Развивающие игры с ребенком в 4 месяца. Развивающие игры для детей четвертого месяца жизни. Развитие тактильных ощущений

После трехмесячного возраста развитие ребенка идет все более интенсивно. Пропадает физиологический тонус, угасают рефлексы, поэтому сейчас малыш начинает осваивать осознанные координированные движения. Его эмоции становятся все ярче, он все активнее интересуется окружающим миром. Как правильно развивать ребенка в 4 месяца? Какие занятия помогут в этом?

Он многое умеет

Малыш 4 месяцев способен удивить своих родителей физическими способностями. Уже сейчас он умеет:

  • твердо держать голову в любом положении;
  • переворачиваться с животика на бок и на спинку;
  • в положении на животе опираться только на ладошки, уверенно удерживая головку;
  • садиться, если его подтянуть за ручки (хотя высаживать, даже с опорой на подушки, ребенка еще рано);
  • отталкиваться ножками от опоры, если его поддерживают под мышки;
  • складывать ладони вместе, хлопать ними друг по другу или по предметам;
  • самостоятельно удерживать игрушку до 30 секунд, трясти ее, чтобы она издавала звуки;
  • целенаправленно изучать свои пальчики, засовывая их в ротик;
  • поддерживать мамину грудь (или бутылочку со смесью) во время кормления.

Психоэмоциональная сфера 4-месячного крохи тоже активно развивается. Это заметно, например, по усилению комплекса оживления.

Как еще проявляется совершенствование психических и эмоциональных процессов?

  • Кроха подолгу и активно гулит. Он уже произносит некоторые согласные (м, б, п), связывая их с гласными. Гуление становится ярким – со множеством интонаций, сменой тембра голоса, разбавляется смехом или деловитым «ворчанием».
  • Он реагирует радостным смехом не только на родных людей, но и на красивые игрушки.
  • Узнает свое имя, когда к нему обращаются.
  • Начинает понимать простейшие причинно-следственные связи: погремушка, если ее потрясти, издаст звук.
  • Ребенок уже может испытывать довольно обширный комплекс чувств: радость, обиду, страх, недовольство, любопытство.
  • Любит ощупывать свое тело, рассматривать ручки и ножки, тянуть их в ротик, смотреть на отражение своего личика в зеркале.
  • Малыш узнает своих родных, особенно привязан к маме, чувствует ее эмоциональное состояние. Ему радостно, если мама весела, и грустно, если у нее плохое настроение. Сейчас для крохи важен постоянный контакт с мамой: эмоциональный и физический.
  • Настораживается (может даже испугаться) при виде незнакомых людей. При этом в разряд незнакомцев может попасть и мама, если в ее облике что-то резко изменилось (она перекрасила волосы, надела темные очки).
  • Кроха свободно следит за перемещаемыми предметами. Но если они исчезают из его поля зрения – тут же забывает о них. Если малышу снова показать исчезнувшие предметы, он их сразу узнает.
  • Различает родные и чужие голоса, даже если не видит людей.
  • Прислушивается к звукам музыки, может покачивать им в такт головкой, особенно если это любимые мелодии или песенки, которые сейчас у него появляются.

Важные моменты

Правильно развивать ребенка в 4 месяца помогут 2 несложных правила: активное общение с мамой и тактильный контакт с ней. Важно обеспечить постоянное пребывание мамы рядом: носить малыша в слинге, катать в коляске, брать на руки. И, конечно, создавать благоприятную психологическую атмосферу: чаще гладить, целовать, щекотать, делать массаж, развлекать.

  • Например, можно играть в известное всем мамочкам «ку-ку». В этом возрасте малыши живо реагируют на эту игру, звонко смеются и радуются. Маме нужно спрятаться или закрыть лицо руками, спрашивая: «А где мама?». А затем появиться: ах, вот она где! Затем можно «прятать» ребенка.
  • Также веселой может оказаться игра в «барашков». Нужно «пободаться» с крохой лбами, приговаривая строки известного стихотворения: «Рано-рано два барана…».

В этом возрасте важно постоянно разговаривать с ребенком: рассказывать, что его окружает, что где находится, что для чего нужно, что какого цвета, формы. Все это не только поможет крохе чувствовать себя комфортно, но и поспособствует развитию речи. Кстати, для этого также полезно часто читать малышу книжки, особенно со сказками и детскими стихами, потешками, прибаутками. Ритмически оформленная речь поможет ребенку в будущем правильно организовывать собственную речь.

Речевые игры в этом возрасте весьма незамысловаты (но от этого не менее полезны). Сейчас важно развивать у ребенка навыки речевого подражания. Для этого мама может постоянно повторять за своим малышом издаваемые им звуки. При этом важно, чтобы кроха видел мамино лицо, мимику, артикуляцию, а также радость от общения с ним. Постепенно ребенок начнет повторять те звуки, которые произносит мама, будет учиться артикуляции, мимике. Взрослому при этом нужно менять высоту голоса, интонации: то говорить громко, то шептать, то замолкать на время.

Когда ребенок призывает взрослого к общению, важно не отказывать ему в этом. Наоборот, малышу нужно дать «высказаться», внимательно слушая, реагируя на «сказанное», удивляясь или вопрошая, в зависимости от того, какие интонации кроха воспроизводит. Пока он еще не понимает смысла сказанного взрослыми, но ему важно чувствовать, что его слушают и слышат, что общение – это необходимо, что он сам дорог родителям.

Старайтесь как можно реже использовать в своей речи нежные обращения к малышу (зайка, солнышко, лапуля). Используйте для этого имя ребенка. Так он научится соотносить себя именно с ним, а не с «лапочкой» или «кнопочкой».

Кстати, для развития речи сейчас самое время начать пальчиковые игры (гипертонус ручек уже прошел, и их нужно задействовать в полезных занятиях). Самые простые и известные всем игры этой серии – «коза рогатая», «ладушки», «сорока-ворона». Они способствуют развитию мелкой моторики крохи, а значит, и речи, ведь взаимосвязь двух этих центров в мозге человека давно доказана.

Приучайте своего ребенка к простейшим правилам общения. Когда кто-то из родных пришел – пусть поздоровается с крохой за ручку, чмокнет в щечку, когда кто-то уходит – с ребенком прощаются нежным рукопожатием, машут рукой «пока». Постепенно это станет для него привычным делом.

Полезные «обучалки»

Развивать малыша в 4 месяца нужно всесторонне. Помимо эмоций и речи, необходимо уделять внимание тактильному восприятию, физическому развитию, помогать крохе изучать свое тело, которым он начал живо интересоваться. Мама может делать это, задавая вопросы (а где у нас носик, ротик, глазки?) и показывая нужную часть тела (вон наши глазки, вот ротик). Или воспользоваться игрой в «полетели». Нужно взять ручки малыша, помахать ними, приговаривая: «Наши ручки полетели, на головку (носик, животик, ушки, глазки) сели!». При этом ладошки прижимают к названной части тела.

Основным способом изучения окружающего мира для ребенка сейчас по-прежнему остается тактильное восприятие. Он трогает, щупает, сосет, облизывает окружающие предметы, учится их хватать, трясти, крутить, дергать. Поэтому развитию сенсорного восприятия также важно уделять внимание. Прекрасно подходят для тих целей развивающие коврики для детей. Шуршащие и звуковые элементы, игрушки, пришитые к ним, очень полезны для малышей этого возраста. Можно купить готовый коврик или сшить самостоятельно, используя материалы разных фактур.

В этом возрасте малышу понравятся музыкальные игрушки с клавишами или кнопками, пищалки, «игрушки-мякиши» с шариковыми наполнителями. Пусть тренирует моторику, нажимая, ударяя, надавливая.

Очень полезно сшить небольшие мешочки из различных тканей (атлас, бархат, вельвет, фетр, хлопок) и наполнить их разными крупами. Пусть ребенок хватает их, трогает, щупает.

Кстати, хватать и щупать он может не только игрушки или мешочки. Любые безопасные предметы могут дать крохе тактильный опыт: деревянные, металлические, пластиковые, резиновые. Это может быть даже полиэтиленовый пакет или гусиное перо. Главное, чтобы мама следила за безопасностью крохи.

Чтобы зрение было острым

Сейчас малыш уже довольно точно фокусирует взгляд на ярких предметах, может следить за быстро движущимся объектом.

Чтобы стимулировать развитие зрения, можно проводить несложные игры.

  • Положив малыша на животик, обратите его внимание на небольшой мячик яркого цвета. Катайте его перед глазами крохи в стороны. Он будет следить за ярким предметом взглядом.
  • Повесьте перед глазами малыша яркую гирлянду из игрушек, подвешенных на резинке. Он будет не только рассматривать их, но и толкать. А если ему показать, как весело они подпрыгивают, если за них дергать, кроха начнет повторять дергающие движения, тем самым развивая не только зрение, но и координацию «рука – глаз», что очень важно для правильного общего развития ребенка в этом возрасте.
  • Отлично развивают зрение и координацию игрушки-неваляшки. Покажите ребенку, как можно толкать неваляшку. Пока она будет раскачиваться, кроха не отведет от нее глаз, будет следить за раскачивающимися движениями, переводя зрачки из стороны в сторону, то есть тренируя глазные мышцы.

Яркие, сочные, контрастные цвета малыш воспринимает лучше, чем пастельные, размытые и нечеткие. Но многоцветная пестрота его тоже утомляет. Поэтому покупайте ему игрушки, сочетающие не более 4 цветов. То же самое относится к оформлению детской комнаты: она не должна слишком пестрить, 2–3 основных цветов вполне достаточно.

Крепнем физически

Для гармоничного физического развития важно уделять внимание таким аспектам, как закаливание, массаж, гимнастика (необходимые упражнения обычно рекомендуют педиатры). Также физические занятия с ребенком в 4 месяца должны включать упражнения, стимулирующие переворачивания и ползание.

К этому возрасту у детей обычно нормализуется тонус мышц рук и ног, поэтому им необходимы упражнения, направленные на укрепление мышц сгибателей и разгибателей конечностей. Это поможет правильно и своевременно подготовиться к ползанию, а затем – к освоению навыка самостоятельной ходьбы.

  • Взмахи руками.

Это упражнение полезно для мышц и суставов рук. Уложите младенца на спинку. Вложите в маленькие ладошки свои большие пальцы, чтобы малыш крепко вцепился в них. На счет «раз» осторожно разведите ручки в стороны. «Два» — плавно поднимите ручки вверх. «Три» — вытяните ручки вперед. «Четыре» — опустите их в исходное положение. Повторять можно до 7 раз.

  • «Велосипед».

Упражнение помогает развивать тазобедренные суставы и укреплять мышцы ног ребенка. Положите карапуза на спинку и аккуратно возьмите его за голени. По очереди сгибая и разгибая ножки, плавно совершайте круговые движения, как во время езды на велосипеде. Можно сопроводить упражнение известным стихотворением: «Ехали медведи на велосипеде». Старайтесь при выполнении упражнения держать ножки параллельно друг другу.

  • «Самолетик».

Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также шеи и спины, стимулирует вестибулярный аппарат. Поднимите ребенка на руки животиком вниз, лицом вперед. Поддерживайте его под мышки, пятками уприте в свою грудь. «Полетайте» в таком положении. Можно имитировать гул самолета, чтобы крохе было еще интереснее. Заряд позитива вы получите в любом случае.

Проводите такие занятия, когда малыш здоров, накормлен, бодр и находится в хорошем расположении духа. Но не сразу после кормления, а через 25–30 минут.

Полезно делать упражнения под ритмичный счет. Это развивает слуховой анализатор ребенка и чувство ритма. А если занятия сопровождать ритмичной музыкой – это, кроме прочего, принесет крохе и немало удовольствия.

Ребенок в любом возрасте развивается правильно, если родители ему в этом помогают. И не только полезными играми, упражнениями или яркими игрушками. Основа своевременного развития – гармоничные отношения и здоровый психологический климат в семье, любовь и забота родителей, ощущение покоя, защищенности и собственной нужности, которые ребенок получает. Не важно, сколько ему месяцев и даже лет.

Игрушки это первая собственность малыша, которой он может распоряжаться. Они являются средством развлечения, но их можно использовать с целью развития, что пойдет только на пользу малышу. Через игрушки ребенок познает окружающий мир, видя образы животных, людей и предметов. С четвертого месяца, у детей начинается активное развитие моторики рук и интеллекта, они целенаправленно тянутся к предметам и ощупывают игрушки, подвешенные на мобиле. Поэтому для улучшения навыков, с малышом нужно ежедневно упражняться, а также давать возможность самому выражать фантазию и самообучаться.

Влияние игрушек на развитие

Игрушки вызывают у ребенка интерес, что является «стимулятором» к развитию новых способностей. К тому же их можно использовать в качестве инструмента воспитания в социологическом плане, т.е. малыш познает окружающий мир, опираясь на первые образы, полученные через игрушки. Они помогают и в физическом развитии, например при прорезывании зубов. Существуют специальные кольца-прорезыватели, способствующие облегчению состояния малыша в период появления зубов. Всего различают два вида прорезывателей – обычные (пластмассовые) и с наполнителем. Второй тип обладает послабляющим действием за счет охлаждающего геля, при этом ребенок остается довольным, держа во рту колечко, размахивая им в стороны.

Развивающие игрушки для ребенка в 4 месяца:

Кольцо-прорезыватель;
- Погремушка;
- Зеркальце;
- Мобиль;
- Барабан;
- Дудочка;
- Мячик;
- Бусы;

Развитие координации и зрения

Сейчас ребенок базируется «увидел, потрогал, ощутил», именно по этой причине в детском «арсенале» должны присутствовать игрушки, которые можно длительное время удерживать в руке, трясти ими и подолгу рассматривать. Таковыми являются привычные погремушки. При покупке погремушек старайтесь, чтобы они не повторялись, т.е. имели разную форму, различались по цвету и тактильности. Разнообразие будет поддерживать интерес ребенка, что позволит эффективно использовать их для развивающих игр. Для развития зрительных и познавательных способностей можно использовать зеркальце. Обычный бытовой предмет может стать инструментом для развития навыков малыша, главное чтобы он был правильно «настроен». В этом месяце, дети способны наблюдать за предметами на расстоянии 40-50 см. от лица, поэтому зеркальце рекомендуется закрепить, опираясь на эти показатели. Дети любят рассматривать себя в зеркале, что позволяет изучать внешние части тела (ушки, глазки, ротик и.т.д.) и наблюдать за собственными движениями.
Эффективным средством для развития моторики рук является мобиль. Подвешивать его нужно на расстоянии не больше 30-40 см., чтобы малыш мог достать ручками до закрепленных игрушек. Если мобиль будет висеть слишком низко, то развитие зрительных и тактильных навыков будет хуже, потому как малышу не составляет труда дотянуться до игрушки и изучить ее.
Если мобиль высоко подвесить, то кроха не сможет достать игрушки и начнет плакать, либо у него пропадет интерес, после чего он захочет на руки или пообщаться с близкими людьми, т.е. переключит свое внимание на что-нибудь другое.
На мобиль не обязательно подвешивать только игрушки, можно еще ложки, формочки, монолитные брелки и.т.д., чтобы с раннего возраста он знакомился с предметами быта, которые сейчас могут стать гораздо интереснее. Желательно покупать мобиль со звуковым сопровождением, что будет развивать не только координацию движений, но слуховое сосредоточение. Обратите внимание, что мобиль должен быть подвешен параллельно лицу малыша. Если прикрепить мобиль сбоку, то у ребенка может развиваться косоглазие.
Для развития координации рук можно использовать тряпичный мячик. Он позволяет развивать сенсорно-моторные навыки, а также способность захватывать и удерживать предметы в руке. При покупке мяча нужно обратить внимание на грани, размер и цвет. Рекомендуется покупать ребристые мячи, потому как они удобны для захвата, на что также влияет размер. Старайтесь подбирать небольшие мячи, так как величина объекта может отпугнуть малыша, нежели вызвать интерес. Стоит отметить, что все мячики должны различаться по цвету, так как у четырехмесячных детей уже есть свои цветовые предпочтения. Возможно, один или два мяча из всей группы станут любимыми. Если мячик будет с бубенчиком, то наряду с сенсорно-моторными навыками будет развиваться слух ребенка. Прежде чем давать малышу мяч, потрясите им, показав, каким образом нужно воспроизводить звук.

Развитие слуха

Для развития слуха и слухового сосредоточения вам понадобятся свистки, дудки. Пока что малыш не сможет самостоятельно играть в них, поэтому ему потребуется ваша помощь. Поднесите барабан и тихонечко постучите по нему, чтобы ребенок запомнил звук. Затем возьмите свиток и слегка дуньте, покажите различие звуков между двумя игрушками. Чаще всего звуковые игрушки используются для нахождения детьми источника звука. Для развития слухового ориентирования нужно взять дудку, встать справа от ребенка и воспроизвести звук, как только он повернется, нужно повторить звук, затем перейти на левую сторону и продемонстрировать проделанное занятие.
Рекомендуется попробовать со всех сторон (справа, слева, сверху и снизу), чтобы малыш научился точно определять источник звука. Если малышу не нравится дудка, попробуйте свисток или барабан. Когда малыш поворачивается в вашу сторону, рекомендуется проявить свое внимание, т.е. улыбнуться, сказать пару ласковых слов, только потом переходить на другую сторону.
Не забывайте про использование детских бус с шариком. Они не только развивают сосредоточение звука, но и моторику рук, которая положительно сказывается на повышении интеллекта и будущем владением речи. Покажите ребенку, что нужно делать с бусами, затем он будет играться уже без вашего участия. Поднесите бусы, чтобы он ухватился за связку, потом немного потрясите, чтобы малыш запомнил, как воспроизводить звук.
Помимо описанных «инструментов» развития, можно использовать музыкальные плюшевые игрушки, например фирмы «Quaps». Несмотря на возраст, не стоит игнорировать говорящие куклы, которые с раннего детства приучают ребенка к восприятию речи. Можно показать малышу, куда следует нажимать, чтобы воспроизвести звук, впоследствии он сам будет себя развлекать и в то же время самостоятельно развиваться.

Как правильно выбирать игрушки

При покупке игрушек старайтесь обращать внимание на этикетки, где должна присутствовать надпись «До шести месяцев». К тому же при выборе, акцентируйте внимание на размеры, монолитность и углы игрушек, потому как мелкие детали или острые углы могут нанести ребенку травму. У монолитных игрушек отсутствует возможность отламывания мелких деталей, которые дети часто тянут в рот, вследствие чего могут подавиться. Рекомендуется приобретать игрушки из твердой пластмассы, чтобы ребенок случайно не разгрыз их. Покупать игрушки лучше от отечественного производителя, потому как там не используются токсичные красители.
Чтобы игрушки не надоедали малышу, весь детский «арсенал» рекомендуется разбить на несколько групп, которые впоследствии нужно чередовать через 1-2 недели. Когда малыш играется, старайтесь находиться рядом, так как в возрасте четырех месяцев дети изучают мир через вкусовые ощущения, складывая все в рот. Если ребенку не нравится игрушка, то не навязывайте ее, значит, она не по нраву малышу. К тому же навязывание может вызвать негативные чувства или плач. Запомните, что через игрушки следует основное развитие сенсорно-моторных и интеллектуальных навыков.

Как заниматься с ребёнком в 4 месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 4 месяца. Игры для ребёнка в 4 месяца. Игрушки для ребёнка в 4 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 4 месяца .

Если в семье есть старшие дети, привлекайте их к уходу за самым маленьким членом семьи и занятиям с ним. Показывайте им, как вы общаетесь с младшим, сопровождаете свои действия ласковой речью.

Как развивать зрение и слух ребёнка в 4 месяца

У малыша активно развивается зрительная память. В возрасте 3-4 месяцев он способен узнавать игрушку, а также отличать знакомое лицо от незнакомого. Вы можете помочь ему развивать эти способности, используя разные игры.

Малыш в разных положениях

Выберите игрушку и показывайте ее, когда малыш находится в разных положениях: сбоку, со спины, когда он лежит на животе или на спине. Приближайте игрушку к его лицу, а затем удаляйте.

Игры с разными предметами

Дайте малышу для игр предметы, разные по форме, размеру и цвету. Вы можете при этом рассказывать ему, как они отличаются друг от друга.

Рис. Игрушки для четвертого месяца

Знакомое и незнакомое

Развивайте его способности ориентироваться среди предметов. Показывая уже знакомые игрушки, учите замечать новый предмет. Для этого возьмите сначала знакомую игрушку, а затем незнакомую и поочередно показывайте, называя их. Если он просит, вложите ему в руки игрушку — пусть он изучает.

Такие разные звуки

Давайте ребенку для игр игрушки, из которых можно извлечь звуки. Колокольчики, погремушки, бубны, а также игрушки с писком, свистом и гудением — все они пригодятся вам, чтобы создавать разнообразие в ваших играх. Но не создавайте какофонию звуков! Чередуйте игрушки.

Колокольчик

Вы можете играть в прятки с малышом, используя звучащие предметы. Лучше всего для этой игры подходит колокольчик с веселым переливистым звуком.

Возьмите колокольчик и позвоните им сначала из-за шторки или другого заграждения так, чтобы ребенок стал искать источник звука. А затем покажите ему колокольчик — вы увидите, как он обрадуется, обнаружив то, что «пряталось» за шторкой.

Если вам эта игра понравилась, можете ее повторить и даже усложнить, пряча колокольчик уже с другой стороны, меняя место источника звука.

С малышом можно играть в «прятки», закрывая свое лицо платком или прячась за спинку кровати, — эти игры доставляют ему большое удовольствие. Особенно тот момент, когда он «обнаруживает» маму. Главное, не пропадайте надолго!

Какие игрушки и манипуляции с ними будут интересны ребенку?

❧ Показывайте малышу игрушки так, чтобы он тянулся к ним и затем ощупывал.

❧ Вложите игрушку в его руку и попытайтесь ее вытянуть. Он будет стараться ее удержать.

❧ Браслеты, надетые на ножки, или носочки с бубенчиками вызовут желание к ним дотянуться и потрогать.

❧ Положите в кроватку к малышу круглые игрушки, ребенок будет толкать их ножками. А кукла-неваляшка при покачивании еще и будет приятно звенеть.

❧ Если над кроваткой подвесить мячик с бубенцами внутри или мешок с погремушками, малыш будет пробовать их пинать.

Первый спектакль

Если вы найдете двигающиеся игрушки (клюющая курочка или заяц, играющий на барабане, медведи, колющие дрова), то сможете показать малышу спектакль. Конечно, ребенок не умеет с ними справляться, зато родители могут показывать, как работают игрушки, и рассказывать, что происходит.

Наблюдаем за передвижением игрушек

Ребенка заинтересуют передвигающиеся заводные игрушки. Он с удовольствием наблюдает за ними, сидя на руках у взрослого или лежа на животе. Но ребенку нравится и обычный мячик, который можно толкнуть и смотреть, как он покатится, и яркая машинка, особенно если она жужжит, мигает и светится.

Ребенку нравится смотреть, как «играет» сама мама, например, скатывая шарики с горки или прокатывая мячики в пластиковой трубе.

РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ

Выкладывайте ребенка на живот и показывайте яркую игрушку. Он будет высоко поднимать голову, опираясь на предплечья и заинтересованно разглядывая предмет.

Продолжайте массаж, гимнастику и плавание. Вы можете использовать тот же комплекс, что использовали ранее .

Поддерживайте стремление ребенка физически развиваться. Вы можете добавлять новые движения, ведь на первом году жизни физические упражнения очень активно развивают психику ребенка. Помогайте малышу принимать, например, такие новые положения:

❧ стимулируйте попытки к ползанию, подставляя под ступни малыша свои руки, от которых он будет отталкиваться;

❧ если вы хотите, чтобы ребенок «попрыгал» на ваших коленках, это упражнение не должно длиться дольше 1-2 минут;

❧ носите ребенка спиной к себе, поддерживая его в области промежности одной рукой, а другую руку положите на живот;

❧ покачивайте ребенка на руках или большом гимнастическом мяче, сопровождая напеванием песенок. Это упражнение полезно для развития вестибулярного аппарата.

Если вы чувствуете себя хорошо, а ваш позвоночник в порядке, в этом месяце вы можете осваивать рюкзак-«кенгуру». Начинайте приучать малыша к этому способу передвижения постепенно, с 15-20 минут, чтобы он не уставал.

К выбору рюкзака отнеситесь со всей серьезностью — вам нужны конструкции, у которых есть полужесткая спинка, хорошая крестовина, а сиденье сшито в виде удобных штанишек.

Когда ребенок привыкнет к такому способу передвижения по квартире, можете выбираться с ним на улицу для прогулок или для более важных дел: в магазины или на прием в поликлинику.

Хотя, конечно, удобнее всего с таким рюкзачком на спине папе — он сможет пройти со своей ношей много километров без устали.

И, кстати, уже пора подумать о том, чтобы предоставлять малышу большую свободу передвижения. Кроватка ему уже поднадоела, а вот манеж или специальный игровой коврик дает больше возможностей. Вы уже успели приобрести их?

Развитие тактильных ощущений ребёнка

Для этого продолжайте подбирать самые разные предметы. Малыш растет и развивается, а значит, готов воспринимать все более разнообразные вещи. Учитывайте все параметры: величину, форму, массу, фактуру и соотношение частей. Имейте в виду, что детям до пяти месяцев жизни не нравятся резкие, грохочущие звуки пластмассовых погремушек, а холодные материалы вызывают неприятные ощущения.

Когда малыш берет игрушку, обращайте внимание на положение большого пальца. Он должен быть противопоставлен другим.

Попеременно вкладывайте в руки ребенка разные предметы или игрушки — мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и тяжелые. Так у ребенка развивается чувство осязания.

Игры на развитие координации движений, зрения, слуха ребенка в 4 месяца. Первые книги для ребенка четырех месяцев. Во что играть с ребенком возрастом в 4 месяца?

Предыдущие развивающие занятия с мамой не прошли даром - теперь «хватание» стало целенаправленным действием малыша. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы. Понаблюдайте за ним, давая ему новую игрушку. Он обязательно ее пощупает, покрутит и попробует на вкус. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Более того, четырехмесячного ребенка уже интересуют такие свойства предметов, как температура, особенности поверхности. Удовлетворите его интерес в игре! Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Ничего страшного, если кроха сунет пальчики в теплую кашу или кисель. Это будет еще одной ступенью познания окружающего мира.

Ваше чадо учится сознательно разжимать ручку, и выпускать из нее предмет, который держал. Вот он выбрасывает из кроватки игрушки. Радуйтесь первому опыту активного взаимодействия с малышом: он бросает, а Вы подбираете и снова даете ему в ручки. Это повториться много и много раз, возможно, Вам это надоест. Настройте себя на понимание - что все это нужно для развития ребенка, и смиритесь! Если вы действительно устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой эмоциональной реакции на знакомого взрослого (родителя, близких родственников), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает даже по голосу, при том, что последний не попадает в поле его зрения.

Ребенок начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Развиваем координацию движений.

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Игра с неваляшкой (развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитие памяти).
Покажите ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Завлеките его внимание покачиванием игрушки. Затем плавно перемещайте игрушку так, что она оказывается сбоку. Опять же раскачайте ее, привлекая внимание малыша.

И вот ребенок уже сам тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.
Вы также можете показать матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Игра «Веселый мячик».

Ваша задача научить четырехмесячного малыша перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую.

Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша - лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:

«Вот такой веселый мяч!» - Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь!» - Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
«Так и просится играть!» - Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
«Трудно будет удержать!» - Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.
«Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!» - Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
В продолжение игры – меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

Зачем у человека две руки?

Учите ребенка «работать» двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку.

Вот отличное занятие для развития координации движений малыша в 4 месяца: малыш держит кольцо одной рукой, а Вы даете ему погремушку в другую руку, затем, о чудо - предлагаете для изучения новую музыкальную (небольшую, чтобы умещалась в одной руке) игрушку.

Что же кроха будет делать? Новая игрушка заинтересовала его, но и другие игрушки не хочется выпускать. И вот он перекладывает погремушку в руку с кольцом и легко берет «новинку». Конечно, это все получится не так легко и быстро, пробуйте экспериментировать с разными вариациями...

Дайте крохе большую (для одной руки) игрушку, и покажите, как ее держать двумя руками. Затем предложите ее без предварительного показа «как это держится».

Первая физика! Понятие причинно-следственных связей.

  • Постройте из подручных средств небольшую горку, так чтобы ребенок хорошо видел происходящее. А теперь скатите с этой горки небольшую машинку на колесиках (или любую другую игрушку). Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Вот как!
  • Приобретите малышу игрушку, где при нажатии кнопки появляется звук или возникает световой эффект. Однако психологи советуют обращать внимание на то, чтобы при повторных манипуляциях с игрушкой была возможность выключить звук, либо чтобы звук был кратковременным. Так Вы избавите себя и ребенка от продолжительного назойливого «пения», раздражающего слух.

Развиваем зрение.

До сих пор ребенок мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же четырехмесячный малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет. Поэтому можете смело изучать из окна события, происходящие во дворе – будучи уверенной, что ребенок все видит.

Расширяем понимание звука и речи.

Малыш уже научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии.

Гуление ребенка в 4 месяца - «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте».
В этом возрасте необходимо чаще разговаривать с младенцем, рассказывать ему о мире и окружающих предметах в доме и на улице, слушать, что он вам отвечает.

Для четырех месячного ребенка важно любые свои и Ваши с ним общие действия сопровождать словами .

Обращайтесь к нему с несложными просьбами, и, если он пока не совсем понимает – выполняйте их за него. Например: «Миша, дай маме собачку» (он этим временем держит ее в руках), затем возьмите игрушку из его рук и поблагодарите – «Спасибо, мой хороший!». Конечно же, надо следить, чтобы на это действие у малыша не было отрицательной реакции.
Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

Ребенок уже захвачен многообразием звуков и интонаций. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может специально произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, покашливание, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова. Так он и забавляется, издавая то очень громкие, то тихие звуки, получая удовольствие от эффекта, который он производит.

Атмосфера для «разговора» малыша.

Вашего малыша не так-то просто «разговорить»? Вы можете активизировать его речевое развитие. Для начала создайте атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Часто бывает, что дома постоянно включен телевизор или музыка, ребенку сложно сориентироваться в этом мире постоянного звука. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает «гулить», произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.

Если создания абсолютной тишины все же «для толчка» не хватило - используется магнитофонную запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и «гулит», как говорится, от всей души в часы бодрствования. Вы увидите, что малыш, прислушавшись, начнет повторять свои же голосовые реакции.

Разговаривайте с крохой ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. На ласковую интонацию ребенок оживляется, а на строгую - хмурится, даже может заплакать. Это способствует эмоциональному развитию крохи.

Учим говорить первые слоги.

В возрасте пяти месяцев ребенок уже предпринимает первые попытки произнести какой-либо один слог ("ба", "ма"). А, прислушиваясь к взрослому, иногда и может повторно произнести слог за ним.
Внимательно следите за его речью: вот малыш случайно произнес “ба-а”, весело повторите за ним, он вслед за Вами - и так несколько раз. Попробуйте после нескольких “ба” сказать “бу”, и увидите, как развеселился ребенок.

Первые книги .

Живое общение с книгой в возрасте четырех месяцев , которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.

Познакомься – это ты!
Отбросьте все суеверия! Зеркало может стать увлекательной игрушкой для 5-ти месячного ребенка. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему. Главное – чтобы оно не было слишком маленьким, и кроха мог видеть, если не себя полностью – так хотя бы свое лицо, а не краешек глазика или ушка.

В идеале, если у малыша будет два зеркала – одно, которое можно вертеть в ручке и смотреть на лицо, а другое – иногда можно ставить около игрового места ребенка, в нем он сможет видеть себя и свои движения целиком.

Поможем крохе изучить свое тело.

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Помогите малышу исследовать свое тело. Обязательно показывайте и называйте ему части тела – ноги, руки, животик, а также части лица – глаза, рот, нос… В эти игры можно играть в любое время, а также, во время массажа, переодевания.

  • Можно поиграть вот так: Задайте малышу вопрос – «Где у Миши ножка?» - и сами ответьте, указав на ножку – «Вот ножка!». После этого ножку можно поцеловать.
  • Или так: Издавайте звук, который особенно интересен крохе (чтобы сразу привлечь его внимание - например: «шлеп-шлеп»!) и сразу же прикасаясь к ножке, говорите – «Это ножка!». И так со всеми частями тела. Кроха привыкнет и в следующий раз, когда Вы призывно скажете «шлеп-шлеп!» - он уже будет с восхищением всем телом извиваться, ожидая Ваших прикосновений и игры.

Не тревожьтесь, если видите, как ребенок ощупывает свои половые органы. Это вполне естественно. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха это делает постоянно. Возможно, такое поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в области гениталий (например, если там возникло раздражение).
В любом случае не акцентируйте его внимание «там». Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органам, спокойно и просто скажите, что это такое, таким же тоном, как вы объясняли, где нос, рот, глазки. А потом отвлеките – направив его ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу. Ваша же отрицательная реакция, шлепки по рукам лишь зафиксируют внимание крохи на «запретной зоне».

Гляжусь в тебя, как в зеркало… (развитие мимики).
Погримасничайте с малышом, постройте ему разные рожицы, покажите язычок, и Вы увидите, что он пытается копировать Вас! Это очень весело и полезно для развития мимики. При этом можно прочитать и инсценировать для крохи вот такой позитивный стишок:

«Мы - веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже
язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»

Создано: 10 июля 2018 Обновлено: 27 февраля 2019 Просмотров: 882

Малышу исполнилось 4 месяца, и сейчас этот крошечный комочек счастья стал больше бодрствовать, активно гулит и радуется появлению мамы и уже может совершать некоторые движения самостоятельно, а именно: перевороты на животик со спины и захват небольших предметов.

  1. Занятия для развития зрения
  2. Физическое развитие
  3. Занятия для развития зрения

Занятия с ребенком в 4 месяца включают в себя упражнения на развитие слуха, зрения, внимания ребенка.

Занятия для развития зрения

Уже сейчас можно потихоньку вводить понятия базовых свойств предмета: размера, цвета, формы – не переусердствуйте в своих стараниях – малыш еще слишком мал, чтобы освоить большой объем информации. Детская память в таком возрасте достаточно кратковременна и для достижения результатов, а особенно для их закрепления в детском сознании необходимо методичное и неспешное изучение материала.

Выбирая игрушки для ребенка, старайтесь останавливаться на тех, чья расцветка не является слишком сложной – дети в таком возрасте предпочитают однотонные предметы, либо раскрашенные максимально в два-три цвета с четкими границами, пестрые расцветки со сложным рисунком четырехмесячный малыш воспринять не в состоянии. Главная задача родителей – проявлять терпение. Поверьте, в скором времени Вам воздастся за старание.

Физическое развитие

Ребенок в 4 месяца уже много умеет, с удовольствием воспринимает не только развивающие игры, но и физические упражнения.

Пользуйтесь возможностью делать ежедневную зарядку – чем старше и самостоятельнее становится малыш, тем сложнее маме привлечь его к физическим упражнениям.

Очень скоро наступит момент, когда кроха начнет попросту уползать во время занятий, если сочтет такое времяпрепровождение недостаточно интересным. Маме необходимо проявлять все больше изобретательности для развлечения малыша. Вот почему массаж и зарядка должны проводится в виде веселой игры и непременно в период, когда ребенок наиболее спокоен. Пойте песенки, больше улыбайтесь малышу, совмещайте гимнастику с игрой в «ладушки» или «козу рогатую» - пусть такое времяпрепровождение будет приносить как можно больше веселых положительных эмоций и удовольствия!

Для того, чтобы помочь малышу научится и укрепить соответствующие мышцы пресса и спину можно поиграть в «колобочки»: осторожно покатайте кроху по кровати. Несколько раз, перевернув его на живот и обратно. Расскажите при этом крохе веселую историю про то, что он колобок, который убегает от дедушки и бабушки или пружинистый резиновый мячик.

Начинаем проводить упражнения на укрепление рук и позвоночника – дайте ребенку ухватится за указательные пальцы Ваших рук и слегка потяните его на себя. Такое упражнение поможет научить ребенка сидеть. Конечно, садить кроху в 4 месяца еще нельзя – навык ребенок освоит месяцам к 6.

Вообще любые манипуляции, проводимые с ребенком необходимо комментировать вслух – таким образом, Вы успокаиваете малыша и формируете у него памятные реакции на определенные действия, а во вторых доставляете ему несомненное удовольствие, привнося элемент игры в самые простые будничные моменты.

Занятия для развития осязания и моторики

Комплекс занятий с ребенком в 4 месяца включает в себя поглаживание и массирование ручек и ножек – погладьте и поцелуйте каждый пальчик, приговаривая веселый стишок. Пальчиковая гимнастика очень полезна для крохи в период до года и старше: она помогает развить не только мелкую моторику, но и активизировать те мозговые центры, которые отвечают за речь.

Во что играть с ребенком?

Простые и известные всем стишки про «сороку – ворону» станут Вашим первым шажочком на пути к самостоятельно произнесенному первому слову.

Игры с ребенком в 4 месяца могут проходить с использованием совершенно разных подручных материалов: дайте ему пощупать кусочки различной материи или размотать клубок пряжи - такие упражнения направлены на развитие моторики и тактильных ощущений.


Помните, что используя в развивающих играх для малыша потенциально опасные предметы, Вы не должны оставлять его без внимания ни на секунду. Покажите ребенку, что разные вещи издают разные звуки – постучите по перевернутой кастрюле рукой, а потом погремушкой, дайте в руку платок или салфетку – пусть малыш потрясет ей и поймет, что данный предмет звука не издает.

Занятия для развития зрения



Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием будет изучать свое изображение в зеркале – в этом возрасте появляется реакция на отражение. Улыбнитесь второму малышу в зеркале и помашите ему рукой, проделайте тоже самое с реальным ребенком.

Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 4 месяца помните, что в развитии крохи самое главное - это творческий подход и Ваше полное участие. Дети, которым родители уделяют внимание, которых несколько десятков раз в день обнимают, целуют, с которыми разговаривают - спокойнее, увереннее и общительнее своих обделенных сверстников. Помните об этом и проявляйте максимум участия к своему ребенку, какого бы возраста он ни был.

Загрузка...
Top