Изучение времен года в детском саду. Изучение времён года с детьми

Ирина Николаева

Описание: данная дидактическая книга предназначена для детей дошкольного возраста, интересна будет педагогам дополнительного образования, воспитателям, работающих в коррекционных учреждениях, а также для воспитателей, работающих в общеобразовательных ДОУ, для родителей и творческих людей.

Назначение: может использоваться в качестве дидактической игры и для обследования дошкольника.

Цели: 1. Развитие мелкой моторики.

2. Формирование представлений о временах года, их последовательности и сезонных изменений в природе.

3. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи: - расширять знания дошкольников о сезонных изменениях в природе;

Учить узнавать и называть по страницам книги времена года и их последовательность;

Развивать математические представления: количество и счет, называние и соотношение цветов, ориентировка в пространстве, различение величины;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать аккуратность, интерес к занятиям.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом. Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например:

1. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

2. Игры с крупой бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

3. Песочная терапия.

4. Вырезание ножницами.

5. Аппликации.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

7. Лепка их пластилина, глины и соленого теста.

8. Шнуровки.

9. Рисование, раскрашивание.

10. Графические упражнения.

11. Штриховка.

12. Фасолевые ванны.

13. Мозаика.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на чувственном опыте.

Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Необходимо специально знакомить детей с миром, окружающего человека. В процессе обучения дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в самой жизни, в разнообразных связях и проявлениях. В процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой минимум. Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами, с их изображениями, просмотр кинофильмов, презентаций, составление тематических альбомов. Далее методы ознакомления с окружающим расширяются за счет бесед, чтения текстов на тему Времена года, рассказывания, описания.

Я сшила книгу из фетра с использованием различных материалов: крючки, кнопки, пуговицы, замок, липучки, зажимы, шнурки, бусины, которая помогает расширять знания дошкольников о временах года, о сезонных изменениях в природе и развивать мелкую моторику рук.







На титульном листе предлагается ребенку прикрепить на липучках времена года в правильной последовательности от заданного.

Украшаем елку. Ребенок может проявить свое творчество. Шары и бусы вешаем с помощью петель на пуговицы, шар со звездой на липучке. Ребенку можно предложить назвать цвета, сравнить длину бус, посчитать количество шаров на елке.

Собираем снеговика. Две детали туловища на пуговицах, остальные на липучках. Ребенок также может показать части снеговика, сравнить размеры шаров, показать, где левая и правая рука, нога, левый, правый глаз, посчитать количество пуговиц, снежинок.


Весна. Растет зеленая трава, которую прикрепляем на липучке. Распускаются цветы на деревьях, их пристегиваем на пуговицы. Можно посчитать количество цветов.


Весна. Цветут цветы. Прикрепляем их с помощью кнопок. Можно предложить ребенку посчитать их. Открываем окно, (расстегиваем замок, заплетаем косу девочке.

Летом солнце светит ярко, пристегиваем его на пуговицу. Летом много цветов. Прикрепляем их с помощью липучек, зажимов, на пуговицы. Можно назвать цвета, сравнить цветы по размеру, посчитать.

Созрели ягоды. Привязываем их на кустики. Можно соотнести по цвету, помещая одинаковые на один кустик. Считаем их. Собираем ягоды в корзину на липучки. Украшаем корзину шнуровкой.

Осень. Трава и листья желтеют. Листья падают. Много фруктов на деревьях. Прикрепляем листья и яблоки с помощью крючков.

Дождь идет. Ребенок передвигает бусинки (капельки) сверху вниз. Растут грибы. Прикрепляем их на пуговицы и с помощью крючков.

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Публикации по теме:

Дидактическая игра лото "Времена года: лето и осень". младший возраст Задачи: 1. Дидактические: - познакомить детей с признаками осени,.

Дидактическая игра-макет «Дерево. «Времена года» Катаева М. С., Погожева Е. В. Уважаемые коллеги, мы разработали и внедрили в практике программу.

Дидактическая игра-макет «Дуб. Времена года» Предлагаю вашему вниманию пособие по изучению времен года, а также дерева дуб "Дуб. Времена.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Увидев на нашем сайте дерево «Времена года», я решила сделать для своих малышей дидактическую игру с таким.

Привет, привет, дорогие родители!

Наши маленькие исследователи каждый день что-то новое узнают и хотят познавать все больше и больше. Пришла пора познакомить их в временами года. Уже в 2-3 годика можно начинать осваивать такое знакомство.

Знакомство с временами года

Если ваш малыш еще не понимает о чем речь, сначала познакомьте его в общих чертах. Затем, когда он будет ориентироваться лучше и усвоит основной материал, будете изучать с ним месяца.

Для начала нужно рассказать чем отличаются друг от друга, что характерно для каждого времени. Желательно использовать дидактические или любые другие карточки, чтобы ребенок наглядно увидел о чем рассказывает мама.

Сначала, что характеризует то или иное время, какая погода, какую одежду надеваем. Затем можно добавить явления природы, игры, характерные для этого времени, праздники. Что происходит с животными и птицами, как ведут себя деревья.

Обязательно спрашивайте, что ребенку нравится делать в то или иное время года, может ему нравится собирать листики осенью или зимой кататься с горки.

Можете приводить примеры событий, которые происходили с ребенком.

Например, когда я рассказывала сыну про лето, я напоминала ему, как мы ездили на море, как купались, как он собирал малину и искал ягодки каждый день, как играл в песочке.

Можно показать ребенку его летние фото. И так с каждым временем года.

На прогулках обязательно закрепляйте материал.

Лето — ну конечно же самая любимая детками пора. На улице очень тепло и можно бегать в трусиках, загорать и купаться. Какой летом длинный день и короткая ночь. Как стрекочет кузнечик вечерами, как кусают комарики, как можно кататься на велосипеде или играть в мяч.

Зима — это конечно же белое ледяное царство. Расскажите про снег, про красивые узоры на стекле, как вы готовились к новому году. Как лепили снеговика, какие забавы можно играть зимой, какие зверушки зимой спят, какие птицы прилетают к нам зимовать, как в мороз щиплет щечки. Какую теплую одежду приходится надевать, как кормим птичек, как можно морозить ледяные фигурки.

Осень — чаще идет дождик и становится прохладнее, листья деревьев становятся разноцветными. Собирайте красивые листики и обязательно мастерите с ребенком поделки.

Весна — как просыпается все живое, как набухают почки, и распускаются листочки. Когда будете гулять дайте ребенку потрогать почки, листики, обращайте на это его внимание. Тает снежок и бегут ручейки. Можно запускать самодельные лодочки и кораблики. Ходить в сапожках по лужам. Рассказывайте какие животные просыпаются, какие меняют свою шубки, какие птицы прилетают — улетают.

Можно ребенку показать презентацию на тему времена года.

Во что играем

Конечно мы будем играть, чтобы легче запоминать времена года, так малыш быстрее усвоит материал и научится отличать и применять.

Закрепляем материал: Поделки

  • Зимний лес. Стволы деревьев сделаны из белого пластилина, предварительно разогретого на батарее или на солнышке, чтобы лучше размазывался пальчиком.


Стишки и сказки о временах года

Сказка с движениями: мама показывает, малыш повторяет

Пришла весна: Выросли деревья (стоим ровно, ручки опущены)

На них появились веточки (поднимаем ручки вверх)

На веточках распустились листочки (растопыриваем пальчики в разные стороны)

Наступает осень: листочки пожелтели (загибаем пальчики и немного опускаем ручки)

Подул сильный ветер (закачались всем туловищем и дуем - ууууууу)

Листочки от ветра задрожжали (трясем ручками)

И упали листочки на землю (наклоняемся и достаем руками до пола)

Приходит зима: Зимой падает снежок (ручки пред собой и машем кистями)

Становится холодно(показываем как холодно: руки скрещены на груди и дрожжим)

Все детки одевают шапки и шубки (изображаем как одеваем)

И наконец приходит весна и снова растут новые деревья (показываем снизу как проклевываются)

И вырастают большими — большими (выпрямляемся, встаем на цыпочки и руки высоко поднимаем над головой)

Времена года

Если кончились метели,
если птицы вдруг запели,
лес очнулся ото сна,
значит к нам пришла ВЕСНА.
Если солнце в синеве,
и цветы цветут в траве,
если всё теплом согрето,
значит к нам приходит ЛЕТО.
Если жёлтая листва,
если высохла трава,
если в школу детворе,
значит ОСЕНЬ на дворе.
Если холодно кругом,
если речка подо льдом,
всё в снегу: земля, дома,
значит к нам пришла ЗИМА.
Если дом украшен ярко,
если дарят всем подарки,
если елка, хоровод —
это праздник Новый год!

Вот плывет он по весне –
Звон капели в тишине.
Ночью он плывет и днем,
Как велит природа,
По морям, что мы зовем
Временами года.

(Л. Завальнюк)

Месяцы года

Январь

Открываем календарь –
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

Апрель

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» –
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

Сентябрь

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.

Весь народ – и млад и стар –
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

Декабрь

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Подборка-обзор по теме «времена года» . Времена года — одна из самых интересных и популярных тем, с которой стОит познакомить маленького ребенка. Предлагаю вам подборку проверенных книг.

Пост был обновлен и дополнен в октябре 2018 года.

Книги о временах года| Состав обзора

Прежде чем начать подробное описание книг хочу вас познакомить с кратким анонсом обзора. В подборке собрались книги для детей от 1,5 лет и лет до 9. Ключевыми в обзоре хочу обозначить следующие книги и серии:

  1. Книга «Времена года» (Лабиринт , My-sho , Ozon) подойдет для детей с 1,5 до 3 лет. Она знакомит детей со всеми временами года и подойдет на любой кошелек.
  2. Серия «Находилки-развивалки» (My-shop , Labirint , Ozon) лучше подходит детям с 2,5-3 лет до 5. Она более качественная в плане прорисовки иллюстраций, чем вариант 1, содержит более длинные и сложные тексты, множество подробностей о временах года.

    Labirint , Ozon , My-shop) — серия высококачественных небольших квадратных книжечек. Подходит детям с 2 лет до 4. В основе книжек лежат простенькие сюжетики о том, как мишка проводил время в разное время года.
  3. Серия тематических развивающих тетрадей о временах года для дошкольников ВСЕХ возрастов «УМ по дороге в школу» (Labirint , My-shop , Ozon)

    Отечественная классика. Без нее никуда! Подойдет детям 4-8 лет (Labirint).

Малышам о временах года|Развивающие книги издательства Карапуз

Начать подборку хочу с незатейливой книги «Времена года» (Лабиринт , My-sho , Ozon) издательства Карапуз. Это книга представляет из себя художественные рассказы для первого знакомства с временами года. Её текст доступен для понимания самыми маленькими. Каждый рассказ повествует о той или иной ситуации в разные времена года. Доступный текст дополняет плотная бумага, твердый переплет и иллюстрации с крупными изображениями от которых веет Советским Союзом.

Внимание! Все содержание книги входит в сборник познавательных рассказов для малышей объединенных под названием «Великая книга о зайке» (обзор ). Т.е. если вы уже приобрели Великую книгу о зайке, то «Времена года» от изд. Карапуз будут дублем. А если вы впервые узнали о книге и вам понравилась подача материала, обязательно посмотрите всю развивающую серию (My-shop , Лабиринт , Ozon).


Малышам о временах года| Находилки-развивалки

Следующая серия, которую я хочу представить — «Находилки — развивалки» (My-shop , Labirint , Ozon). В серии есть книги о каждом из времен года, а недавно серия пополнилась новыми интересными экземплярами («Река», «Море», «Детский сад»).

Главная фишка серии — эмоциональные, с правильным уровнем детализации, качественные иллюстрации немецкого художника Ханса-Гюнтера Дёринга. Стиль текста и иллюстраций характерны европейским современным детским книжкам. Кто-кто, а немцы знают толк в иллюстрациях.

Книги серии маркированы значком 2+, но часть текста книги и заданий для двухлеток сложноваты. Так, в книге о весне на одном из разворотов идет речь о последовательности посадки различных культур. Оказывается, в парник ранней весной можно посадить летние цветы и после майских праздников их надо будет пересадить на клумбу, в тот же момент необходимо посеять морковь и редис 🙂 . Вопросики встречаются соответствующие «Какие луковичные растения растут в саду?», «Как празднуют Первое мая в России?». Если малыш еще не дорос до текста, то его сложные куски можно заменять комментариями мамы, чем мы и занимались в свое время.

Также из изъянов серии можно отметить обилие информации о немецких традициях чуждых нашей стране. Например, о символе пасхального зайца, о майском дереве и т.п.

Все перечисленные минусы перечеркивает превосходное качество иллюстраций и невысокая цена.


Список тем, раскрытых в книгах о зиме и весне:

  • зимний сад;
  • зимний пруд;
  • жизнь лесных зверей зимой;
  • первый снег в городе;
  • зима в деревне (тут речь идет о европейской фермерской деревне);
  • о животных, впадающих в зимнюю спячку;
  • приготовления к рождеству в семье;
  • встреча нового года в семье;
  • зимние забавы (лепка снеговиков, катание с горок и т.п.);
  • зимний спорт;
  • новогодний маскарад;
  • весна.

«Весна. Находилки-развивалки»

  • пробуждение природы в весеннем лесу;
  • весенний сад;
  • пасха;
  • весенний пруд;
  • весенний город;
  • птицы вьют гнезда;
  • весной в деревне;
  • весенний лес;
  • весна на ферме;
  • весенние забавы;
  • поделки.

В рядах современного ассортимента книг о временах года для младших и средних дошкольников эта серия смотрится достойно. В своей ценовой категории является лучшей.

Книги о временах года | Мишка Бруно

Серия сезонных книг про медвежонка Бруно (Labirint , Ozon , My-shop) заявлена для читателей возрастом 3-6 лет. На мой взгляд, более реалистичные возрастные рамки для серии 2-4 года.

Эту серия не относится к информативной. Скорее это книги хорошего настроения и положительных эмоций от мимишных образов. Небольшие вкрапления сезонности в книгах присутствуют, но дозированно и не раскрывают всей сути сезонов года. Книги очень приятные по оформлению: полиграфия, иллюстрации, бумага на высоте. Книги серия приятно держать, листать, рассматривать. В каждой книге описан один день из жизни медвежонка. Выше я уже писала, что информация гораздо лучше воспринимается, запоминается и усваивается в виде вкраплений в сюжеты, а не голыми фактами. В общем это красочная, недешевая, но качественная серия с сюжетами, которые мягко и ненавязчиво знакомят малышей и средних дошкольников с временами года.


Минус: При чтении книги этой серии малышам остро ощущается дисбаланс информации, с которой знакомятся дети. Создается ощущение, что разные фрагменты книги рассчитаны на разные возрастные категории. Если бы не сложные понятия о лунных морях, карте звездного неба, о длине дней и ночей на луне, книга бы прекрасно подошла малышам с 1,5 до 3 лет. Но часть книги посвящена космосу, который малышам недоступен для понимания, а значит и для интереса. В свое время я была разочарована книгами этой серии, а сейчас я понимаю, что просто ожидала совсем другого нежели получила.

На самом деле для возраста 1-2 года сложно написать книжку с небанальным сюжетом и доступную для понимания. Чем-то приходится жертвовать. В данном случае внесена многоплановость, но усложнено понимание. И пусть будет так, чем очередная книжка на один раз. За счет разноуровневой информации книжку можно покупать ребенку лет 2 и возвращаться к ней в 3 и 4 за информацией о космосе и т.п.

Книги о временах года | Серия Городок Сузанны Ротраут Бернер

Современная подборка детских книг о временах года будет неполной без упоминания серии «Городок» (Лабиринт , My-shop , Ozon) Сузанны Ротраут Бернер. Эта серия уже более 5 лет остается популярной и вполне заслужено.

Когда я в 2014 году купила первую книгу серии, конечно, мне она понравилась. Однако, учитывая высоковатый ценник, мнение было не совсем однозначное. На текущий момент, я уже почти 5 лет тесно «дружу» с детскими книгами и точно знаю, что книги этой серии самые достойные из книг своей тематики. В зависимости от дохода в семье, подход к формированию библиотеки может быть разным. При минимальном доходе, я бы эту серию упустила из виду, в пользу прогулок и бюджетных материалов. При среднем доходе, я бы сэкономила на куче некачественных экземпляров и ребенку 3-4 лет постепенно, но скупила бы все книги серии.

Достоинства серии:

  • Большой формат (значительно больше А4);
  • Высокодетализированные рисунки с качественной прорисовкой;
  • Высокое качество полиграфии — прочный вандалоустойчивый картон.
  • Длительный период актуальности. Начинать знакомство с книгами можно года в 2. Пик актуальности книг — 4-5 лет. В 4-5 лет дети начинают самостоятельно прорабатывать иллюстрации книг, и делать свои собственные открытия. Цена серии, конечно кусается, но это приобретение не на один год. Малыши ищут персонажей и предметы, а дети постарше учатся делать выводы и составлять рассказы по картинкам. Свой первый экземпляр из серии Городок — Осеннюю книгу мы приобрели, когда Яне был годик. Мои ранние впечатления и видео, как мы её изучаем посмотреть можно .
  • главная фишка серии — во всех книгах проиллюстрирован один и тот же набор городских и загородных пейзажей в разное время года. Раскрыв все книги серии на одной странице, ребенок в один момент времени сможет увидеть и сравнить сезонные изменения.

Разворот из Весенней книги. На иллюстрации можно найти множество весенних примет — цветущие деревья, наличие птенцов у птиц, наличие детенышей у животных, легкая одежда, посадочные работы.

Разворот из Весенней книги. Признаки весны: цветущие деревья, животные парами, ведутся покрасочные работы, на улице многолюдно.

Разворот из Зимней книги. Признаки зимы: небо в тучах, голые деревья, люди в теплой одежде, на улице малолюдно, из трубы идет дым.

На мой взгляд, главная задача родителей — воспитать ребенка созидателем и творческим человеком, а не потребителем. Последние десятилетия подход к развитию детей изменился. Раньше информация детям давалась дозировано и по возрасту, вкраплениями в художественные контексты. Сейчас все старательно пичкают детей обилием фактов по . Я не думаю, что этот автор хотел научить плохому, но я уверена, что большинство его советов воспринимается слишком радикально и буквально. Мало кто задумывается, что именно таким образом воспитывается потребитель информации. Серия Городок, в отличии от энциклопедий, предоставляет детям не готовые факты, а пространство для самостоятельных открытий. 4 сезонных книги формата, значительно превышающего А4 — огромный простор для наблюдений.

Знаю, среди комментаторов обязательно появятся личности, которые скажут, что открытия детям надо делать на прогулках и в путешествиях, а книги — это суррогаты. И не могу я отчасти не согласиться с таким мнением. Лично у меня было свободное деревенское детство. Но все-таки из-за доступа к благам цивилизации, мы закрыли городских детей в душных, тесных квартирах. Мы водим их на всевозможные занятия, чтобы прокачивать их умения, и по сути лишаем их свободно познавать окружающий мир. Если при всех этих обстоятельствах детей еще и правильных книг лишить, будет совсем печально.

И еще пару слов о преимуществах подобных книг. Вот уже 5 лет я Яне пытаюсь показывать признаки времен года на прогулках, и это не так уж и просто. Книги позволяют сконцентрировать природные явления:

  • Гуляя осенью, сложно заметить в небе косяки птиц, летящих в южные края. Чтобы наблюдать такие моменты надо заранее изучать места скопления птиц, наблюдать их активность, одним словом ловить момент. С книжкой делать это гораздо проще, в любой момент, когда ее открываешь, в осеннем небе обязательно можно найти косяк птиц.
  • Весенняя капель, большие сосульки тоже явление мимолетное. Например, у нас специфика региона такова, что снег с крыш регулярно сдувает и сосульки — большая редкость. В такие дни мы обязательно идем гулять, но они случаются даже не каждый год! Для этого явления необходимо, чтобы ветер оставил снег на крыше до момента оттепели. А еще, как правило, вечером, когда приходит время забирать ребенка с детского сада, солнце садиться, наступает холод и волшебство капели прекращается. На страницах книг такие явления можно рассматривать каждый день, в любое время года.

Я на пробу покупала парочку книжек и обе попались о взаимоотношениях между полами. Такое впечатление, что автор выбрал тему, на которую смог найти рифму. А вот и текст, чтобы Вы сами могли оценить масштаб трагедии:

Моника и Мингус

Прекрасна Моника, о да,
но так сурова и горда!
Как бедный Мингус ухитрится
найти подход к такой тигрице?

Он робко говорит: «Привет!» —
Она лишь фыркает в ответ.
Он лезет к ней — почти добрался,
а оказалось — зря старался.

Ничем-то ей не угодишь:
ни рыбу не берет, ни мышь.
и Мингус мяч пускает в ход:
покатит, словит, подтолкнет…

А там и Моника — о счастье! —
в забаве приняла участье.
Теперь у них любовь до гроба —
в блаженстве утопают оба.

И вот семейная идиллия:
знакомьтесь — Максим, Фриц, Оттилия.
И смотрит Мингус гордо так:
отец семейства как-никак!

Петер и Кнопка

Нет жизни Петеру подчас
от вечных Кнопкиных проказ.
Едва расслабился, всего-то
на пять минут забыв заботы, —
за мячиком несётся пёс:
спасай его из-под колёс!

Решает Петер быть построже.
но привязь не спасает тоже:
рванутся Кнопка за дружком —
всё полетело кувырком.

И кнопке с Петером не слаще:
он чует дичь, стремится в чащу,
а глупый Петер — вот те на! —
бежит, завидев кабана.

Вот для охоты понарошку
за дичь сойдет любая кошка,
а кошка — к Петеру, и вмиг
бедняге на голову — прыг!

Но к девочкам-собачкам Кнопка
подходит скромно, даже робко.
При дамах он — живой пример
безукоризненных манер.

Книги о временах года | «В лесу» Петра Багина

Есть книги интересные, есть полезные, а есть шедевры живописи и полиграфии. Именно к такой категории относится книга «В лесу» (Labirint , My-shop , Ozon). Книга большого формата (существенно больше А4). Ее приятно дарить и получать в подарок. Каждый разворот книги посвящен месяцу года. Каждая иллюстрация книги достойна любования. Бумага мелованная, бликует, но блеск белоснежных страниц только добавляет иллюстрациям красоты и делает книгу более привлекательной. Текст занимает немного места, но он напечатан мелким шрифтом. По сложности рассказы подойдут детям с 4 лет, может даже немного раньше. К нам книга попала, когда Яне было 4 года поэтому про более ранний возраст ничего сказать не могу. А в том, что период актуальности книги лет до 7 минимум, я уверена.

В конце книги приведены сведения в иллюстрациях с информацией о жителях леса (развитие из икринок лягушек, тритонов и других земноводных, появление на свет бабочек, устройство муравейника, виды птичьих домов, жизнь кротов, лис, бурундуков и т.п.).


Книги о временах года в иллюстрациях Сюзанны Риха

И еще одна серия книг о временах года в стильных иллюстрациях. На этот раз иллюстратор — австралийка Сюзанна Риха.
Ранее серию выпускало издательство Вектор-детство, и она состояла из трех книг, в которых по месяцам расписаны и разрисованы события:

  • «Год в саду» (My-shop , Labirint). Похоже в продаже остались остатки серии. Я в начале этого (2018) года успела купить «Год в саду», а сейчас ее уже нет.


  • «Год в лесу» (My-shop , Labirint) .
  • «Выходи! Кто где живет» (Labirint). Эта книга в отличии от других более информативная и уровень сложности лучше подойдет для детей старше 5.

Развороты из книги «Год в саду» (слайдер листается):


    New! В этом году (2018) в продаже появилась книга «Лесной календарь» (My-shop , Labirint , Ozon ). Вживую я ее не видела. Отличия: издательство другое, формат поменьше, при этом оформление страниц выполнено в том же стиле, что в книге «Выходи! Кто где живет!» и цена очень приятная для твердого переплета и качественных иллюстраций.

Книги о временах года | Рассказы о природе Соколова-Микитова

Современные издания, конечно же, хороши, но без классики любая библиотека будет неполной. Представляю вашему вниманию рассказы о природе Соколова-Микитова в тоненьких книжках издательства Речь (Labirint). Рассказы представляют собой художественные зарисовки о жизни животных в лесу в разное время года.

Книги проиллюстрированы рисунками Георгия Никольского. Качество иллюстраций неоднородное: некоторые немного расплывчатые, некоторые грубоватые. Думаю, это связано с качеством исходников. Несмотря на эти недочеты, нам квартет о временах года очень понравился. Рассказы подойдут детям лет с 4.


Малышам о временах года | Круглый год. Изучаем признаки времен года

«Круглый год. Изучаем признаки времен года » (Лабиринт , My-shop , Ozon) — тоненькая книжка формата А4, которая имеет 4 разворота с иллюстрациями времен года (один сезон на разворот) и 2 листа с плотными карточками. По сути, эта не книжка, а дидактический набор для изучения времен года. Набор включает в себя 4 разворота с изображениями разных времен года и набор карточек. Малыш должен подобрать карточки к определенному времени года. Думаю, по фото задумка станет ясна лучше:


У нас в арсенале есть еще пара книжек из этой серии. Возможно вам будет интересно узнать о них:

Если было интересно не забудьте подписаться на или присоединиться к группам в социальных сетях

Анна Толкачева

В природе все одно с другим связано,

и нет в ней ничего случайного.

И если выйдет случайное явление –

ищи в нем руку человека.

Михаил Пришвин

Паспорт проекта .

Тип проекта : смешаный (информационный, познавательный, творческий, игровой) .

Вид проекта : комплексный

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, специалисты ДОО.

Сроки проведения : долгосрочный, 01.12.2016 г. – 30.11.2017 г.

Актуальность.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы , с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей . Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал : «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума…»

Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства , бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями . На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста . Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей , вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Цель : формирование экологической культуры у детей , развитие экологического сознания и мышления у детей , развитие познавательной деятельности, воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы.

Задачи :

Формировать у дошкольников представления и понятия о живой и неживой природе, о временах года , о сезонных изменениях в природе;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

Учить различать взрослых животных и их детенышей , классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные; познакомить с их местом обитания;

Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;

Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей ;

Развивать связную речь, ее выразительность;

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках; отражать в творческих работах признаки природы в разное время года ;

Развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе ;

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Деятельность воспитателей.

Подготовка методических и дидактических материалов;

подбор игр на разные времена года ;

Проведение совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми;

Организация выставок;

Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;

Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года .

Деятельность детей :

Участие в различных конкурсах, беседах;

Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок;

Рисование по теме прочитанных произведений;

Участие в развлечениях.

Деятельность родителей :

Оказание помощи в оформлении стенда «Дерево времён года » ;

Рисование с детьми сюжетов «Времена года » ;

Пополнение группы бросовым материалом для детского творчества;

Оформление выставок;

Изготовление костюмов к развлечению;

Специалисты :

музыкальный руководитель : подбор музыкального репертуара для прослушивания;

Этапы реализации проекта :

Подготовительный :

Анкетирование родителей по теме, обработка данных;

Разработка проекта по теме «Времена года » ;

Оформление уголка природы;

Заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года » ;

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;

Разработка конспектов НОД;

Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.

Подбор информации через интернет, познавательной информации, иллюстраций, пейзажей о временах года , дидактических игр.

Основной :

Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года » .

Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года .

Показ презентаций, видеороликов, короткометражных фильмов о временах года .

Совместная непосредственная образовательная деятельность взрослых и детей .

Художественно-творческая деятельность.

Создание лэпбуков «Зима» , «Весна» , «Лето» , «Осень» .

Создание альбомов «Пословицы и поговорки» , «Приметы» , «Стихи» , «Загадки» .

Наблюдения за объектами и явлениями природы;

Чтение художественных произведений, пословиц, загадок;

Рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;

Экскурсии и целевые прогулки;

Прослушивание музыкальных композиций;

Заключительный :

Оформление выставки «Мое любимое время года » и альбома «Времена года » .

Презентация для детей других групп .

Презентация для родителей, сотрудников детского сада.

Предполагаемый результат :

Дети :

Формирование основ экологической культуры дошкольников ;

Развитие творческого мышления детей ;

Развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;

Расширение кругозора детей ;

Сформированы представления о характерных особенностях разных времен года ;

различают взрослых животных и их детенышей , классифицируют понятия "Дикие" и "Домашние животные»;

различают птиц, насекомых, растения, цветы, деревья, классифицируют понятия «зимующие» , «перелётные птицы» ;

имеют представления о Красной книге;

сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Родители :

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей ;

Мотивация на эмоционально-личностное, познавательное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.

Материал к проекту «Времена года »

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки» .

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Восприятие музыки

П. Чайковский «Декабрь – Святки» , «Времена года » .

В. Шаинский «Снежинки» .

А. Внукова «Если снег идет» .

А. Вивальди «Зима» .

П. Чайковский «Зима» .

«У камелька» «Масленица» .

Н. П. Крымов «Зимний вечер» .

И. Левитан «Зимой в лесу» .

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье» .

А. А. Пластов «Первый снег» .

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» .

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень» , «Волшебница-Зима» .

И. И. Шишкин «Зима» .

Б. Кустодиев «Масленица» .

Художественное слово

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя.» .

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка» .

А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой» .

Л. А. Мей «Двойным зеленым строем.» .

С. А. Есенин «Пороша» .

А. С. Пушкин «Зимняя дорога» .

С. А. Есенин «Поет зима – аукает» .

И. А. Бунин «Метель» .

С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает.» .

С. А. Есенин «Берёза» .

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода» .

А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин, торжествуя.» .

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» .

А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной.» .

А. А. Блок «Ветхая избушка» .

Н. Виноградова «Кто, где зимует?» , «Что бабушка рассказала Саше?» , «Где снежинки?» , «Книга зимы» ,

Чарушин «Кто, чем занят зимой» ,

Э. Шим «Морозкина рукавица» ,

Сладков «Зимовка» .

Н. Григорьева «Снег, снег…» .

Г. Скребицкий «На лесной полянке» ,

М. Пришвин «Беличья память» ,

И. Соколов- Микитов «Тетерева» .

Русск. Народная сказка «Морозко» , «Два Мороза» , «В гостях у дедушки Мороза» ,

по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы » .

И. Никитин «Встреча зимы» .

Художественное творчество

«Мои волшебные снежинки» .

«Первый снег» .

«Мое любимое дерево зимой» .

«Птички на ветке» .

«Зимняя сказка» .

«Я в волшебном лесу» .

«Белая береза» .

«Как розовые яблоки на ветках снегири…» .

«Царство снежной королевы» .

«В лесу родилась елочка» .

«Зимний вальс» .

«Букет для снегурочки» .

«Зимушка-зима» ,

«Зима в лесу» ,

«Зимнее развлечение» ,

«Снежинки» .

«Снеговик» .

(Бумагопластика, пластилинография, рисование, аппликация, конструирование)

детей :

«Волшебные знаки»

«Жизнь растений зимой»

«Жизнь животных зимой»

«Зимнее путешествие»

«Что бывает зимой»

2. Беседы :

«Пришла зима»

«Жизнь животных зимой»

«Жизнь птиц зимой»

«Хорошо ли птичке в клетке?» (стих. Григорьевой «Птица в неволе» ).

«За что люблю я Новый год?»

«Что бывает зимой»

Дидактические игры :

«Времена года » , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «Узнай по описанию» , «Как звери в лесу зимуют?» , «Чей, чья, чье, чьи?» .

Опыты и эксперименты : «Снег пушистый, лёгкий» , «Снег тает от тепла» , «Снег грязный»

Развлечения и праздники : Новогодний утренник, «В зимнем лесу» .

Презентация сезона : «Волшебница - зима»

Восприятие музыки

Н. Любарский «Дождик» .

П. Чайковский «Времена года » .

В. Моцарт «Весенняя» .

А. Вивальди «Весна» .

П. И. Чайковский «Весна» , «Песня жаворонка» , «Подснежник» , «Белые ночи» .

Мультимедийные презентации

«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г.

«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.

«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

А. Саврасов «Грачи прилетели» .

П. Кончаловский «Сирень в корзине» .

И. Левитан «Весна. Большая вода» .

И. Левитан «Март» .

К. Ф. Юон «Мартовское солнце» .

С. А. Виноградов «Весна идет» .

Художественное слово

Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид. ".

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится. ".

Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист. ".

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами. ".

Ф. И. Тютчев. Первый лист.

Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

А. А. Фет. Весенний дождь.

Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная. ".

А. А. Блок "Ворона".

С. А. Есенин "Черёмуха".

А. А. Блок "На лугу".

С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

И. С. Никитин "Полюбуйся : весна наступает".

С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился. ".

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом. ".

Художественное творчество

«Ветка с первыми листочками» .

«Весенний букет» .

«Березы весной» .

«Подснежники в ладошке » .

«Цветущий сад» .

«Грачи прилетели» .

«Сапог в луже» .

«Сороки» .

«Первые цветы» .

«Одуванчик – толстые щеки» .

Совместная деятельность взрослых и детей :

«Идёт матушка – весна»

«Что такое первоцветы?»

«Шестиногие малыши»

«Ласточка с весною в сени к нам летит»

«Путешествие в май»

Беседы :

«Ранняя весна»

«Жизнь животных весной»

«Растения весной»

«Прилёт птиц»

«Труд весной»

Дидактические игры : «Времена года » , «Когда это бывает?» , «Подбери картинку» , «Что лишнее?» .

Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

Опыты и эксперименты : «Для роста растений нужна влага» , «Растению необходим свет» , «Растения могут двигаться и поворачиваться» , опыты с палкой – снегомером.

Чтение художественной литературы : Н. Виноградова «Когда это бывает?» , «Что за дерево такое?» , «Что здесь случилось?» , «Первые цветы» , «Почему деревья белые?» , Григорьева «Весной» , «Здравствуй, милая весна» , Бианки «Кто, где живёт. Замечательные домишки» , Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

Заучивание : А. Блок «На лугу» , Григорьева «Март» .

Продуктивная деятельность :

«Подснежник» - рисование.

«Пушистая веточка» - аппликация.

«Весенний букет» - рисование.

«Портрет весны» - рисование.

Развлечения и праздники : «Праздник весны» .

Презентация сезона : «Весна, весна красная»

Восприятие музыки

А. Вивальди «Времена года » .

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» .

С. Прокофьев «Полет шмеля» .

Г. Свиридов «Дождик» .

А. Вивальди «Лето» .

П. И. Чайковский «Лето» , «Баркарола» , «Песнь косаря» , «Жатва» .

Мультимедийные презентации

Фотопроект «Летние забавы» .

«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.

«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.

«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.

«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН» , 1981 г.

«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.

«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г.

«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН» , 1980 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан «Березовая роща» .

А. А. Пластов «Летом» .

А. А. Пластов «Сенокос» .

И. И. Шишкин «Дубовая роща» .

В. Поленов «Московский дворик» .

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» .

В. Поленов «Заросший пруд» .

Ф. Васильев «Мокрый луг» .

А. М. Герасимов «После дождя» .

Художественное слово

С. А. Есенин «С добрым утром» .

И. А. Бунин «На пруде» .

Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные.» .

А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий» .

И. А. Бунин «Детство» .

А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага.» .

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака.» .

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело.» .

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» .

А. А. Блок «Летний вечер» .

С. Я. Надсон «Заря лениво догорает.» .

С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело.» .

А. Н. Майков «Летний дождь» .

А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом.» .

С. А. Есенин «Колокол дремавший.» .

И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе.» .

С. А. Есенин «По лесу леший кричит.» .

И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье.» .

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет.» .

С. А. Есенин «Топи да болота.» .

И. А. Бунин «Из окна» .

Н. А. Некрасов «Конец лета» .

Художественное творчество

«Летнее настроение» .

«На реке» .

«Бабочки и стрекозы» .

«Божья коровка на ладошке » .

«Пчелка» .

«Ромашки» .

«Утренняя роса» .

«Я рисую букет» .

«Паук на паутинке» .

«Радуга-дуга» .

Совместная деятельность взрослых и детей :

«Здравствуй, лето!»

«Цветочная поляна»

«Прогулка в лес»

«Что бывает летом»

Беседы :

«Наступило лето»

«В огороде и в саду»

«Вкусное лето»

Дидактические игры : «Времена года » , «Когда это бывает?» , «Вершки – корешки» , «Что лишнее?» , «Доскажи словечко» .

Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

Опыты и эксперименты : с песком, водой, почвой.

Чтение художественной литературы : Л. Толстой «Муравей и голубка» , Григорьева Хозяин», Ушинский «Лето» , Э. Шим «Не зевай!» .

Заучивание : М. Стельмах «Солнышко, свети!»

Продуктивная деятельность :

«На лесной полянке» - рисование.

«Мои любимые цветы» - аппликация.

«Шестиногие малыши» - рисование.

«Портрет лета» - рисование.

Развлечения и праздники : «Круглый год» .

Презентация сезона : «Щедрое лето»

Восприятие музыки

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года » .

П. Чайковский «Осенняя песня» , «Октябрь» .

А. Вивальди «Осень» .

П. Чайковский «Осень» , «Охота» , «На тройке» .

Мультимедийные презентации

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме» .

«Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.

«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.

«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан, «Золотая осень» , «Осенний день Сокольники» , «Осень. Дорога в деревне» .

В. Поленов «Золотая осень» .

А. М. Герасимов «Дары осени» .

Художественное слово

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь.» .

К. К. Случевский. «Осенний мотив» .

К. Д. Бальмонт «Осень» .

И. А. Бунин «Листопад» .

А. А. Блок «. Осенний день высок и тих.» .

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.» .

А. Н. Майков «Осень» .

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.» .

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.» .

Н. А. Некрасов «Перед дождем» .

И. С. Никитин «Дождь каплет.» .

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало.» .

И. А. Бунин «Первый снег» .

А. А. Блок «Зайчик» .

С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом.» .

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы.» .

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса.» .

Н. А. Некрасов «Славная осень!» .

С. Д. Дрожжин «Миновало лето…» .

Художественное творчество

«Волшебные краски осени» .

«Дары осени» .

«Я шагаю по ковру из осенних листьев» .

«Портрет осени» .

«Золотая осень» .

«Осеннее дерево» .

«Осенние листочки» .

«Аппетитные, ароматные, сладкие…» .

«Веточка рябины» .

«Портрет гриба» .

«Золотые яблоки» .

«Унылая пора, очей очарованье…» .

Совместная деятельность взрослых и детей :

«Весёлый календарь»

«Путешествие по осени»

«Волшебные знаки»

«Дары осени»

«Как звери готовятся к зиме»

«Что бывает осенью»

Беседы :

«Ранняя осень»

«Добрые дела осенью»

«Дары осени»

«Что мы знаем о растениях»

«Жизнь птиц и животных осенью»

«Краски осени»

Дидактические игры : «Времена года » , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «С какого дерева листок?» .

Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

Опыты и эксперименты : «Воздух есть везде» , «Земля в разную погоду разная» , «Вода бывает разная» и т. п.

Чтение художественной литературы : А. Блок «Зайчик» , Сладков «Почему ноябрь пегий?» , «Поздняя осень» , Григорьева «Осенний лес» , «Репка» , Ушинский «Гуси» , Виноградова «Книжка про осень» .

Заучивание : Плещеев «Осенью» .

Продуктивная деятельность :

«Дары осени» - лепка.

«Ветка рябины» - аппликация.

«Волшебные краски осени» - рисование.

«Портрет осени» - рисование.

Развлечения и праздники : «Праздник осени» .

Презентация сезона : «Осень – славная пора»

Список используемой литературы :

1. Алябьева Е. А. «Природа. Сказки и игры для детей » , М., «Сфера» , 2012 г.

2. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга -1-2. Москва 2007г.

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста .

4. Григорьева О. А., Фесюкова Л. Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал» , М., «Сфера» , 2007 г.

5. Громовав О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников .

6. Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года . М, 2004г.

7. Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» , Ярославль, «Акад. Развития» , 1996 г.

8. Иванова А. И. «Мир растений» , М., «Сфера» , 2010 г.

9. Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года » Москва : Гном и Д. 2004г.

10. Копцева Т. А. «Природа и художник» , М., «Сфера» , 2001 г.

11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки » , М., ИД «Цветной мир» , 2011 г.

12. Молодова Л. П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников », Минск, «Асар» , 2001 г.

13. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве .

14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.

15. Скребицкий Т. А. «На лесной полянке. Зима» , М., «Детская литература» , 1952 г.

16. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Цветущая весна. Травы".

17. Тамбиев А. Х. «Кто где живёт» , М., «Дрофа» , 2007 г.

18. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах» , М., «Сфера» , 2010 г.

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

Загрузка...
Top