Отчет воспитателя доу по использованию регионального компонента в экологическом развитии детей. Отчет по экологическому воспитанию Отчет работы по экологическому воспитанию

Анна Аралова
Отчет по экологии в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26

Отчёт по экологической работе .

воспитателя старшей группы

Араловой Анны Юрьевны

г. Армавир 2018

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. 2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии .

В нашем детском саду, уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников.

В старшей группе работают два воспитателя :

Аралова Анна Юрьевна

Казанцева Ирина Федоровна

Общая численность детей :

Начало года : 34

Списочный состав группы составляет 34 ребёнка, из них 17 девочек, 17 мальчиков.

Проводимый мониторинг по экологическому воспитанию показал , что

в сентябре месяце уровень знаний детей составлял :

Проведя мониторинг в январе показал, что уровень знаний детей вырос.

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

Формировать систему экологических знаний и представлений;

Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями;

В нашем детском саду в течении года я провожу разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников;

Формировать у детей интерес к домашним, диким животным, птицам через познавательную и творческую деятельность;

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы, дидактические игры.

Ежедневно проводятся :

1. Наблюдения во время прогулки.

3. Игровая деятельность

4. Труд в природе (совместно со взрослыми)

Работа с родителями

1. Консультации для родителей.

Были проведены акции :

Акция «Кормушка для птиц» (январь 2018 г.) .

-Выставка детских работ :

-«Зимушка зима» (январь2018г)

Ежедневно проводиться работа в уголке природы, где находятся комнатные растения и всё необходимое для ухода за ними.

В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений наблюдают и трудятся. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живой природе и желание за ними ухаживать.

Большой детский интерес вызвал «Огород на окошке» опыт по выращиванию зеленого лука и чеснока. Дети так увлеклись, что старались не упустить возможность лишний раз помочь зеленым перышкам подрасти, поливали и рыхлили землю.

В 2017-2018 году так же были созданы и приобретены картотеки :

1. Паспорт комнатных растений;

2. Технологические карты «Опыты и эксперименты в старшей группе » ;

3. Природа России.

1. «Африка»

2. «Удивительные свойства чеснока»

По экологическому воспитанию мы проводили следующие мероприятия :

Социально – коммуникативное развитие :

1. «Комнатные растения» (НОД по природному миру) ;

2. «Квест игра по экологии » (СОД)

3. Дидактическая игра «Наши любимцы» ;

4. Дидактическая игра «Я знаю пять имен» (рыб, насекомых, птиц и т. д.)

5. Дидактическая игра «Какого растения не стало» ;

6. Дидактическая игра «Третий лишний»

Познавательное развитие

1. Знакомство детей с Красной книгой России;

2. Рассматривание альбомов об охране природы;

3. Рассматривание альбома природа России.

Речевое развитие

1. Чтение Э. Успенский «Птичий рынок»

2. Разучивание примет, поговорок о птицах и животных;

3. Заучивание наизусть стихотворения С. Я. Маршак «Январь» ;

4. Беседа «Расскажи, как люди заботятся о природе» ;

Художественно-эстетическое развитие

1. «Рос в горшочке, на окошке кактус-он колючий крошка» (НОД по аппликации) ;

2. «Мишка косолапый по лесу идет» (НОД по лепке) ;

3. Творческая мастерская «Кормушка для птиц»

4. Создание стенгазеты «Мы помогаем птицам»

Физическое развитие

1. Подвижная игра «День, ночь» ;

2. Подвижная игра «Сокол и лиса» ;

3. Мало подвижная игра «Летает, плавает, бегает» ;

Велись беседы по экологическому воспитанию :

«Для чего растению семена?» ;

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху» ;

«Когда овощи могут помочь нашему здоровью» ;

«Для чего человек сажает леса» .

Для экологического воспитания детей широко используются прогулки

Во время которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, птиц, труд людей).

На прогулках организовывались кормление птиц. С помощью родителей вывешивались кормушки и скворечники. Организуя экскурсию по детскому саду мы с детьми наблюдали за деревьями, кустарниками разных пород . Наши прогулки и наблюдение выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Также мною был проведен -Семинар- практикум для педагогов «Работа с природным материалом как средство всестороннего развития ребёнка» и Мастер-класс для педагогов «Подсвечник» с использованием природного материала»

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра полюбить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

И природа для них чтобы стала!

Ни наукой, а частью души!

(Л. С. Выготский) .

Публикации по теме:

«Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Задачи:.

Неделя экологии в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Пчёлка» муниципального образования.

Отчет о проделанной работе в старшей группе Я воспитатель старшей группы вела учебно-воспитательный процесс по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию

детей средней группы «Стебелёчек».

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому перед собой мы поставили цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Отсюда вытекает ряд задач:

Научить детей видеть и понимать красоту родной природы;

Научить бережно относиться ко всему животному миру;

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Формировать предметно - развивающую среду;

Взаимодействовать и сотрудничать с родителями по вопросам экологического воспитания детей.

Одним из важнейших условий реализации экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры . Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки соответствующие временам года, картинки домашних и диких животных и многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития детей, там есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Дети учатся работать с календарём, определять время года, наличие ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр.

Так же с детьми учимся ухаживать за растениями: поливать их, рыхлить землю, опрыскивать и протирать листочки. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В группе в начале марта стартовал мини-проект «Огород на подоконнике». Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду . Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Дети ухаживают за растениями ( полив, рыхление )

С детьми ведется наблюдение за луком и отмечается на схеме стадии его развития.

Основные же знания о природе, дети получают на занятиях. Занятия строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы.

Так же в режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как: «Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что где растёт?». С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Помоги птицам зимой» , «Дикие животные», «Перелётные птицы» и другие. Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом, деревьями и т.д. Проводятся экскурсии, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе.

Дети принимали участие во всероссийских викторинах «Экология» и «Животные нашей планеты» и стали лауреатами 1 степени.

Педагоги так же принимали участие во всероссийской викторине «Мир экологии для взрослых» и прослушали вебинар на тему «Знакомство с миром природы и социализация детей дошкольного возраста».Так же поделились опытом и провели мастер-класс для педагогов «Организация поисково- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Лаборатория фиксиков».

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области экологии. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды «Экологическое воспитание дошкольников», «Берегите природу». Родители активно, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, приняли участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешивали в зимний период на территории детского сада, и в создании «Огорода на подоконнике». С родителями и детьми проведено открытое мероприятие КВН по экологии «Друзья природы».

Так же в группе проведены экологические акции «Батарейки, сдавайтесь» и «Покормите птиц зимой» в которых родители приняли непосредственное участие. В дальнейшем планируется экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылке» и создание «Экологической тропы» на территории детского сада.

В феврале совместно с родителями были построены снежные фигуры-животные из «Красной книги».

Результатом такой работы стало то, что родители оценили важность экологического воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что это нужно для их детей и что их участие является положительным примером для ребенка. Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты.

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии.

В детском саду, где я работаю , уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников, работа ведется по программе С . Н. Николаевой «Юный эколог .

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

формировать систему экологических знаний и представлений;

развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В нашем детском саду в течении года проводила разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников .

Мною была выбрана и велась работа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Провела краткосрочный экологический проект «Удивительный мир кошек», целью которого было: Создать условия для формирования основ общей экологической культуры ребенка-дошкольника.

Формировать у детей интерес к домашним животным-кошкам, через познавательную и творческую деятельность.

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы о породах кошачьих, их разнообразии.

В группе создан уголок природы, где находятся комнатные растения, аквариум с рыбками. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений и живых организмов, наблюдают и трудятся. Так же дети наблюдали за нашим питомцем попугайчиком, помогали кормить его и убирать в клетке. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живому существу и желание за ним ухаживать.

Для экологического воспитания детей широко использовались прогулки,

во время которых знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня , погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках я организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) .

На прогулках с ребятами, наш маршрут часто проходил по экологической тропе. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Организуя экскурсию по тропе мы с детьми наблюдали деревьями, кустарники разных пород, разного возраста (вяз,сосна,вишня,яблоня и т.д).

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

С приходом весны проходила высадка растений на клумбы, дети старались помочь в уходе за растениями: поливали, пропалывали. Все это помогало развивать у ребят любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться.

Часто на занятиях и во время режимных процессов использовала художественную литературу экологического направления. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения с детьми проводилась беседа, задавала вопросы, очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала» , в которых участвуют дети со своими родителями.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались различные формы работы (консультации, беседы, анкетирование ) .

В результате проделанной работы есть положительные результаты :

сформировано начало экологической культуры у детей ;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В группе раннего возраста я продолжаю вести работу по формированию основ экологического воспитания у детей младшего возраста через наблюдения в уголке природы, прогулки, чтение художественной литературы, работу с родителями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 51 Р. П. СЕННОЙ ВОЛЬСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию дошкольников за 2017 год»

Подготовила:

Воспитатель группы раннего возраста

Сайгушева Ольга Владимировна

2017 год

Отчет по экологическому воспитанию

Тема: Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте - воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Поэтому я на межаттестационный период ставила следующие задачи:

Разработать и апробировать систему оценки результатов развития детей по определению уровня развития экологической активности;

Смоделировать развивающую предметно- пространственную среду с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, овладеть информационно коммуникативными технологиями и их использовать в воспитательно-образовательном процессе.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей:

Познавательные занятия;

Экскурсия в природу;

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Проведение музыкальных и спортивных развлечений

Оформление выставки детских работ;

Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых

Экспериментирование.

Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.(Космическое путешествие, Сердитая тучка, В гости на северный полюс, Праздник водички)

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль - март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).

Также дети играют в настольные развивающие игры.

В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность.

Проект: «Голубая капелька».

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле.

Проект: «Наш огород»

Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

Также у нас составлена экологическая тропа с описанием природных объектов (деревьев), которая начинается с нашего участка. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. . Одни и те же объекты (деревья) можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала»; Конкурсы рисунков по временам года, Чудо - дерево, Эко елочка, Сказочный снеговик, Поделки из природного материала, Конкурс «Кормушка для птиц»).

Так же проводятся конкурсы детских работ. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Темы по самообразованию:

- « Нетрадиционные техника рисования в детском саду»
-«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

-« Ознакомление детей с декоративно прикладным искусством»

Пусть будет в человеке всё прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. 2013 год в России и нашей республике объявлен Годом охраны окружающей среды. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Мир природы удивителен и прекрасен! Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической возможности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей –то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Цели, которые я преследовала:

Дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы

Осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Формы и методы работы:

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды . В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале « Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата и т.д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц. Коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы . Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. На территории детского сада есть огород. Где мы с ребятами весной сажаем лук, фасоль, морковь, свеклу. И потом наблюдаем за процессом прорастания семян, поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. Еще на территории нашего детского сада есть участок естественного луга . Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лег для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому я собрала большую картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В акции, которая сейчас проходит «Мой дом – чистая планета! » я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект . Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Я внедрила такие проекты « Лаборатория волшебства», где мы с детьми ставили разнообразные опыты и эксперименты; «Открытие птичьей столовой!», целью которого было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе « Воздух-невидимка»

Цель: развитие представление о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

В детском саду ежемесячно проводим конкурс детских рисунков и поделок " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.

Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность я использую как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Такую форму работы, как консультации,папки-раскладки, например "Опыты и эксперименты с детьми дома", родителям очень интересны. Родители сами с большим интересом узнают и экспериментируют с детьми дома. Мы показывали родителям о наших достижениях на открытых занятиях и викторинах, таких как КВН, « Экспериментируем вместе», « Что я знаю расскажу и покажу». После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи, ставить совместные опыты дома и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Открой себя" Е.В. Рылеевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой, "Семицветик" Ашиковых, "Мы" Н.Н. Кондратьевой.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я планирую в этом учебном году организовать кружок "Юный эколог", что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка. Буду продолжать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Загрузка...
Top