Интегрированное занятие с детьми патриотизм. Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию«Семейные обычаи на Руси. Поздравляю, всем вам присваивается почётное звание «Юный гражданин России»

Татьяна Метелева

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию

«Знакомство с русской избой »

Цель : познакомить детей с жизнью , бытом и творчеством русского народа , приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи :

познакомить детей с избой -жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, самовар и т. д.) ;

Обогатить словарь детей народными, поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность , интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Развивать художественно - творческие способности детей.

Формировать у детей умение узнавать сказку по, по иллюстрации.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Рефлексия : развитие памяти, образных ассоциаций.

Оборудование : “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.) . Блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, валенки для игры, записи русских народных песен , русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия:

Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы, звучит музыка Константина Шаханова Волга-реченька, встречает детей.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы ? Какие? Для чего служили эти предметы?

В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили.

А как вы думаете, что можно приготовить в ней?

Ответы детей.

Конечно щи, кашу, пекли хлеб, пироги и многое другое. Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.

Щи да каша – пища наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

А сейчас ребятки отгадайте загадку.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

Любили русские люди почаёвничать , т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами для освещения избы, горели лучины, а после уже свечи – девушки пряли пряжу и пели песни, рассказывали сказки, играли.

А вы хотите, поиграть в одну из таких игр?

(под русскую народную мелодию проводится игра «Валенки» ). Дети на команды делятся по картинкам. На картинках самовар и ложки.

Игра. Две команды начинают старт под начало музыки. Обувают один валенок и бегут до стула, оббегают его и возвращаются к команде. Передают валенок следующему ребенку. Победители те, чья команда завершит эстафету первыми.

Хозяйка. Ну что ребята, устали? Теперь можно и отдохнуть, хотела вас пирожками угостить да не успела. Вы поможете мне?

Ответ детей.

Для того чтобы испечь пироги что нужно?

Пойдемте за мукой в амбар (дети шагают на месте) .

Дома разбили яички в миску (ребром ладони ударяем о другую ладонь) .

Замесили тесто (сжимаем и разжимаем пальцы рук) .

Стряпаем пирожки (лепят пироги) .

Хорошие пирожки получились, выкладываем их на противень и ставим в печь.

Хозяйка. А пока ребята у нас пекутся пироги, я вам покажу, что у меня есть.

Это чудесное блюдечко с наливным яблочком. Это блюдечко с яблочком не простое, любят загадывать загадки про сказки русские . Покатим яблочко по блюдечку, “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам сказки разные.

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты русских сказок «Репка» , «Колобок» , «Гуси-лебеди» , «Теремок» , «По щучьему велению» , «Зимовье зверей» ).

Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа : “Что это за сказка? Какие персонажи?”

Хозяйка. Ребята понюхайте. Кажется, чем-то пахнет.

Ответ детей.

Хозяйка. Это наши пироги поспели.

Хозяйка вытаскивает из печи настоящие пироги и угощает детей.

Вам понравилось угощение ? А что вы нового узнали сегодня? Что вам больше всего у меня понравилось ?

Ну а теперь настала пора прощаться. До свидания гости дорогие. Приходите еще! под веселую русскую народную мелодию , хозяйка провожает к выходу гостей.


Публикации по теме:

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» (старшая группа) Цель: Формировать представления детей о родном городе, его культурных центрах. Задачи: - уточнить представления детей о родном городе;.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы маленькие граждане своей страны» Группа: подготовительная Место проведения: МДОУ «Детский сад №1» с. Визинга Форма проведения НОД: викторина Вид занятия: интегрированное.

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Наша Родина» Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с героями, в честь.

Программное содержание: Учить детей понимать, что мы называем Родиной. Учить рассказывать о своем городе, о знаменитых людях нашего города.

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия» для детей 4–5 лет Отдел образования администрации Калининского района Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский.

Задачи: формировать у детей представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства: гимне, флаге, гербе, их определении, изображении, значении; формировать уважительное отношение к государственным символам; обогащать словарный запас словами: государство, гражданин, права, обязанности; развивать речь детей, логическое мышление, память, воображение.

Ожидаемые результаты: по окончании занятия воспитанники смогут осознать, что любой ребёнок является гражданином своей страны, все должны соблюдать права и обязанности гражданина.

Материал и оборудование: карточки с загадками о символах России; аудиозапись «Гимн России»; мягкие модули, арка из воздушных шаров, клей, ножницы; раздаточный материал: флаги и гербы России; мультимедийная презентация, значки «Юный гражданин России».

Ход занятия

Под музыку дети заходят в зал и становятся в шеренгу. Здесь их встречает воспитатель и, декламируя стихотворение, все начинают выполнять упражнения.

Здравствуй, солнце золотое!

(Круговые движения руками.)

Здравствуй, небо голубое!

(Руки вверх, подняться на носки.)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Покачивания поднятыми руками.)

Здравствуй, маленький дубок!

(Руки вперёд.)

Мы живём в родном краю!

(Взяться за руки.)

Всех я вас приветствую!

Воспитатель (В.). Добрый день! Ребята, какие вы сегодня красивые и нарядные. Скажите, когда один человек рад видеть другого при встрече, то что он обычно делает? (Ответы детей.) Правильно, и вы улыбнитесь друг другу.

Сегодня предлагаю вам посетить Страну юного гражданина, удивительное царство - правовое государство. Ребята, чтобы стать гражданином этой страны, нужно открыть замок на воротах с помощью ответов на вопросы. Вы, готовы? Тогда слушайте вопросы и отвечайте на них.

  • Как называется наша страна? (Россия.)
  • Столица нашей Родины? (Москва.)
  • Кто управляет нашей страной? (Президент.)
  • Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин.)

Вы правильно ответили на вопросы, пожалуйста, проходите в ворота, но друг друга не толкайте, девочек вперёд пропустите.

Дети вместе с воспитателем открывают символический замок и под музыку проходят в арку из воздушных шаров.

В. Перед нами - первый город Страны юного гражданина, он называется Геральдика. Все страны мира, все государства, которые есть на нашей Земле, имеют свою символику. Послушайте, пожалуйста, загадки.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный… (флаг).

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб.)

Дети отгадывают загадки, рассматривают изображения флага и герба России на слайдах мультимедийной презентации.

В. Жители города Геральдика - настоящие мастера своего дела. Они создают символы для всех стран и городов и очень бережно к ним относятся. Предлагаю и вам стать мастерами по изготовлению символов.

Дети готовят аппликацию «Гербы на флагах России».

В. Молодцы, ребята! Вы - настоящие мастера и, конечно же, знаете, какой главный герб изготовили. Прошу снова ответить на мои вопросы.

Что обозначает орёл на гербе Российской Федерации? (Гордость, величие.) Чем необычно изображение этой птицы? (Две головы орла символизируют единство страны: он смотрит одновременно на Запад и на Восток, охраняет свои владения в Европе и Азии.)

На слайде демонстрируется вид этого города, звучит фрагмент гимна России.

В. Ребята, вы узнали, как называется это произведение? (Ответы детей.) Правильно, гимн России - самая главная торжественная песня в стране. Под звуки гимна лучшим людям вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность Родине. Как надо себя вести, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Верно, надо слушать его стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать. Послушайте гимн ещё раз, обратите внимание на слова. Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (Могучая, священная, великая, свободная.)

В. Ребята, кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Правильно, инвалидам и женщинам, которые ждут рождения ребёнка.

На слайде демонстрируется вид города.

В. Каждый гражданин в стране имеет свои права и обязанности. Это основа, своеобразные кирпичики, из которых строится государство. Перед вами - кирпичи, из которых предлагаю построить большое правовое государство.

Дети из модулей с названиями прав и обязанностей строят правовое государство.

В. Ребята, давайте проведём небольшой эксперимент. Представьте, что мы построили наше настоящее большое государство. Его сила основана на правах и обязанностях граждан. Если я уберу, к примеру, одно право и одну обязанность, что случится с таким домом? (Ответы детей.) Правильно, он рухнет. Скажите, если человек не будет выполнять свои обязанности перед государством, что может произойти? (Государство станет слабее.) Верно, поэтому нужно обязательно соблюдать все свои обязанности перед государством, чтобы не случилось беды.

Сегодня мы посетили Страну юного гражданина. Как вы думаете, какого человека можно назвать гражданином? Какие права и обязанности есть у него? (Ответы детей.)

Спасибо, ребята! Вы сегодня просто молодцы. Знаете символы страны: гимн, флаг, герб России; узнали права и обязанности.

Поздравляю, всем вам присваивается почётное звание «Юный гражданин России».

Торжественное вручение значков «Юный гражданин России».

В. Наше пребывание в Стране юного гражданина подходит к завершению, пора возвращаться в группу.

Дети под музыку через арку из шаров покидают зал.

Интегрированное занятие

по нравственно - патриотическому воспитанию

в старшей группе "Наша Россия".

Цель: формирование гражданской позиции, чувство любви к своей стране, Родине.

Задачи:

1. Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в

котором они живут.

2. Продолжать формировать патриотические чувства; уважительное отношение к

государственным символам (флаг, герб, гимн); к Российской армии. Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природному символу России – березке.

3. Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая,

большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.

4. Дальнейшее совершенствование умения словесно выражать свои мысли, грамотно строить высказывания.

5. Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам.

Материал: карта России, государственные символы - флаг, герб; картинки с

достопримечательностями Москвы; фотографии - лесов, полей, березок; наглядно-дидактические пособия; различные документы с гербами, монеты, купюры.

Музыкальное сопровождение : гимн РФ; песня С. Михалков, М. Старокадомский

"Мы едим, едим, едим".

Предварительная работа: Беседы о Российской символике; Российской армии;

чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и

поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, фото

лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д. нашей Родины.

Ход занятия:

Воспитатель:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам,

отправиться в путешествие по нашей стране - России, на поезде. Рассаживайтесь по

вагонам. Отправляемся. Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим,

едим, едим".

1. Воспитатель : Мы приехали на первую станцию. Она называется

"Географическая".

На планете много разных стран, но самая большая - наша страна. Ни одна страна в

мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на

карту. (Воспитатель обращает внимание детей на карту России)

Как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны

люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны

может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Давайте мы с вами поиграем в игру «Подбери слово»

А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая,

сильная, гордая, мужественная).

Дети читают стихотворения:

1. Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера, реки и поля.

Леса и степь и горы!

Воспитатель: Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что

такое Родина? (Родина-место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой

дом.) А у вас какая Родина? (город Лангепас)

Наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в

путь.

2. Воспитатель : Следующая станция на которую мы прибыли называется

"Лесная".

Отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Воспитатель: Правильно! Это дерево. Россия - самая богатая лесами страна в мире.

Какие деревья вы знаете? (Дуб, осина, елка, клен, рябина, береза и др.) Я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери ветку»

Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза! Эти два

символа неразделимы. Мы с вами разучили несколько стихотворений о березе.

Давайте их послушаем.

Дети читают стихи:

1. Люблю березку русскую

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

А теперь мы с вами немного отдохнем и сделаем физкультминутку

3. Физкультминутка:

Руки подняли и покачали.

Это - березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом).

Воспитатель: Лес - это наше богатство. Мы с вами должны беречь природу.

4. Воспитатель: Следующую станция называется "Государственная".

Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица

нашего государства? (Москва). Ребята мы уже с вами знакомы некоторыми достопримечательностями Москвы.

Давайте послушаем стихотворение о Москве:

Москва - это Красная площадь,

Москва - это башни Кремля,

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

Воспитатель: А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего

президента? (Путин В. В. Показать фотографию президента). Чем занимается

президент? (Управляет страной).

Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн).

Свой флаг есть в каждой стране. Вы уже знаете, что флаги разных стран отличаются друг от

друга. (Дети рассматривают на доске флаги разных государств).

Ребёнок рассказывает о флаге России:

Российский флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (Показать

изображение с российским флагом).

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна

миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег,

облака, ромашку).

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря).

Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце,

огонь, тепло).

Воспитатель: а теперь поговорим о гербе. Герб - это второй символ нашего

государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России.

Давайте с вами рассмотрим герб. Расскажите о нём.

Ребёнок рассказывает о гербе:

Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен

золотой двуглавый орел. Золотой цвет – это символ солнца. Одна голова орла

обращена на Восток, другая – на Запад. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник

Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он

убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб это

эмблема, символ России.

Воспитатель: Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат

воплощением государственного порядка и верности закону.

Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей).

Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.

А давайте мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Березка»

А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет

на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют

президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)

Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем

своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали:

композитор А. Александров и поэт Сергей Михалков. Михалков еще написал очень много детских произведении. Какое произведение мы с вами недавно прочитали? (Дядя Степа)

У каждой страны свой гимн.

Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).

5. Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах.

Поехали.

Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная".

Ребята, а какие российские праздники вы знаете? (Международный женский день, день защитников отечества, новый год, день России, День народного единства)

А какой праздник был у нас в феврале?

А кто такие защитники Отечества? (Офицеры и солдаты Российской армии,

защищающие нашу Родину).

Какие войска охраняют нашу Родину на суше? (Сухопутные войска). На море?

(Военно-морской флот). А в воздухе? (Военно-воздушный флот). Каких военных вы

знаете, (летчики, пограничники, танкисты, моряки)

Воспитатель выставляет картинки с изображениями на полотно). Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Продолжи пословицу»

Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Родина любимая, что мать родная.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Воспитатель : Как вы думаете, чему учат нас эти пословицы? (Эти пословицы учат

нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

6. Итог.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться на свою Родину, в город Лангепас, в детский сад «Белочка». Занимайте свои места, поехали.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? На каких станциях мы с вами побывали? И что ты там делали? (Ответы детей). Ребята, вы любите свою страну? Молодцы! Как вы думаете, кто такой патриот своей страны (Человек, который любит свою Родину, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины) Вот за то что вы осень много знаете о своей стране и за то, что любите ее, я вам подготовила вот такие эблемы, чтобы все видели, что вы юные патриоты своей страны. (Эмблемы!)

Спасибо вам за участие! В заключении я хочу вам прочесть стихотворение:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Рамазанова В. Ю.

Библиографическое описание статьи:

Рамазанова В. Ю. Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 40. – ART 133498. – URL: http://www.kids.covenok.ru/133498.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.


Аннотация:
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит, насколько этот фундамент будет прочен. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за место, где живёшь. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Воспитать духовно-нравственную личность и патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия нас - воспитателей и родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты

Организация: ГБОУ ДО ЛНР« Ясли - сад № 19 Звездочка»

Населенный пункт: ЛНР, Свердловский район, пгт. Бирюково

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «По поселку мы идем»

Составила и провела: Лебединская Ирина Владимировна воспитатель старшей группы, ГБОУ ДО ЛНР «Ясли-сад №19 «Звездочка», пгт. Бирюково, Свердловского района, ЛНР.

E - mail : [email protected]

Цель: воспитание интереса и любви к Малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным поселком; воспитание чувства гордости за край, в котором живем; формирование представлений о достопримечательностях поселка.

Задачи:

  • Расширить представление о родном поселке и его особенностях, познакомить с достопримечательностями.
  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
  • Развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.

Материалы: Презентация Power Point о родном поселке, кукла Аннушка, флажки, дидактическая игра «Подбери предметы по назначению», карта-схема родного поселка, корректурные таблицы, фишки.

Предварительная работа : экскурсии по поселку, посещение школы, библиотеки, почты, дома культуры, аптеки, рассматривание фотоальбома «Моя Малая Родина», беседы, чтение стихотворений и разучивание песен о своем родном крае, накопление и систематизирование краеведческого материала и материала по народоведению, организация выставки творческих работ детей «Мой любимый поселок».

Ход занятия

Дети становятся в круг

Воспитатель : Станем рядышком, по кругу.

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

ДОБРОЕ УТРО!

Дети присаживаются не стулья

Воспитатель: Ребята, а теперь покажите какое у вас настроение? Улыбнитесь, друг другу и у всех будет, хорошее настроение. (Дети улыбаются) Вижу у вас все отлично. И с таким прекрасным настроением предлагаю вам, отправится в путешествие по родному поселку. Узнаем о его прошлом, расскажем о настоящем, помечтаем о будущем.

Любое путешествие начинается с выбора маршрута. Для определения нашего маршрута мы будем использовать карту-схему нашего поселка. Сопровождать нас будет как всегда - кукла Аннушка, которая ответит на любые возникшие у вас вопросы.

Воспитатель: чтение отрывка из стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что в поле

Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается

С весенней запевки скворца.

И с этой дороги проселочной

Которой не видно конца.

Воспитатель: Ребята, а что такое Родина?

Ответы детей (край где мы живем; место где родился человек; это дом где живут наши родители)

Воспитатель: Правильно. Родина – это наш дом, наша улица, наш поселок, родной край. Ребята, как вы думаете, почему родную землю называют по разному «Родина», «Отечество»?

(Ответы детей )

Воспитатель: Ребята, есть на свете много стран и земель, но как одна у человека мама – так, одна у него и Родина. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о поселке в котором мы родились и живем. Ведь для каждого из нас он самый любимый, самый красивый. Вы согласны со мной? (Да)

А как называется наш поселок? (Поселок Бирюково).

Название нашего поселка произошло от фамилии Василия Матвеевича Бирюково. Он был первым председателем сельского совета.

Между холмами, на целый десяток километров расположен наш поселок городского типа Бирюково. Еще издали виднеется прекрасный пейзаж. Дома утонули в зелени. Вербы, опустили свои ветви, и тихо купают их в прохладных водах реки Кундрючья, которая разделила поселок на две половины. Ребята, а может кто-то из вас знает старое название поселка? (Слобода Криничная). Верно. Давным-давно наш поселок назывался слободой Криничной, потому что на ее территории было много криниц с чистой родниковой водой.

В настоящее время осталась только одна, которая находится в конце улицы Щетова. Вода в этой кринице считается целебной, полезной для здоровья.

Ну, что ребята, отправляемся в путь. Начнем путешествие от ворот нашего детского сада. Давайте найдем его на карте-схеме. Как называется наш детский сад? (Детский сад «Звездочка»). На какой улице он расположен? (На улице Ленина).

Улица Ленина – это главная улица. Она самая длинная и проходит через весь поселок. Но есть еще много других улиц, каждая из которых имеет свое название. Напомните кукле Аннушке название этих улиц, вспомнив каждый ту, на которой он живет. (Дети передают куклу и называют улицы)

А что еще, кроме нашего детского сада, находится на улице Ленина?

Ответы детей (центральный Дом Культуры, детская библиотека, здание администрации поселка, аптека, участковая больница, магазины, дома жителей поселка).

Воспитатель: Кстати, ребята, наша участковая больница расположена в бывшем поместье графа Петра Васильевича Орлова.

Кирпичный, крытый железом, господский дом сохранился до наших времен. Когда-то его окружал большой сад, у речки был обустроен пруд. Дом Орлова - одно из самых старинных зданий в нашем поселке, и является достопримечательностью. Об этом свидетельствует вот этот значок в виде подковки на карте-схеме.

В нашем поселке есть еще одно старинное здание, которое также отмечено подковкой. Попробуйте сами его отыскать на карте-схеме. ( Храм Святого Митрофания). Верно, Храм святого Митрофания, так же является старинным сооружением, архитектурной достопримечательностью. В нем и сейчас, как много лет назад, ежедневно совершается богослужения.Говорят, сюда на Храмовый день приезжал известный писатель А.П. Чехов, с творчеством которого вы уже познакомитесь в школе.

Ребята, кукла Аннушка, приготовила для вас задания. Вот две иллюстрации с изображением больницы и храма, а также много мелких предметов. Вам необходимо разложить их по назначению. Те предметы, которые используют в больнице - к изображению больницы, а те, которые применяют в храме - к иллюстрации храма.

Д/и «Подбери предметы по назначению»

(Дети раскладывают предметы и обосновывают свой выбор)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно все разложили. Давайте еще раз посмотрим на нашу карту-схему. Кроме значков-подковок, здесь еще есть красные огоньки. Это значки памяти, их тоже два. Давайте попробуем вместе определить их местоположение.

Ответы детей (памятник В.М. Бирюкову – первому председателю сельского совета, памятник Родина-Мать).

Воспитатель : Мемориал Родина-Мать воздвигнут в честь воинов - защитников Великой Отечественной Войны. Вокруг памятника – стелы, на них высечены имена тех солдат-односельчан, которые защищали нашу землю от немецких захватчиков. Каждый год 9 Мая мы с вами приходим сюда, чтобы возложить цветы и почтить их память.

Воспитатель: На нашей карте-схеме есть еще один символ в виде чаши. Он указывает нам место расположения криницы (показывает детям). Когда-то была маленькая слобода, а теперь большой красивый поселок. Давайте расскажем о нем. Наш поселок, какой?

Ответы детей (Наш поселок большой, красивый, уютный, современный и пр.)

Воспитатель: А скажите ребята, за что мы любим свой поселок?

Ответы детей (за то, что мы здесь живем; за то, что здесь мы ходим в детский сад, а потом пойдем в школу; за то, что здесь живут наши родные, друзья, соседи).

Воспитатель : Не только мы любим и гордимся своим поселком. Наш односельчанин Виктор Кириллович Лебединский сложил песню «Родное Бирюково». Предлагаю вам, ее исполнить.

Песня «Родное Бирюково»

1.

Ели здесь не растут вековые,

В два обхвата дубы не шумят.

Нет здесь стройных берез, но люблю я до слез

Над Кудрючей рассвет и закат.

Припев:

Родное Бирюково,

Что есть на свете краше

Твоей неброской красоты.

До боли все знакомо

Здесь жили деды наши -

теперь живем и мы.

2.

Ветер здесь не играет волнами

Паруса на морях теребя.

Но ступи за порог

И степной ветерок

Вдруг овеет с любовь тебя.

Припев.

Воспитатель: Поселок Бирюково расположен в сельской местности, поэтому в основном его жители занимаются сельскохозяйственной деятельностью. Выращивают хлеб, овощи, фрукты. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, овец, свиней, а так же домашнюю птицу.

Еще наш край славится угольной промышленностью. Многие мужчины – горняки, в шахте добывают уголь. Ребята, а где работают ваши родители? (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы наш поселок был красивым и уютным, мало его, любить нужно о нем еще и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши односельчане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим поселком и родным краем.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо стать в круг. Взять в правую руку зеленый флажок, а в левую – красный. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите отвечать, используя флажки определенного цвета. Если «можно» поднимаете зеленый флажок, если «нельзя» - красный.

Варианты вопросов:

Рвать цветы на клумбе?

Любоваться цветущей клумбой?

Сажать деревья и цветы?

Бросать фантики от конфет?

Играть на проезжей части дороги?

Кричать, шуметь в общественном месте?

Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?

Играть на детской, игровой площадке?

Разорять птичьи гнезда?

Оборудовать кормушки для зимующих птиц?

Воспитатель: Местный поэт Василий Емельянович Матейшин написал много стихов о нашем поселке. Сегодня я прочту одно из них, которое называется «Мой край родной»

Я люблю свой край родной,

Люблю широкие поля, зеленые луга.

Я связан с ним судьбой одной

Как с рекой Кундрючьей берега.

Мне дорог каждый холмик на родной земле,

Люблю простор степной,

И запах весны в журавлином крыле,

И этот небосвод голубой.

Воспитатель: Дети, пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастите, начать можно со слов: «Когда я вырасту…» (Ответы детей)

Воспитатель : Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить и воплотить в жизнь.

Чтобызакрепить все, что вы сегодня услышали, Аннушка, предлагает вам объединиться в пары, подойти к столам, на которых лежат корректурные таблицы и выполнить задания.

(Работа за столами)

Задания к корректурным таблицам.

(Прослушать вопрос, найти ответ-картинку и накрыть фишкой)

  1. Найди картинку, накрой фишкой .

Здание с голубыми куполами

Где проходят концерты и праздники?

Где добывают уголь?

Кого мы поздравляем в День Победы?

2 . Послушай загадку, отыщи отгадку.

Стоит дом

Кто в него войдет

Тот знания приобретет. (Школа)

Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Если кто- то заболел,
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад,
Что же это... (детский сад)

3. Подумай и ответь

Старое название нашего поселка?

Главная улица нашего поселка?

Сколько школ в нашем поселке?

Как называется речка в нашем поселке?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по поселку. Сегодня мы узнали много нового и интересного о родном крае, Родине. Вместе с куклой Аннушкой прошлись по главной улице Ленина, вспомнили о прошлом, поговорили о настоящем, помечтали о будущем. Доказали, что действительно любим свой поселок. Думаю, что теперь вы вырастите достойными патриотами своей Родины.

CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
  2. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015.

3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

4. Интернет ресурсы


Загрузка...
Top