Особенности христианского воспитания детей. Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире? Христианское воспитание детей в современном мире

Сегодня мы в Церкви прикладываем огромные усилия, чтобы удержать наших детей в православии. Во многих случаях они не проявляют к этому интереса. Можем ли мы как-то побудить своих детей с радостью исполнять заповеди и быть православными христианами? Я думаю, есть такой способ. Он требует целеустремленности и упорного труда.

Моя мама умерла, когда мне было восемь лет, а когда мне исполнилось десять, мой отец снова женился. Одним летним вечером, мне было около четырнадцати, я сидел на ступеньках у входа в наш дом и размышлял, как сильно мне не хватало мамы. Тем вечером я решил, что мое самое заветное желание иметь крепкий брак и семью. Я поставил это превыше образования, превыше успешной карьеры и превыше положения в обществе.

Мы с моей женой Мэрилин посвятили свои жизни Христу, когда учились в Университете Миннесоты. Однажды профессор колледжа Бетхель* в Сент-Поле, доктор Боб Смит читал лекцию на тему брака и семьи. Как-то в процессе выступления, он нарисовал такой образ, который неизгладимо отпечатался в моей памяти. Он сказал: «Однажды я буду стоять на судилище Христовом как отец и моя цель в том, чтобы рядом стояли моя жена и дети и говорили: «Господи, мы все здесь. Вот Мэри, вот Стив, вот Джонни, все на месте». В ту ночь я молился: «Господи, вот чего я хочу, когда я женюсь, и у меня будут дети, чтобы мы все вместе смогли войти в Твое Вечное Царствие»

За время обучения в колледже, в семинарии, и за сорок пять лет семейной жизни моя решимость иметь большую семью и привести ее с собой в Вечное Царствие ни разу не поколебалась. Мы с женой сохранили здоровый брак и всегда стремились быть благочестивыми родителями, а потом и дедушкой с бабушкой. Я хотел бы выделить пять вещей, которые мы с Мэрилин пытались исполнять и которые по Божией милости исполнялись нами успешнее всего на пути построения семьи во Христе и Его Церкви.

1. Отдавать приоритет своей семье.

Самое важное после Царствия Божия это наша семья. Мне кажется, если мы хотим взращивать Православные христианские семьи, наши супруги и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.

Для верующего человека наш путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. В этом отношении Священное Писание, Святые Отцы, Литургия говорят однозначно. По крайней мере, четырежды за воскресной Литургией мы поминаем со всеми святыми, говоря: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором, а увлеченность нашей работой на третьем.

Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.

В начале своей семейной жизни, я работал в «Campus Crusade for Christ»**. Потом я проработал три года в Университете Мемфиса, и затем одиннадцать лет в издательстве «Thomas Nelson Publishers» в Нэшвиле. И на каждом из этих этапов свирепствовала борьба за равновесие между работой и семьей. Мне бы хотелось свидетельствовать, что выиграть это борьбу легко, но это не так. Я не могу перечислить, сколько моих друзей и знакомых христиан остались без своих семей, потому что по их собственному признанию, карьера была у них на первом месте. Это были вечно отсутствующие дома мамы и папы, и их работа их поглотила.

На всех своих работах в течение долгих лет я ездил в поездки, когда я работал в Campus Crusade в 60х годах, в Thomas Nelson в 70х и 80х, и сегодня в Антиохийской Православной Митрополии. Почти половину своего времени я в разъездах. Когда авиалинии несколько лет назад стали предлагать бонусные перелеты для постоянных клиентов, я подумал: «Минуточку, это же выход. Я буду брать с собой детей».

Таким образом, за время работы в издательстве я стал иногда брать с собой в поездки кого-нибудь из детей. Во время поездки на восток США я взял с собой одну из дочерей, в Нью-Йорке мы взяли в аренду машину и поехали в сторону Хариссбурга в Пенсильванию. Мне кажется, мы никогда так не общались вдвоем, как во время этой поездки. В другой раз мне нужно было ехать всю ночь из Чикаго в Атланту, и я взял собой своего сына Грэга. Когда мы выехали за город, где не было городских огней, он заметил, что он никогда еще в своей жизни не видел звезды так ясно. В ту ночь мы с ним говорили о Божьем творении. Уже взрослыми, большинство их наших шестерых детей говорили: «Папа, одними из лучших мгновений нашей жизни были наши с тобой поездки».

Если вы очень заняты, найдите время это восполнить. Я назначал встречи со своими детьми. Если у вас нехватка времени, и при этом вы не выкраиваете время на детей, вы их потеряете. Если вам звонит кто-то, кому нужно с вами встретится, вы говорите: «Послушай, Джо, у меня встреча. Мы можем встретиться завтра». Вы решаете отдать предпочтение семье.

2. Расскажите детям о любви Божией

Во Второзаконии 4, Моисей говорит детям Израиля о важности исполнений Господних постановлений. А потом он обращается напрямую к родителям и прародителям. «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:9).

Возможно вы из тех родителей, которые пришли ко Христу в позднем возрасте и духовно не работали со своими детьми должным образом. Что ж, теперь у вас есть шанс попытаться с внуками. Эта возможность не означает, что вы станете родителем своим внукам. Но вы всегда можете рассказать внукам, что Господь сделал для вас, как сказал Моисей. Разговаривайте с ними. Если вы стали ближе ко Христу в более позднем возрасте, расскажите внукам об этом. Расскажите, какие вы вынесли уроки. Расскажите о реальных случаях, свидетельствующих о любви Бога и Его милости к вам.

Моисей продолжает пояснять важность таких разговоров, вспоминая, как Господь сказал ему: «Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дня жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10). Дети, которым преподали Слово Господне правильно, научат и своих детей.

Как мы учили своих детей? Прежде чем ответить, я бы хотел сказать, что в этом деле можно переусердствовать. Вы не можете вдолбить христианство в головы своей семье. Если вы будете фанатичны, у вас может возникнуть искушение оказывать на них давление, пока они не взбунтуются. Я встречал в семинарии нескольких человек, которые там оказались не по собственной воле или по Божьему призванию, а скорее, чтобы угодить родителям. И это страшно.

Самое важное, что мы пытались исполнять всей семьей, – ходить на воскресное богослужение. Даже несмотря на трудности подросткового периода, никогда не возникало вопроса, что мы будем делать в воскресенье утром. Я еще не был священником, когда старшие дети были в подростковом возрасте, но, несмотря на это, мы всей семьей в воскресное утро были в церкви. А если мы путешествовали, мы шли в храм, там, где мы оказывались.

Я знал, что если я дам поблажку своим собственным детям, они буду давать поблажки своим. Если вы будете делать уступки, они будут делать еще большие уступки. Поэтому данный вопрос никогда не вызывал сомнений. Слава Богу, все наши шестеро детей православные, с православными супругами и все наши 17 внуков православные. И каждое воскресное утро они в храме.

Сейчас у православных больше богослужений, чем у . Что же мы делали? Мы всегда были в субботу на всенощной, на воскресной литургии, и на основных праздничных богослужениях. Было ли это милосердным? Безусловно. Неужели я не отпустил бы их на школьный вечер или большой футбольный матч в субботу вечером? Конечно, это не так. Просто мы не хотели, чтобы они гуляли допоздна, так, что это могло им помешать участвовать утром в воскресном богослужении. В праздники, если у них должна была быть контрольная на следующий день, разве я заставлял их идти в церковь? Конечно нет. Я старался придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны были на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут была дисциплина, но было и милосердие.

Тот же дух мы пытались сохранить на домашней молитве. Когда дети были маленькими, мы читали им каждый вечер истории из Библии. Мы молились все вместе. Мы делали так всегда, а когда они подросли, мы учили их по вечерам произносить свои собственные молитвы.

Становясь православными, мы изучали церковный календарь. Во времена Рождественского и постов в журнале «Лексикон» появлялись библейские отрывки из Старого и Нового Завета. На протяжении Рождественского и Великого Постов мы читали эти отрывки каждый вечер за общим столом. Если я был в дороге, я просил кого-нибудь почитать. Таким образом, наша семья соблюдала духовный пост, который предписывается Церковью в продолжение этих двух периодов. Если я был дома, я читал и комментировал отрывки. Мы обсуждали, как отрывок можно было применить к нашей жизни, и как он соотносился с Рождественским и Великим Постом.

В остальное время года, я обычно благословлял пищу и затем зачастую разговор за ужином шел о Христе. Если у детей возникали вопросы, я открывал Писание вместе с ними. Таким образом, мы обнаружили, что ритм церковного года привносил душевное равновесие.

3. Любите своих супругов.

В-третьих, я не могу не придать этому значения, мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Психологи говорят, что для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.

Красивый отрывок из Послания к Ефесянам описывает такую любовь. Это тот отрывок, который читается в качестве Апостольского послания на православном венчании. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (ст.25). Это означает, господа, что мы любим ее так, чтобы мы могли умереть за нее. Мы жертвуем собой друг ради друга. Это то, о чем свидетельствуют венцы на церемонии. Я люблю свою жену больше, чем я люблю свою жизнь. Венцы также свидетельствуют о царском достоинстве. В своем наставлении на венчании младшего сына я сказал: « Питер, обращайся с ней как с королевой! Кристина, относись к нему, как к королю». Такая расстановка прекрасно работает.

Еще мне кажется, мы никогда не перестаем ухаживать друг за другом. Мы с Мэрилин до сих пор ходим на свидания, а ведь мы уже женаты сорок пять лет! Иногда просто необходимо отдохнуть, сходить куда-то вместе, поговорить и выслушать друг друга и продолжать пребывать в любви. До , я спросил одного своего друга, у которого были прекрасные отношения с женой. Я спросил его, в чем секрет. Он ответил: «Постарайся узнать, что ей нравится, и делай это». Мэрилин любит ходить по магазинам. В начале нашей совместной жизни мы ничего не могли себе позволить, поэтому ходили и смотрели на витрины, после того как магазины уже закрывались.

Сейчас, когда выдается свободный день, я спрашиваю ее: «Что бы тебе хотелось поделать, дорогая?»

Она обычно отвечает: «Пошли по магазинам».

Я надеваю спортивную куртку, и мы едем в центр, я держу ее за руку, пока мы изучаем витрины, и я покупаю что-нибудь в подарок внукам. Возрастайте в своей любви, и не переставайте ухаживать друг за другом.

4. Никогда не наказывайте в гневе

Бывают времена, когда дела идут неважно, даже очень плохо. Мне очень хотелось бы вам сказать, будто никому из наших шестерых детей никогда не доставалось на орехи. Или, что мама или папа были абсолютно непогрешимы. Я не знаю такой семьи, где такое бывает. Я бы сказал, что в сравнительном отношении, троих из наших детей было относительно легко воспитывать, а трое были более трудными. Если кто-то из них начинал упрямствовать в подростковом возрасте, я говорил Мэрилин: «Помнишь, какими мы были в этом возрасте? Они ничем не отличаются от нас». Я был , и частично это проявилось в наших детях.

Св. Иоанн Богослов сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 4). И наоборот. Нет большей сердечной боли, чем когда дети твои не ходят в истине. У нас было несколько больших неприятностей в семье. Были ночи, когда я и моя жена рыдали в подушку, пытаясь уснуть. Мы говорили: «Господи, есть ли свет в конце этого тоннеля?»

Будучи еще молодым родителем, я запомнил одну из строк Ветхого Завета из Книги Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Уверяю вас, это обетование от Бога истинно. Бывали времена, когда я сомневался, что наша семья будет стоять перед Господом в полном составе. Я благодарю Бога за раскаяние и прощение, исправление и Его милость.

Сразу за наставлением Св.Апостола Павла в отношении брака в Послании к Эфесянам, он продолжает поучение на тему отношений родителей и детей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» – это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6 Еф 1-3). Это еще одно достоверное обетование. Если ребенок слушается родителей, он проживет долгую жизнь. Поэтому мы учим их послушанию.

Полезно время от времени садиться со своими детьми и напоминать им, почему так важно . Потому что, если дети не научаться подчиняться своим родителям, они не научатся подчиняться Господу. А последствия этому ужасны, и в этой, и в будущей жизни. Поэтому одна их причин, почему мы слушаемся своих пап и мам, это то, что таким образом мы исполняем Господни заповеди.

Следующая строка демонстрирует нам обратную сторону монеты: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6Эф4). Не помню, где я взял эту идею (а сам я редко их изобретаю), но когда мне приходилось делать замечания нашим дочерям, я брал их за руку. Когда я был еще молодым отцом, я обычно сажал их на стул, и сам садился напротив. Но однажды я сказал себе, что это не передает того, что мне хочется им сказать. Поэтому я стал садиться с ними на диван, брал за руку, и, глядя им в глаза, говорил, чего я от них хочу.

Когда мои дочери стали взрослыми, двое из них не сговариваясь, благодарили меня за то, что я держал их за руку, когда делал им замечания. У них обеих были друзья, чьи отцы приводили их в большое смущение своей возможно слишком строгой манерой наказания. Я призываю отцов остерегаться такого дисциплинарного воздействия на детей, которое может породить у тех гнев. После любого назидания, обнимите их и покажите им, что вы их любите.

Временами отцу необходимо воздержаться от наказания, потому что сам он находится в гневе. Помните строчку из Мультфильма «Невероятный Халк»? «Я могу вам не понравиться, когда я в гневе». Если это так для персонажа мультфильма, насколько это более актуально для реального отца?

5. Помогите вашим детям распознавать Божию волю.

Давайте еще раз заглянем в Книгу Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Фраза «он не уклонится от него, когда и состарится» не подразумевает того пути, который вы для него определили. Это тот путь, который определил для него Господь. Другими словами, принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.

Я очень рад, что Питер Джон семинарист, а муж Вэнди православный дьякон. Но это не значит, что я рад за них больше чем за Грэга, который работает маркетологом, или за Терри, мать пятерых детей, или за Джинжер и Хайди, которые работают, чтобы помочь своим мужьям обеспечивать своих сыновей.

Я повторю, что наша родительская задача, помочь нашим детям определить, чего Господь ждет от них, и затем обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, предпринимательство или юриспруденция, продажи или служение Церкви, я хочу, чтобы они прикладывали в своем деле все свои усилия, во Славу Божию. И между прочим, каждый из нас находится на служении Христу по завету нашего Святого Крещения. Миряне или клирики, мы все определены на служение Ему. Поэтому, что бы мы ни делали, мы стремимся делать это во Славу Божию.

Вот те шаги, которые мы старались предпринимать в отношении наших детей. Слава Богу, эти усилия принесли достойные плоды. На настоящем этапе жизни, когда нас осталось дома всего двое, приятно мысленно возвращаться в прошедшие годы и благодарить Господа за детей, супругов, и внуков, которые являются верными членами Церкви. Нет ничего лучше этого.

Это не значит, что больше никогда не будет никаких проблем. Я, конечно, наивный, но не настолько, чтобы в это поверить. В нашей жизни могут случиться неприятности. Но как мы говорим на свадьбах: « закладывают основания домов». Наши годы это не время почивать на лаврах, а время благодарственных молитв.

Да даст вам Господь радость воспитания вашей семьи во Христе, как испытали ее мы, воспитывая наших детей.

О.Питер Е.Гиллкист – директор Департамента Миссионерства и Евангелизма Антиохийской Православной Митрополии в Северной Америке, издатель Conciliar Press . Он и его жена Мэрилин живут в Санта-Барбаре, в Калифорнии.

*(Bethel College) Христианский колледж в штате Миннесота.

** Campus Crusade for Christ -Американская Христианская транснациональная миссия

Статья впервые напечатана в журнале AGAIN, номер 4, лето 2004 г. Перевод с английского Марины Леонтьевой, специально для “Православие и мир”

Дети в православном обществе воспитывались на послушании своим родителям и почитании их. Почитать мать и отца воспринималось как заповедь Божия, без соблюдения которой было невозможно благополучное взросление человека. А женщина и знали свою ответственность семейного служения и осознавали свой долг по духовному воспитанию детей. Родители понимали всю необходимость мудрых педагогических разговоров с ребёнком в семье.

Таким образом, все древнейшие православные традиции определяют особую роль семьи в воспитании детей, а, следовательно, и в формировании всего христианского, православного общества и человечества в целом. А в основе воспитания детей лежит воспитание родителями самих себя. И это единственный верный путь.

Поскольку только собственным примером можно научить ребёнка любить и почитать родителей, быть нравственно и духовно развитыми, честными и ответственными и быть готовыми к тому, чтобы воспитывать уже своих детей и заботиться о них. И делать это также, на основе собственных примеров и через воспитание самих себя.

На основе статьи христианина,отца
двоих детей, организатора паломничества
по святым местам России, Александра Котилина.

Христианское воспитание детей заключается в воспитании будущего поколения на христианских принципах и вере. Традиции православия и православного воспитания детей также имеют в своей основе общие христианские догмы и правила: любовь и помощь ближнему, прощение, благочестие и смирение.

Обряд крещения ребенка и роль крестных родителей
Знакомство ребенка с Богом и церковью в христианской традиции происходит после первых дней рождения малыша. Таинство крещения - это ритуал, который вверяет ребенка Богу и определяет духовых наставников ребенка - крестных родителей. Сейчас традиции крещения и отношения к ним несколько изменились. Ранее же к вопросу крещения ребенка относились со всей ответственностью и серьезностью. Крестные мать и отец должны были стать не просто членами семьи, а духовными поводырями малыша.

Основы христианского воспитания ребенка
В основе идеи христианского воспитания детей лежит работа по духовному совершенствованию ребенка и его родителей. Важно не просто донести до малыша понятия о Боге, а взрастить в нем критерии добра и зла, которые он будет использовать как ориентиры в своих поступках и действиях.

Одним из основных инструментов православного воспитания детей является регулярное посещение церкви, участие в богослужениях и Таинствах. Однако также важно созидание христианской атмосферы внутри семейных стен путем совместной молитвы, чтения святого письма, соблюдения христианских традиций и ритуалов.

Идеи христианского воспитания детей
1. Построение правильной иерархии ценностей в сознании ребенка - духовное превыше материального.
2. Дисциплина и распорядок дня для ребенка (режим), который включает достаточное время для светского обучения, церковного и активного досуга с физическими нагрузками (в том числе работой по дому).
3. Посещение богослужений в церкви и участие в таинствах.
4. Молитва, в том числе семейная, как часть семейной традиции и привычного уклада жизни.


Церковные праздники и традиции в процессе православного воспитания детей

Огромное значение в процессе православного воспитания детей имеют христианские праздники и традиции, которые с ними связаны. Например, ребенку тяжело осознать суть празднества Воскрешения Христова, поскольку вопросы жизни и смерти еще малодоступны для детского понимания и восприятия. А вот традиция в день Пасхи печь куличи, красить яйца и святить их рано утром в церкви, отстояв перед этим службу, близки малышу, для которого сакральный смысл праздника совмещается с общей позитивной атмосферой, традиционными гуляньями и чествованиями в этот день.

Молитва

Основной способ общения с Богом в христианском мировоззрении - молитва. В молитве люди взывают к всевышнему, просят его о чем-либо, благодарят и т.д. Помимо основных христианских молитв существует целое множество, в том числе детских. Духовники рекомендуют молиться как с ребенком (семейная молитва), так и за ребенка, прося у Бога благополучия, здоровья для малыша. Традиционно молитву произносят за столом (перед приемом пищи), перед выполнением важной работы, перед поездкой или путешествием. Часто молятся перед сном, прося у Бога прощения за сделанные прегрешения.


Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания. Но эти свои качества она мо...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

- Отец Василий, каким в идеале должно быть православное воспитание?

Все очень просто на первый взгляд: воспитание должно быть построено на Евангельских истинах. Но этот идеал непростым бывает в исполнении. Детей нужно воспитывать с рождения, а по большому счету с момента зачатия. Образ жизни супругов, их мировоззрение, поведение влияют на ребенка еще в утробе матери. В первую очередь родители должны приложить все усилия для того, чтобы неотъемлемой частью детского сознания стали представления о вере, Боге, вечной жизни, нравственности. Маленький ребенок еще не задается вопросом: «Почему добро надо делать, а зло нет?». И именно поэтому в малом возрасте детей очень легко воспитывать. Все, что им говорят, они воспринимают как очевидную истину и не пытаются оспорить. Когда ребенок подрастает, то начинает спрашивать: «А почему нужно делать именно так?». Но если первые семена посеяны, уже есть знания о Боге, бессмертии души, то легко объяснить, почему зло вредит и как оно отдаляет нас от Бога. Тогда как добро и жизнь по Евангельским заповедям делают нас угодными Богу, способными к общению с Ним.

Но бывает очень сложно, когда мальчик или девочка христианские истины не уяснили с детства. И, например, привыкли делать всегда так, как им нравится. Тогда немало усилий требуется приложить, чтобы убедить, что выбранная модель поведения неправильна. Ребенку очень трудно менять свои убеждения. Ведь он много лет так поступал. Поэтому очень важно начинать как можно раньше.

Как правильно выстроить жизненный уклад, из чего должна складываться ежедневная жизнь семьи, в которой стараются воспитать своих детей в православных традициях?

Образ жизни в семье имеет огромное значение. Часто он главным образом и влияет на детей. Но его нельзя создать искусственно, по некоему правильному шаблону. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. И можно сразу представить, как в такой семье будут себя вести, например, за столом. Приобрести смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участие в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка нужно приучать с детства.

Важно помнить, что процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Это кропотливая ежедневная работа. Сначала воспитывают родители, учителя, а потом человек сам должен себя воспитывать, в том числе и для того, чтобы являть своим детям достойный образ поведения.

А люди чаще довольны собой. Если же есть материальный достаток, то они и вовсе чувствуют себя особыми людьми. А кто с детства знает, что такое смирение, грех, тот понимает, что свои греховные наклонности нужно исправлять до конца жизни. В этом большая мудрость, которую важно суметь донести и до детей.

В семьях, где больше одного ребенка, всегда есть проблема детских ссор. Существует ли рецепт, как избежать раздоров?

Основанием во всем должны быть христианские убеждения. Старшие должны уступать младшим, прислужить им, если нужно. Младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Нужно приучать детей друг другу помогать. Когда дети маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком. А если начинаются зачатки непочтения, нужно их пресекать. Если поссорились, совсем не значит, что одного нужно наказать, а второго защитить. Необходимо объяснить, почему так произошло. И дети должны обязательно иметь пред глазами тот образ, который им нужно стяжать. В этом помогут рассказы о жизни святых, о том, как они смирялись, молились, какой вели образ жизни. Также можно приводить примеры жизни людей гордых, самолюбивых и говорить, к чему приводит своеволие и неисполнение Божиих заповедей.

- Допустимо ли шлепнуть ребенка, если другие методы оказываются недейственными?

Это не исключено. Когда ребенок еще мал, возможно, так даже и быстрее поймет. Но родители должны отдавать себе отчет в том, с каким чувством они это делают: с желанием исправить или ими движет стремление наказать. Шлепнуть можно, но с любовью и разумно. Не должно быть злости, а если ребенок после боится родителей и обходит их стороной, то такое, конечно, недопустимо.

- Отец Василий, а какие ошибки чаще всего совершают родители в воспитании своих детей?

Родители, как правило, всегда что-то упускают из виду. Вовремя не подскажут или не заметят греховные склонности. Детские малозаметные проступки легко могут перерасти в пристрастия, от которых непросто потом избавиться. Привычка брать чужие вещи может превратиться в воровство. Часто родители не придают значения тщеславным стремлениям, желанию иметь превосходство над другими. Кажется, что ребенок маленький, поэтому ничего страшного в этих наклонностях нет. Но на самом деле пока маленький и надо отсекать все лишнее. А когда ребенок вырос и уже стал, например, эгоистом, очень сложно его исправить.

У многих родителей возникают сложности, когда церковный ребенок приходит в обычную школу или детский сад. «Прилипают» нежелательные слова, приобретаются какие-то привычки, но в тоже время ребенок обязательно должен общаться со сверстниками и обзавестись друзьями.

Надо следить на протяжении всего времени учебы за тем, с чем ребенок приходит домой. С добрым пришел - хорошо, а если «принес» злое слово или привычка появилась нехорошая, нужно объяснить, чем ему вредят эти «приобретения». Все время необходимо общаться с ребенком. Неделю или месяц перестали обращать внимание на то, что происходит с вашим сыном или дочерью, а потом можете их и не узнать.

А друзья, конечно, необходимы. Но если от дружбы только вред, то правильным будет прекратить ее. А если друг или подруга благочестивые, пусть даже пока и не церковные, то такое знакомство не повредит, а возможно даже и поспособствует воцерковлению этих людей.

Часто в школьной программе, особенно по литературе, идеализируются добродетели, которые христианскими нельзя назвать. Как быть?

Внимательными надо быть к содержанию образовательного процесса. В школе порой преподносятся как истинные представления о мире, противоречащие христианскому мировоззрению. Так, например, до сих пор говорят, что человек произошел от обезьяны. И мы должны сказать ребенку, что ходить на уроки и слушать все, что говорит учитель, нужно, но не все стоит принимать как истину. Если относительно точных наук никаких сомнений нет, то литературные образы, действительно, часто подаются как положительные, хотя с христианской точки зрения такими не являются. Нужно помочь детям разобраться. Нельзя запрещать читать произведения, которые входят в школьную программу. Но они должны привыкать оценивать литературных героев и понимать, какой образ не может служить жизненным примером для христианина.

Как правильно себя вести в ситуации, когда один из супругов церковный человек, а другой нет? В деле воспитания часто начинается «перетягивание каната».

В таком случае тяжело бывает всем: и родителям, и детям. Воцерковленному супругу, мужу или жене, нужны мудрость, мягкость и обязательно постоянство в сохранении своих христианских убеждений, верность им. Христос сказал: «Я не мир пришел дать, а разделение». И мир на самом деле, как кажется, можно сохранить очень просто - отступить от своих воззрений, и не будет поводов для раздоров. Но важно помнить, что это будет предательством и большим злом обернется и в вечной жизни, и здесь, в земной.

Конечно, церковный родитель должен молиться и просить Божией помощи и вразумления своего супруга. При этом важно сохранять постоянство в воспитании детей. Вражду, конечно, не надо сеять. И мать, если она церковный человек, должна сказать ребенку, чтобы он не противился отцу, слушался его. Но она обязательно должна рассказать детям о Боге, о бессмертии души, заложить основы христианского мировоззрения. Как бы трудно не было, ребенка в любом случае можно воспитывать в христианских истинах, чтобы, повзрослев, он мог сделать правильный выбор.

- Как ребенка приучать к молитве, каким должно быть участие родителей?

На самом деле нужно молиться вместе с детьми даже тогда, когда они еще совсем маленькие. Пусть им не все понятно, но они видят, что и как делают родители, и в их сознании это откладывается. Папа с мамой крестятся, делают поклоны, и малыш с детства уже знает, что нужно поклоняться Богу. И он так же, как папа с мамой, идет и целует икону. А когда он вырастает, он уже и не предполагает, что можно по-другому. Взрослым только остается объяснить, как молиться, рассказать, почему мы кланяемся и прикладываемся к иконе.

Ребенку нужно обязательно разъяснить, что молитва - это наше благоговейное обращение к Богу. Пока он мал, конечно, ему нужно молиться понемногу. У детей должно быть небольшое правило? «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», к семи годам можно еще прибавить молитвы. Это все индивидуально и всегда можно посоветоваться со священником. К десятилетнему возрасту ребенок уже будет готов читать «Правило ко причастию», самостоятельно? Евангелие. Но самое главное? привить любовь к молитве. Потому что, если любви не будет, то все бесполезно, из-под палки молиться не заставишь.

- В деле воспитания должно ли быть распределение обязанностей между отцом и матерью?

Не зря есть выражение: «впитать с молоком матери». Конечно, мать кормит, она все время держит на руках ребенка и дает ему очень многое. Но это не значит, что отец должен отстраняться от воспитания. Я не думаю, что должно быть какое-то специальное разделение. Муж с женой вместе должны растить детей. Не случайно же говорится, что муж и жена становятся одной плотью. Подвиг воспитания они должны совершать совместно, потому что это очень большой труд, который не под силу одному человеку. Но ни коем случае отец не должен сказать матери при ребенке, что она не права, или мать - отцу. Иначе потом ребенок потеряет уважение к обоим. И они будут уже правильные вещи говорить, а у детей не будет доверия.

Нужно ли по-разному воспитывать мальчика и девочку с учетом того, что в жизни им уготованы несколько разные роли?

Я думаю, христианские добродетели одинаковы для всех и не делятся на женские и мужские. Хотя, конечно, разница в характерах есть. Что же касается будущих роли матери и отца, то детям все становится понятно, когда у них перед глазами пример родителей. Если же мы заранее будем что-то объяснять детям, то это уже будет похоже на то, как сейчас пытаются готовить к семейной жизни в школе. Ребенок просто должен знать о христианской семье и о том, что такое грех.

А родители должны понимать, какая на них ответственность, сколь важен пример их семейной жизни. Потому что если пример не показывать, а только говорить: «Делай так и так», - толку никакого не будет. Слова пусты, если родители сами не подкрепляют их действиями. Представьте себе картину. Мама первый раз привела сына в храм и говорит: «Пойди, поцелуй икону». А сама стоит и не подходит. Как вы думаете, сын подойдет? Пример подчас значит больше любых слов. Важна любая мелочь: как родители разговаривают, как они ведут себя. Если родители живут в мире, согласии, ласковы друг с другом, то и учить этому не нужно. Пример, увиденный в семье родителей, ребенок потом будет воспроизводить уже в своей семье.

Какова мера родительской ответственности за то, что происходит с их детьми? Если ребенок что-то натворил, кто виноват: родители, которые плохо воспитали или он сам?

Мера ответственности, конечно, большая, но не стопроцентная. Каждый человек имеет свою волю. Вопрос в том, с какого же возраста ребенок начинает отвечать за свои поступки. С семи лет дети начинают исповедоваться. Конечно, если в этом возрасте что-то греховное сделано, то чаще не со зла. Но мы уже приучаем к исповеди, и ответственность разделяется между родителями и детьми. Ребенка учит и школа, и улица, и конечно, мать с отцом не могут нести полную ответственность за все. Чем дети младше, тем эта ответственность больше, и чем дети взрослей, тем, наоборот, она меньше. Если взрослый ребенок совершает преступление, мы не можем сказать, что в этом полностью виноваты родители. Мать и отец ответственны за то, как они воспитали, но за каждый содеянный проступок ребенок, выйдя из малолетнего возраста, отвечает уже сам.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5697&Itemid=65

Загрузка...
Top