Ребенок плачет когда остается в садике. Ребенок не хочет ходить в садик и плачет — что делать, советы психолога. Легкой адаптации к детскому саду

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему :

  1. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  2. Боится, что его не заберут из садика.
  3. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  4. Боится воспитателя.
  5. Его обижают в саду.
  6. В садике малыш чувствует себя одиноким.

Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

Что делать, если в садике?

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  1. Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  2. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  3. Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.

Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Тема саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

Подготовка ребенка к детскому садику

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  1. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  2. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  3. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  4. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Распространенные ошибки родителей

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

С достижением трехлетнего возраста большинство детей переходят на следующую ступеньку детства и начинают посещать детский сад. Период адаптации к этому этапу жизни может вызывать у ребенка стрессовые состояния и приводить к постоянному плачу и истерикам. Детский сад для любого малыша, безусловно, является новым пространством, в котором существует незнакомые ему окружение и отношения. Поэтому в период приспособления и привыкания молодого организма к новым условиям, родителям следует запастись терпением и максимально облегчить своему чаду прохождение адаптации. Для этого всем заботливым родителям нужно знать особенности строения нервной системы малыша и учесть все нюансы периода адаптации.

Особенности нервной системы и социального поведения малыша

Дети, как и взрослые, бывают разные. Одни спокойно воспринимают все новое и быстро приспосабливаются, другие могут привыкать месяцами. Но для всех малышей в этом возрасте свойственны некоторые одинаковые аспекты поведения и реакции нервной системы, провоцирующие стрессовые состояния.

Почему ребенок плачет в садике?
Отрыв от родителей является одним из основных эмоциональных факторов способных вызвать непростую адаптацию ребенка к детскому садику. Любой малыш с самого рождения неразрывно связан с родителями, которые являются для него самыми любимыми и заботливыми людьми. И вдруг мама или папа приводят его в незнакомое место и оставляют там одного, в окружении неизвестных ему детей и взрослых.

У совсем неподготовленного к первому посещению детского сада малыша к чувству неожиданной разлуки с родителями добавляется страх сделать что-то не так, который поддерживает стресс и может привести к истерике.

Кроме того в возрасте 3-х лет у любого малыша проявляется первый в его жизни возрастной кризис. В этот период жизни у ребенка появляется ощущение собственного «я», формируются личность и самооценка. Дети начинают отстаивать свои самостоятельные решения перед окружающими. Нервная система и психика получают дополнительную нагрузку и становятся более ранимыми. В этом же возрасте проявляются такие качества, как своеволие, упрямство, негативизм. Нервные срывы в условиях возрастного кризиса, также приводят к проблемной адаптации в новых условиях.

Условия воспитания и окружающей обстановки, влияющие на период адаптации

Родительский уход и воспитание являются самым важным звеном в формировании правильного социального поведения детей в любой окружающей среде. В семьях, где процесс воспитания ребенка основывался на партнерских равноправных отношениях, дети, как правило, очень быстро и безболезненно проходят период адаптации. Также легко привыкают к новой обстановке и незнакомому окружению малыши из многодетных семей или дети живущие в коммунальных квартирах. Поведения и характер ребенка достигшего детсадовского возраста в значительной степени определяются родительским уходом и воспитанием.

Негативное влияние плача на здоровье ребенка

Известная писательница и специалист по детской психологи Пенелопа Лич, долгое время изучала проблему влияния длительного плача на здоровье и психику детей. В ходе исследований ей удалось выяснить, что беспрерывный длительный плач способен нанести серьезный удар по развивающемуся детскому организму.

Ребенок плачет в детском саду или перед садиком?
Когда ребенок плачет, в его организме происходит резкий выброс большого количества гормона, вызывающего стресс. Переизбыток данного гормона негативно влияет на нервную систему. Затяжной безутешный плач увеличивает вероятность повреждения нервных клеток и может повлиять на развитие мозга.

Кроме того в сознании детей, которые плачут более 20 минут укореняется мысль о том, что им не помогут. Привыкание к такой мысли серьезно влияет на психику и может привести к проблемам на протяжении всей дальнейшей жизни.


Дети, которым детский сад противопоказан

Крайне не рекомендуется отдавать в детский сад детей с ослабленной иммунной системой, которые с самого рождения часто и много болеют. Не стоит отдавать в сад детей сильно привязанных к родителям, разлуку с которыми они могут переносить слишком тяжело. Также стоит отметить, что детские психотерапевты рекомендуют отдавать детей в детский сад только после 4-х лет.

Рекомендации по правильной подготовке ребенка к периоду адаптации

Чтобы максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с адаптацией, родителям стоит самостоятельно подготовить малыша к вступлению в полноценную детсадовскую жизнь. Для начала нужно поговорить с малышом, объяснив ему в позитивном ключе, зачем нужен детский сад и как там весло живется деткам играющим друг с другом. Следует также заранее подкорректировать повседневный распорядок дня ребенка под режим детского сада. Первое время приводить малыша в садик лучше всего с небольшим опозданием,чтобы он не видел слез и капризов других детей.

Все дети имеют разные характеры, особенности нервной системы и соответственно степень адаптации у всех малышей также разная. Способности привыкания детей к незнакомой обстановке делятся на 3 основные группы.

Высокая степень адаптации

Самая предпочтительная для любого родителя степень привыкания, облегчающая жизнь и детям, и родителям, и воспитателям. При высокой степени адаптации ребенок с радостью ходит в садик, быстро находит общий язык с другими детьми и адекватно реагирует на действия воспитателей. Малыш не плачет, не капризничает, не скучает, период адаптации занимает не больше 3-х недель.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых высокая степень адаптации
В данном случае родителям будет достаточно объяснить своему малышу, что они всегда обязательно заберут его домой, а своими эмоциями и впечатлениями он поделится сам.

Средняя степень привыкания

У детей со средней степенью адаптации, несмотря на видимую легкость привыкания, может развиваться внутренний протест. Внутреннее неприятие незнакомой обстановки может проявляться в неожиданных вспышках гнева, агрессии, капризности и плаксивости. Кроме того частые простудные заболевания, насморки и аллергии, также говорят о том, что период адаптации проходит не совсем легко. В остальном такие дети ведут себя достаточно спокойно. Сравнительно недолго переживают расставание с родителями и активно участвуют в общении и играх с другими детьми. Период адаптации у малышей со средней степенью привыкаемости занимает чуть более месяца.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых средняя степень адаптации
Постоянная связь с воспитателем и деликатные разговоры с ребенком помогут родителям избежать многих трудностей и проблем при адаптации малыша со средней степенью привыкаемости.

Сложная степень адаптации

У детей с плохой привыкаемостью к незнакомым условиям и обстановке очень часто случаются нервные срывы переходящие в истерику. Такие малыши при расставании с родителями очень долго и безутешно плачут. При попадании в новые для них условия они замыкаются в себе, не идут на контакт с окружающими их ребятишками и воспитателями, часто болеют. Их невозможно развеселить, они пугаются самых безобидных замечаний воспитателей, начинают плакать, капризничать и звать маму.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых сложная степень адаптации
В таких случаях родителям стоит первые 2 недели находиться в садике рядом с малышом, налаживая с ним максимально гибкое позитивное общение. Не лишним будет сходить на консультацию к детскому психологу. В некоторых случаях следует пересмотреть возможность нахождения ребенка в садике в данный возрастной период.

Советы доктора Комаровского, если ребенок плачет в садике

Известный детский врач, телеведущий и кандидат медицинских наук Евгений Олегович Комаровский, советует родителям с самого рождения ребенка приучать его к активному и здоровому образу жизни. Он рекомендует много гулять, закаляться, приучать малыша к соблюдению личной гигиены и позитивному общению с окружающими. Все это позволит в дальнейшем избежать проблем возникающих в период адаптации к детскому саду.

Видео: что cделать, что бы ребенок не плакал в садике?

Дети бывают разными. Один немедленно начинает плакать в детском саду, как только мама скрылась за дверью, а потом успокаивается. Другой малыш рыдает на протяжении всего дня. Третий сразу же заболевает – и это тоже форма протеста против незнакомой обстановки. Для ребенка расставание с мамой и папой – целая трагедия. Он может пережить ее быстро, если обстановка в детском саду ему нравится. Но если нет, ребенок может так и не приспособиться к чужим для себя условиям. Результатом может быть истерика, постоянный плач в саду и частые болезни.

Какие дети лучше всего приспосабливаются к детскому саду?

По оценкам воспитателей и детских психологов, к незнакомой обстановке в детском саду лучше всего приспосабливаются дети из многодетных семей, которые родились и воспитывались в коммуналках, где процесс воспитания с самого начала основывался на равноправных партнерских отношениях с родителями (когда родители считают ребенка равным и относятся к нему как к взрослому).

Когда плач может быть вредным для здоровья ребенка

Американские исследования показывают, что плач может нанести непоправимый вред нервной системе ребенка. Плач ребенка нужно дозировать, считает доктор психологии Пенелопа Лич. Она исследовала около 250 детей и выяснила, что плач более 20 минут подряд наносит сильный удар по здоровью ребенка. Это относится не только к плачу в детском саду, но и к воспитанию ребенка дома. Те дети, которые плачут более 20 минут, затем испытывают больше проблем на протяжении всей своей жизни, потому что привыкают к мысли, что на их крик о помощи никто не придет и не поможет. К тому же, утверждает доктор Лич, длительный плач детей разрушает их мозг, что в дальнейшем приводит к проблемам с учебой.

Когда ребенок плачет, в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол, вырабатываемый надпочечниками. Этот кортизол и является тем гормоном, который способен повредить нервную систему ребенка. Чем длительнее плач, тем больше кортизола вырабатывается и тем больше вероятности повреждения нервных клеток.

"Это не значит, что ребенок никогда не должен плакать или что родители должны беспокоиться, как только ребенок заплакал. Все дети плачут, некоторые больше, чем другие. Плох для детей не сам плач, а то, что ребенок не получает ответа на свой крик о помощи», - пишет в своей книге доктор Лич.

Когда нельзя отдавать ребенка в садик?

Родителям стоит знать, что мальчики в возрасте от 3 до 5 лет намного хуже адаптируются к новой среде, чем девочки того же возраста. Период трех лет – самый сложный для ребенка. В этом возрасте происходит перелом психики, формирование «Я» ребенка, это для него критический возраст. Если в период наибольшей уязвимости сдать ребенка в садик, его психика может непоправимо пострадать, а период адаптации затянется надолго – до полугода.

Дети от трех до пяти лет очень тяжело переживают разлуку с мамой, так как их связь с ней в этом возрасте наиболее крепка. Разрывать ее очень рискованно, это нужно уметь делать.

Нельзя отдавать ребенка в садик, если он часто болеет – это вконец расстроит ослабленную иммунную систему ребенка. Нельзя отдавать ребенка в садик, если он еще очень маленький и слишком тяжело переживает разлуку с мамой.

Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду?

Сначала ребенок должен сходить в детский садик с мамой и посмотреть, что там делают другие детки. Просто оставить ребенка в детском саду и уйти на целый день – бесчеловечно. Нервная система малыша получит мощный удар, от которого будет долго оправляться.

Маме или папе надо обязательно сходить с малышом в детский садик и побыть в детской среде. Ребенок будет более спокойным, если мама рядом. Когда дети находятся на прогулке, мама может привести малыша в садик, чтобы он погулял с ними без разлуки с мамой. Нужно привести ребенка в садик еще и вечером, чтобы он видел, что родители забирают детей после смены. Это очень важно для ребенка – знать, что за ним обязательно придут.

Чтобы ребенок не видел, как плачут другие дети при расставании с мамой, всю первую неделю его нужно приводить в садик на час позже – не к 8.00, а к 9.00. И нужно предварительно покормить малыша завтраком в привычной домашней обстановке, поскольку в садике он может отказаться от еды.

Всю первую неделю маме можно оставаться с ребенком в группе, чтобы он чувствовал свою защищенность и понимал, что здесь ему ничего плохого никто не сделает. Но оставаться не на весь день, а сначала на пару часов, до утренней прогулки, затем уйти с ребенком домой. Потом время в садике можно увеличить.

И наконец во вторую неделю можно попробовать оставить ребенка одного в садике, но не на весь день, а до обеда. Затем забрать малыша домой.

В третью неделю малыша можно оставлять в садике уже на весь день. За это время он успеет понять, что в садике ему ничего не грозит, а наоборот, интересно играть с новыми детьми, слушать интересные сказки и делиться новыми игрушками.

Степень адаптации малышей к садику

У каждого ребенка свои особенности нервной системы, поэтому они по-разному адаптируются к незнакомой среде детского садика. Одни привыкают и приспосабливаются быстро, другие – очень сложно. По тому, насколько быстро ребенок начинает ориентироваться в незнакомых условиях, можно разделить их на три большие группы.

Самая сложная степень адаптации

Из-за незнакомой обстановки у ребенка может произойти нервный срыв, он долго и безутешно плачет, оставшись без мамы, начинает часто и долго болеть. Ребенок не хочет контактировать ни с кем, кроме родителей, не хочет играть в садике с другими детьми, замкнут и плохо сосредоточен. Игрушками его развеселить не удается, малыш перебирает их одну за другой, ни на одной не останавливаясь. Желания играть у него нет, как и желания устанавливать контакт с другими детьми.

Как только воспитатель что-то говорит ребенку, он может пугаться и начинать звать маму, плакать либо вообще не реагировать на слова воспитателя.

Действия родителей

Нужно максимально гибко обращаться с таким ребенком, первую неделю-две мама должна быть вместе с ним в садике, и желательно сходить на консультацию к психологу.

Средняя степень адаптации

Такой ребенок может играть с другими детьми, плакать не очень долго, но у него проявляется скрытый протест на незнакомую обстановку. А проявляется он частыми заболеваниями – простудами, ангинами, насморком, аллергиями. Когда мама оставляет ребенка одного и уходит, он сравнительно недолго переживает, а затем начинает играть с другими детьми. В течение дня у него могут быть, казалось бы, беспричинные вспышки капризности, гнева, агрессии или плаксивости. По этим симптомам можно понять, что ребенок еще не адаптировался как следует.

Обычно такие дети могут адаптироваться к новому детскому коллективу и воспитателям не меньше полутора месяцев.

Действия родителей

Деликатность родителей и воспитателей, разговоры и объяснения, которые касаются пребывания ребенка в садике. Родители должны каждый день поговорить с ребенком, выяснить, какие события происходили в садике, и разобрать их по косточкам. Родители также должны постоянно держать связь с воспитателями, чтобы вовремя среагировать на любые проблемы ребенка.

Высокая степень адаптации

Когда ребенок очень хорошо адаптируется в незнакомой обстановке, родителям и воспитателям легко. Хорошая адаптация обозначает, что ребенок ходит в садик охотно, быстро устанавливает контакт с детьми, адекватно реагирует на замечания воспитателей. Период адаптации для таких деток самый короткий – меньше трех недель. Ребенок почти не болеет, это значит, что он благополучно переносит условия детского сада.

Ребенок с хорошей степенью адаптации не скучает, не капризничает, не плачет. Он умеет сам найти себе занятие и вовлечь в него других детей. Он спокойно делится игрушками и свой в компании других детей. Такой ребенок спокойно засыпает и вовремя просыпается, не нервничает на прогулке.

Когда приходят родители, ребенок охотно рассказывает им о событиях, которые происходили в садике.

Действия родителей

То, что ребенок сравнительно легко переносит обстановку в детском саду, не значит, что нужно предоставлять его самому себе. В первую неделю нужно все равно адаптировать ребенка, подготовить его к садику, рассказать о новых детках и чужой тете-воспитателе. Ребенку надо рассказать, зачем он ходит в садик и что его там ждет. И самое важное – дать понять малышу, что мама или папа обязательно заберут его домой после смены.

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

  1. Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
  2. Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка. Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
  3. Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
  4. Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
  5. Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
  6. Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
  7. Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
  8. Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Если ребенок плачет в детском саду, родители могут избавить его от любых проблем терпеливостью, любовью, внимательностью. Ведь период адаптации когда-то был и у них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что делать, если ребёнок плачет по утрам, приходя в детский сад.

Утренние истерики в детском саду, к сожалению, обычное явление во многих дошкольных учреждениях, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки «со стажем».

Почему ребенок закатывает истерики?

Самая основная и распространенная причина - это нежелание расставаться с мамой . Ведь при этом малыш чувствует себя одиноким и ему кажется, что он лишается чувства безопасности и защищенности. Ребенок дома и в саду - это совершенно разные вещи. Дома - все привычно и предсказуемо, его никто не обидит, можно заняться своим любимым делом, а еще лучше - ходить за мамой хвостиком, проводить все время с ней. в садике же - жесткий режим, необходимость подчиняться правилам, учиться взаимодействию с ребятами, находить приемлемые для остальных варианты игр, уступать, делиться игрушками. Согласитесь, даже для общительного ребенка жизнь в садике может требовать напряжения.

Если ребенок ходит в сад с большими перерывами (недельку ходит, затем болеет месяц), то адаптационный период растягивается довольно значительно . По статистике, он идет максимум год при условии регулярного посещения садика. Поэтому такому часто болеющему малышу каждый раз приходится привыкать к расставанию с мамой как будто в первые дни.

Другой причиной, почему ребенок плачет при расставании (особенно, когда стаж посещений садика уже больше года) - это установившийся ритуал прощания с мамой, который включает элементы истерики . В этом случае «поплакать» для малыша - это необходимое условие, чтобы получить дополнительную порцию внимания от мамы и, может быть, от воспитательницы - как правило, такая истерика проходит быстро после ухода мамы.

Если в течение дня ваш ребенок чувствует себя в саду хорошо, а дома с удовольствием рассказывает о садике - отнеситесь к таким истерикам, как к особой форме ритуалов . В этом случае могу посоветовать вам постараться изменить его.

1. Придумайте новый ритуал прощания . Например, вы договоритесь с ребенком заранее: «Чтобы ты не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Ребенок заинтригован. А вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание и ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать какой-нибудь красивый и вкусный (но небольшой) леденец. который ребенок еще не пробовал, можно дать одну аскорбиновую дольку (продается в аптеке), содержащую витамин «С» или что-то другое на ваш выбор и вашу фантазию. Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду. Иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой.

2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.

3. Берите с собой любимую игрушку ребенка, когда идете в садик . Многие воспитатели разрешают деткам их приносить из дому. Эту игрушку можно таскать утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру - будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант - оставлять игрушку в шкафчике или на постельке ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.

4. Если ребенок закатывает истерику с вами, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик . Обычно с иными близкими истерики возникают редко.

5. Если истерика началась, не теряйте спокойствия и терпения . Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно , чтобы он не боялся, что как только отвернется и все… мамы нет.

6. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо будет, если вы погуляете немного , дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.

7. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек, да и самого садика . Любые настораживающие вас моменты обязательно выясняйте в беседе с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребенка, его словами в процессе игры. Ведь играя, дети вслух могут вербализировать все, что происходит в садике, в котором они находятся большую часть времени.

Воспитатель может поиграть с ребёнком в игру:

Цель . Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Ход игры . Предлагая вниманию детей игрушки, рассказать детям примерно такую историю: « В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала.

Однажды к плачущей Маше подошёл Зайка – Длинное Ушко.

Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.

Люблю.

А почему плачешь?

Не хочу, чтобы мама уходила.

Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.

Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.

Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, всё о тебе думает. У неё начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает плакать.

Ой, - испугалась Маша. – Что же делать?

Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: «До свидания, мамочка. Я не буду плакать».

Появляется Медвежонок. Он плачет: « Э-э-э ». Дети спрашивают: « Что случилось? Почему ты плачешь? »

« Мама ушла на работу, - говорит Медвежонок. – Она не может остаться со мной. Мама лечит заболевших медвежат. Её ждут на работе.»

Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.

Далее дети помогают Зайке – Длинное Ушко «воспитывать» лисёнка, котёнка и тигрёнка, рассказывают о том, как прощаются утром с мамами дети, которые ещё недавно горько-горько плакали, боялись, что мамы забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании говорят: « До свидания, мамочка. Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и игрушки».

Дети, как могут, повторяют фразы. Некоторые малыши иногда называют имена своих друзей, любимые игрушки, хвалятся тем, что не плачут, расставаясь утром с близкими.


Детские сады - дошкольные учреждения, созданные для разностороннего развития малышей и удобства их родителей. Детки учатся вести себя в коллективе, приобретают необходимые знания для дальнейшего обучения в школе, а их мамы - получают возможность трудиться и укреплять финансовое благосостояние семьи.

К сожалению, не все ребятишки воспринимают посещение детского сада, как должное, многие из них каждое утро начинают плакать, требуя оставить их дома.

Почему дети не хотят ходить в детский сад

Подобная ситуация знакома подавляющему большинству родителей. Для кого-то проблема успешно решается после прохождения адаптационного периода, ну а для кого-то становится непрекращающимся мучением - ребенок плачет в садике, не желает туда идти, при этом доводы и увещевания на него не действуют.

Психологи советуют не идти на поводу у малыша и не отказываться от посещения детского дошкольного учреждения. Как правило, «недетсадовские» детки гораздо хуже адаптируются к школе, им сложнее найти общий язык со сверстниками, в отличие от выпускников детского сада.

Однако игнорировать поведение своего чада ни в коем случае нельзя, это может нанести вред его психике, нужно выяснить причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад.

Не стоит делать скоропалительные выводы о том, что малыш просто начал капризничать, может статься, что за его поведением скрывается серьезная проблема. Первые дни в садике - нешуточное испытание для ребенка, ведь он привык к домашнему «расписанию», просыпался не по звонку будильника, а когда вздумается, кушал пищу, приготовленную заботливыми мамиными руками, играл, гулял.

Теперь же ему пришлось столкнуться со многими ограничениями и определенными правилами, общаться с ребятами, которые, возможно, ему не нравятся, потому что отказываются играть в его любимую игру. Воспитательница для него - это чужая тетя, которая почему-то переодевает его вместо мамы. Чужое для него в детском саду все: кроватка, игрушки, книги, карандаши…

Кроха пребывает в растерянности, почему он должен расставаться с мамой, которая обещает забрать его «через час» или «после обеда». Он не ориентируется по времени, и период, проведенный без родных в садике, кажется ему вечностью.

Ребенок не хочет идти в детский сад причины:

  1. Неподготовленность. Это вина мамы и папы. Перед тем как отдать кроху в дошкольное учреждение, родители должны были научить его определенным навыкам: кушать самостоятельно, одеваться (застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать шнурки, завязывать шапку), пользоваться носовым платком, убирать свою одежду. Если малыш не в состоянии сделать это сам, без помощи воспитателей, он будет подвергаться насмешкам со стороны других детей.
  2. Болезненная реакция на расставание с мамой. Как правило, это происходит в случае, если малыша определили в садик в раннем возрасте (до трех лет) или уже после 5 лет, когда ему приходится приспосабливаться к уже сплоченному коллективу, где он ощущает себя чужим. В этой ситуации тоска по своей любимой маме проявляется особенно остро.
  3. Непривычные режим сна и питание. Ребенку тяжело вставать рано утром, многие дети не могут уснуть после обеда. Ну а здоровая и калорийная пища, приготовленная детсадовскими поварами, не всегда приходиться по вкусу малышам.
  4. Стресс. Ребенок может испытывать психологический дискомфорт из-за постоянного шума, перемены обстановки, правил, устанавливаемых воспитательницей, к тому же не всегда ему симпатичной.
  5. Ссоры в коллективе. Малыша могут обижать, дразнить или даже бить сверстники.
  6. Конфликты с воспитательницей или нянечкой. Сотрудники детского сада могут быть грубы по отношению ребенку. Есть и другая сторона медали: ваши сын или дочка отказываются слушать воспитателя, полагая, что он не имеет права указывать, что и когда ему делать.
  7. Самопроизвольное мочеиспускание во время дневного сна. Особенно часто эта проблема возникает в период адаптации к детскому саду. Как следствие этому явлению - насмешки со стороны других ребятишек.
  8. Новый детский сад. В связи с переменой места жительства ребенок может быть переведен родителями в другое детское учреждение. Малыш станет скучать по своим старым друзьям, воспитательнице, к которой привык. Возможно, ему сложно будет найти свое место в сформировавшемся коллективе.

Только выяснив причину, по которой ребенок не хочет идти в сад, можно предпринимать шаги по решению данной проблемы.

Ребенок плачет в детском саду: что делать

Первое, что должна сделать мама - побеседовать с воспитательницей, возможно, она даст дельные советы, как помочь ребенку, как наладить отношения со сверстниками, в том случае, если его постоянно обижают в группе.

К моменту посещения детского сада малыш должен обладать определенными умениями, привитыми ему родителями (рисованию, конструированию, лепке, чтению стихов), знать правила общения со взрослыми людьми, которые возьмут заботу о нем, пока мама и папа на работе, и с другими детьми.

У малыша нужно развить привычку следить за своим внешним видом, быть всегда чистеньким и опрятным. Если он не научен навыкам самообслуживания, нужно постепенно устранять этот недостаток. Пусть он не чувствует себя неумехой по сравнению с другими ребятишками.

В первые дни адаптации ребенка следует забирать до тихого часа, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новому режиму. Дома следует постоянно придерживаться детсадовского распорядка, в частности, укладывать спать днем, не позволять ему играть или смотреть мультики до поздней ночи.

Если малыш писает в кроватку во время дневного сна, нужно попросить воспитательницу, чтобы она сажала его на горшок перед отходом ко сну. Когда ребенок почувствует себя уверенно в детском саду, эта проблема отпадет сама собой.

Малыш должен знать, что мама и папа любят его. В свободное время следует больше времени проводить со своим чадом, терпеливо объясняя ему, что детский садик - это благо, прежде всего, для него самого, там он многому сможет научиться. Позиция родителей должна выглядеть следующим образом: «Мы тебя очень любим, ты самый лучший и замечательный ребенок в мире. У тебя все обязательно получится, если ты прислушаешься к нашим советам, нужно лишь немного времени».

И еще одно: дети очень чутко чувствуют обстановку вокруг, поэтому если мама сильно беспокоится, ее переживания передадутся и малышу, причем до такой степени, что он может не спать ночью, боясь наступления утра, когда ему снова придется отправляться в садик. Нужно взять себя в руки и позитивно относиться к посещению ребенком детского сада. Если родители не могут справиться самостоятельно с ежедневным плачем своего чада, имеет смысл посетить детского психолога.

Что не должны делать родители

Малышу очень нужна поддержка родителей. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от него, игнорировать и тем более ругать. Маленький человечек старается донести, что ему плохо, некомфортно и это, порой, отнюдь не пустые капризы.

Худшее, что могу сделать родители, это обвинять ребенка в его проблемах, говорить о том, что своим поведением он создает препятствия для их нормальной жизнедеятельности. Подобная тактика способствует развитию у малыша комплексов, которые впоследствии сложно будет устранить. Он еще слишком мал, у него нет достаточного жизненного опыта, чтобы адекватно реагировать на ту или иную негативную ситуацию и держать эмоции под контролем.

Зачастую родители ведут свое чадо в сад насильно, одергивая, унижая малыша на глазах у сотрудников, других родителей и воспитанников детского сада. Такое поведение никак не способствует улучшению ситуации.

Учинять разборки с детьми, которые обижают ребенка не только неэтично, но и неэффективно. В лучшем случае град насмешек и издевок усилится, в худшем - малыш просто станет изгоем в коллективе.

Еще хуже - устраивать скандалы в учреждении, жаловаться заведующей на то, что воспитатель не может найти общий язык с ребенком. Это сильно настроит сотрудников детского сада не только против мамы, но и малыша.

Психологи дают несколько простых советов, следуя которым родители могут избежать грубых ошибок:

  1. Нельзя пугать ребенка детским садом. Так он никогда не станет для него любимым местом, где можно чувствовать себя комфортно и в безопасности.
  2. Не стоит обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, даже если их манера общения с ребенком вызывает недовольство. Малыш может подумать, что в детском саду его окружают плохие и злые люди.
  3. Нельзя наказывать ребенка при расставании, лучше пообещайте, что вы обязательно вернетесь, а все это время будете думать о нем.
  4. Нельзя обманывать кроху. Если нет возможности забрать его пораньше, то следует прямо сказать ему об этом, в противном случае доверие с его стороны будет утрачено.

Как видим, причины нелюбви к детскому саду у малыша могут быть разные. Задача родителей - помочь ему полюбить садик и настраивать на позитив.

Загрузка...
Top