Калмыкия.Калмыцкая свадьба. Калмыцкая свадьба — традиции и обычаи Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью

Т. И. Шараева

«СМОТРИНЫ ЖЕНИХА» В ТРАДИЦИОННОЙ КАЛМЫЦКОЙ СВАДЬБЕ

(по литературным данным)

Работа представлена Центром азиатских и тихоокеанских исследований института этнологии и антропологии Российской Академии наук. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Н. Л. Жуковская

В статье рассматриваются обряды смотрин жениха, которые в XIX - начале XX в. в структуре калмыцкой свадьбы представляли собой самостоятельный этап. Реконструкция обрядов и ритуалов смотрин жениха по литератур-

ным данным позволяет утверждать о матрилокальном характере брачных отношений в прошлом у калмыков.

Ключевые слова: жених, обряды, калмыки, реконструкция.

"VIEWING OF THE GROOM" IN THE KALMYK WEDDING STRUCTURE

(based on literary data)

The article covers the ceremonies of viewing of the groom, which were an independent stage in the Kalmyk wedding structure in the 19th - early 2Ф centuries. Reconstruction of the ceremonies and rituals according to the literary data makes it possible to speak about the matrilocal character of marriage relations among the Kalmyks in the past.

Key words: groom, ceremonies, Kalmyks, reconstruction.

Традиционная свадьба - сложный комплекс обычаев и обрядов, вобравших в себя мировоззренческие, социальные, правовые нормы и эстетические представления народа. В свадебном цикле калмыков исследователи выделяют три основных этапа: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. За последнее столетие структура свадебной обрядности у калмыков претерпела значительные изменения, вызванные переходом от кочевого образа жизни к оседлому, влиянием культуры соседних народов, а также последствиями пребывания в иноэтничном окружении и под строгим надзором в период незаконной депортации калмыков в восточные районы страны (1943-1957 гг.) и т. д. Из структуры калмыцкой свадьбы полностью исчезли многие этапы, обусловленные в прошлом спецификой кочевого быта, традиционного мировоззрения, формой брака, например смотрины жениха.

Описание свадебного этапа смотрин жениха в калмыковедческой литературе носит фрагментарный характер. Поэтому целью данной статьи является попытка обобщения и реконструкция полного цикла обрядов смотрин жениха, а также исследование функций и ролей участников и семантических значимых моментов этапа в традиционной свадебной обрядности у калмыков.

В современных ритуалах «проверка» хозяйственных способностей и личных качеств жениха (смотрины) проводится во время самой свадьбы, хотя в прошлом смотрины же-

ниха (кюрг узюллгн) представляли собой самостоятельный этап предсвадебного цикла, наряду со смотринами невесты (хадмуд хя-ялгн), предварительным сговором, сватовством (гурвн бортх), кройкой и шитьем постельных принадлежностей и одежды (хулд ишклгн/эд ишклгн).

Смотрины жениха (кюрг узюллгн) в конце XIX - начале XX в. представляли собой четвертый визит предсвадебного цикла, при этом он проводился представителями двух субэтнических групп калмыков (торгутов и дербетов) , а в культуре третьего субэтноса - хошутов - обряд смотрин как самостоятельный цикл отсутствовал, так как весь свадебный цикл проходил на стороне невесты . Различные названия этого этапа (смотрины жениха кюрг узюллгн или «курген залиган» (букв. показ жениха); «четыре бортхи» - по количеству сосудов привозимого с собой спиртного; посылка баранины хёёня мах эгелген -жених обязательно должен был везти целую тушу барана , «кург кургх» (букв. привезти, доставить жениха)), отражают главное действо - показ жениха родным невесты и его приобщение к роду невесты. В данной статье будет использоваться общий термин «смотрины жениха».

Специальный этап смотрин жениха регулировался традиционными установками, определяющими состав участников, обмен дарами и др. На смотрины приезжал сам жених с большой группой родственников и

друзей численностью «не менее четырех, но всегда более и даже по несколько десятков» . У представителей субэтнической группы торгутов жениха сопровождала мать или сноха бер (жена его брата или дяди) . Гостевой «поезд» жениха возглавлял старший из близких родственников жениха (ахлачи), чаще всего брат отца (авга), обладавший даром красноречия, смекалкой, хорошо знающий традиционную обрядность и фольклор. Время и день отправления поезда определяли у астролога (зурхачи).

Количество привозимого женихом угощения зависело от материального состояния его семьи. Помимо обязательных четырех кожаных сосудов бортха с молочной водкой, участники визита везли определенное количество спиртного для угощения всех гостей, их количество у разных субэтнических групп калмыков варьировалось. По традиции жених со свитой привозил также вареное мясо нескольких баранов , «... сушки, конфеты, пряники, виноградное вино» , кисломолочный напиток цаган идян, кроме того, «. одну доску калмыцкого чая, белый платок (с завязанной в нем серебряной монетой) . Состоятельные семьи приводили упитанную лошадь, чтобы заколоть ее по приезде на место для угощения . Жених из состоятельной семьи приводил невесте лошадь в качестве подарка, привозил дорогостоящие предметы национальной одежды (шубы, халаты), а также деньги; малоимущие калмыки ограничивались простыми подарками в виде одежды и отрезов ткани .

Прежде чем появиться в поселении (хо-тон) невесты, посылали вестового с оповещением о приезде. Приближение к кибитке родителей невесты осуществлялось по ходу движения солнца (зёв эргяд - букв. правильно поворотясь) в следующем порядке: впереди ехали два-три всадника во главе со старшим, подвода тергн с подарками и угощением, затем остальные верховые. По свидетельству И. Бентковского, «гостей встречали все мужчины хотона, от мала до велика, один только хозяин с почетнейшими гостями, собравшимися на пир, и женщины не выходят

на встречу - этого не позволяет этикет» . Обычай встречать всех гостей всеми родственниками-мужчинами невесты, подтверждают и другие этнографы .

Вхождение гостей в кибитку родителей невесты предваряла обязательная проверка всех привезенных подарков, «причем особое внимание обращается на то, чтобы в сваренном баране были все съедобные части: недостаток одной из них может вызвать отказ или отсрочку» . Согласно этикету, входили в кибитку по старшинству и по утвержденному традициями порядком: первыми входили глава делегации (ахлачи) и самый молодой участник, который вносил кисломолочный продукт (цаган идян), затем остальные участники делегации. Жених входил последним. Мужчины садились в правой, мужской части кибитки, а женщины - в левой. Прибывшие гости сами (кроме жениха и руководителя поезда ахлачи) заносили привезенное угощение и спиртное, которое оставляли в левой («женской») части кибитки. Указанный ритуал приема жениха с его делегацией в современной свадебной обрядности исполняется, как правило, во время приезда свадебного кортежа за невестой. Жених должен был совершить обязательный ритуал подношения своих сакральных родовых маркеров в виде нитей (лент) определенного количества и цвета и лоскута белой ткани родовым покровителям рода невесты . Символика приобщения характерна для ритуала кормления перед всеобщей трапезой всех участников кисломолочным продуктом (цаган идян), привезенным женихом. Движение чаши с напитком непременно осуществлялось по ходу движения солнца.

Во время обрядовой трапезы строго соблюдались правила застольного этикета: сначала всегда подавали свежесваренный молочный чай, затем спиртное и мясо, привезенное гостями, после чего хозяева выставляли свое спиртное и угощение. И в том и другом случае выделялась небольшая часть -первинки всех видов угощения в качестве подношения духам предков (дееджи) и семейному очагу; спиртным совершалось обязательное кропление (цацал). Это порядок

свадебной трапезы во многом сохранился до настоящего времени. Традиционно у калмыков после совершения кропления первая порция спиртного разливается по старшинству молодыми людьми со стороны хозяев. Однако И. Бентковский, единственный из исследователей, который в конце XIX в. зафиксировал совершенно иной вариант застольного этикета. Так, первую порцию спиртного жених лично подносил будущему тестю, который, совершив кропление, произносил благопожелание и выпивал. Затем, соблюдая старшинство, жених угощал всех родственников и гостей со стороны невесты. После этого разносили чай и остальное угощение , т. е. начиналась собственно обрядовая трапеза. В начале XX в. на смотринах жениха проводился ритуал «хош еря-хю» в специальной кибитке, которую гости привозили с собой и устанавливали в хотоне невесты. После официального приема гости выходили из кибитки и устраивались в ней. Как отмечал У. Душан, «... спустя некоторое время приходило несколько человек к гостям со сваренным калмыцким чаем и спиртными напитками. Этот приход со стороны невесты к гостям называется «хош еряхю» - «произносить благопожелание помещению гостей». Гости совместно с пришедшими выпивают все принесенное. В это время хозяева приглашают всех своих родственников и знакомых и угощают» .

В дальнейшем гости и участники смотрин условно делились на две возрастные группы, которые размещались в разных кибитках: в одной пировала молодежь, в другой -представители старшего поколения. Пиршество на смотринах жениха с обильным угощением и танцами длилось несколько дней. В первый день жених с друзьями должен был постоянно находиться в кибитке с гостями и родителями невесты, раскуривать и подносить им трубки, угощать гостей со строгим соблюдением всех правил традиционного этикета. Жених старался строго соблюдать этикет, вел себя степенно, скромно, воздерживался от выпивки . Местонахождение жениха на протяжении смотрин указано в источниках различно: с молодежью , вместе с родными невесты в кибитке ее родителей , возле будущего тестя в почетной части кибитки . Нахождение жениха с молодежью может рассматриваться как приобщение к одновозра-стной группе. Согласно традиционному этикету, находясь вместе с родными невесты, он сидит у порога. Здесь его роль как участника завуалирована, он проходит своеобразную инициацию, так как выполняет все требования и сидит на непочетном месте. Расположение жениха рядом с тестем подчеркивает его высокий статус участника смотрин. Это может быть объяснено тем, что он приобщается в качестве нового члена семьи и уже получает статус близкого родственника, здесь -акцент на установление и признание родства.

На протяжении всего пира родные невесты старались определить личные качества жениха: его смекалку, ловкость, умение и знания по различным вопросам хозяйственной деятельности. В некоторых случаях для проверки хозяйственных способностей жениха родственники невесты поручали ему заколоть и разделать овцу. При невозможности совершить разделку овцы женихом самостоятельно допускалось участие его друзей. Кто-нибудь из пожилых родственников невесты подавал жениху сваренную баранью ножку (шиир), непременный атрибут ритуала «зе бярлгн». С нее жених должен был срезать мясо, мелко накрошить его и подать старикам. По тому, как мелко и быстро жених накрошит мясо, оценивались не только хозяйственные способности жениха, но и будущая жизнь молодой семьи. Примета означала, что они будут многодетны и состоятельны . В свадебной обрядности калмыков вручение жениху бараньей ножки на смотринах указывает на сохранившиеся черты института аванкулата. Термином «зе» у калмыков называют племянников по материнской линии. У калмыков род матери занимает активную позицию, почти наравне с отцовским родом. Родство по материнской линии на-хцхнр считается особо близким. У калмыков существовал строгий запрет на брак с родственницами по отцовской линии до 7-9-го колена. Чаще выбирали невест из отдаленных

хотонов или другой субэтнической группы. Предпочтения в выборе невесты для заключения брака отдавались родственницам по линии матери. Такой брак даже поощрялся и считался наиболее желательным и прочным . По этому случаю у калмыков есть пословица: «Мужчина, женившийся на родственнице по линии матери, будет счастлив всю жизнь». Брат матери нахцх выступал в роли «второго» главы во время проведения обрядов свадебного комплекса. В обязанности брата матери нагц входили постоянная финансовая помощь племянникам, выделение доли скота и т. д.

По просьбе родственников невесты жених исполнял сольные танцы, которые были призваны показать его умение и ловкость жениха, пластику тела, отсутствие у него физических недостатков, пел или играл на домбре, что также являлось проверкой его личных качеств, при этом он не имел права отказаться от требуемых от него действий. О достоинствах и недостатках жениха судили также по сопровождающим его спутникам. Характерен для таких случаев исполняемый двумя юношами танец «Хавчур» (букв. тиски, зажим), состоявший из комплекса спортивно-акробатических приемов, требовавших большой силы и ловкости. Так, «...один стоял на плечах другого во весь рост или сидел у него на плечах, свесив ему на грудь ноги. В другой фигуре танца "Хавчур", наиболее ловкий юноша обхватывал ногами талию своего товарища, после чего, приблизившись к старшему свату "ахлачи", брал у того трубку, кисет и, свешиваясь головой вниз, набивал трубку табаком, закуривал ее и затем возвращал хозяину» . Исполнение этого танца женихом вызывало особую похвалу. В современной свадебной обрядности калмыков обязательное исполнение сольного танца женихом проводится во время самой свадьбы.

Интерес всех участников смотрин вызывали песни, сопровождавшиеся подношением (сёнгин дун), которые исполнялись участниками смотрин с обеих сторон, «чтобы публично выразить кому-то глубочайшее уважение и засвидетельствовать свою признатель-

ность и особое расположение» . Выбор песни предоставлялся поющим. Закончив петь песню, исполнитель подносил чашу тому, кому предназначалась песня. Адресат выпивал напиток, произносил благопожела-ние и возвращал чашу, положив в нее деньги. Если песню с подношением исполнял жених, то это расценивалось как проявление самого высокого уважения к гостям. Тестю жених подносил чашу, опустившись на одно колено . В настоящее время практика исполнения песен с подношением частично утрачена.

В первый день визита женихом подносились подарки родителям невесты, близким родственникам. Невесте он вручал подарок вечером первого дня в кибитке, где гуляла молодежь, причем согласно традиционному этикету «стоя перед ней на левом колене, склонив голову, держа подарки в правой руке, и поддерживая левой рукой локоть правой» . По утверждению И. Житецко-го, невеста обязательно получала шубу или халат . Привезенные подарки невеста тщательно рассматривала с подругами, чтобы не просто оценить подарки жениха, а показать их всем присутствующим. Взамен она одаривала жениха каким-нибудь подарком, например, собственноручно вышитым кисетом .

На второй день жених со свитой посещал дома родственников невесты по отцовской линии, где их обильно угощали . В этот день ему разрешали находиться в кибитке с молодежью, где его снова заставляли танцевать и петь подружки невесты. При этом они старались всячески «навредить» гостям: забирали и прятали предметы конской сбруи, мешали им в проведении тех или иных действий, больно били ладошками по спине и т. д. Как отмечал Житецкий, «. жениха садят на подушки, и между танцами на него нападают девушки и бьют руками, плетьми и чем пришлось» . Жених и все его сопровождающие должны были сносить все без сопротивления, «. они должны были молчать и перенести это и стараться не доводить дело до недоразумения» .

У калмыков в циклах свадебной обрядности немаловажная роль отводилась молодежным играм. На смотринах молодежь также проводила игры, с целью проверки ловкости и способностей друг друга. Например, в шуточной игре «Проверка на сундуке» молодых людей, чаще со стороны жениха, усаживали на сундук на колени и предлагали поднять ртом с земли деньги или платок. Чаще всего испытуемый под общий смех падал с сундука. За невыполненное задание подружки невесты заставляли его плясать. Если парню удавалось выполнить задание, то девушки его хвалили, подносили в чашке молоко и одаривали носовыми платочками, кисетами и кошельками. В игре «Плетение пуговиц из струны», молодым людям предлагали распустить специально сплетенную и предварительно намоченную пуговицу из струн домбры, что было довольно трудно сделать. Такие попытки были обычно безрезультатными, поэтому молодых людей заставляли петь, плясать, рассказывать сказки .

В структуре традиционной калмыцкой свадьбы смотрины жениха имели еще один термин - «кург кургх», что означает «привезти, доставить жениха». Термином кюргн в калмыцком языке обозначается и жених, и зять. Невеста до проведения обряда бракосочетания называется кююкн (букв. девушка), после - сноха бер. Изменение социального статуса свидетельствует, по нашему мнению, о том, что в прошлом жених доставлялся к

семье невесты и получал статус зятя, при этом термин кюргн был нарицательным. Сопровождающие жениха участники свадебного поезда маркируются выражением кюргю-лин улс (букв. те, кто доставляют/люди, что доставляют). Аналогичным выражением обозначаются родственники невесты, сопровождающие ее на сторону жениха. По нашему мнению, это указывает на матрилокальные черты брака у калмыков в прошлом, что подтверждается и совершаемым женихом ритуалом подношения родовых маркеров. Упоминания о бытовании подобного обычая нашли свое отражение в фольклоре калмыков и героическом эпосе «Джангар».

Таким образом, многочисленные данные о смотринах жениха у калмыков позволяют утверждать о сохранении некоторых обрядов и ритуалов в трансформированном виде в современной свадебной обрядности у калмыков. Обрядовые функции смотрин жениха в свадебном комплексе у калмыков позволяют предположить о матрилокальном характере брачных отношений у калмыков в прошлом. Об этом говорит и термин смотрин жениха «кург кургх», что предполагало переезд жениха к родителям невесты. Жениха с друзьями встречали только мужчины, что указывает на присоединение к мужскому сообществу стороны невесты. Многочисленные испытания, проводимые родными невесты, были призваны облегчить процесс интеграции чужака/нового члена в социум невесты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадмаева Т. Б. Калмыцкие танцы и их терминология. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1992. 96 с.

2. Бентковский И. В. Женщина - калмычка Больше-Дербетскаго улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношении // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь, 1869. Вып. 2. С. 141-198.

3. Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста: Калм. кн. из-во, 2007. 307 с.

4. Душан У. Д. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. Элиста, 1976. Вып. 1. С. 5-88.

5. Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 18841886 гг.). М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1893. 5 с.

6. Научный архив Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (НА КИГИ РАН). Ф. 6. Оп. 2. Д. 132.

7. Небольсин Н. И. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб., 1852. 193 с.

8. Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 224 с.

9. Хабунова Е. Э. Очаг (обряды и обрядовый фольклор жизненного цикла калмыков). Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2005. 205 с.

10. ШалхаковД. Д. Семья и брак у калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. 86 с.

11. ЭрендженовК. Э. Золотой родник. Элиста, 1985. 127 с.

12. Эрдниев У. Э. Калмыки (конец XIX - начало XX в.). Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. 311 с.

1. Badmayeva T. B. Kalmytskiye tantsy i ikh terminologiya. Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1992. 96 s.

2. Bentkovsky I. V. Zhenshchina - kalmychka Bol"she-Derbetskago ulusa v fiziologicheskom, re-ligioznom i sotsial"nom otnoshenii // Sbornik statisticheskikh svedeniy o Stavropol"skoy gubernii. Stavropol", 1869. Vyp. 2. S. 141-198.

3. Bordzhanova T. G. Obryadovaya poeziya kalmykov (sistema zhanrov, poetika). Elista: Kalm. kn. iz-vo, 2007. 307 s.

4. Dushan U. D. Obychai i obryady dorevolyutsionnoy Kalmykii // Etnograficheskiy sbornik. Elista, 1976. Vyp. 1. S. 5-88.

5. Zhitetsky I. A. Ocherki byta astrakhanskikh kalmykov (etnograficheskiye nablyudeniya 18841886 gg.). M.: Tipografiya M. G. Volchaninova, 1893. 5 s.

6. Nauchny arkhiv Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN (NA KIGI RAN). F. 6. Op. 2. D. 132.

7. Nebol"sin N. I. Ocherki byta kalmykov Khoshoutovskogo ulusa. SPb., 1852. 193 s.

8. Khabunova E. E. Kalmytskaya svadebnaya obryadovaya poeziya. Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1998. 224 s.

9. Khabunova E. E. Ochag (obryady i obryadovy fol"klor zhiznennogo tsikla kalmykov). Elista: AOr «NPP «Dzhangar», 2005. 205 s.

10. Shalkhakov D. D. Sem"ya i brak u kalmykov. Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1982. 86 s.

11. Erendzhenov K. E. Zolotoy rodnik. Elista, 1985. 127 s.

12. Erdniyev U. E. Kalmyki (konets XIX - nachalo XX v.). Istoriko-etnograficheskiye ocherki. Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1970. 311 s.

Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня нам предстоит заглянуть в юго-восточный уголок европейской части России, где в междуречье Дона и Волги раскинулась Калмыкия. Это единственная страна в Европе, где исповедуют . Данная религия сильно повлияла на калмыцкие обычаи и традиции.

О них мы и поговорим.

Историческое прошлое

Калмыки, потомки западномонгольских ойратов, перебрались в низовья Волги в середине XVII века, когда у них произошли разногласия с другими обитателями Джунгарского ханства.

На новом месте было образовано Калмыцкое ханство. Позднее оно было упразднено российскими государями.

Калмыцкому народу пришлось пережить тяжелейшие несчастья во время существования в составе СССР. Они потеряли автономию, подверглись депортации, в результате чего лишились больше половины своего населения.

Только к 60-м годам прошлого столетия калмыков реабилитировали. Сейчас их государство входит в состав Российской Федерации под названием Республика Калмыкия.

В ней два государственных языка – русский и калмыцкий.

Калмыки и лотос

Несмотря на пережитые трудности, калмыки не теряют оптимизма. Возможно, помогает им в этом следование древнему буддийскому учению.

Калмыкия – единственное государство в мире, у которого и на гербе, и на флаге изображён лотос. По-калмыцки, – это «бадм». А на санскрите – «падма», на тибетском языке – «пад-ма».

Калмыцкий народ почитает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, который изображается несущим этот цветок. Именно к нему они обращают свою молитву «Ом мани падме хум», что в переводе означает «О, сокровище, в сердцевине лотоса!»


Из трёх видов лотоса, один, индийский, растёт на берегах Волги. Дальше, на север от этого места, его уже не встретишь, да и во всей Европе он водится только здесь. Калмыки гордятся тем, что могут наслаждаться его цветением в природных условиях.

Они считают, что их народ удостоился особого права жить рядом с местом произрастания этого чуда и иметь его на своих государственных символах. Нередким калмыцким именем является Бадма, существует множество фамилий, образованных от этого корня: Бадмахалгаев, Бадмаев, Бадминов и др.

Повседневная жизнь

Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие , утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.

В кибитках обитали более зажиточные кочевники, так как обтягивалась она кошмой из овечьей шерсти, а для этого надо было иметь домашний скот.


Бедные калмыки не могли себе такого позволить в быту. Их жилища назывались джолум и сооружались из камышовых снопов, устанавливаемых по кругу и связанных вверху наглухо.

Они были без окон, и внутри было темно. Для утепления использовалась глина, которой джолум обмазывался изнутри и снаружи. В нём было очень холодно, что иногда даже служило причиной смерти жильцов.

Кстати сказать, раньше у калмыков не было принято хоронить умерших. Их оставляли в степи на съедение хищникам. Сейчас на похороны приглашают ламу, который «указывает» путь отошедшему в мир иной.

Символичные кушанья

Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.

Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.


  • в виде солнца обязательны на праздники;
  • в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
  • как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
  • формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
  • похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
  • небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
  • шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
  • шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.

Это далеко не полный перечень таких мучных изделий, которые, по замыслу калмыков, указывают на взаимосвязь всего живого в мире, его причинно-зависимое происхождение в соответствии с одним из буддийских положений.

Главные торжества

Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.

В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу .


Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.

И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.

Народная этика

У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.

Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.

После перекочевания на новое пастбище, пожилых людей угощают, чтобы они благословили новое место. Когда старшие разговаривают, им не перечат, не перебивают, прислушиваются к их советам, никогда не повышают голос в их присутствии.


Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.

Вся вековая мудрость калмыцкого народа собрана в его героическом эпосе под названием «Джангар». Он описывает подвиги богатырей, которые проживают в несуществующей стране Бумбы.

Эпосу около тысячи лет, и сохранился он до наших дней благодаря жителям, которые наизусть знали все его песни и передавали их устно следующим поколениям.

У калмыков не принято хвалить своих жён, но для укрепления духа и поднятия авторитета повсеместно расхваливают мужчин. Существует даже пословица «Без похвалы нет богатыря».

Родственные связи

В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду.

Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода.

Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.

Свадебное таинство

В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:

  • знакомились семьями в доме невесты;
  • сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
  • договаривались о дне церемонии.

В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.


Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.

Перед празднованием полагается совершить омовение рук и ополаскивание рта и помолиться перед бурханом. Само оно длится недолго, так как к обеду невесту нужно доставить в дом жениха.

После застолья невеста надевает платок, молится бурханам, пьёт молоко и уходит из отчего дома. Её приданое грузят в свадебный поезд, и молодые уезжают.

Заключение

Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее культурное и духовное наследие. Его представители отличаются высокой нравственностью, мудростью и простотой.

В XVIII веке в семейно-брачных отношениях существовали пережитки материнского рода, например, родные невесты давали ей в качестве приданого кибитку. Но в XIX- начале XX веков сохранились только отголоски этой традиции.Родные девушки готовили в приданое лишь некоторые принадлежности для кибиток молодых: тесьму и веревки, которыми прикрепляли кошемные покрытия к деревянному остову кибитки, а также сундуки, ковры, постельные принадлежности, комплекты одежды на несколько лет. Выдача девушки замуж была делом не только ее родителей. В снаряжении приданого принимали непосредственное участие все родственники, каждый из которых должен был вложить в него свою долю.

Заключение брака происходило путем сватовства. К родным девушки ходил уважаемый родственник жениха, при этом согласия молодых не спрашивали. Они, как правило, не встречались друг с другом до самой свадьбы. Просватанная девушка строго соблюдала обычай «избегания»: она не должна была до свадьбы показываться жениху и его родственникам.
По данным эпоса «Джангар», калыма у калмыков не существовало. Но в монголо-ойратских законах была установлена определенная норма, вносимая родными жениха в зависимости от их состоятельности и общественного положения. В конце XIX — начале XX веков сохранились пережитки этой традиции как дань старине. Родные невесты требовали от родственников жениха понравившуюся им лошадь или ценную вещь, однако часто ничего не брали. Родственники девушки дарили своему зятю одну или несколько лошадей или ценные вещи.

Свадебные обряды у калмыков были довольно сложными и соблюдались последовательно и строго. До окончательного закрепления сговора о браке родные жениха приезжали к родным невесты три раза. Договорившись о браке, родственники жениха должны были еще несколько раз навестить родителей девушки, привозя подарки и в свою очередь получая подарки от родных девушки. Главным обрядом был хюрм - собственно свадьба, день которой назначал зурхачи - ламаистский астролог. К этому важному событию шли многодневные приготовления в обеих семьях. На хюрм жених прибывал с группой мужчин, которую возглавлял опытный родственник, привозили с собой угощения для свадебного пиршества, которое начиналось в хотоне невесты. Обрядами сопровождались вынос приданого и расставание невесты с домом родителей.

В хотон жениха невесту сопровождали родные во главе с близким родственником. По приезде их встречали родные жениха, и выполнялся обряд принятия невесты в «род» мужа: молодая должна была поклониться очагам всех старших родных жениха, хозяевам и хозяйкам. Свадебный пир сопровождался благословением, поздравлениями и благопожеланиями, пением, плясками под домбру; родственники девушки дарили родственникам жениха ценные подарки, а молодежи - гостинцы. Вечером женщины делили косу девушки на две и укладывали их в шиверлиги.

Максаева Мария Сергеевна

Этнография. Национальные традиции калмыцкого народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МКОУ «Сарульская средняя общеобразовательная школа»

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Бичкн Төрскм»

Номинация «Этнография»

Тема работы «Соблюдение национальных традиций в современных калмыцких свадьбах»

Подготовила: Максаева Булгун Сергеевна

ученица 9 класса

Руководитель : Максаева Эльза Николаевна

Учитель информатики

п.Сарул, 2017 год

Введение………………………………………………………………………….2-3

Современная калмыцкая свадьба…………………………………………....4-10

1 глава. Сватовство………………………………………………………………4-5

  1. Встреча гостей..………………………………………………………………4
  2. Договор сватов……………………………………………………………….5

2 глава. Свадьба……………………………………….………………………..6-10

2.1. Свадебные обряды в доме невесты. ……………….………………..……6-7

2.2. Проводы невесты………………………………………………………………8

2.3. Свадебные обряды в доме жениха……………………………………….9-10

Заключение…………………………………………………………………..…11-12

Список источников и литературы ……………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………….…14-16

Опросный лист…………………………………………………………………….17

Введение

Актуальность темы исследования. У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности - несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают жить, потому что праздники - это сердце народа.

Калмыцкие народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, чем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и заканчивая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Калмыцкая пословица гласит: «Человек, не знающий и не понимающий своего языка, словно забывший свою родную мать»

В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия.

До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.

На всех этапах своего развития человек был тесно связан обычаями и традициями своего народа. Человек – часть общества, он не может существовать вне общества и без общения. В настоящее время теряются основы воспитания молодого поколения на народных традициях, культуре. Многие из моих знакомых не знают важные традиции, обычаев калмыцкого народа. А ведь значение обычаев и традиций являются очень важными. Объект моей исследовательской работы: изучение свадебного обряда калмыков, проживающего на территории Черноземельского района Республики Калмыкия.

Цель моей исследовательской работы является сохранение и развитие народных традиций и обычаев калмыков.

Предмет исследования . Мы хотим понять, насколько сохранены традиции национальной свадьбы в нашем районе. Очевидно то, что одним из основных способов является передача информации от поколения к поколению обычаев, обрядов, культуры своего народа. В наше время в свадебную культуру привнесено много европейского: продажа туфелек невесты, проведение свадеб в ресторанах, сама церемония бракосочетания, блюда на свадебном столе, продажа свадебного торта, собирание денег в ползунки…А наши калмыцкие традиции забываются.

Задачи:

1. Исследовать свадебные обычаи калмыков.

2. Выявить факт сохранения особенностей обычаев и обрядов в современных калмыцких..свадьбах.

Материалы исследования . При написании работы использовались:

1. Русско-калмыцкий словарь. М., 1965. С.161.

2. Русско-калмыцкий словарь М. С.181.

3. Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков. Элиста, 1982. С.16.

4. Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста, 1989. С.8.

Устные источники: Респонденты из п.Кумской – семья Дорджиевых, из п.Ачинеры – семья Эрдниевых, Мукабеновых, из п.Сарул – семьи Максаевых, Таскировых, Спиридоновых.

Современная калмыцкая свадьба

I глава. Сватовство

Мною были опрошены респонденты из 6 семей: 3 семьи из посёлка Сарул, 2 семьи из посёлка Ачинеры и одна семья из посёлка Кумской. Проанализировав полученную информацию, можно сделать вывод, что в свадебных обычаях и обрядах прослеживается общее. Можно описать типичную современную свадьбу следующим образом:

1.1. Встреча гостей. В старину время шло размеренно, неторопливо, и потому к свадьбе готовились обстоятельно, не спеша. В наши дни все изменилось до неузнаваемости, даже время измеряется иными мерками, оно бежит, не давая порой людям опомниться. А вместе с ним меняются и обычаи. Если в старину сватовство по традиции проводилось в три захода, то в наше время сватаются только один раз. Желательно это делать в день, указанный гелүнгом (служитель), он же указывает день, когда можно играть свадьбу. Сватами назначаются обычно родители жениха и три родственника, два - со стороны отца, один - со стороны матери. Перед дорогой сваты должны выпить дома калмыцкого чая и выслушать благопожелание с наказом успешно провести переговоры о будущей свадьбе. Хорошо, если в доме по такому случаю горит лампадка. Едут свататься по обычаю не с пустыми руками, гостинцы по такому случаю готовятся традиционные: ящик водки, баранье мясо, 10-15 лепешек, конфеты, печенье . Сверх того надо положить сватам одну-две бутылки водки, предназначенные для знакомства, торжественному событию.

В доме невесты гостей приглашают к столу, где уже приготовлено угощение. Потом отец жениха распечатывает свою бутылку с водкой и объясняет, с чем они пришли: «Я полагаю, вы уже догадались, с какой целью мы сегодня пришли к вам. Дело в том, что наш «плохой» сын и ваша «плохая» дочь решили пожениться. Это очень серьезное решение: создать новую семью. И наша с вами задача - помочь им воплотить это решение в жизнь. Хочу надеяться, что вы согласитесь с нами и примете наши гостинцы, и надеюсь, не отвергнете нашего предложения. А поскольку мы впервые переступили порог вашего дома, то хочу пожелать также, чтобы дом ваш был крепостью во имя счастья и благополучия вашей семьи. Долгих лет вам здравствовать и растить своих детей в счастье и радости».

1.2. Договор сватов. Речь произнесена. На стол выкладываются гостинцы сватов, первым угощение подносят старшим. Те, отведав вкусных яств, не скрывают удовольствия, что дает право старшему свату со стороны жениха произнести следующую речь: «Нам приятно видеть, что наше угощение пришлось вам по вкусу, полагаем, что такое выражение удовольствия можно принять за знак согласия. И по такому случаю произносится благопожелание.

Далее за столом решаются вопросы, ради которых сваты и приехали: о дне свадьбы; о количестве людей, сопровождающих свадебный поезд; какие цвета ниток должны присутствовать в өлгц (ткань белого цвета, куда заворачиваются нитки или ленты цветов, являющимися культовыми для рода невесты; в этой цветовой гамме, как правило, исключается чёрный и жёлтый цвета); Наконец все вопросы улажены, гостям подносят свежесваренный чай, который так и называется - өмскүлин цә, потому что одновременно гостям дарят өмскүл - подарки: мужчинам рубашки на правое плечо, женщинам - отрез на платье или платок на левое плечо. Отдельно в сумку сватам кладут гостинцы. И гости отправляются домой.

II глава. Свадьба

Свадьбу в наше время тоже справляют в один день. Утром едут (нечетное количество людей: 9 или 11) за невестой, в обед ее привозят в дом жениха, сватов со стороны невесты провожают домой до наступления сумерек.

За невестой выезжают утром, старшим среди сватов должен быть мужчина, вместе с ним две женщины (эмгн, бер), жених с другом, родственники-мужчины. Отъезжать от дома родителей жениха следует согласно движению солнца, и в качестве гостинцев сваты берут с собой: водку (в том количестве, о котором договорились во время сватовства), сваренное баранье мясо, живого барана (И менно баран или овца выступает знаковым символом принадлежности женщины сразу двум родам: с выходом замуж женщина у калмыков считается новым членом рода мужа, но не порывает полностью отношений со своими родными. Её родные должны совершить обряд жертвоприношения огню и «завершить» переход родственницы в новый род на сакральном уровне.), чай (заварку), масло, сладости (конфеты, печенье).

2.1. Свадебные обряды в доме невесты. Угощение для невесток должно находиться в отдельной сумке. Гостинцы в дом невесты вносятся в следующем порядке: вначале сумку с гостинцами для невесток (берәчүдт), вслед за нею чай с маслом, все остальное потом (приложение № 1). Среди гостинцев должна непременно присутствовать баранья голова, предназначенная для жертвоприношения и кисломолочный «цаһан идән» и «өлгц» расценивались как подношение жениха роду невесты, поэтому именно с этими предметами он входил последним в дом невесты . В наши дни эту функцию выполняет самый младший член свадебной делегации. О выкупе за невесту, об угощении; о приданом; о подарках (өмскүл) для сватов; о подушке. Когда гостинцы внесены в дом, то есть благосклонно приняты родственниками невесты, в дом входят сваты со стороны жениха. Они обязаны соблюсти следующий ритуал: войдя в дом, надо ополоснуть рот, помолиться богу и только после этого садиться за стол. При этом опять же соблюдается определенный ритуал: первым садится старший сват, за ним женщина постарше (эмгн), за ней молодая женщина (бер), и только после них - остальные. Садиться надо по ходу солнца. Первым делом сватам подносят чай. И хотя всем ясно и без слов, зачем приехали гости, но, согласно обычаю, старший из сватов встает и произносит речь, в которой объясняет причину приезда, а далее он произносит благопожелание. Во время благопожелания (йөрәл) на стол кладут деньги молодым на обзаведение. Далее гостей начинают угощать, при этом хозяева сначала разливают свою водку, а уж затем открывают сумки с гостинцами от родственников жениха, первым делом берут оттуда для подношения к алтарю, после чего выкладывают гостинцы на стол. Мясо, привезенное сватами, расчленив его по суставам ножом, угощают внуков и племянников со стороны матери .

Улучшив подходящий момент, представительницы свадебной делегации (эмгн, бер) приступают к обряду кройки и шитья наволочки для подушки, идентифицируемой в наше время со всеми постельными принадлежностями. В работе используется новая подушка, инструменты и материя, привезённые мастерицами с собой. Приготовленное изделие, четыре угла которого смазываются маслом или молоком, выставляется на всеобщее обозрение и благословение (Приложение №1). Изготовившие подушку женщины выставляют на стол своё угощение (водку, борцоки, сладости, чай). Обряд называется «дер йөрәлһн» (благословение подушки). Все присутствующие произносят йөрәл, в которых выражаются традиционные для данного обряда пожелания: «чтобы изделие долго служило тем, кому оно предназначено, а адресаты жили долго и счастливо и оставили большое потомство». Произносящие йөрәл, как правило, подкрепляют свои добрые пожелания деньгами, которые кладутся на подушку. Собравшиеся деньги вместе с подушкой, наставлениями и благопожеланиями эмгн, бер передают молодожёнам по возвращению домой. Готовое изделие забирают (раньше умыкали) представители невесты, прячут его и обговаривают между собой размеры выкупа.

Она выкупается стороной жениха накануне вывода невесты.

2.2. Проводы невесты. Гости в доме невесты не засиживаются, поскольку свадебный поезд ждут в доме жениха, а вечером всем участникам свадьбы предстоит еще пойти на торжество в ресторан или кафе. Поэтому по прошествии недолгого времени гости заводят песню:

«Орсн боран гиидг, ирсн гиич моордг»

(Если дождь идет, то пройдет время, и он перестанет, Если ветер дует, то настанет пора, когда он стихнет, Если гости в доме, то пора им и честь знать...)

Смысл песни ясен всем: пришла пора провожать невесту, поскольку невесту полагается ввести в дом жениха до обеда, в крайнем случае, в обед. Гостям наливают в рюмки водку, и, пока те произносят прощальный тост, им преподносят подарки от родственников невесты. В свою очередь и хозяева произносят йөрәл с пожеланием гостям белой дороги и счастья. Но прежде чем отправиться в обратную дорогу, старший сват должен дотронуться до приданого невесты рукой и положить деньги. Только после этого приданое начинают выносить и грузить на машину (Приложение №2). Родственники невесты, согласно традиции, должны дотронуться руками до парней, сопровождающих свадебный поезд со стороны жениха. В это время невеста молится богу в доме родителей, и отпивает молоко у алтаря. Накануне свадьбы у невесты срезают часть ногтей и волос, это делается символически, для того чтобы невеста «не забрала с собой счастье семьи, из которой она уходит» . (Стоит заметить, что этот обычай соблюли лишь несколько респондентов) Затем ей накидывают на голову платок и выводят из родительского дома (Приложение №2). (Обряд соблюдался у торгоутов) Этот платок невеста не имеет права никому отдавать.

В некоторых опрошенных семьях бабушки пели протяжные песни, которые должны были вызвать слезы на глазах у невесты.

Выводить невесту должна молодая женщина из числа сватов (Приложение №2). Но у торгоутов невесту выводит старший (ахлачи) мужчина. Невеста, уходя, не должна оглядываться на родительский дом. Невеста садится в машину жениха.

2.3. Свадебные обряды в доме жениха. Родственники невесты, выбранные для ее сопровождения, едут следом. К дому жениха они подъезжают все вместе. Если свадебный поезд движется издалека, скажем, из другого населенного пункта, то родственники жениха выезжают им навстречу, прихватив с собой горячий чай, водку, еду. Если жених и невеста из одного населенного пункта, то их встречают перед домом. Их угощают, произносят благопожелание. Сваты должны объехать дом жениха вокруг, по ходу солнца. В дом сначала вносят приданое невесты, потом входят жених и невеста, вслед за ними сопровождающие их лица.

Прежде чем войти в дом своего жениха, невеста обязана соблюсти еще некоторые ритуалы. Во-первых, перед очагом (сейчас печей в доме нет, поэтому молится невеста перед бурханом (Приложение № 3), а в некоторых семьях прямо у порога), где стелется войлок (коврик или матрац, привезенный невестой из дома), невеста должна стать на колени и помолиться (Приложение №3). Невеста должна переодеться в одежду, приготовленную для нее в доме жениха. За спиной невесты в это время должен встать молодой парень, который наклоняет голову невесты вперед семь раз, но наклонять следует каждый раз после того, как кто-либо из пожилых родственников произнесет имя предка, называя их по очереди до семи поколений. Есть поверье, что невеста кланяется предку по его повелению. И во время этого обряда кидают кусочки жира в родственников жениха. Во-вторых, разделить волосы (в старину девушки носили косы) девушки надвое .

В доме жениха сажают на почетное место теперь уже гостей со стороны невесты. Перед ними ставится лучшая еда, к ним относиться надо со всем вниманием и уважением. Гости со стороны невесты собираются домой под вечер, провожая их, произносят йөрәл, одаривают подарками (өмскүл). Для них поется протяжная песня (ут дун). Пора гостям домой, но прежде чем переступить порог дома, родственники невесты дарят ей подарок.

Особым подарком вознаграждалась свекровь, ей привозили белые шаровары (шалвр), в честь признания её материнских достоинств, в знак благодарности чреву матери. В этих шароварах она должна станцевать для гостей.

Свадебное веселье в доме жениха заканчивается. Утром невеста варит калмыцкий чай и преподносит его родителям жениха. Во время этого ритуала невесту, по калмыцкому обычаю, нарекают новым именем.

Через семь дней после свадьбы родители приезжают навещать свою дочь, хотя в наше время этот срок не соблюдается, родители могут приехать или в тот же вечер, или на другой день, приехать они обязаны со своим угощением. Так закрепляется новое родство. И только после соблюдения всех этих ритуалов дочь может посетить дом родителей вместе с молодым мужем и его родителями. Родственники дочери одаривают подарками дочь, зятя, сватов.

Веками сложившийся устойчивый комплекс свадебных обрядов калмыцкого народа в наше время стараются во многом соблюдать.

Заключение

Проведя исследовательскую работу, анкетирование и беседы с жителями поселка мы пришли к выводу , что:

Калмыцкий народ имеет богатое культурное наследие, которое старшее поколение старается передать последующему;

Калмыки всегда трепетно и ответственно относились к соблюдению своих традиций, это и уважение к старшим, забота о младших, поддерживание родственных отношений, знание истории своего народа.

Как выяснилось, многие молодые жители нашего поселка убеждены, что знания обычаев и соблюдение их во многом являются залогом благополучной семейной жизни. Эти знания помогают быть уверенными в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая.

В нашей школе ведётся активная работа по изучению культуры калмыцкого народа, проводятся экскурсии в музеи, встреча со старожилами села. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом и на себя. Мы ощущаем себя представителями малочисленного, но богатого уникальным наследием калмыцкого народа. Миссия молодых людей - сберечь, сохранить родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги. В то же время мы понимаем, какая ответственность возлагается на нас, подрастающее поколение. С каждым годом все меньше остается представителей нашего старшего поколения – тех, кто в совершенстве владеет родным языком, для кого традиции и обычаи являются не просто формальностью, но неотъемлемой частью нашей жизни, его духовной составляющей – всем тем, что и делает наш немногочисленный народ таким уникальным, самобытным. И наш долг сохранить наш язык, наш фольклор, наши замечательные традиции, веками передававшиеся от поколения к поколению, вобравшие в себя мудрость наших предков, их надежды и чаяния, лучшие качества нашего маленького народа. Забыв все это, мы просто перестанем существовать как нация.

Мне очень хотелось бы внести свою лепту в это большое дело. Когда я буду выходить замуж, я очень постараюсь, чтобы моя свадьба была сыграна как настоящая калмыцкая свадьба.

Фото взяты из семейного архива.

Традиционный уклад калмыцкого народа формировался в течение сотен лет. И оседлые, и кочевые калмыки с почтением относились к старшим, порицали грубость и сплетни, а родственные связи были чрезвычайно сильны, обеспечивая преемственность поколений. Каждый калмык должен был знать свою родословную до седьмого колена. Калмыцкая свадьба в полной мере отражает самобытную культуру этого народа и мудрость пращуров. Обрядовые таинства, проводимые в период торжеств, призваны облегчить молодым вступление в новую, самостоятельную жизнь, оградить от недобрых сил и обеспечить благополучие и рождение здоровых детей.

Вплоть до XIX века калмыки были преимущественно кочевым народом. Основным их занятием были охота и разведение мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Жилища можно было в любой момент разобрать и перевезти на другое место. Оседлые калмыки жили в землянках и хижинах, сложенных из сырого кирпича. Позднее стали строить капитальные деревянные и каменные дома, что повлияло на некоторые старинные обычаи.

Свадьба в Калмыкии была всеобщим праздником. Это радостное событие отмечали не только члены роднившихся семей, но и их друзья, дальние родичи и соседи по хотонам. Спешить было не принято: длительный период предсвадебной подготовки, с обязательными ритуалами взаимного знакомства, позволял учесть все необходимые мелочи и продемонстрировать достоинства жениха и невесты.

Знакомство и сватовство

Обряд сватовства делился на три основных этапа, которые неуклонно соблюдались.

  1. Знакомство или смотрины жениха. Жених в сопровождении близкого друга и одного из почтенных старейшин рода седлали лошадей и отправлялись в хотон, где проживала избранница. С собой они обязательно брали три кожаных меха с водкой и закуску. Старейшина должен был поднести на домашний алтарь кусочек столярного клея, серебряную и золотую монеты. После чего следовал обряд «цацл цацлгн», когда первые капли выпивки посвящались духам домашнего очага, и звучали благие пожелания для этого крова. После долгих уговоров невесту выводили к гостям. По желанию присутствующих она должна была спеть, станцевать или подать старшим чай, демонстрируя свою воспитанность. В благодарность ее одаривали монетами.
  2. Большое сватовство. Спустя некоторое время счастливый жених с родителями и ближними родичами по отцу в количестве 2-3 человек опять приезжали к девичьему порогу. Привозили традиционное угощение – вареную баранину, сладости, водку. Также везли подарки новым родственникам. В этот день оговаривались подробности будущих торжеств – количество приглашенных, меню, дары, кто будет сопровождать жениха. Также, обсуждалось, какого цвета нитки должна привезти с собой в новый дом невеста.
  3. На переговоры собирались несколько старейшин с обеих сторон и договаривались о конкретной дате свадьбы и подробностях церемонии. Важно было все: какого цвета одежда будет на молодой, сколько лет будет сопровождающему мужчине, какая масть у коня, на котором ее повезут из отчего дома.

За два-три дня до венчания в дом девушки спешили многочисленные родственники. Приходили не с пустыми руками, каждый приносил с собой вещи, украшения или хозяйственную утварь, которые добавлялись к девичьему приданому.

Свадебные торжества

Утром назначенного дня в доме жениха собирался свадебный поезд. Возглавлял его старший родич, брат отца или брат жениха. Также в числе сопровождающих были две почтенные замужние женщины и ближайший друг жениха. Выезжали заранее, чтобы успеть приехать до обеда. Причем выезжали и подъезжали к дому только справа, по солнцу, чтобы обеспечить удачу в деле. С собой везли готовую баранину и живого барашка, а также чайный лист, масло и сладости с выпечкой, гостинцы и небольшие подарки.

Современная свадьба у калмыков

Бешеный ритм современной жизни внес свои коррективы в культурные традиции калмыков. Сейчас свадьбу в городах справляют в один день. Утром жених и его сопровождающие, обязательно нечестным числом людей, 9 или 11, едут за невестой. К обеду все собираются в доме жениха, а вечером сваты со стороны невесты отправляются по домам.

Ритуалы в родительском доме

Перед свадьбой девушка проходила обряды прощания с прежней жизнью и очищения. Срезались ногти, локон волос и несколько нитей от тканей, уложенных в приданое, и все это сжигалось в огне домашнего очага. Обряд символизировал переход девушки в новый род.

Пир в доме родителей девушки

Прежде чем встретиться с невестой, жених и его родственники должны были одарить гостинцами ее сестер. Отдельные сумки с подарками для невесток вносились в дом в первую очередь. За ними несли заварку и масло, потом все остальные дары. Как только подношения принимались, сваты могли переступить порог. Жених входил в дом последним, неся с собой голову жертвенного барашка и кисломолочный напиток.

Гости обязательно совершали моление, после чего рассаживались в определенном порядке, справа налево: сначала глава свадебной делегации, затем старшая и младшая женщины, и все остальные. Первым делом подавался чай. Старший сват объяснял причину прибытия, перемежая благодарственными словами принимающей стороне. После чего совершались подношения к домашнему алтарю, и начинался пир.

Родственницы жениха в течение этого вечера должны были из привезенной с собой материи сшить наволочку для новой подушки. Углы смазывали маслом или молоком и выставляли на стол в качестве символа долгой богатой жизни и плодородия. Следом за ритуальным изделием женщины выставляли свое угощение, состоящее из сладостей, чая и напитков. Произнося благопожелания, присутствующие гости выкладывали на подушку монеты. Ее, вместе с собранными деньгами, отдавали молодоженам после обряда венчания по приезду в родительский дом. А до этого подушку сноровисто прятали родичи невесты и назначали за нее выкуп сватам.

Прощание невесты с родительским домом

Как только гости запевали обрядовую песню «Если дождь идет…», наступала пора забирать красавицу. В это время она находилась у алтаря, молясь о лучшей судьбе, и пила молоко. Девушку полагалось забирать с утра, чтобы успеть привезти ее в новый дом до обеда или в обед. Поскольку, согласно древней традиции, любое важное дело начинали утром и старались закончить до полудня.

Старшая женщина со стороны жениха накрывала голову невесты расшитым платком, который хранился потом в течение всей жизни, и выводила из дома. Оглядываться на отчий дом невеста не могла, это сулило несчастья.

Гостям разливали прощальные чарки с водкой и одаривали их подарками. Старший свадебной делегации касался рукой приданого невесты и клал деньги, только после этого вещи начинали выносить и грузить на подводы. А родственники девушки на прощание обнимали друзей жениха.

После отъезда свадебного кортежа, в доме девушки совершали подношение огню. Кидали в него кусочки жира от жертвенного барашка и желали самого лучшего для своей кровиночки – чтобы встретили ее в новом доме с любовью, приняли как собственную дочь, а жизнь ее была легка и сытна.

Обряды в доме жениха

Часть родственников девушки ехала следом за свадебной делегацией в ее новый дом. Было принято встречать дорогих гостей за границей хотона, с горячим чаем, выпечкой и водкой. Кортеж должен был подъезжать обязательно справа. Сначала разгружали и вносили приданое, затем входили молодые и другие гости. На почетные места рассаживали родственников невесты, относясь к ним со всем уважением и предлагая самые лакомые кусочки. Вечером, по окончании пира, после обрядовой песни, гости разъезжались по домам.

Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью

За многие века калмыки накопили множество примет и традиций, превратившихся в негласные законы, определяющие жизнь их общества.

  • Во время первых смотрин очень многое зависело от памяти и красноречия старшего свата. Он должен был во время еды рассказать девять легенд. Если он путался или что-то забывал, на его род падал несмываемый позор. А отец невесты мог затребовать дополнительно к калыму оседланного коня или вовсе не отдать свою дочь в столь безответственный род.
  • Количество человек, сопровождавших жениха, обязательно должно было быть нечетным.
  • В составе свадебного кортежа ни в коем случае не должно было быть молодых незамужних девиц, которые могли «перехватить» женское счастье невесты.
  • По поверьям калмыков, овца является символом двойственного положения женщины, ведь она принадлежит сразу двум родам – семье, в которой родилась, и мужниному.
  • В доме мужа юной жене давали новое имя, что означало частичный переход в другой род и начало новой жизни. При этом, женщина не обрывала полностью связь с родительским родом.
  • Прежде, чем войти под новый кров, молодая должна была встать на колени перед очагом и молиться. За ее спиной вставал мужчина из рода жениха и наклонял ее голову семь раз, когда произносились имена предков рода. Таким образом девушка отдавала дань уважения новой семье и запоминала новую родню.
  • При входе в дом новобрачную одевали в новые одежды, приготовленные женихом, и разделяли косу на две части, что символизировало ее становление в качестве женщины рода.
  • Девушка должна была привезти в дар мужу белую рубаху, которая затем отдается в хурул.
  • Свекровь, вырастившая замечательного сына, получала особенный дар от родственников невесты – белые шаровары. В них она должна была станцевать особый танец.
  • Особое почтение выказывалось женщинам, носящим под сердцем ребенка. Даже старшие мужчины в роду в этот период уступали дорогу и старались не огорчать будущую мать.
  • Молодая жена не должна была ходить босой и простоголовой при свекре.

Жизнь после свадьбы

После первой брачной ночи молодая жена заваривала на всю семью чай, поднося в первую очередь свекру и свекрови. Ей давали новое родовое имя. Спустя неделю родители девушки могли приехать навестить ее, узнать, как новобрачной живется на новом месте. Привозили с собой угощения и подарки. Ответный визит не заставлял себя долго ждать: молодожены вместе с родичами жениха отправлялись в гости к родителям невесты. Там их радушно принимали, встречая дарами и накрытым столом.

Калмыцкая свадьба – это уникальное торжественное действо. Каждый ритуал и обрядовая песня наполнены смыслом и способны многое рассказать о жизненном укладе этого народа.

Загрузка...
Top