Презентация «Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка. Презентация на тему: " Двигательная активность и здоровье ребенка" презентация на тему Оптимальный уровень двигательной активности презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правильная двигательная активность дошкольника Презентацию подготовила: инструктор по физкультуре Ковеня Г.Н.

Что такое двигательная активность? Двигательная активность – естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояние его здоровья. Она должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма.

Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении. Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Значимость двигательной активности

Недостаток двигательной активности ведет к: Росту заболеваемости организма Снижению показателей физического развития Избыточному весу Гиподинамии

От недостаточного использования жизненной энергии (из-за ограничения активных движений) в теле ребенка накапливается излишнее напряжение. Это, с одной стороны, является источником сравнительно быстрой усталости, а с другой – движения его теряют естественность, спонтанность, становятся угловатыми. Со временем это порождает проблемы другого рода: на занятиях физкультурой, которые обязательны в детском саду, а потом и в школе, такой ребенок может быть не успешным – это видят и сверстники, и сам ребенок это ощущает очень болезненно.

Показатели двигательной активности дошкольника 3-4 года - 11000 – 12500 движений, и з них на занятиях по ФК 850-1370 движений 4-5 лет – 11000 -13000 движений, из них на занятиях по ФК 1100 -1700 движений, 5-6 лет – 13000 – 14500 движений, из них на занятиях по ФК 1800 -2000 движений, 6-7 лет – 13000 -15500 движений, из них на занятиях по ФК 2000 -2400 движений

Д ошкольник «активный деятель - но и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях ». По своей двигательной активности дети очень разные. Д аже при обычном наблюдении можно выделить детей средней, большой и малой подвижности. Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из - за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, чёткие, целенаправленные.

Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующих интенсивных движений. Они робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность – фактор риска для ребёнка. Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребёнок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.

Приёмы руководства двигательной активностью детей. Руководство двигательной активностью детей большой подвижности направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ребят необходимо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатывание мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловле мяча, отбиванию его от пола. Полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади(плоскостном кружочке на полу, чурбане, скамейке, доске). Особым регулирующим приёмом является внесение осмысленности содержания в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребёнку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолёт, поезд и т.п.

При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности достаточно создать необходимые условия, т.е. предоставить место для движений, время, игрушки - двигатели, физкультурное оборудование и пособия. Физиологи советуют смелее полагаться на « саморегуляцию », которые у них проявляется достаточно ярко.

У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных(бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для детей интересной, непринуждённой. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого никогда не произойдёт, если обеспечить условия для разнообразных движений в физкультурной, игровой, трудовой деятельности индивидуально с воспитателем или в коллективе детей. Помогут в этом разнообразные физкультурные пособия, игрушки – двигатели. Полезно вспомнить здесь наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. В этом случае происходит естественный отдых (активный отдых). Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, а наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями, оздоровительный бег на воздухе; гимнастика после дневного сна; двигательная разминка во время перерыва между занятиями; индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке; прогулки-походы в парк;

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю, желательно в первой половине дня (одно на воздухе).

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является прогулка. Если физкультурное или музыкальное занятие состоялось в первой половине дня, то игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в самом начале предоставить возможность самостоятельно поиграть, в остальные дни целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их последующих самостоятельных игр.

В двигательную деятельность на прогулке следует включать

Младший дошкольный возраст Для малышей характерно эмоциональное, непосредственное восприятие игрушки, образа, данного в игре. Известно, что для детей характерен так называемый анимизм - одушевление животных, непроизвольное наделение их человеческими качествами. И воспитатель должен опираться на эту особенность детей. Значительно оживляют игру различные элементы костюмов, масок. Для детей этого возраста используем совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии, причём это действие воспитатель тут же подсказывает детям.

Средний дошкольный возраст В средней группе, детей уже интересует результат произведённых действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры. Предполагается, что движения детей стали более совершенными, координация улучшилась. Поэтому в процессе игры теперь внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья. Следовательно, игры должны подбираться так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений.

С тарший дошкольный возраст В старшей группе дети должны знать разные считалки. Помимо подвижных игр, в этих группах используются эстафеты, построенные на определенном задании. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми. Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. п.) . Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты. Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.

Ресурсы для развития двигательной активности Спортивная площадка (беговая дорожка, футбольные ворота, баскетбольные кольца, тренажеры). Игровой участок (выносной материал, атрибуты для игр и упражнений, использование по максимуму пространство площадки) Спортивный зал (мячи, обручи, скакалки, кегли, ленты и т.д.) Спортивный уголок в группе (атрибуты и карточки с заданиями…) Музыкальный зал

Знаете ли вы: что ребенку надо больше двигаться в среду и четверг; больше всего ребёнок нуждается в движении с 10 до 12 ч и с 15-17ч. дня; в весенне - летний период двигательная активность ребёнка возрастает; лишение ребёнка движения может вызвать заикание и нервный срыв; любая привычка вырабатывается в течение 21 дня (например, делать зарядку).

Движение - это жизнь! Спасибо за внимание!



Двигательная активность. Двигательная активность влияет на сохранение и укрепление здоровья человека. Физические упражнения повышают общий тонус и работоспособность, а также стимулирует защитные силы организма – возрастает устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.






Аэробные и силовые упражнения. Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом. Естественные упражнения полезнее тех, которые выполняются в помещении. Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом. Естественные упражнения полезнее тех, которые выполняются в помещении. Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц.


Двигательные активности. Двигательные активности. Утреннею гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7 – 10 лет – 4 -5 часов; в лет – около 4 часов; в 15 – 17 лет – часа.

Cлайд 1

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к трудовой деятельности и военной службе ТЕМА: двигательная активность

Cлайд 2

Вопросы для повторения Дайте понятие биологические ритмы? Когда лучше готовить уроки? Когда заниматься спортом? Профилактика переутомления Как избежать от переутомления?

Cлайд 3

Умственная работоспособность человека в течении дня меняется Лучший период с 9-до11 часов После отдыха с 16- до 17 часов Физическая работоспособность человека Наиболее сильная с 8 до 12 часов и с 14- 17 часов Наиболее слабый с 3 до 5 часов

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Двигательная активность Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Гипокинезия, гиподинамия атрофические конфигурации в мышцах, общественная физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической стойкости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.Д.

Cлайд 10

Сердечно - сосудистая система снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный размер, масса сердца и его энергетический потенциал ослабляется сердечная мускула, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием её в капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) интенсивность обменных действий (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей).

Cлайд 11

Дыхательная система Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена.

Cлайд 12

Головной мозг отсутствие нужных систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными переменами в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях снижаются общие защитные силы организма и возникает завышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высшую умственную либо физическую работоспособность.

Cлайд 13

Мышечный тонус Снижается тонус мускул, что ведет к нарушению осанки. Нарушение осанки, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов. Снаружи понижение мышечного тонуса проявляется в виде дряблости мускул. Уменьшение нагрузки на костный аппарат и ухудшение его питания приводит к выходу из костей кальция, что нарушает их крепкость. В итоге кости становятся подверженными деформации под влиянием нагрузок, к примеру, при переносе тяжестей.

Cлайд 14

Репродуктивное здоровье Развиваются застойные явления в органах малого таза с нарушением их функции и, как следствие, снижается репродуктивная способность. Наблюдается понижение функций желез внутренней секреции, в том числе миниатюризируется выброс адреналина - гормона, помогающего удачно преодолевать стрессовые состояния. У малоподвижного человека повышается потребность в стимуляции синтеза адреналина искусственными методами с помощью курения табака, приема алкоголя и проч.

Cлайд 15

Биологические ритмы Однообразное малоподвижное состояние организма равномерно приводит к сглаживаю биологических ритмов (менее выраженными стают дневные конфигурации пульса, температуры и остальных функций). существенно снижаются энерготраты организма и, как следствие, снижается скорость обмена веществ, возрастает масса тела за счет жирового компонента.

Сыровяткина

Владимировна

Учитель физической культуры младших школьников

МАОУ «СОШ» № 2

Г. Верхняя Пышма

«Обеспечение двигательной активности

учащихся с ослабленным здоровьем

средствами физической культуры»

«Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Актуализация проблемы

создание условий для обеспечения физического

и психического благополучия каждого ребёнка

включение родителей в образовательный процесс

по сохранению и укреплению здоровья детей

принятие самостоятельных решений в укреплении

и контроле своего здоровья

Цель:

укрепление здоровья

и активизация ребенка,

его двигательных способностей

и физического состояния.

Решаемые Задачи:

формирование основных двигательных умений и навыков;

формирование привычки и интереса к систематическим

занятиям физическими упражнениями;

обучение навыкам самоконтроля.

развитие основных двигательных качеств;

охрана и укрепление здоровья учащихся;

Здоровье

Утренняя зарядка

Физические упражнения в течении дня

Уроки физической культурой

Занятия спортом

Режим дня

Закаливание

Психологический комфорт

Рациональное питание

Группы здоровья

I группа - здоровые дети

II группа - здоровые дети с морфофункциональными

отклонениями

III группа - больные хроническими заболеваниями

в стадии компенсации

IV группа - больные хроническими заболеваниями

в стадии субкомпенсации

V группа - больные хроническими заболеваниями

в стадии декомпенсации

Комплексы гимнастических упражнений

Хорошим средством формирования здоровья и профилактики на уроках физической культуры являются комплексы гимнастических упражнений с предметами. Так же на занятиях применяется множество перестроений, упражнений для координации движений, ориентировки в пространстве.

Формирование правильной осанки

Профилактика сколиоза

На уроках физической культуры применяются упражнения:

для формирования осанки,

профилактики сколиоза - т.е. мобилизация позвоночного столба,

(данные упражнения выполняются на каждом уроке)

Профилактика плоскостопия -

мышцы стопы активно «трудятся»

Профилактика ожирения -

Подвижность

опорно-двигательного аппарата -

активный двигательный режим

проводится регулярный физический тренинг

Укрепление

сердечно-сосудистой системы -

Дыхательная гимнастика

аэробные упражнения

имеет огромное значение в оздоровлении ребенка школьного возраста

Примерные комплексы упражнений при заболевании сердечно-сосудистой системы

ПРИМЕРНЫЕ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ

ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Ведущий принцип в работе с учащимися с ослабленным здоровьем - дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.

Примерные комплексы упражнений при заболевании почек, нефрита, пиелонефрита

ПРИМЕРНЫЕ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Самоконтроль

сердечных

сокращений

Наряду с общеобразовательными задачами в процессе занятий значительное место занимают вопросы оздоровления и укрепления организма занимающихся.

На каждом уроке у занимающихся определяется частота сердечных сокращений (ЧСС).

Самоанализ физического состояния организма

Физические способности

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м (сек)

Кросс 1 км (мин)

Вис на перекладине (сек)

Отжимание (кол-во раз)

Прыжки через скакалку (кол-во раз)

Пресс 30 сек (кол-во раз)

Наклоны вперед из положения, сидя (см)

Учащиеся каждое полугодие заполняют карточки самоанализа своих достижений. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?».

Раскрасить дыхательные органы,

работающие при правильном вдохе.

Собрать пазл

Уже 5й год как внедрены Стандарты Второго Поколения и добавлен третий час физической культуры, необходимым стало проводить теоретические уроки. Такие уроки построены на создание атмосферы успеха каждого ребенка. Где дети с ослабленным здоровьем так же могут проявить в полном объеме свои умения и знания. На уроках созданы комфортные условия для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся, здоровьясбережения и самоанализа. Представлены карточки, которые были успешно созданы и апробированы на теоретических уроках физической культуры.

Проверочная работа




Последствия гиподинамии. Ослабляется деятельность сердца; Ослабляется деятельность сердца; Нарушается обмен веществ, что, в частности проявляется накоплением избыточной массы тела; Нарушается обмен веществ, что, в частности проявляется накоплением избыточной массы тела; Дегенерирует без достаточных упражнений мышечная ткань(дистрофия); Дегенерирует без достаточных упражнений мышечная ткань(дистрофия); Нарушается соотношение между мышечными и психическими усилиями, что приводит к излишнему возбуждению ЦНС. Нарушается соотношение между мышечными и психическими усилиями, что приводит к излишнему возбуждению ЦНС.


Влияние гиподинамии на обмен веществ. Изменяется энергетический обмен; Изменяется кальциевый обмен, кальций вымывается из костей; Кости теряют кальций; Кости становится рыхлыми, менее прочными; Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов.




Влияние гиподинамии на скелет. Снижается эластичность суставных хрящей;Снижается эластичность суставных хрящей; Снижается амплитуда дыхательных движений;Снижается амплитуда дыхательных движений; В полость сустава при движении выделяется малое количество суставной жидкости, играющей роль смазки.В полость сустава при движении выделяется малое количество суставной жидкости, играющей роль смазки.





Причины нарушения осанки Наследственность; Наследственность; Малоподвижный образ жизни; Малоподвижный образ жизни; Неправильная поза при сидении; Неправильная поза при сидении; Неравномерное развитие скелетных мышц; Неравномерное развитие скелетных мышц; Чрезмерное поднятие тяжестей; Чрезмерное поднятие тяжестей; Неправильно подобранная обувь. Неправильно подобранная обувь.



Причины плоскостопия. Наследственность; Наследственность; Неправильно подобранная обувь; Неправильно подобранная обувь; Длительное хождение или стояние; Длительное хождение или стояние; Заболевание ног с нарушением кровообращения. Заболевание ног с нарушением кровообращения.


Влияние физических упражнений на нервную систему. При физических нагрузках в организме вырабатываются эндоморфины -гормоны радости, которые оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Сокращают избыток адреналина и других гормонов провоцирующих стресс. Способствуют развитию речи, умственной работоспособности и психическому здоровью.


Задержка коронарного атеросклероза Задержка коронарного атеросклероза Улучшается процесс газообмена в лёгких Улучшается процесс газообмена в лёгких Улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма Улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма Улучшается работа печени Улучшается работа печени Снижается содержание холестерина в крови Снижается содержание холестерина в крови Исправление многих физических дефектов организма человека Исправление многих физических дефектов организма человека Эффект от систематических занятий физ. упражнениями

Загрузка...
Top