инновационных

технологий

музыкального

воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,

ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,

импровизированное

движение

озвучивание

пантомиму, импровизированную театрализацию.

Правильно

организованная музыкальная

деятельность

помогает мне развивать кругозор и воображения ребенка, обогащает его

впечатлений,

развивает

слух, музыкальную

воспитывает

понимать

характер,

способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но, к сожалению, не

все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время

испытывают

интереса

образовательной

деятельности.

профессиональными

трудностями

столкнулась

своей практике и я.

Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная

работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных

технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Я нахожу в

сказке тот ресурс, который помогает мне решать профессиональные задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические

технологии и методические приемы, использование которых позволяет мне

достичь высоких результатов в работе с детьми. Сказка не только учит детей

переживать,

радоваться,

сочувствовать,

грустить,

побуждает

речевому

контакту.

наиболее

эффективный

коррекционного

воздействия

наиболее

проявляется

обучения: учить играя. Так сказка может предварять восприятие музыки или

прослушивание

программного

произведения

помогает

заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.

иллюстрируемая музыкой – еще один прием, используемый

мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое

иллюстрирует рассказ,

помогают

активному

восприятию

усвоению

новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы

сопровождающая сказку,

несложной

разнообразной

характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию

кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений,

развивает

музыкальную

воспитывает

и сосредоточенности.

Некоторые дети отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не

испытывают

интереса

музыкальным

занятиям,

некоторых

недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять

средства

художественной

выразительности

собственном

творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных

произведений.

Отсутствие

богатого

литературного

жизненного

ограничивает

творческие

возможности

Дошкольники

проявляют

волшебным

осмысленно

воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на

материале

телепередач,

специальную

привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях,

развиваю

творческого

рассказывания

знакомства

сказками. Для я этого разработала проект: «По дорогам сказок».

Участники.

Дети, родители, воспитатели.

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Цели:

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на

положительных

сказочных

развитие

творческих

способностей, познавательного интереса.

Задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

фантазию, творческие способности;

Развивать познавательный интерес;

Развивать речь, обогащать активный словарь;

Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Предполагаемые итоги реализации технологии:

Повышения внимания на музыкальных занятиях;

Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения;

Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный

опыт на примере поведения сказочных героев;

Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

2. Изучение методической литературы. Теория.

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с

разработаны педагогические и психолого - педагогические технологии по

сказкотерапии, в том числе: Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству»;

Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. «Подарки

фей», развивающая сказкотерапия для детей.

Сказкотерапию

эффективно

использую

формирования

благоприятных условий формирования креативных качеств личности. Дети,

которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и

не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на

хорошем литературном языке. Активно включая сказки в занятия с детьми, я

развиваю

фантазию,

внимание,

наблюдательность,

сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом

процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

Бытовые сказки;

Волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок:

медитативные

психоэмоционального

напряжения),

рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы;

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”,

доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и

ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами… Чем старше

становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и

сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

образом, сказка – жанр устного народного

творчества;

художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового

характера.

Несмотря

классификацию

огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Сказки

вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям

необычайных

оказывают

эмоциональное

воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник

мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно

осмысливаются

абстрактно.

собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые

силы, кроме родителей? А сами родители - являются ли они доброй силой?

Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти вопросы.

образное

отражение

качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности;

произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения

сказочных героев. Существует много методов и способов работы со сказкой

для развития различных способностей ребенка.

«Сказкотерапия»

лечение

сказками ,

этот

метод

инструментом

психотерапевтов

один

способов

коррекции

отклонений в психическом развитии.

области психолог Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева определяет сказкотерапию как

способов

передачи

духовном

социальной

реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной

природе человека.

Сказки в своей деятельности с детьми я стараюсь использовать всегда,

в основном в праздниках и развлечениях, а также по слушанию музыки.

поставила

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях,

тщательно

использованию

средства

деятельности. В процессе использования технологии, я применяю методы и

куклотерапию,

психогимнастику,

мнемотехнику,

моделирующую

пальчиковые

словесное

комментирование,

словесное

фантазирование

музыкальной

композиции,

словесное

рисование,

пантомимические этюды и др.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая

красочная

предваряет

прослушивание

программного

произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

«Утренняя сказка». Э. Григ «Утро».

«Жила на свете Заря-Зарянка. В её владении был родничок не простой,

а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала Зарянка в ладоши воды

родниковой

разбрызгивала

солнышко, а вечером пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это

солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги». Далее

идёт слушание музыки Э. Грига «Утро», дети высказывают свои впечатления

об услышанном. Можно включит после высказывания детей дидактическую

игру «Росинки», где дети отбирают «росинки», соответствующие настроению

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

вызывает

слушание

иллюстрирует

помогают

активному

восприятию

усвоению

музыкальных

произведений.

Музыкальный

репертуар,

используемый

удовлетворять

одновременно

требованиям

художественности

доступности.

Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной

характеру,

средствам

музыкальной

выразительности.

сопровождают

знакомой

Исполнение

музыкального

произведения

художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы

выражение

исполнителя,

исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на

них рассказ, музыка.

Пример. Русские народные сказки «Алёнушка и лиса», «Курочка Ряба»,

«Теремок» и др.

слушания

небольшое

вступление, например: «Знаете, что однажды в осеннем лесу произошло с

Алёнушкой?

садитесь

поудобнее

слушайте.

занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно

повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, я провожу

концерт-загадку. Я говорю детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте

и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняю музыку, уже знакомую

детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку

3. «Волшебные превращения».

психодинамических

медитаций

движениями,

перевоплощениями,

развитием

различного

чувствительности,

получением

двигательного

моделированием

ситуаций

детского

медитаций

направлен

энегргетизацию тела и связан с использованием телесно ориентированных

приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение

растений, упражнения с тканью).

4. Постановка сказок, мюзиклов.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизится с героем

пережить

раздвигает

жизненного

дошкольника

обогащает

детьми подготовительной группы «Лесная сказка» и Теремок» мы поставили

сказки-мюзиклы: «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха».

Детский мюзикл -

это музыкальный спектакль для детей, включающий в

себя все основные виды искусств - музыку, театр, литературу, хореографию.

детей, основанные

современном

изложении - это музыкальные сказки «на новый лад».

Та не ц –

телесное

выражение

различных

эмоциональных

состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя,

ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им.

Я даю детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет

детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить

положительные

состояния.

становятся

более свободными и уверенными в себе.

Мендельсон

слов» (Песня

венецианского гондольера).

Без музыкального сопровождения.

В руках у детей звёздочки из блестящей бумаги. Варианты движений.

Вариант 1.

Взять звезду за лучик и нарисовать в воздухе узор, переложить её в

другую руку;

Держать звезду двумя руками за противоположные лучи, выполнять

различные волнообразные и круговые движения;

Кружиться, опуская и поднимая звёздочку;

Выполнять

небольшие

пробежки

последующими

кружениями

покачиваниями;

Сделать то же самое с музыкальным сопровождением.

Вариант 2.

Надеть детям на головы ободки – звёздочки. Предложить им разбиться на

звёздочки

придумать свой танец:

а) бегать по кругу друг за другом, выполняя красивые движения руками;

б) бегать по кругу, держась за руки;

в) кружиться;

г) сбегаться в середину, разбегаться в кружении, одновременно выполняя

плавные движения руками;

д) держась за руки, подниматься на носочки и плавно приседать, поднимать и

опускать сцепленные руки.

Дети какой-нибудь звёздочки показывают свой танец другим детям.

«Зима». Г. Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.

Пушкина «Метель»).

Движения выполняются с белыми шарфами, лентами или снежинками.

врассыпную

необходимый

Вступление: на каждый аккорд дети меняют позу. Далее дети начинают

«оживать» и очень медленно двигаться. Затем исполняют плавный танец. С

окончанием музыки останавливаются, принимая красивую позу.

6. Ходьба с закрытыми глазами. С помощью этого приёма можно

решить две задачи:

Развитие координации движений и представления о «схеме тела»;

Усиление сказочного впечатления.

Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это

усиливает

сказочный

возможность

музыкальному мне или воспитателю незаметно поменять положение или

внешний облик.

7.Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры,

игровой массаж). Их можно объединять в небольшие сказки по одной или

разным темам.

Комплекс

игрового

Пальчиковая

«Рукавичка».

Я начинаю свой рассказ: «Жила на свете одна тучка и было ей очень

грустно, потому, что никто не хотел с ней дружить и вот однажды она

подлетела

попросилась поиграть вместе с ними, но дети не захотели с ней играть и тогда

тучка обиделась и заплакала.

Игровой массаж с пением «Дождь»:

«Бегают» пальчиками по лицу.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек.

Хлопают в ладоши.

Град! Град! Сыплет град!

Изображают руками «крышу» над головой.

Все под крышами сидят,

Гладят себя по лицу.

Только мой братишка в луже

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

Ловит рыбу нам на ужин.

спрятались

рассказала им интересную сказку про рукавичку.

ладошками

Показывают

обратную

Рукавичку

Вытянуты

показать

Рукавичка

пальчиками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

поживать

распевать

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласила

жестикулируя

Вытягивают

складывают

движения

рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласили

движения

Пирожками

угостили

поживать

метелкой

подметать

Движение

коленкам

кулачками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

испугались

8. Психогимнастика.

Мимические

пантомимичекие

Релаксация.

укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика примыкает к

психолого-педагогическим

психотерапевтическим

методикам,

является

сохранение

психического

здоровья

предупреждение

эмоциональных

расстройств

Основная

преодоление

барьеров

развитие

понимания

психического

напряжения,

создание

возможностей

самовыражения.

В психогимнастике придается большое значение общению детей со

сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального

здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво,

дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они

нуждаются

качестве

своеобразного

использую

подвижные

перемежая

основные

музыкального

разучиваем

короткие

сказочного

предлагаю

внимательно

прослушать

стихотворение

небольшой рассказ, затем ребята «показывают» услышанное, не произнося ни

слова мимикой и жестами самостоятельно, либо под мое чтение.

«Медвежонок и пчелы», «Мухи», «Муравей» и т.д. Дети играют в

подвижные игры с участием сказочных героев.

9. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Использую

методику «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даю

задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения

(несколько предложений).

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П. И. Чайковский «Баба

яга», М.И. Глинка «Марш Черномора» и т.д.

10. Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный

воплощение

эмоционально

о к р а ш е н н ы х

д в и ж е н и я х

м у з ы к у

к а ко г о - л и б о

о б р а з а.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует

коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность

осознать

посмотреть

способствуют

формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Основная цель

этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального

произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные

движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка

активизировать

фантазию

побуждать

творчеству,

использованию

выразительных

движений.

научились

музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер

музыки в движениях и у них получаются интересные образы. В младшей

группе дети исполняют простые этюды.

Этюд «Прогулка по лесной полянке»: дети гуляют, нюхают цветы, собирают

листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками. Дети средней и

старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, затем детям

дается творческое задание.

Этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом,

несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются

шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса

вокруг. Особое внимание уделяю выразительности движений. Такие

возможности,

объединяю

«Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов могут

находить

праздничных

инсценировках,

спектаклях,

хороводах.

психолого-педагогической

литературы

сказкотерапия

является

составляющей

воспитательного

процесса

дошкольного

возраста.

Применение

процессе

воспитания

детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу

эффективности этого средства воспитания.

Сказочный сюжет на празднике позволяет ребёнку проявить творческие

способности,

показать

возможности

танцевальной,

музыкальной

деятельности.

застенчивые

увлечённые

действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются.

Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить,

что цель сказочника, по мнению К. Чуковского, - «воспитывать в ребёнке

человечность

способность

человека

волноваться

несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою»

Сказкотерапевтические

постановки

допускают

«мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой

деятельности.

Ценность

результате,

продукте

творчества, а в самом процессе. Сказки открывают ребёнку удивительный

психотерапевтического

воспитательного

воздействия

очевидна.

сказочным

Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);

2.Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);

3.Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).

Сказкотерапия – как один из видов коррекционной технологии позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом.

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:

1.Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.2.Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

3.Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».4.Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.5.Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.6.Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные методы, используемые в сказкотерапии:

– Рассказывание сказки.

– Рисование сказки.

– Сказкотерапевтическая диагностика.

– Сочинение сказки.

– Изготовление кукол.

– Постановка сказки.

Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1.Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.2.Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.3.Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения. Таким образом,сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Подготовила: воспитатель Комсомольского ДОУ «Сказка» Спасенко А.А.

Уважаемы коллеги, разрешите представить Вам презентацию темы по самообразованию «С КАЗКОТЕРАПИЯ в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.

Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки

Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.

Арт терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).

В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий:

изотерапия (рисуночная терапия),

фототерапия (творческие занятия фотографией),

песочная терапия ,

куклотерапия ,

игротерапия,

Музыкотерапия

Танцевальная терапия,

Цветотерапия.

Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Актуальность использования

Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

  • обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
  • присутствует образность и

метафоричность языка;

  • психологическая защищённость

(хороший конец);

  • имеется наличие тайны и волшебства

Задачи сказкотерапии

  • Развитие слухового и

зрительного внимания

  • Развитие наблюдательности

и зрительной памяти

  • Развитие аналитических способностей

(умения сравнивать, обобщать, находить

причинно-следственные связи)

  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться

с активной деятельности на пассивную

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими,

совершенствование коммуникативных навыков


Требования в работе со сказкой:

  • Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
  • Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
  • Дозированность – сказкотерапия побуждает к

размышлению. Это длительный

процесс. Поэтому нельзя

«перегружать» детей

психотерапевтическими

сказками, чтобы они не утратили

к ним чувствительность.


  • Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
  • Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
  • Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
  • Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
  • Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

  • Театр авторской игрушки
  • Пальчиковый театр

  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Красочные картины

по сюжету сказки


Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.

4.В конце занятия –ритуал

«выхода из сказки».


1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

  • Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
  • Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
  • Игра «Волшебный клубочек»,
  • Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
  • Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
  • В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
  • Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

2 этап работы:

Чтение сказки

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки:

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?


3 этап работы:

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.


4-ий этап работы:

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и

проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».


ВЫВОД:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»

  • Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
  • способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
  • В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
  • Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
  • Работа со сказкой направлена непосредственно

на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

  • Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

«Сказка - ложь,

да в ней намек – Добрым молодцам урок,

Красным девицам венец!

Вот и сказки конец!»

А кто слушал молодец!..

Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий

Наше будущее – это наши дети. В наш интенсивный информационный век проблема здоровья – это проблема номер один. По словам классика «Здоровье – это не все, но без здоровья все – не ничто!» Перед школой стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению.

На современном этапе образование предъявляет к учащимся достаточно высокие требования. Школьникам необходимо переработать и сохранить в памяти огромное количество информации. Ни для кого не секрет, что для её осмысления, главным образом, нагружается левое логическое полушарие, отвечающие за логику, рациональность, принятие правильных решений. Именно оно учит нас думать, анализировать, делать выводы.

Очень часто оно работает на пределе возможностей. Информационная плотность урока настолько высока, что школьникам просто не остается времени на то, чтобы порадоваться своим успехам и успехам товарищей, посочувствовать друг другу, восхититься новым открытием. Кроме того, информационная перегрузка создает опасность для возникновения у школьников эмоционально-личностных проблем. Даже успешные, высоко мотивированные ученики с хорошим уровнем интеллектуального развития испытывают тревогу, могут иметь заниженную самооценку. Излишняя напряженность трансформируется в физическую и вербальную агрессию. Это может породить негативное отношение к учебной деятельности. Нестабильное эмоциональное состояние сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается его работоспособность, ослабевает активность, повышается утомляемость. Данные факты говорят о том, что в ходе УВП создаётся противоречие между необходимостью осваивать учениками большой объем учебной информации и при этом сохранить физическое и психическое здоровье. Поэтому возникает необходимость активно и эффективно использовать в УВП здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия помогает решить данную проблему.

С казкотерапия

Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М. Коваль - детская опера «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев - балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк»; П. Чайковский - балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» и др.).

сказкотерапия синтезирует многие достижения педагогики и психологии и является хорошим ресурсом обучения и развития.

Использование сказкотерапии создаёт условия для гармоничного развития всех участников УВП, их здоровьесбережения и здоровьеразвития.

Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Следовательно, сказка – важное, значимое средство здоровьесберегающего урока.

Сказка предполагает погружение в особую сказочную обстановку, в которой может проявиться нечто нереализованное. В ней материализуются мечты, появляется чувство защищенности, спокойствия.

Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны - она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у учеников целостное мышление.

В сказках часто используются волшебные предметы и помощники, оберегающие героев, придающие уверенность в собственных силах. В сказках добро всегда побеждает зло.

В сказке герои обычно распределяют обязанности между собой. Каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех. Данный пример – хорошее средство воспитания и обучения.

Сказкотерапия помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.

разнообразную сказкотерапевтическую работу.

1. Анализ сказки. Он направлен на осознание, интерпретацию того, что находится за любой сказочной ситуацией, сюжетом и за поведением героя. Основная задача учителя - так спроектировать вопросы, чтобы они подталкивали учеников к осмыслению, размышлению, а не фиксировали результат вспоминания информации.

2. Рассказывание сказки. Рассказывание может быть индивидуальным или предлагаться группе детей. При этом вспомнить и рассказать сказку можно от имени любого героя.

3. Переписывание сказки или ее дописывание. В сказку могут быть введены другие герои, которые способны изменить ее ход. Учащиеся выбирают тот вариант разрешения сказки, который соответствует их внутреннему состоянию.

4. Сочинение сказки. Для усвоения учебной информации учащиеся индивидуально или совместно составляют тематические сказки (по плану учителя, по теме урока или по самостоятельному выбору), для решения проблемных ситуаций, возникающих в классном коллективе могут составляться личностные сказки с использованием метафор. Так же используются сказки, составленные педагогами или совместные детско-взрослые сказки (учитель-ребенок, психолог-ребенок, родитель-ребенок).

5. Проигрывание эпизодов сказки. Можно предложить детям сделать постановку сказки, можно проиграть ее с помощью кукол или показать отдельные эпизоды с помощью пантомимы. Данная деятельность дает ученикам возможность прочувствовать эмоционально значимые ситуации, а так же способствует творческому перевоплощению школьников.

6. Использование сказки как метафоры. Метафоры способствуют возникновению у детей своих, особенных образов, которые «пробуждают» их мышление, вызывают появление «цепочек» ассоциаций, которые впоследствии обсуждаются и анализируются.

7. Рисование по мотивам сказки. Рисование дает возможность целостного восприятия информации, материализует мысли и эмоции.

Загрузка...
Top