Стили семейного, родительского воспитания детей. Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя

6.3. Стили родительского воспитания

Диана Бомринд (Baumrind, 1971, 1991) выделила три стиля родительского воспитания, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность (общение) и эмоциональная близость (табл. 6.1).

Таблица 6.1 . Параметры стилей родительского воспитания

Э. Маккоби и Д. Мартин (Maccoby, Martin, 1983) видоизменили классификацию Д. Бомринд. Они выделили два основных измерения внутрисемейного взаимодействия: уровень контроля или требований и параметр принятия/отвержения.

Родительский контроль связан со степенью выраженности у родителей тенденции к запретам. Те, у кого она совершенно очевидна, ограничивают право ребенка следовать его собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. Напротив, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, не так строго контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.

Родительская теплота указывает, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Она выражается в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать их неудачные действия и наказывать за проступки. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.

Пересечение этих двух измерений создает четыре типа родительского воспитания (к трем, указанным Д. Бомринд, прибавлен еще один - пренебрегающий (индифферентный) стиль) (рис. 6.1).

Рис. 6.1 . Типология стилей родительского воспитания по Э. Маккоби и Д. Мартину

Авторитетный стиль , характеризующийся, по данным Г. Петти с соавторами (Pettit et al., 2000), высоким уровнем контроля и принятия (проявлением родительской теплоты, внимания, использованием убеждения, обучения социальным навыкам, проявлением интереса к общению ребенка со сверстниками), наиболее эффективен для воспитания детей. Родители могут хорошо контролировать своих детей, в случае необходимости заставляют их делать то, что нужно, и ожидают от них разумного и зрелого поведения. Придерживающиеся этого стиля взрослые, хотя и налагают определенные ограничения на поведение детей, объясняют им смысл таковых и причины. Соответственно и решения не кажутся несправедливыми, потому дети легко соглашаются с ними.

Авторитетные родители выслушивают возражения своих детей и готовы уступить, когда это целесообразно. Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, имеют более положительный Я-образ, увереннее в себе, социально компетентнее, полностью себя контролируют, лучше учатся в школе, более любознательные, дружелюбные, успешно общаются со сверстниками (Buri et al., 1988; Dornbush et al., 1987).

Авторитарные родители жестко контролируют поведение своих детей и заставляют их придерживаться установленных правил. Они отдают команды и ожидают, что те будут выполнены безо всяких споров. Родители с этим стилем требуют от детей самых высоких достижений и хорошей успеваемости (высокие требования зрелости). Они обычно сдержаны в отношениях с детьми (редко проявляют нежность, понимание и сочувствие к детям), свои запреты и требования не объясняют и мнения детей не спрашивают. Если дети не выполняют указаний - их наказывают. Ребенок, выросший в семье с авторитарным стилем воспитания, имеет более низкую самооценку, испытывает трудности в общении со сверстниками и хуже успевает в школе. В авторитарных семьях чаще всего встречаются дети, «не поддающиеся контролю» (Steinberg et al., 1995). Дети, воспитывающиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению с ровесниками, имеющими большую свободу самовыражения. Как отмечают Д. Уайт и А. Уолетт (White, Woolett, 1992), эти особенности сохраняются вплоть до подросткового возраста. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, часто бурно реагируют на запрещающие и карающие воздействия, становятся агрессивными и непослушными. Девочки же остаются пассивными и зависимыми (Kagan, Moss, 1962).

При снисходительном (либеральном) стиле воспитания родители воспринимают ребенка таким, каков он есть, и никак не ограничивают его поведение. Даже если поступки ребенка их сердят, они стараются подавить свои эмоции. Их не сильно заботят хорошие манеры ребенка или его успехи в учебе. Степень эмоциональной близости может различаться - родители могут быть как любящими и нежными, так и холодными и отстраненными. Разные аспекты жизни родители если и обсуждаются с детьми, то только потому, что считают это нормальным типом поведения. Это приводит к некоторой социальной незрелости детей, а также к высокому уровню их агрессивности. Они склонны потакать своим слабостям и часто не умеют вести себя на людях (Baumrind, 1975).

Наиболее деструктивное влияние на поведение ребенка оказывает пренебрегающий (индифферентный) стиль , когда родители настолько озабочены собой и своими проблемами, что их дети чувствуют себя брошенными, поскольку родители не удовлетворяют их потребности и интересы. Это ощущение может оставаться у них на всю жизнь. Подростки в таких семьях становятся более импульсивными и антисоциальными, менее ориентированы на достижения, плохо учатся в школе (Bandura, Walters, 1959]).

Д. Бомрид отмечает, что при воспитании в условиях авторитарного и либерального стилей результат один и тот же - ребенок менее компетентен в социальном и когнитивном плане, так как и в том и в другом случае родители стремятся оградить ребенка от сложностей жизни. Только достигается этот негативный результат разными путями: авторитарные родители строго регламентируют поведение ребенка, из-за чего у того появляется мало шансов столкнуться с жизненными трудностями, и он не учится их преодолевать; либеральные родители, наоборот, поощряют детей к новой деятельности, но не реагируют негативно на их отклоняющееся поведение и, следовательно, тоже не учат их иметь дело с негативными ситуациями.

Обобщенная характеристика стилей взаимодействия родителей с детьми (по Крайг, 2000) представлена в табл. 6.2.

Авторитетное воспитание ведет к тому, что дети перенимают ценности своих родителей, в то время как при авторитарном и снисходительном стилях воспитания формируются ценности, отличные от родительских (Clark et al., 1988).

М. В. Соколовой (Быковой) и Е. О. Смирновой были выделены еще семь вариантов родительского поведения (стиля):

1. Строгий. Родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю.

Таблица 6.2. Стили родительского поведения

2. Объяснительный. Родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения.

3. Автономный. Родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.

4. Компромиссный. Для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5. Содействующий. Родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.

6. Потакающий. Полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.

7. Ситуативный. Родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.

Родительское поведение под влиянием воспитательных установок может как смягчать неблагоприятные условия развития ребенка (в том числе и при болезни), так и приводить к неблагоприятному развитию различных черт характера и способствовать формированию неврозов.

А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер (Э. Г. Эйдемиллер, 2001) выделяют следующие виды неправильного воспитания:

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорное воспитание, с недостатком опеки, контроля и истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка.

Скрытая гипопротекция наблюдается, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребенок чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок подросткового возраста научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью. Он привыкает к праздному образу жизни и часто оказывается в асоциальных компаниях.

Потворствующая гипопротекция. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростков. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других, оправдывают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты.

Поскольку семейное воспитание по данному типу оказывается несостоятельным - дети из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы; осуществлять ограничение их поведения приходится с помощью государственных органов.

Доминирующая гиперпротекция характеризуется постоянной чрезмерной опекой, мелочным контролем за каждым шагом, системой постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности.

У гипертимных подростков такое воспитание приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, у подростков с психастенической, сензитивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция усиливает их астенические черты - несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. Для нее характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Это мешает выработке привычки к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него было бы легче. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-то другой - брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее.

Е. С. Иванов (цит. по: Э. Г. Эйдемиллер, 2001) выделяет и другие типы воспитания, являющиеся неблагоприятными: воспитание в культе болезни, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание.

Особенно тяжелые последствия имеет воспитание в условиях жестоких взаимоотношений, которые обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Многие дети обнаруживают достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенным на них трудным обязанностям. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой заостряются в условиях повышенной моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или неврозу.

Противоречивое воспитание характеризуется реализацией в одной семье различных воспитательных стилей. Примером такого воспитания может служить эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушек и дедушек.

Из книги Как любить своего подростка автора Кэмпбелл Росс

8. От родительского контроля – к самоконтролю Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываясь уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Стили воспитания детей Несмотря на то что нейропсихологические различия (см. главу 3) у людей могут влиять на их склонность к тому, чтобы говорить правду, не приходится сомневаться в том, что родительский и культурный факторы также определяют уровень детской лжи (Смит, 1968).

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Опросник родительского отношения (ОРО) Авторы: В. В. Столин, А. Я. ВаргаАвторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребенку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Мы родом из Страшного Детства, или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего автора Ковалев Сергей

Феномен родительского программирования (РП) «Всех нас ломали с детства... Всем навешивали чужие матрицы, прививали кондовость, чтобы подавить странные желания и лишние потребности, чтобы мысли катились по колеям, не срываясь в неведомое». /С. Иванов/ Вообще-то их очень

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Глава 8. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

8.1. Характеристика стилей родительского воспитания на основе данных бесед с клиентами Анализ магнитофонных записей и протоколов бесед позволил выявить во всех 176 случаях одну общую особенность стиля воспитания детей в семьях наших клиентов. Эта особенность состояла в

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

8.1.4. Классификация стилей родительского воспитания Описанные основные стили родительского воспитания и их разновидности можно представить в виде родовидовой классификации, схема которой изображена на рисунке 3.На этой схеме указаны названия основных стилей

Из книги автора

8.2. Результаты тестирования стилей родительского воспитания клиентов На рисунке 4 представлены в виде диаграмм усредненные результаты тестирования родителей, полученные с помощью методики анализа семейных взаимоотношений (АСВ), у которых, по данным бесед, выявились

Из книги автора

8.3.1. Обзор исследований стилей родительского воспитания и их влияния на развитие личности детей и возникновение у них жизненных проблем Одно из наиболее ранних исследований, которое чаще всего упоминается в обзорах по стилям родительского воспитания, было выполнено

Из книги автора

9.1.3. Особенности личности и проблемы детей в семьях со смешанными стилями родительского воспитания В таблице 21 представлены сведения о распределении детей из семей со смешанными стилями родительского воспитания по подгруппам, с учетом их возраста и вида сочетания

Из книги автора

Глава 11. Стили родительского воспитания в семьях, никогда не обращавшихся в психологическую консультацию, и их влияние на развитие личности детей На основе анализа магнитофонных записей и протоколов бесед было выявлено 4 группы семей, различающихся по используемым

1.2 Стили родительского воспитания

В психологической литературе понятия «стиль родительского воспитания», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает стиль родительского воспитания как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков (Варга А.Я., 1986).

Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером (1932). А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные стили воспитания ребенка препятствуют развитию у него социального интереса, или общественного чувства – способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. А. Адлер подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях.

Выбираемый же стиль воспитания к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского воспитания в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано (до пяти лет) (Адлер А., 1998).

Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним – является значительным фактором становления Я – концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру

А. Болдуин (1906) выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные (Крэйг Г., 2000).

А. Болдуин (1975) подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны.

У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро - грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия (Шнейдер Л.Б., 2000).

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит в себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Собственные мотивы и побуждения авторитарных родителей всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Окрики и физическое наказание является типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

В работах Брунсвика (1948), Гоуфа (1950), Катнера (1958) и многих других исследователей, показано, что характерной чертой поведения авторитарных родителей является их стремление к безаппеляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие родители могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а это в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности. В поведении детей авторитарны родителей, как правило, чувствуется напряженность, элемент фрустрации, возникающей вследствие неопределенной я – концепции и ее негативной направленности в целом.

Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у таких детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку многие ситуации являются для ребенка не определенными, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Собственные мотивы и побуждения авторитарных родителей всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в собственной непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют абсолютного подчинения своей воле.

Надо сказать, что эти крайности в воспитании в конечном счете закрывают ребенку путь к участию в полноценных, человеческих взаимоотношениях, препятствуют формированиям у него нормальной я – концепции. Наказания, исходящие от холодного, незаинтересованного взрослого, имеют подчас даже оттенок мстительности.

Авторитарные методы воспитания приводят отношения родителей с ребенком к замкнутому кругу, где враждебность наталкивается на враждебность, причем, я – концепция ребенка становится сосредоточением негодования и скрытых обид. Для ребенка могут быть характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявить себя, боясь неудач, критики, или наказания. Можно сказать, что при таком воспитании у ребенка формируется предубежденность против самого себя. Но люди часто склонны переносить на других чувства, которые они испытывают по отношению к себе, поэтому низкая самооценка, как правило, влечет за собой и низкую оценку других людей. Когда в семье господствует иррациональный авторитет, независимости и спонтанности не остается места и никто не задумывается о том, что нужно уважать чувства ребенка. Массен и Каган (1958) приходит к выводу, что суровые родители чаще конфликтуют со своими детьми. В результате их дети приучаются снимать напряжение, уступая родителям, и у них формируется конфликтное поведение.

Правила и ограничения, устанавливаемые авторитарными родителями, не предполагают исключений, их требования носят безапелляционный характер. «Делай так, потому что я так сказал» – вот формула исключающая вопросы и возражения. Родительская власть утверждает себя без каких-либо объяснений, без малейшего участия ребенка в процессе принятия решений. Родители присваивают себе исключительное право определять все, что касается условий жизни ребенка, и ожидают от него полного признания этого права.

Такие родители склонны все видеть либо черным, либо белым, отвергая полутона. Не исключено так же, что сами родители в этих случаях являются невротиками, имеющими повышенную тревожность и склонность к самоуничижению. Они передают детям не только авторитарные установки, но и сомнения в собственной ценности.

С этих позиций процесс развития понимается как выработка определенных личностных качеств, которые способны уберечь, защитить человека от травмирующего родительского воздействия. Поэтому ребенок должен выработать особые защитные механизмы, предохраняющие его от угрозы или оборачивающие её себе на пользу. Возникнув в детстве, соответствующие механизмы защиты в дальнейшем, когда сам ребенок становится родителем, полностью определяют всю гамму отношений к собственному ребенку.

Например, ребенок, живущий под гнетом отца – тирана, может защитить себя, развив систему эмоциональных реакция, в которых беспрекословное, выстраданное долгими усилиями повиновение, представляющие само по себе защитный механизм «Я», становится источником уничижительного удовлетворения и мазохистского удовольствия.

Когда такой ребенок вырастет, его жизнь будет в значительной степени определятся защитным механизмом «Я», сформированным ранее в рамках эмоциональной реакции на отца, выступавшего по отношению к нему как враждебный социальный агент. Такой человек будет находить удовлетворение в подчинении начальству, жене, у него обнаружится тенденция в любом взаимодействии занимать позицию «под», в том числе по отношению к собственным детям. Такому родителю свойственно чувство неуверенности, ему трудно создавать собственный авторитет в глазах детей, его дети способны стать даже тиранами.

А между тем, ситуация может сложиться иначе. Ребенок при отце того же типа может построить защиту «Я» в противоположном направлении. Он может восстать против отцовской власти, находить удовлетворение или даже садистское удовлетворение в нанесении ущерба и в разрушении и в детском и в зрелом возрасте. У такого человека создается позиция «над». Подобная структура отношений к отцу может вызвать у ребенка эмоциональные реакции воинственно-анархического типа. А став родителем, такой человек может проявит упрочившийся механизм, направляя его уже к своему собственному ребенку, который попадает в полную зависимость.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования: «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демон-стрируемые обиды и т. п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладеть социальным пространством человеческих отношений.

Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека. Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они надеются на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик», «горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела ещё долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не «сажают себе на голову» и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.

Перечисленные стили общения в семье при всех различиях имеют общее – родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.

Анализ вертикальных семейных взаимоотношений будет неполным, если не указать еще один стиль воспитания, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованный стиль родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

В.И. Гарбузов (1990), отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три стиля неправильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи (Гарбузов В.И., 1990).

Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре стиля родительского воспитания:

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

Самооценки детей старшего дошкольного возраста, так и родительских отношений. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования и легко поддается коррекции. Выявленные нами в ходе исследования особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста можно использовать в консультационной практике. Список...

Результаты всей педагогической деятельности. Эмоциональная культура является основой социально-эмоциональной компетентности, социальной адаптированности, социализации в целом. Рассмотрев динамику развития эмоций, перейдем к технологии развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста. 1.3 Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста...

Транс с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение. 1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных...

Ребенок приходит в этот мир для любви. Он сам наполнен ею и готов дарить это чувство своим родителям. Однако нередко из любознательного и улыбчивого малыша вырастает задерганный и абсолютно не приспособленный к жизни человек. С чем это может быть связано? Психологи отвечают на этот вопрос однозначно - с родительскими установками и стилями воспитания. Взрослые люди своим отношением к маленькому человечку оказывают на него огромное влияние, полностью формируя все его представления о жизни. Многие делают это неосознанно и в полной уверенности, что поступают правильно. Ведь их и стиль воспитания формируется из того, как складывались когда-то их собственные отношения с родителями. Таким образом можно сказать, что, общаясь с малышом, вы не только здесь и сейчас создаете его будущее, но и оказываете непосредственное влияние на жизнь своих потенциальных внуков. Зарубежные и отечественные психологи создали несколько классификаций стилей родительского воспитания. Их очень часто используют в своей работе педагоги, чтобы лучше понимать своих учеников. Нередко знакомство с классом начинается с изучения на родительском собрании стилей родительского воспитания. Данная информация является очень важной для того, чтобы составить представление о характере ребенка и помочь ему найти свое место в социуме. Сегодня мы рассмотрим стили родительского воспитания в психологии и то влияние, которое они оказывают на еще неокрепшие юные души.

Родительская любовь к ребенку и роль семьи в его воспитании

Тема взаимоотношений родителей и детей неисчерпаема. Несмотря на хорошую теоретическую базу и обширный накопленные опыт, психологи до сих пор считают ее изученной не полностью. Значит, на эту тему можно говорить еще долго.

Известно, что любовь к своему чаду должна быть обязательно. Такое чувство может подарить только мать, связанная с ребенком невидимыми узами еще до его появления на свет. Безусловная любовь не только дает малышу чувство безопасности и уверенности в своих силах, но и ставит определенные рамки, в границах которых вырастает счастливая и гармоничная личность. Считается, что здоровая мать должна испытывать как желание быть с крохой, помогать ему, наставлять и не вторгаться в личное пространство, так и отпустить ребенка, когда придет время. Можно сказать, что любое общение с матерью (физическое, словесное либо эмоциональное) влияет на психическое и физическое здоровье ребенка. В будущем это скажется на его жизненных установках и успехах во всех сферах деятельности.

Любовь родителей должна нести в себе поддерживающую и развивающие функции. Только при подобном отношении в нужный момент ребенок сможет спокойно отделиться от своей семьи, но продолжит ощущать себя любимым.

Однако не только мать отвечает за стиль воспитания и формирование личности крохи. На подрастающее чадо влияют все члены семьи и взаимоотношения между ними. Семья должна выступать не только в роли среды, в которой происходит закладка всех личностных качеств подрастающего малыша, но и того места, где он впервые знакомится с социумом и учится занимать в нем определенную позицию. Регулярно наблюдая различные семейные ситуации и пути, которыми взрослые разрешают их, ребенок приобретает свое видение этого мира и получает представление о социальных ролях. Теплые и доверительные отношения в семье становятся залогом появления у малыша здоровой самооценки, уверенности в своих силах и наработки схем преодоления трудностей. Семьи, где царит холод в отношениях, оказывают на ребенка противоположное влияние. Он вырастает замкнутым, запуганным, не способным брать на себя ответственность. Такой человек обладает массой других качеств, мешающих ему проявить себя в обществе. В последние годы американские психологи написали несколько трудов, где давали научное обоснование термину «отчуждение». По мнению специалистов, он характерен для большинства современной молодежи и обусловлен особенностями воспитания.

Особенности воспитания молодого поколения

Психологи считают, что современная семья имеет ряд черт, ведущих к формированию особого типа личности:

  • Заинтересованность в карьерном росте. Уже не одно десятилетие в обществе царит тенденция соединения материнства с профессиональным ростом. Мамам навязаны представления о необходимости развиваться, рано выходить на работу и проводить на ней много времени. Часто не только пять дней в неделю, но и оставшиеся два, которые должны быть выходными, дети проводят с нянями и бабушками, а не с родителями, которые свою жизнь посвящают продвижению по карьерной лестнице. Из-за этого они теряют эмоциональный и духовный контакт с ребенком.
  • Увеличение разводов. Количество неполных семей с каждым годом растет, что зачастую приводит к детским психологическим травмам, усугубляющимся снижением материального достатка.
  • Достижения цивилизации. Сегодня принято окружать ребенка разнообразными гаджетами, новинками инженерной мысли и техническими приборами, призванными развлекать его. Однако именно это сводит к нулю общение между всеми членами семьи, провоцируя то самое отчуждение.

В описанных условиях формируется особый тип личности. Изначально для него характерны безразличие, нежелание действовать и брать на себя какую-либо ответственность. Часто это сопровождается неприязнью к взрослым, включая своих близких. В дальнейшем негативное влияние на психику ребенка может трансформироваться в нарушения мыслительных процессов. Это выражается в невозможности связно выражать свои мысли, запоминать понятия и формулировки, совершать манипуляции с числами.

За долгие годы изучения отношений между родителями и детьми психологи пришли к мнению, что формирование личности напрямую зависит от стилей родительского воспитания в семье. О них и пойдет речь в статье.

Возникновение теории о стилях воспитания и ее развитие

Еще древние философы и ученые понимали, что стили родительского воспитания и личность ребенка тесно взаимосвязаны. Поэтому в период становления психологической науки специалисты не единожды обращались к этой теме. Приблизительно в середине прошлого века впервые заговорили об определенных стилях родительского воспитания и том, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка и его психологическое, а также эмоциональное состояние. Окончательно данная теория оформилась в семидесятые годы прошлого века. В этот период Диана Бомринд выделила и описала три типа взаимоотношений между родителями и детьми. Каждому из них давалось описание, исходя из нескольких факторов:

  • Контроль.
  • Общение.
  • Эмоциональная теплота.
  • Зрелость требований и так далее.

Психолог дала характеристику трем стилям воспитания. Но через десять лет ее классификация подверглась некоторой корректировке. Два известных американских психолога обосновали, что в основе отношений между родителями и детьми лежат всего лишь два основных фактора. Именно из того, в какой степени они выражены, формируется взаимодействие между взрослыми и маленькими членами семьи. Каждый из факторов имеет свое описание:

  • Родительский контроль. Все мамы и папы в разной степени контролируют своих детей. Одни строят воспитательный процесс на перечне запретов. В такой семье ребенок лишен права выбора и не может делать ничего, из того, что ему хотелось бы, если это не устраивает родителей. Его мнение никогда не учитывается, а количество обязанностей зашкаливает. Другие родители пускают все "по течению". Дети имеют возможность высказывать свое мнение и выражать эмоции, а ограничение их самовыражения стремится к нулю.
  • Родительское принятие. Данная формулировка близка к понятию безусловной любви. В одних семьях царит теплота, любовь, похвала, поддержка и минимум наказаний. Там, где уровень принятия низок, дети подвергаются жестким наказаниям, постоянному порицанию и неодобрению, их начинания не поддерживаются, а жалобы и просьбы отклоняются.

Перечисленные факторы были преподнесены в качестве двух пересекающихся осей, а на них расположились стили родительского воспитания, определить которые можно по высокому либо низкому уровню родительских контроля и принятия. Данная классификация была принята за основу, которая активно используется в работе современными психологами.

Основные стили родительского воспитания в семье

Психологи уверяют, что практически невозможно встретить в одной семье единый стиль воспитания. Чаще всего мамы, папы, бабушки и дедушки воспитывают чадо по-своему. Кто-то из них более мягок, а кто-то излишне тверд, поэтому можно говорить о совокупности стилей. Отчасти это неплохо. Ведь ребенок учится примерять на себя различные роли. Однако разные родительские установки и стили воспитания могут привести к перегибам. Эти крайности уже негативно влияют на психику малыша. Поэтому так важно определить тот родительский стиль воспитания, который царит в вашей семье. Как мы уже говорили, их четыре:

  • Авторитетный.
  • Авторитарный.
  • Пренебрегающий.
  • Разрешающий.

Каждый из них требует более подробного описания.

Авторитетный

Среди всех стилей семейного воспитания (на родительских собраниях их всегда перечисляют педагоги) авторитетный является наиболее удачным для формирования личности.

Он характеризуется высоким уровнем контроля. Родители всегда знают, что происходит с их детьми и накладывают на них разумные ограничения. При этом все свои решения мамы и папы объясняют своим отпрыскам и могут в случае необходимости изменить их. Подобное отношение формирует в детях зрелое и разумное поведение. Они учатся вести себя правильно в любых ситуациях, что поможет им в дальнейшем налаживать отношения в обществе с разными его представителями.

Одновременно с контролем у родителей наблюдается и высокий уровень принятия. Мамы и папы проявляют свою теплоту и заинтересованность в делах ребенка, побуждают его к изучению мира и общению со сверстниками, обучают социальным навыкам и поддерживают во всех начинаниях.

Дети, воспитывающиеся в авторитетном стиле, адекватно воспринимают наказания и не реагируют на них с обидой. В результате у них формируется верное понимание мироустройства, а в будущем они добиваются больших успехов. Также такие дети уравновешены и уверены в себе, они могут отвечать за свои поступки и не боятся ответственности.

Авторитарный

Если мы говорим о данном стиле воспитания, то для него характерны низкий уровень принятия и высокий уровень контроля. Родители контролируют своих отпрысков во всех областях и выстраивают непробиваемую стену из запретов. Взаимоотношения с детьми базируются на приказах, которые необходимо исполнять в точности. При этом мотивы своего поведения родители никогда не объясняют, что создает почву для детских обид. За невыполнение приказа следует наказание, нередко телесное.

Эмоциональная привязанность авторитарных родителей по отношению к детям прослеживается слабо. Даже с младенцами они очень сдержаны и не стремятся к тактильному контакту. Обычно в авторитарной семье к детям предъявляют излишне высокие требования. Они должны отлично учиться, быть со всеми вежливыми, не проявлять свои эмоции, всегда находиться в ровном настроении. Чаще всего такой стиль воспитания приводит к формированию замкнутой личности с низкой самооценкой. Ребенок растет пассивным, не проявляет инициативы в делах, не может наладить общение со сверстниками, учится без интереса.

Примечательно, что в подростковом возрасте дети авторитарных родителей всеми силами стремятся вырваться из-под контроля. Это более характерно для мальчиков, которые устраивают настоящие бунты. Нередко они уходят на улицу и попадают в дурную компанию.

Разрешающий

Данный стиль воспитания на родительских собраниях в школах педагоги нередко называют либеральным или попустительским. Для него характерно полное принятие положительных и отрицательных черт ребенка. Поэтому для отпрыска не устанавливаются рамки, а его поведение не контролируется. Более того, ему даже не дается оценка. Мам и пап не заботит, насколько их чадо успешно в учебе, как складываются его отношения со сверстниками, чем он любит заниматься.

При такой концепции эмоциональной близости с ребенком может и не быть. Родители, практикующие разрешающий стиль воспитания, нередко очень холодны к своим детям, равнодушны к ним. Но имеет место и другой вариант, когда мамы и папы обожают свое чадо, всячески показывают это, балуя и потакая капризам. При этом сами родители всегда находятся в состоянии сдерживания своего недовольства поведением ребенка. Даже при его самых некрасивых выходках они будут выглядеть спокойными и уравновешенными.

В таких семьях часто вырастают агрессивные дети, у которых складываются плохие отношения со сверстниками. Также они не умеют выстраивать отношения со взрослыми людьми, потому что вырастают с мыслью о том, что им все дозволено. Родители с разрешающим стилем воспитания выращивают детей, не умеющих вести себя в обществе. Они нередко бывают социально и эмоционально незрелыми, требуют к себе особенного отношения в любой ситуации.

Пренебрегающий

Педагоги на школьных родительских собраниях стиль родительского воспитания, характеризующийся низким уровнем контроля и принятия ребенка, называют пренебрегающим. Он наиболее разрушающе влияет на формирование личности.

В подобных семьях родители заняты только собой. При этом внешне семья может выглядеть вполне благополучно: наличие отца и матери, высокий доход, интеллигентные манеры и потакание всем денежным запросам ребенка. Однако на самом деле он ощущает себя никому не нужным и брошенным. Родители не отвечают его эмоциональным потребностям, не дают любви и ласки. Нередко такой стиль воспитания практикуют и где наблюдается острая нехватка денег, а кто-то из родителей (или оба) злоупотребляет алкоголем.

Чаще всего дети, испытывая недостаток любви, начинают вести асоциальный образ жизни. Они растут очень агрессивными по отношению к сверстникам и взрослым, не стремятся к успехам в учебе, полностью отвергают любые правила. В подростковом возрасте дети, воспитанные таким образом, могут уйти из дома и долго бродяжничать. Это характерно и для ребенка вполне обеспеченных родителей.

Определение стиля воспитания

Многие родители не задумываются о том, в каком стиле они воспитывают свое дитя, пока не попадают на первое выясняет, как правило, психолог. Делает он это посредством и детьми. Часто для того, чтобы определить, как воспитывается ребенок, достаточно нескольких встреч со специалистом. Подобная работа проделывается совместно с педагогом в первые месяцы учебы. Далее при личной беседе с родителями сделанные выводы подтверждаются или опровергаются. Выясненные стили семейного воспитания в протокол родительского собрания не вносятся. Они являются сведениями, которые не подлежат разглашению и предназначены только для работы педагога и психолога.

Специалисты при общении с мамами и папами используют разные методики. Чаще всего применяется специальный опросник стиля родительского воспитания АСВ Эйдемиллера и Юстицкиса. Он уже на протяжении нескольких десятилетий является лучшим способом для получения нужной информации о взаимоотношениях в семье.

Несколько слов об опроснике

Данная методика была разработана около пятидесяти лет назад. Работали над ней практикующие психологи, отлично разбирающиеся во всех нюансах воспитания детей и отклонениях от нормы в этом процессе.

Опросник стиля родительского воспитания АСВ в первую очередь должен показать, как именно воспитывается ребенок. также он дает несколько предположений, почему родители выбрали именно такой стиль для своей семьи. При этом опросник позволяет разобраться, по каким параметрам в воспитании наблюдаются перегибы и отклонения от нормы.

Суть метода заключается в том, что родители должны ответить «да» или «нет» на поставленные сто тридцать вопросов. Также допускается ответ «не знаю». Опросник состоит из двух частей. Первая предназначена для родителей детей от трех до десяти лет, а вторая раскрывает тайны воспитания подростков вплоть до двадцати одного года. Ответы на вопросы анализируются. По ряду характеристик выдается расшифровка в процентах. Они могут находиться в зеленой и красной зонах. Если по каким-либо пунктам выявился красный цвет, значит, именно здесь родители отклонятся от нормы. В этом случае требуется немедленная корректировка стиля воспитания.

Сегодня опросник можно встретить в бумажном и электронном варианте. Первый используют опытные психологи, а второй подходит и для самостоятельной проверки себя, так как выдает полную и понятную расшифровку результатов.

Большинство психологов считают, что ребенку необходим доступ к матери, чтобы у него родилось чувство безопасности и не возникало чувства тревоги. Но важно, чтобы материнская любовь не поглощала личное пространство, не подавляла независимость ребенка и не стояла на пути его взросления. Мать должна иметь не только желание быть со своим малышом, но и желание отделить и отпустить его от себя. Физическое присутствие матери, общение с ней, эмоциональное отношение, все это интегрируется с ростом и развитием ребенка и в дальнейшем влияет на здоровье и жизненный путь ваших дочерей и сыновей.

"Материнская любовь - это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка.Большинство матерей дают своим детям "молоко", но лишь немногие дают еще и "мед", - пишет Фромм Э. - Материнская любовь должна внушить ребенку любовь к жизни, а это могут сделать только счастливые женщины. В ином случае, ребенку передается тревога и все это сильно влияет на личность ребенка. Суть материнской любви - способствовать росту ребенка, любить растущего ребенка, помогать ему отделиться. На это способны женщины умеющие любить других".

Стоит заметить, что "окружающей средой" вашего малыша, которая формирует его личность и влияет на всю дальнейшую судьбу, является не только мать, но вся семья в целом, которая будет удовлетворять или не удовлетворять психические потребности своего ребенка.

Психические потребности вашего ребенка лучше всего будет удовлетворять хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из теплых чувств в собственной семье, облегчает социальную адаптацию в детстве и способствует последующему взрослению. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания.

В своих исследованиях У. Бронфенбреннер пишет, что неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка. Он пишет о существовании понятия "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения. И корни этого явления американские исследователи ищут в особенностях современной семьи. Бронфенбреннер отмечает следующие важные обстоятельства:

  • большинство матерей работают (требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребенок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями);
  • растет количество разводов, а, следовательно, неполных семей и низкого материального уровня;
  • достижения цивилизации (появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями, крайним случаем такой изоляции является прибор "искусственная нянька").

Таким образом, все эти обстоятельства и их последствия негативно отражаются на психическом развитии ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.

И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разныхсемьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Далее хотелось бы привести примеры основных стилей родительского воспитания и их влияние на развитие личности вашего ребенка (по М.Кравцовой).

Авторитарный стиль воспитания

Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.

Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания

Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.

Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Отвергающий стиль воспитания

Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Индифферентный стиль воспитания

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.

Гиперсоциальный стиль воспитания

Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка.

Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.

Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический стиль воспитания

Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.

В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

Авторитетный стиль воспитания

Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) — самое дорогое, близкое и родное существо на свете.

Тема любви к ребенку широка и многогранна. Этим разговором мы осветили какие-то аспекты данной темы. Более конкретные вопросы, касающиеся каждого малыша в отдельности, предстоит решать каждой женщине, которая стала или собирается стать матерью, и как ей любить собственного ребенка, подскажет не только опыт и знание предмета обсуждения, но и собственное материнское сердце.

Самое главное — всегда помнить, что ваша любовь к детям должна быть безусловной. Ребенок должен быть уверен, что он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку он получил в школе или какую вазу случайно разбил. Он должен знать, что вы его любите просто так, просто за то, что он есть! И не забывайте про уважение к собственным дочерям и сыновьям! Если в ваших отношениях царят тепло, внимание, любовь и уважение, то ваш ребенок будет расти и развиваться беспрепятственно!

Целью родительского воспитания, безусловно, является счастье детей. Если говорить языком педагогики, целью воспитания является развитие и формирование гармоничной и целостной, а самое важное – успешной в будущей жизни личности. И самую важную в этом процессе роль играет семья ребенка. Эффективность воспитательных приемов родители могут оценить, сравнивая цели и поставленные задачи семейного воспитания с имеющимися на данный момент показателями.

Стили родительского воспитания делят на четыре основных: авторитарный, демократический он же влиятельный, либеральный – потакающий, попустительский он же безразличный. Четыре разных стиля воспитания отличаются друг от друга масштабами заботы и контроля, которые родители направляют на ребенка. Эти главные факторы легли в основу главных стилей воспитания. Каждому из них свойственны разные воспитательные ценности, поведение, методы, а еще баланс между требованиями родителей и ответной реакцией ребенка. Стили воспитания отличаются не только требовательностью и отзывчивостью, а и психологическим воздействием, которое оказывается на ребенка. Психологический контроль - это попытка воздействовать на психологическое и эмоциональное развитие отпрыска при помощи следующих воспитательных методов: чувства вины, стыда и лишения заботы. Так, авторитарный и влиятельный стили воспитания различаются лишь масштабами психологического контроля.

Авторитарный стиль воспитания предполагает главенствование родителей, которые занимают заведомо главенствующую позицию, самостоятельно принимая решения за ребенка. Родители «знают» не только, как будет лучше их чаду, но и требовательно, неуступчиво и категорично навязывают своим детям собственные правила. Некоторая доля авторитарности дает понимание поставленных границ, дисциплинирует, позволяя понять, что есть хорошо, а что – плохо. А вот перебор с авторитарностью воспитывает пассивную личность и свидетельствует о наличии проблем у родителей.

Демократический стиль воспитания предполагает принятие решений путем диалога и взаимодействия. В этом случае родители понимают насколько они важны в процессе взросления детей, при этом оставляя за ними право на саморазвитие. Такой стиль воспитания свидетельствует о том, что родители открыты для саморазвития. А это, безусловно, важно, особенно если учитывать непостоянство жизни и ее изменчивость.

Приверженцы либерального стиля высоко ценят право ребенка на свободу, прощая ему шалости и различные проступки, легко общаясь с отпрыском. Но те, кто придерживаются данного стиля воспитания, легко могут упустить допустимые границы уровня свободы, с которой ребенок в силу возраста может не справиться.

Попустительский стиль не предполагает воспитания вообще. Дети растут сами по себе и связь между ними и родителями отсутствует.

Самым конструктивным признан демократический стиль воспитания. Остальные же в различной степени могут чем-то дополнять его в зависимости от сложившейся ситуации и обстоятельств. Главное, чтобы родители осознано выбирали конкретный стиль воспитания, руководствуясь поставленной целью. При этом эта цель должна ставиться в соответствии с общими целями, которых придерживаются родители в воспитании ребенка, а именно его развития как самостоятельной, целостной, гармоничной, самодостаточной личности.

Вы можете или написать свой.

Загрузка...
Top