Когда у детей формируется желудок. Особенности пищеварительной системы детей. Почему возникают проблемы с пищеварением

Ну, в общем, по запросам масс, так сказать... =)

В современных рекомендациях Минздрава РФ по питанию детей первого года жизни говорится: "Оптимальные сроки введения различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев. Так, к 3 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищеварительных ферментов, в 3-4 месяца формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")".

Всемирная Организация Здравоохранения формулирует рекомендации по срокам введения прикорма следующим образом: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев. Некоторым детям на грудном вскармливании продукты для прикорма могут понадобиться и раньше, но не ранее 4-месячного возраста" .

Давайте разберемся, что же такое готовность к прикорму, в каком возрасте она наступает и насколько физиологичны такие сроки и схема прикорма с точки зрения работы формирующейся пищеварительной системы.

С точки зрения биологии, человеческий детёныш готов к знакомству с взрослой пищей, когда:
1) у него созревают механизмы для ее усвоения (физиологическая готовность);
2) он способен пережевывать и проглатывать еду кусочками (физиологическая готовность);
3) в состоянии удержать кусок в руке и донести до рта (физическая готовность);
4) у него появился т.н. "пищевой интерес" — социальное поведение, которое выражается в желании подражать взрослым и есть то же, что и они (психологическая готовность).

Рассмотрим эти пункты подробнее.

1) Физиологическая готовность к прикорму. Созревание желудочно-кишечного тракта и ферментативной системы.

Как работает пищевательная система младенца, не получающего никакой другой пищи и жидкости, кроме грудного молока?

Активность ферментов у ребенка, получающего только грудное молоко, остается низкой на протяжении всего первого полугодия жизни. Кстати говоря, именно незрелостью ферментативной системы нормального здорового ребенка на грудном вскармливании объяняется белый налет на его языке, который педиатры очень часто принимают за молочницу — грибковое заболевание полости рта.

На исключительно грудном вскармливании желудок и поджелудочная железа работают не "в полную силу", большая часть процессов усвоения происходит в кишечнике. Это становится возможным за счет особых свойств грудного молока, которое содержит ферменты в своем составе. То есть с грудным молоком ребенок одновременно получает и вещества, помогающие его перевариванию.

Что происходит, если ребенок на ГВ начинает получать смесь или другие продукты в качестве докорма или прикорма до того, как его пищеварительный тракт будет к этому готов? Уже описанные выше механизмы усвоения иной пищи всё равно запустятся, ибо способность человеческого организма к адаптации очень высока. Но запустятся эти процессы вынужденно и раньше, чем предусмотрено генетической программой конкретно этого ребенка. Такой ребенок раньше своих сверстников начинает усваивать определённые виды взрослой пищи и извлекать из нее вещества, необходимые для роста и развития. Но является ли это достижением и способствует ли укреплению здоровья?

Существует достаточно данных, чтобы в этом усомниться. Вот что пишет об этом врач-педиатр, кандидат медицинских наук,сотрудник ГУ Научный центр здоровья детей РАМН: "Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. <...>...бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы <..>. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. <...>иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита - хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. <...> Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки" .

По данным ВОЗ , минимальный возраст, в котором ребенок может получать прикорм без явного вреда для здоровья — это "примерно 4 месяца". К этому возрасту у части детей формируется достаточная нервно-мышечная координация, чтобы "сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить". До 4 месяцев "у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи". Так же "примерно к 4 месяцам желудочная кислота помогает желудочному пепсину полностью переваривать белок" и "почечная функция становится значительно более зрелой, и грудные дети способны лучше сохранять воду и справляться с более высокими концентрациями растворенных веществ".

Таким образом, можно говорить о том, что организм здорового ребенка на грудном вскармливании начинает постепенно созревать для получения иной пищи, кроме грудного молока, примерно с 4 месяцев. Однако, во-первых, точный возраст готовности ЖКТ для каждого конкретного ребенка установить невозможно. Во-вторых, помимо готовности пищеварительной системы, существуют и другие факторы, которые необходимо учитывать. О них речь пойдет ниже.

2) Физиологическая готовность к прикорму. Отмирание рефлекса выталкивания твердой пищи и прорезывание зубов.

До 5-6 месяцев у младенцев сохраняется так называемый рефлекс выталкивания твердой пищи твердой пищи — природный механизм, сформировавшийся именно для того, чтобы в организм ребенка ничего, кроме грудного молока, не попадало. Однако человек придумал, как обмануть природу — научился перемалывать или перетирать пищу в гомогенизированную массу и "вливать" в ребенка ранний прикорм либо таким образом, либо в виде соков. И не только вливать, но и подводить под это теоретическую базу. В уже упомянутых рекомендациях Минздрава утверждается, что "в 3-4 месяца <…> созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")" . Довольно смелое утверждение, которое никак не подтверждается практикой. Большинство детей этого возраста действительно физиологически способны есть с ложки полужидкую или тщательно протертую еду, но это вовсе не равно угасанию рефлекса выталкивания твердой пищи. На практике дети матерей, начинающих прикорм ранее 5-6 месяцев, давятся при обнаружении малейшего комочка в каше или пюре. Кроме того, сложности с проглатыванием кусков могут сохраняться у них и после 6 месяцев.

Однако даже если допустить, что у отдельных детей рефлекс выталкивания твердой пищи отмирает уже в 3-4 месяца, говорить о готовности ребенка к прикорму на основе одного этого признака некорректно.

Дополнительным физическим признаком является прорезывание зубов. Однако, как и отмирание рефлекса взрослой пищи, сам по себе факт прорезывания зубов ранее 6 месяцев не говорит о готовности ребенка к прикорму. Рассматривать, готов ли тот или иной ребенок к знакомству с твердой пищей, нужно индивидуально, учитывая всю совокупность признаков. Успешно пережёвывать пищу ребенок способен и до появления первых зубов.

3) Созревание моторики и появление пищевого интереса. Физическая и психическая готовность к прикорму .

Человеческий детёныш рождается незрелым и полностью зависимым от матери. В возрасте до 6 месяцев младенец постепенно, в соответствии с заложенной в него генетической программой, обучается удерживать предметы в руках, доносить их до рта, сидеть и, наконец, самостоятельно передвигаться (ползать и ходить). В этом же возрасте он путем наблюдения за взрослыми начинает формировать первые навыки социальной адаптации. Степень развития психики и моторных функций напрямую связана с готовностью к прикорму. Ребенок готов знакомиться с взрослой пищей тогда, когда у него появляется возможность и желание эту пищу попробовать.

Прикорм, начатый "по инициативе матери", то есть до того момента, как ребенок проявил интерес к другой еде и может физически ее добыть (например, находясь на руках у матери, схватить со стола кусок и засунуть в рот), всегда будет для этого ребенка "ранним", а следовательно, чреватым рисками для здоровья.

Исходя из всего вышеизложенного, для каждого ребенка возраст начала прикорма будет индивидуальным, основанным на совокупности всех признаков созревания именно его организма. Но в среднем у большинства детей на полном грудном вскармливании все признаки готовности к прикорму появляются не ранее 5,5 месяцев.

Теперь давайте разберемся, каким детям, по мнению ВОЗ "продукты для прикорма могут понадобиться и раньше (6 месяцев), но не ранее 4-месячного возраста" .

Ранний прикорм по медицинским показаниям: да или нет.

Как утверждается всё в тех же современных рекомендациях Минздрава РФ, "необходимость расширения питания ребенка и дополнения материнского молока другими продуктами питания обусловлена <...> необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком, на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев), становится недостаточным" .

Исходя из этого утверждения делается вывод о том, что дети на исключительном грудном вскармливании до 6 месяцев больше подвержены риску развития железодефицитной анемии, пищевой аллергии и гипотрофии (недобору веса).

Однако это утверждение противоречит современным научным данным.

Исследованиями доказано, что белки, и жиры, и углеводы, а так же витамины и минеральные вещества, находятся в грудном молоке в максимально биодоступной форме. Это значит, что на протяжении всего срока вскармливания (и даже у взрослого человека) эти вещества из грудного молока усваиваются лучше, чем из других продуктов.

Кроме того, исследованиями давно подтвержден и другой факт - энергетическая ценность грудного молока с возрастом ребенка не только не уменьшается, но, напротив, повышается. Такие данные, в частности, были получены в ходе лабораторного мониторинга состава грудного молока, проведенного группой специалистов Уральского государственного медицинского института.

О том же пишет и ВОЗ : "Данные, приведенные в таблице 11, свидетельствуют о том, что грудным детям в промышленно развитых странах, потребляющим среднее количество грудного молока, не требуются никакие прикормы для удовлетворения их потребностей в энергии вплоть до возраста 6-8 месяцев" .

Таким образом, если у ребенка действительно наблюдается анемия или недобор веса ДАЖЕ на полноценном грудном вскармливании, это значит, что функционирование его пищеварительной системы уже нарушено. А раз так, из других продуктов он питательные вещества и микроэлементы тем более не усвоит. Более того, увеличение объемов прикорма за счёт уменьшения количества дневных прикладываний к груди может стать причиной снижения прибавок в весе, запоров и других нарушений работы ЖКТ, а так же возникновения анемии и аллергии (поскольку создают неоправданную нагрузку на незрелый пищеварительный тракт и ферментативную систему).

Другими словами, ранний прикорм не только не решает проблем со здоровьем ребенка, но может привести к ухудшению его состояния. Стратегия помощи ребенку в случае установленных проблем с усвоением питательных веществ и микроэлементов из материнского молока должна строиться не на вводе прикорма, а на поиске и устранении причины заболевания и его лекарственной или иной терапии с обязательным сохранением полноценного ГВ. Если же необходимость в стимуляции ферментативной системы существует, до 5,5 месяцев лучше вводить ребенку не прикорм взрослой едой, а докорм небольшим количеством адаптированной смеси. Риск от докорма смесью в возрасте 3-5 месяцев значительно ниже, чем от получения в этом возрасте взрослой пищи.

Несколько слов о пищевой аллергии. Это состояние ВСЕГДА связано с патологиями работы ЖКТ. Аллергия возникает вследствие высокой проницаемости стенок кишечника, неспособных противостоять проникновению антигенов. Факторы развития аллергии у грудных детей, связанные с организацией питания — отсутствие молозивного вскармливания, докорм смесью в первые дни жизни, смешанное вскармливание. Введение раннего прикорма детям с аллергиями не может быть обосновано медицинской необходимостью, ибо ранний прикорм обязательно означает повышение нагрузки на и без того слабый и проницаемый ЖКТ ребенка. Детям с аллергией можно вводить прикорм только при всех признаках готовности к нему и очень постепенно. Грудное молоко наиболее мягко воздействует на пищеварительную систему ребенка, а ферменты, содержащиеся в нем, помогают усваивать пищу, что для ребенка-аллергика еще более актуально, чем для здорового ребенка.

Гипердиагностика анемии и гипотрофии у детей на исключительном грудном вскармливании.

В случае обнаружения у ребенка недобора веса прежде всего необходимо уточнить, какими нормамы прибавок пользуется педиатр и насколько набор веса отклоняется от графиков ВОЗ для детей на грудном вскармливании. Возможно, ребенок прибавляет абсолютно нормально, просто делает это иначе, чем ребенок на ИВ.

Кроме того, важно помнить, что диагноз "гипотрофия" ставится только по совокупности признаков, включающих состояние мышечного тонуса ребенка, его кожных покровов, оценки физического и психического развития, а никак не на основании абсолютных показателей веса.

Если же факт недостаточных прибавок в весе установлен, следующим шагом является оценка организации ГВ и устранение факторов риска недобора веса, если они имеют место. В возрасте 3-6 месяцев такими факторами являются:

1) отсутствие длительных кормлений в течение дня, в частности, на засыпание, во сне и на просыпание; бодрствующий ребенок этого возраста может отвлекаться от груди, сосать мало и получать меньше молока, чем необходимо. Например, недобор веса случается, если ребенок все сны проводит на улице или на балконе либо засыпает не с грудью, а с пустышкой.
2) профессиональный массаж;
3) любое изменение привычного распорядка дня и условий жизни ребенка (гости, поездки, переезды, приучение к сну в собственной кровати и пр);
4) плавание и ныряние в большой ванной или в бассейне (особенно если эти процедуры начали практиковать после 3 месяцев);
5) вакцинация.

Железодефицитная анемия - диагноз, который ставится по совокупности клинических признаков и всегда означает нарушение обмена веществ и работы ЖКТ. На основании одних анализов на гемоглобин постановка такого диагноза некорректна. Кроме того:
- нормы гемоглобина у детей отличаются от норм взрослых;
- примерно в 3 месяца у детей наблюдается физиологическое снижение уровня гемоглобина , не требующее лечения;
- какой уровень гемоглобина нормален для ребенка на ГВ и отличаются ли эти показатели от показателей детей на искусственном вскармливании, не исследовалось. Однако, по данным ВОЗ, у 30% детей на грудном вскармливании в возрасте 1 года гемоглобин ниже, чем у их сверстников, не получающих грудное молоко. Такое количество "отклонений от нормы" может свидетельствовать не о распространенности патологии, а о том, что для детей на ГВ более низкие показатели гемоглобина в возрасте 1 года являются физиологической нормой. В прошлом ВОЗ уже корректировала нормы прибавок в весе для детей на ГВ (в сторону уменьшения), не исключено, что в пересмотре нуждаются и другие параметры оценки детского здоровья в зависимости от наличия или отсутствия грудного вскармливания.

В любом случае, при постановке диагноза железодефицитной анемии необходимо учитывать не только цифры в анализах, но общее состояние ребенка, наличие или отсутствие у него клинических признаков заболевания.

Объемы прикорма в возрасте 6-12 месяцев и старше. Пищевая ценность грудного молока в этом возрасте.

Получение первого прикорма стимулирует активность ферментативной системы грудного ребенка. Желудок и поджелудочная железа включаются в процесс переваривания пищи. Однако это происходит не мгновенно, организму требуется время, чтобы "научиться" полноценно усваивать питательные вещества и витамины из других продуктов. А до тех пор, пока этого не произошло, ребенок получает все необходимое из грудного молока.

В первые месяцы после начала прикорма его основная задача — не накормить ребенка и не восполнить возникший у него на ГВ недостаток питательных веществ и витаминов (поскольку за счет взрослой еды моментально сделать это все равно невозможно). Прикорм в этом возрасте нужен для того, чтобы:
- познакомить ребенка со взрослой едой;
- стимулировать работу ферментативной системы;
- обучить жеванию и глотанию;
- поддержать пищевой интерес ребенка;
- сформировать нормальное пищевое поведение.

Решением всех этих задач способствует так называемый педагогический прикорм, то есть кормление ребенка небольшими кусочками (микродозами) продуктов, входящих в рацион семьи.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в рационе ребенка в возрасте 1 года грудное молоко (или его заменители) должно составлять не менее 70-75%. Есть и другие данные, говорящие о том, что грудное молоко вполне способно удовлетворять все потребности ребенка 6-12 месяцев. Так, питерский профессор-педиатр И. М. Воронцов на основе своих исследований утверждает, что если мать здорова и нормально питается, ребенок может находиться на ГВ без прикорма до 9-12 месяцев без всякого вреда для себя.

Существует теория (ее выдвигают этологи), что на заре эволюции, когда человек питался в основном грубой растительной клечаткой, грудное молоко было основной пищей ребенка как минимум до 3-4 лет (только к этому возрасту ребенок может полноценно такую клетчатку усваивать), в противном случае, без материнского молока либо молока кормилицы, ребенок не выживал.

Эта теория подтверждается положением дел в современной Африке, где в условиях недостатка белковой пищи срок продолжительности кормления грудью действительно может стать вопросом выживания ребенка. Учеными описано заболевание "квашиоркор" - тяжелая форма нарушения питания вследствие дефицита белка, часто сопровождающегося недостатком витаминов и присоединением инфекции, которая обычно развивается после отнятия ребенка от груди. "Болезнь обычно возникает у детей 1-4 лет. <...> Когда ребенка отлучают от груди, в случае, когда продукты, заменяющие материнское молоко, содержат много крахмалов и сахаров и мало белков <..>, у ребенка может начаться квашиоркор. Это название произошло от одного из языков побережья Ганы, его буквальный смысл - "первый-второй", а означает оно "отвергнутый", отражая, что состояние начинается у старшего ребенка после отлучения от груди, часто из-за того, что в семье родился еще один ребенок".

На практике, исходя из опыта матерей, живущих в современных цивилизованных странах, грудного молока для удовлетворения потребности в питании вполне хватает ребенку как минимум до 1,5 лет. Когда организму перестает хватать калорий или каких-то микроэлементов из грудного молока, ребенок этого возраста сам увеличивает объемы взрослой пищи либо каких-то конкретных продуктов в своем рационе — главное не испоритить ему пищевого поведения насильным кормлением и дать доступ к семейным "ресурсам", то есть брать с собой за стол и предлагать разнообразную еду.

Пищеварительная система ребенка в основном формируется к 2 годам. До этого возраста грудное молоко поддерживает работу пищеварительной системы ребенка, помогает усвоению необходимых питательных веществ, снижает риски заболеваний органов пищеварения, способствует более мягкому перенесению инфекционных и воспалительных заболеваний ЖКТ.

Как молодые, так и опытные родители на протяжении первого года жизни ребенка сталкиваются с проблемой повышенного беспокойства и возникновением «кишечных колик». Это побуждает их задаться вопросом: "Как нормализовать работу кишечника у грудничка?"

Особенности кишечника новорожденного

Младенец появляется на свет со стерильным кишечником. После рождения ребенок попадает в среду, которая заселена большим количеством микроорганизмов. Среди них есть полезные бактерии, которые участвуют в процессе пищеварения. Есть условно болезнетворные, которые могут привести к заболеванию при определенных условиях. На протяжении первых двух недель идет борьба между микроорганизмами за право «поселиться» в кишечнике новорожденного.

В норме микрофлора в основном состоит из бифидобактерий. Кроме того, для работы кишечника необходимы лактобактерии, кишечные палочки, ферменты.

Главным источником полезных бактерий является материнское молоко . При вскармливании грудным молоком образование полезной микрофлоры в кишечнике происходит быстрее.

Функциональные расстройства кишечника

Находясь в мамином животике, ребенок не занимался процессом переваривания пищи, а все необходимое получал из крови матери через пуповину. Родившись, ему нужно справляться с этим самостоятельно. Желудку и кишечнику предстоит работать вместе и слаженно.

Как нормализовать работу кишечника, чтобы избежать как поноса, так и запора? Желудку нужно вовремя выработать необходимые ферменты для переваривания поступающего грудного молока. Кишечник должен продвинуть содержимое с оптимальной скоростью. Если это происходит быстро, случатся понос, а если медленно – возникает запор. Маленький организм должен налаживать одновременно все функции желудочно-кишечного аппарата. Недостаточность одной системы ведет к сбою в другой.

Как нормализовать кишечник, чтобы избежать появления колик

Колики - это не болезнь, а временное функциональное расстройство.

Во время кормления автоматически происходит сокращение кишечника, возникают спазмы. Ребенок волнуется, начинает беспокоиться. В результате в желудок попадает большое количество воздуха. Появляются болезненные ощущения и чувство распирания. Это влечет за собой срыгивание или рвоту, скопление газов в кишечнике. Могут возникнуть запоры.

В таких ситуациях у ребенка страдает весь организм. Появляется двигательное возбуждение. Малыш кричит, «извивается». Единственное успокоение для себя он видит в процессе сосания. Возникает ошибочное мнение, что ребенок все время голодный, так как сосет и грудь, и соску-пустышку, и свой кулак.

Правильное и здоровое питание

Грудное молоко это оптимальный вариант кормления. Другое питание только усугубит ситуацию, усилив проявления спазмов и колик.

Как наладить кишечник и сгладить сложный для него период жизни? Перед едой нужно класть ребенка на живот. Это своеобразный массаж, для лучшего отхождения газов и укрепления мышц.

Некоторое время следует кормить малыша по требованию. Хотя перерывы между приемами пищи должны быть не менее 2 часов. За это время выделится достаточное количество ферментов и молоко переварится. А непрерывно поступающая в желудок пища начнет бродить, что приведет к появлению белей и срыгиванию.

После еды ребенка нужно подержать вертикально, пока не произойдет отрыжка. Затем уложить на бочок. В таком положении минимальна опасность проникновения рвотных масс в дыхательные пути. Легче происходит поступление молока из желудка дальше в кишечник.

Восстановление работы кишечника у грудничка

Стул у грудного ребенка должен быть каждый день. Обычно он бывает столько раз, сколько ребенок принимает пищу. Если стул случается пару раз в день, а малыш не беспокойный, это тоже считается нормой.

Когда же стула нет более двух суток, пора помочь ребенку опорожнить кишечник. Поможет выкладывание на живот или массаж круговыми движениями по часовой стрелке, прогретая утюгом пеленка или грелка на живот.

Если такие мероприятия не помогают, следует воспользоваться трубочкой для отвода газов или сделать клизму . Конец трубки нужно смазать кремом, осторожно ввести ее в задний проход на 5 см, удерживая рукой. Свободной рукой можно сделать легкие нажатия, массаж вокруг пупка, сгибать и разгибать ножки малыша, надавливая ими на животик. Следует провести два, три приема в течение 5-10 минут. Должен появиться стул и выйти скопившиеся газы.

При необходимости, клизму делают прохладной водой в объеме около 200 мл, уложив ребенка на левый бок.

Препараты для нормализации работы кишечника у младенца

Современная фармацевтика знает, как нормализовать работу кишечника страждущим младенцам и облегчить жизнь их мамам. Выпускается множество безвредных средств на основе растений. Они удобны в использовании, обладают приятным вкусом и запахом, что немаловажно при необходимости напоить лекарством орущего малыша.

Как "настроить" пищеварение ребенка?

Пищеварительная система после 1 года

Дети в этом возрасте имеют более сформированную пищеварительную систему по сравнению с детьми до года. Повышается приспособляемость организма, увеличивается активность пищеварительных соков, совершенствуются вкусовые восприятия. Особенностью развития этого периода является быстрый рост кишечника и увеличение емкости желудка. У ребенка уже 6-8 зубов и его постепенно приучают к пище с общего стола.

Функциональные заболевания

Часто такие болезни передаются «по наследству», особенно высока вероятность, если кто-нибудь из родителей страдает заболеванием пищеварительной системы. Также спровоцировать заболевание могут погрешности питания, недостаточная физическая активность и нервные нагрузки. Чревато осложнениями и ранее перенесенное кишечное заболевание. Однако чем раньше выявить заболевание, тем больше шансов, что оно не примет хронический характер.

Иванна Тарасова, врач-педиатр: «Для функциональных заболеваний пищеварительной системы характерны колющие боли. Но хорошая новость заключается в том, что вовремя выявленное нарушение обратимо и прогрессирование болезни можно остановить.

Симптомы этих заболеваний: повышенная утомляемость, головная боль, отсутствие аппетита, головокружение. При однократно возникших болях в животе, которые вскоре прошли, обращаться к врачу не стоит – понаблюдайте. В том случае, если боли повторяются регулярно, пусть даже они и слабо выражены, а потом самостоятельно проходят – не затягивайте – идите к специалисту. При однократных, но продолжительных болях различной интенсивности также немедленно обращайтесь к врачу, иначе можно пропустить, то, что называется, «острый живот». И уж точно не затягивайте с обращением к врачу, если боли сопровождаются расстройствами пищеварения: нарушением стула, тошнотой, изжогой, рвотой, вздутием.

При болях в животе противопоказаны тепловые процедуры: теплые ванные, горячие компрессы. Эти действия могут вызвать тяжелые осложнения, например, холецистит или острый аппендицит».

Инфекционные болезни

Наилучший способ защититься от инфекции – с раннего возраста прививать ребенку любовь к чистоте, а родителям соблюдать правила хранения и обработки продуктов.

В этот период жизни ребенок постепенно приучается к пище с общего стола, и многие родители теряют бдительность. А ведь одно из главных требований к пище для детей – это высокое качество используемых продуктов и их свежесть. Например, плохо вымытые , употребляемые в сыром виде, могут вызвать у ребенка глистные заболевания, дизентерию.

Хотя пища для детей от года все больше по составу, консистенции и вкусу приближается к пище взрослых, нужно не забывать о том, что еда малыша все же отличается. Она должна содержать необходимое количество углеводов, белков, минеральных солей, жиров и витаминов. Также нужно учитывать вкусовые предпочтения ребенка, а они у каждого человека индивидуальны.

Например, молоко, которое традиционно считается «детским продуктом» не каждый организм воспринимает одинаково хорошо. В некоторых случаях оно даже может вызвать тяжелые формы аллергии.

От 1 года до 1,5 лет

Для детей этого возраста все блюда готовятся пюреобразными. Приучайте ребенка кушать с ложечки. Это труд, но пользование соской в этом возрасте становится вредным – ребенок привыкает к жидкой пище и будет отказываться от другой еды. Соблюдайте сбалансированность пищи по основным элементам. В том возрасте основой рациона ребенка являются: ,

С 2 до 3 лет

Начиная с двух лет можно предлагать ребенку тушеное мясо, нарезанное небольшими кусочками. Полезна печень, но вводить ее в рацион лучше всего в виде паштета. Очень разнообразным становится овощное меню, а в летний период можно предложить ребенку дыню и арбуз. А вот от шоколада до 3 лет лучше воздержаться и не злоупотреблять кондитерскими изделиями.

Родителям на заметку: Чтобы максимально оградить свое чадо от проблем пищеварительной системы все изменения в составе пищи и технологии ее приготовления нужно производить постепенно. Не следует заставлять ребенка что-либо кушать, если он упорно отказывается от продукта. Предложите его спустя месяц – возможно малыш просто не готов. Будьте осторожны с «любимыми» продуктами ребенка: на злоупотребляйте ими. Усиленный рост ребенка требует разнообразной пищи, кроме того продукт может надоесть и тогда малыш надолго откажется от него.

На 3-4 недели жизни малыша родители встречаются с такой проблемой, как колики у новорожденных . Малыши пронзительно плачут в течение длительного времени, животик вздут и при этом очень напряжен. По истечении некоторого времени малыш успокаивается и засыпает. Но после того как проснется, все это может повториться. И у мамы не остается сомнений – это колики.

Особенности работы желудочно-кишечного тракта у новорожденных

Чтобы понять природу колик у новорожденного, необходимо разобраться в работе желудочно-кишечного тракта младенцев. При рождении кишечник малыша стерилен и постепенно он начинает заселяться микрофлорой, которая попадает с молоком матери, от окружающих людей и т.д. Но заселение кишечника не происходит моментально, это довольно длительный процесс. Именно это свойство объясняет различный стул у детей.

Когда микрофлора полностью сформировалась, она начинает активно размножаться, и в процессе своего размножения и жизнедеятельности выделяет газ. Он начинает давить на стенки кишечника, малыш испытывает неприятные ощущения и начинает плакать, показывая родителям неблагополучие в своем организме.

Симптомы колик у новорожденных - это беспокойство ребенка и необоснованный плач который длится более 3 часов. Такая картина может наблюдаться в течение нескольких месяцев, но затем частота и интенсивность колик снижается. Так, у 3-х недельного малыша колики могут быть 2-3 раза в неделю, а у малыша 3 месяцев - раз в несколько недель. К 3-4 месячному возрасту колики у ребенка проходят и больше его не беспокоят.

Как возникают колики у новорожденных?

Основной причиной возникновения колик у новорожденных становится нарушение регуляции пищеварения малыша. Пищеварение регулируется эндокринной и нервной системой. Нервная система густо оплетает кишечник, и в момент, когда стенки кишечника раздражаются (например, когда происходит вздутие), она посылает в мозг ребенка специальный сигнал. Мозг воспринимает его как болевой, и посылает ответ в виде команды для сокращения стенок кишечника – спазму.

Эндокринная система регулирует действие желудочно-кишечного тракта посредством гормоноподобных веществ (в первую очередь это холецистокинин). Дефицит этого компонента нарушает работу желчного пузыря, что непосредственно связано с коликами у малышей.

В первые месяцы жизни малыши начинают получать новое питание, желудок увеличивается в размерах и происходит формирование нормальной микрофлоры кишечника. Именно поэтому новорожденные входят в группу наибольшего риска.

Получается, что колики у новорожденных - это не заболевание, а физиологическое состояние, которое связано с вышеперечисленными обстоятельствами. Это понимание очень важно для родителей, особенно для мам. С этими причинами связано и вся специфика «лечения» ребенка, а точнее сказать помощь малышу, для облегчения его состояния.

Причины возникновения колик у новорожденных

Одной из главных причин возникновения колик становится неправильное вскармливание ребенка, а именно заглатывание воздуха. Такая проблема может возникнуть и на грудном, и на искусственном вскармливании. Маме важно после каждого кормления подержать ребенка вертикально, чтобы отошел воздух. Это отличная профилактика колик у малышей.

В том случае, если колики связанны именно с питанием ребенка, нет необходимости переводить ребенка на искусственное вскармливание. В лучшем случае это не даст никаких результатов, а лишь временное облегчение, а вот ухудшить лактацию или полностью ее прекратить такие эксперименты могут.

Если у малыша непереносимость коровьего белка, развивается пищевая аллергия. Белки молока очень маленькие по размеру и могут попадать в грудное молоко. Такая аллергия также приводит к образованию колик.

Особенно остро такая проблема стоит у малышей, которые находятся на искусственном вскармливании, так как большая часть смесей сделана на основе коровьего молока. Если у малыша аллергия на белок коровьего молока, то по совету с доктором малыша необходимо перевести на специальную смесь, либо на смеси на основе козьего молока.

Кроме того, причиной колик может стать лактазная недостаточность, которая может быть истинной и ложной. Лактаза - это фермент, который расщепляет молочный сахар. Формируется лактазная недостаточность из-за того, что малыш получает больше переднего молока, чем заднего. Как известно, в переднем молоке содержится больше сахара, а в заднее молоко - более жирное. Молочный сахар быстро выходит из желудка и стремится в кишечник. Лактаза не может справиться с таким большим количеством сахара, и часть его остается в кишечнике на радость микроорганизмам. Сахар является отличной питательной средой, и начинается активное размножение микробов, как следствие, выделяется газ и раздувает петли кишечника.

Признаки кишечных колик у новорожденных

Колики возникают практически у 70% детей, и трудностей в их диагностировании не возникает даже у родителей. Малыши громко надрывно плачут без видимых на то причин, плач ребенка продолжается в течение нескольких часов. Во время плача детки могут изгибаться дугой, при этом прижимая ножки к животику. Как только отходят газы и кал, малыш сразу успокаивается и снова становится жизнерадостным. У детей с кишечными коликами нередко бывает задержка стула и частые срыгивания.

Обычно колики начинаются в вечерне время у малышей 3-4 недель жизни. Несмотря на видимые страдания, малыши набирают в весе, а физическое развитие при этом никак не нарушено. Но наряду с этим колики у новорожденных могут стать симптомом более грозного заболевания желудочно-кишечного тракта. По этой причине для подтверждения точного диагноза и для исключения более серьезной патологии малыша должен осмотреть доктор.

Диагностирование кишечных колик

При осмотре доктор задает родителям ряд вопросов, и уже по их ответам врач будет выстраивать свое предположение на предмет колики это или заболевание желудочно-кишечного тракта. Кроме того, доктор должен назначить ряд лабораторных анализов – крови, кала, мочи. Эти анализы помогут убедиться и полностью исключить какое-либо заболевание. Так, например, анализ крови исключит воспаление, аллергию или хирургическую патологию. Чтобы исключить заболевание мочеполовой системы, которая тоже может давать боль в области живота, необходимо проведение общего анализа мочи.

5258 0

Нужно ли знать родителям об особенностях пищеварения у детей раннего возраста?

Может быть, это только теория?

Знания анатомии и физиологии пищеварения необходимы прежде всего для того, чтобы правильно и спокойно реагировать на различные проблемы пищеварения у ребенка (икоту, срыгивание пищи, боли в животе, вызванные скоплением газов, и др.) и принимать правильные решения. Эти знания помогут также разобраться в том, почему новорожденный беспокоен и просыпается ночью, отчего может развиться дисбактериоз, как ориентироваться при выборе ребенку заменителей женского молока и т.д.

Родителям следует понять, что ребенок отличается от взрослого не только размерами: у него еще недостаточно развиты многие органы, участвующие в пищеварении; новорожденный только начинает осваиваться с «самостоятельным» приемом пищи и ее перевариванием.

Во время внутриутробной жизни плод получал необходимые для развития питательные вещества от матери через плаценту и пуповину. Эти вещества поступали в кровь в расщепленном виде, готовыми для усвоения органами и тканями.

Сразу же после рождения ребенок начинает вести «самостоятельный образ жизни», и все необходимые для его жизнедеятельности вещества он получает с питанием. При этом к пищеварительному тракту новорожденного предъявляются высокие требования в связи с быстрым ростом организма и интенсивным обменом веществ. Вот почему особенно много проблем возникает у родителей с питанием и пищеварением ребенка именно в этот период.

Как известно, процесс пищеварения начинается в полости рта, куда рефлекторно слюнными железами, расположенными здесь же, выделяется слюна. У новорожденного слюны выделяется мало, поскольку для усвоения грудного молока слюна не имеет существенного значения.

Этим объясняется сухость слизистой оболочки полости рта. В связи с незначительным слюноотделением она у новорожденного очень нежная и легко повреждается. В первые месяцы жизни слюна отличается менее кислой реакцией, поэтому в ротовой полости младенца легко развиваются различные воспалительные процессы и размножаются грибки, вызывающие молочницу и другие заболевания. Слюна играет важную роль и в акте сосания, обеспечивая плотное соприкосновение соска молочной железы с языком и слизистой рта ребенка, что облегчает поступление молока из груди.

С 3-4-месячного возраста образование слюны у малышей возрастает, но способность глотать ее еще полностью не выработалась, что приводит к постоянному (физиологическому) слюнотечению у детей именно в этот период. Чтобы вытекающая изо рта слюна не раздражала кожу лица, рот ребенка следует периодически вытирать.

На интенсивность выделения слюны оказывает влияние характер пищи: на коровье молоко выделяется больше слюны, чем на женское, а на кисломолочные смеси - больше, чем на коровье молоко. Слюноотделение уменьшается при расстройствах пищеварения и повышении температуры. К году секреция слюнных желез достигает 150 мл в день, что составляет примерно 10% слюнной секреции взрослого.

В слюне новорожденного в небольшом количестве содержится пищеварительный фермент амилаза, необходимый в последующем для переваривания сложных углеводных соединений, например крахмала, и бактерицидное вещество - лизоцим, осуществляющий защитную функцию организма. Слюна створаживает молоко в желудке, превращая его в мелкие и нежные хлопья и способствуя лучшему перевариванию.

Срыгивание пищи

Слизистая пищевода младенца нежная, всегда сухая из-за недоразвитости слизистых желез и легко ранимая. Желудок у грудных детей расположен горизонтально (вертикальное положение он занимает только после того, как ребенок начинает ходить), что предрасполагает к срыгиванию. Мышечный слой желудка плохо развит, вход в него широкий, что также способствует срыгиванию пищи.

Срыгивание, проявляющееся в том, что сразу же после еды небольшое количество молока выходит у ребенка из желудка обратно, - обычное явление у малыша на протяжении первых 2-3 месяцев жизни. Оно может наблюдаться как изредка, так и после каждого кормления.

Основной причиной этого явления, помимо особенностей строения желудка, является обильное заглатывание ребенком воздуха во время сосания или попадание в желудок слишком большого количества молока. Воздух может попасть в желудок, если ребенок в начале кормления ест очень жадно. К этому также приводит неправильное положение бутылочки при кормлении, когда горлышко не полностью заполнено молоком.

Для уменьшения срыгивания перед едой ребенка следует подержать на животе, а после кормления - вертикально, приложив его к своему плечу, до тех пор, пока не почувствуете или не услышите, как воздух из желудка вышел в виде отрыжки.

Если срыгивание вызвано избыточным количеством молока, связанным со слишком жадным сосанием, уменьшите время кормления грудью. При частом и обильном срыгивании лучше посоветоваться с врачом. Однако, если малыш нормально прибавляет в весе, волноваться не о чем. Как правило, в дальнейшем срыгивание исчезает само собой.

Объем желудка как абсолютный, так и относительный (к массе тела) у ребенка первого года жизни меньше, чем у взрослого: у новорожденного он составляет 30-60 мл, у ребенка трех месяцев - 100 мл, в возрасте 1 года - 250 мл.

Поэтому, чтобы не переполнять желудок, надо давать ребенку пищи чуть меньше, чем может в желудок поместиться, иначе его стенки будут растягиваться, что способствует перееданию со всеми вытекающими последствиями (ожирение, диабет и т.п.).

Секреция желудочного сока и активность его ферментов в первые месяцы жизни ребенка низкие. В связи с этим младенец не может есть любую пищу, как, например, взрослый или ребенок более старшего возраста, а нуждается в специальной возрастной диете (в грудном молоке, детских адаптированных смесях, с постепенным переходом на более «грубую» пищу).

Пища в желудке у новорожденного задерживается в течение 2,5-3 часов, поэтому промежутки между кормлениями должны соответствовать этому периоду. Следует иметь в виду, что при естественном вскармливании ребенка желудок освобождается через 2-3 часа, а при искусственном - через 3-4 часа, т.е. при искусственном вскармливании нагрузка на пищеварительный тракт и на организм в целом выше. У ребенка в возрасте 1 года и старше время нахождения пищи в желудке зависит от ее характера и состава.

Через несколько часов после приема пищи содержимое желудка поступает в двенадцатиперстную кишку и начинается кишечное пищеварение, в котором участвуют поджелудочная железа, желчевыделительная система и кишечник. В кишечнике происходит дальнейшее переваривание и всасывание пищевых веществ.

Движение пищи по кишечнику у детей зависит от характера вскармливания и происходит быстрее, чем у взрослых. Продолжительность пищеварения при вскармливании материнским молоком составляет в среднем 13 часов, коровьим - 15 часов. Суточное количество кала при естественном вскармливании небольшое (в среднем 20-25 г); для него характерны яично-желтый цвет, кашицеообразная консистенция, кислая реакция, отсутствие фекального запаха.

При вскармливании коровьим молоком детский кал отличается более плотной консистенцией, светлым цветом и неприятным запахом; суточное количество кала возрастает до 60-100 г, т.е. при таком же объеме получаемой пищи гораздо больше отходов, что говорит о том, что коровье молоко хуже переваривается.

Опорожнение кишечника у грудных детей обычно происходит 2-4 раза в сутки, а к концу первого года жизни - 1-2 раза.

Кишечный тракт у новорожденных стерилен, но в первые дни жизни заселяется микроорганизмами. При грудном вскармливании в кишечнике детей первого полугодия преобладают молочнокислые бактерии, бифидумфлора (которые препятствуют размножению других микробов и предохраняют ребенка от кишечных инфекций), и только в небольшом количестве содержатся кишечная палочка, ацидофильные и другие бактерии.

Нормальная кишечная микрофлора выполняет три функции: пищеварительную, синтетическую и защитную. Пищеварительная функция заключается в помощи при переваривании остатков нерасщепленной пищи. Что касается второй, то доказано, что микрофлора кишечника осуществляет синтез витаминов В1, В2, В6, В12, РР, К и биотина.

Синтетическая функция кишечной микрофлоры наиболее уязвима, снижаясь или полностью прекращаясь под влиянием неблагоприятных факторов (антибиотики, кишечные инфекции и т.п.). Кишечная микрофлора является также своеобразным барьером, защищая организм от вторжения болезнетворных микроорганизмов и не допуская их размножения.

При дефиците бифидобактерий в кишечнике происходит угнетение иммунобиологических сил организма, снижается усвоение кальция, витамина К, страдает витаминосинтезирующая функция кишечной микрофлоры. Изменение нормального состава и функции микрофлоры кишечника, т. е. дисбактериоз, чаще всего развивается при нерациональном использовании антибиотиков и других химиотерапевтических лекарственных средств.

При переводе ребенка на искусственное вскармливание в желудочно-кишечный тракт попадают различные бактерии, часть из которых может оказаться условно болезнетворной, например некоторые виды колибактерий. При ухудшении общего состояния организма эти микробы могут вызвать расстройства пищеварения и болезни. Это еще один аргумент против искусственного вскармливания детей.

Таким образом, возрастные особенности желудочно-кишечного тракта часто лежат в основе расстройств пищеварения у детей первого года жизни, провоцируемых незначительными нарушениями режима питания, погрешностями питания и ухода.

В.Г. Лифляндский, В.В. Закревский

Загрузка...
Top