Проблемные вопросы в воспитании детей дошкольного возраста. Современное воспитание детей: методы и проблемы. Стеснительные и замкнутые

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Основные наиболее типичные вопросы обращения родителей к психологам.

Наиболее многочисленную группу посетителей консультации составляют дети, у которых, как показывает обледование, отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности, связанные с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Мы сталкивались, например, с жалобами родителей на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), плохую память, невнимательность, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т. е. детское фантазирование), слабоволие (а точнее, непроизвольность поведения) и др.

Эти многообразные жалобы нередко (хотя, конечно, далеко не всегда) имеют в основе общую причину: незнание родителями возрастных норм развития. Широко распространенная установка на «всегда послушного» («удобного») ребенка или стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими приводят к завышению требований к детям.

Определенный положительный эффект в таких случаях дает разъяснение особенностей развития в соответствующем возрасте. В ряде случаев, для того чтобы снять у родителей необоснованное беспокойство и тенденцию к предъявлению сверхтребований, оказывается достаточно объективной оценки психологом развития ребенка - обязательно с указанием на сильные и слабые его стороны.

Как уже отмечалось, ряд типичных жалоб родителей возникает, по сути дела, в связи с вполне нормальными («законными») возрастными особенностями психического и личностного развития детей. Например, в отношении детей младшего и среднего дошкольного возраста очень часто звучит недовольство их непоседливостью, невнимательностью, импульсивностью, «отсутствием воли», нежеланием подождать, приложить усилия, проявить терпение, целеустремленность и т. д. В основе всех этих жалоб нередко лежат необоснованно завышенные с точки зрения возрастных возможностей требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже психическими процессами («запомнить», «быть внимательным» и т. д.), неразличение «знаемых» и «реально действующих» мотивов поведения и др. В то же время за такими жалобами могут стоять и вполне обоснованные тревоги: как известно, при задержке умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизме) заметно страдает регуляторная сторона поведения » деятельности ребенка.

В числе специфических для дошкольного возраста проблем мы неоднократно сталкивались, например, с необоснованной тревогой родителей по поводу вполне нормальной для данного возраста увлеченности ребенка игрой и фантазированием. На возникновении подобных опасений, очевидно, сказывается тот факт, что случаи овладения дошкольниками высокими формами развития игровой деятельности в настоящее время становятся действительно нетипичными. Происходят заметное обеднение содержания детских игр и уменьшение их места в жизни дошкольников (несмотря на наличие выраженной игровой мотивации) в связи с недостатком их контактов со старшими детьми - носителями игровой субкультуры, а также слабым вниманием как родителей, так и воспитателей в дошкольных учреждениях к этой важнейшей стороне детской жизни.

Еще одну «острую точку» во взаимоотношениях родителей с детьми младшего дошкольного возраста составляют проявления ими самостоятельности и инициативы, желания «делать все по-своему». Разумеется, в силу общей неумелости детей этого возраста такие проявления чаще всего принимают неадекватный характер и пресекаются взрослыми. В результате эти, по существу, нормальные возрастные особенности (точнее, достижения) ребенка, трансформируясь, принимают форму капризов, непослушания, негативизма и других нежелательных форм поведения. В то же время позитивный опыт проявления самостоятельности и инициативы в раннем и дошкольном возрасте имеет фундаментальное значение для всего дальнейшего развития ребенка, и своевременная консультация родителей и коррекция их воспитательных установок, навыков взаимодействия могут служить средством профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребенка в последующих возрастах.

Практика показывает, что среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др. Современная популярная литература наталкивает родителей на мысль о необходимости уже в дошкольном возрасте определить, «к чему способен» их ребенок (имея в виду конкретную специальность или сферу знаний). Своевременное избавление родственников ребенка от подобных воспитательных заблуждений является немаловажным фактором профилактики серьезных осложнений в развитии его личности.

В дошкольном возрасте активно формируются память, воображение, самосознание ребенка, в том числе такие их аспекты, которые связаны с представлениями ребенка о своем прошлом. Этот процесс, протекая в обычных условиях, как правило, малозаметно или по крайней мере не вызывая особых затруднений, в случаях нетипичных условий развития, например у приемных детей, может стать предметом специального внимания родителей и потребовать совета психолога.

Особый круг проблем возникает в связи с таким важным, но чрезвычайно мало разработанным в возрастной психологии вопросом, как вопрос о ранних этапах формирования характера и, в частности, его акцентуаций. Нам представляется, что в целом ряде случаев в дошкольном возрасте необходимо учитывать раннее обнаружение некоторых черт акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и некоторым другим типам. Профилактические возможности психологического консультирования связаны с тем обстоятельством, что определенные сочетания типа акцентуации ребенка с неправильным воспитанием способствуют психопатическому развитию. Так, например, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи») легко приводит к психопатическому развитию {см.: 52]. Детям, имеющим акцентуацию характера (явную или скрытую), особенно остро требуется индивидуальный подход в воспитании. Опасно, когда родители не знают и не учитывают имеющихся у таких детей зон «наименьшего сопротивления». Соответствующие разъяснения психолога могут способствовать формированию сознательной ориентации родителей на устойчивые особенности характера акцентуированных детей, которая обязательна для предотвращения психологических срывов ребенка и родителей, для их успешного взаимоприспособления.

Самостоятельную группу проблем составляют случаи ускоренного психического развития детей - общего и парциального. Обращения в консультацию по данной причине, как правило, немногочисленны, тем не менее каждое из них ставит перед психологом особую задачу - найти для ребенка такие виды занятий, которые обеспечили бы оптимальную реализацию возможностей его развития. В таких случаях необходимо разъяснять родителям причины и возможные следствия ускоренного развития ребенка, ориентировать их в возможных вариантах «психологической судьбы» обнаруженных у него способностей.

В то же время дети с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем, как правило, особенно трудны и в плане воспитания. Значительной степени выраженности у них часто достигают такие неблагоприятные черты характера и особенности поведения, как повышенная двигательная активность, неорганизованность, беспокойность, агрессивность или, напротив, заторможенность, робость, эмоциональная ранимость и др. В отношении таких детей целесообразно практикозать повторные или систематические посещения консультации родителями, поскольку воспитание в этих случаях должно особенно гибко учитывать особенности детей. Необходима профилактика тенденций к гипо- и гиперопеке. Иначе даже относительно небольшие просчеты в воспитании оборачиваются возникновением новых, дополнительных проблем, превращают ребенка в «трудного во всех отношениях».

Комарова Т.С.

Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. Шолохова Заслуженный деятель наук РФ Академик международной академии наук педагогического образования Москва, Россия

Проблемы воспитания и развития детей от рождения до школы на

современном этапе.

Сегодня всем известно, что дошкольное детство - важнейший период в жизни каждого человека. Именно в этот период формируются основные психические процессы, свойства и качества личности, черты характера. Становление и развитие личности в системе общественного дошкольного воспитания и образования во многом определяется педагогом. Это положение высказывали и развивали многие отечественные педагоги и психологи.(Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Караковский В.А., Рубинштейн М.М. и др.).

М.М. Рубинштейн подчеркивал, что ни одно государство, если оно жизнеспособно, не может отказаться от своих претензий определять образование и воспитание своих детей. Государство и общество не могут рассматривать детей как частное дело семьи и родителей. И именно такое отношение мы видим сегодня со стороны руководителей нашего государства и широкой общественности к вопросам обеспечения дошкольными учреждениями детей младшего возраста, поиску путей расширения сети детских садов и организации их работы. Отрадно, что и у правительства, и у общественности вызывает беспокойство и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.

Остановимся на наиболее важных проблемах, решение которых очень важно и для страны в целом, и для родителей и специалистов-ученых и практиков воспитания детей младшего возраста. Назовем эти проблемы.

1. Решая острую проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях не следует избирать путь ухудшения условий пребывания детей в группах за счет увеличения детей(особенно малышей). Трудности и риск здесь очевидны:

недостаток мебели, площади для игр самостоятельной деятельности детей; невозможность качественного проветривания, лишение детей чистого воздуха, недостаточность кислорода; быстрое распространение инфекций; нервные перегрузки и у детей, и у педагогов, повышается раздражительность; педагог не может в полной мере «дойти» до каждого ребенка, отчего дети чувствуют себя незащищенными, ненужными, возникают капризы, агрессивность, в то время как для детей необходимо жизнерадостное состояние, о чем писали и пишут известные педагоги и психологи и отечественные и зарубежные.

К сожалению, у нас нет исследований, которые могли бы дать ответ: каково оптимальное число детей в группе (в соответствии с возрастом ребятишек).

Какова мера и цена этого явления увеличения детей в группах? Мы не можем предсказать это с достоверностью. Ведь у нас не проводилось исследований, либо они неизвестны учёным и практикам: какое оптимальное число детей могут одновременно в течение нескольких часов находиться вместе. Какое количество ребятишек может охватить своим вниманием педагог?

Как это может сказаться на выполнении воспитателем основных функций: взаимодействия с детьми, охраны их жизни и здоровья и материнской функции (особенно это важно в группах малышей). Ведь если воспитатель за свою смену не поговорит с ребенком, не поможет ему, не скажет ему доброе слово, малыш, да и более старший ребенок, чувствует себя отверженным, не нужным, у него формируется низкая самооценка, а это уже серьезная проблема, в этом случае нельзя сформировать чувство собственного достоинства. А у педагога формируется профессиональная деформация. Как отмечает Прокопцева Н.В., исследовавшая эту проблему, у педагогов наступает усталость, нарушается самочувствие, появляется раздражительность, конфликтность. А это, как известно, отрицательно сказывается на повышении педагогического мастерства, проявлений доброты и внимания к детям.

2. Одна из главных проблем, как отмечается во Всемирном докладе по Мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», Париж 2007 год.) -подготовка педагогов для дошкольных учреждений и повышение их квалификации. Однако и здесь есть трудности: учителя повышают квалификацию с отрывом от

работы, а воспитатели, как правило, без отрыва (на усмотрение муниципальных органов), а это «усложнение» не всегда отвечает интересам педагогов дошкольных учреждений.

Особого внимания требует подготовка педагога в колледжах и вузах. Известно: чем младше ребенок, тем более образованным должен быть педагог. Вместе с тем профессиональное сообщество беспокоит тот факт, что учебные планы, по которым готовятся педагоги дошкольных учреждений, даже по основным курсам постоянно сокращаются Минобразования и науки: уменьшается количество часов на лекции, семинарско-практические занятия, практика в дошкольных учреждениях. Зато увеличивается самостоятельная работа, на руководство которой часы не выделяются. Это не может не привести к снижению уровня подготовки.

К.Д. Ушинский подчёркивал, что педагог для ребёнка всё, и писал: "Как общество относится к учителю, так он относится к ученику".

Жизнерадостное состояние очень важно для детей. Е.И. Тихеева писала: "Радость - это та атмосфера, в которой пышно расцветают физические и нравственные силы ребенка; это тот рычаг, который удесятеряет энергию, бодрость духа, стремление к достижению, питает любовь и благорасположение". (с. 32) (Морозова М. Я., Тихеева Е. И. "Современный детский сад. Его значение и оборудование". СПб. 1914. - 110 с.)

Р. Штайнер подчеркивал, что радость и удовольствие - силы, способные формировать личность ребенка и черпаются из окружающего.

В.А. Сухомлинский - "Эмоциональная насыщенность процесса обучения" -"Сердце отдаю детям", 205, с 34, Киев, 1973.

Мы считаем необходимым формировать у детей жизнерадостность, положительное эмоциональное настроение. И при этом формировать у детей такие качества личности, которые необходимы для жизни: приобретение необходимых знаний о мире, об окружающих их предметах и объектах, овладение разнообразными видами деятельности, творчеством.

3. Третья проблема воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ), по мнению наших и зарубежных учёных подготовка детей к школе. Как показывает практика сегодняшнего дня, понимается этот вопрос по-разному, двумя

преемственными системами непрерывного образования. По мнению экспертов ЮНЕСКО (см. Всемирный доклад по мониторингу Программы ЮНЕСКО "Образование для всех", Париж 2007 г.), школа должна адаптироваться к ребенку, учитель должен адаптироваться к ребенку. Невзирая на существующие исследования психологов и педагогов, показавшие, что прежде всего, необходима психологическая, личностная подготовка детей дошкольного возраста к школе, включающая мотивационную подготовку, интеллектуальную, коммуникационную и др. Известный в нашей стране и за рубежом учёный - детский психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что основу подготовленности детей дошкольного возраста к школе составляет их всестороннее воспитание и развитие.

А школа выдвигает свои требования к детям, поступающим в начальную школу: уметь читать, писать, знать арифметику, более широко, чем это требуется по программе детского сада. Эти требования неправомерны, так как воспитатели дошкольного учреждения не подготовлены к обучению детей чтению и письму. Это не их функционал. Это не входит в программу колледжей и вузов, готовящих педагогов для дошкольных учреждений.

В дошкольном детстве у детей необходимо формировать умение учиться, и у старших дошкольников формировать предпосылки учебной деятельности - (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Исследования, проведенные психологами в начале 90-х годов под руководством В.И. Слободчикова, показали, что большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют образные представления, которые складываются в процессе занятий изобразительной деятельностью и конструированием. Именно в процессе этих занятий, если они проводятся в соответствии со спецификой детской деятельности, у детей формируется умение учиться.

Мы можем говорить об интеллектуально-эстетической подготовке детей к школе, включающей детскую художественную литературу, музыку, художественно-творческую изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, проектную деятельность, игру-драматизацию (по мотивам произведений художественной литературы, народных сказок). Эти виды детской деятельности

способствуют интеллектуально-эстетическому развитию детей, включающему образное восприятие, образные представления и воображение.

И в этой связи большое значение имеет формирование именно в раннем детстве и на протяжении всего дошкольного периода, разнообразных способностей и интеллектуальных и художественных и одаренности детей. А для этого необходимо обучение самых маленьких. В этот период дети начинают овладевать орудийными действиями (учатся есть ложкой, правильно держать карандаш), удерживать в руках предметы разной формы.

4. Важнейшей проблемой на современном этапе следует назвать просвещение родителей. В Советское время была разработана система просвещения родителей. Использовались различные формы как в образовательных учреждениях так и обществах знаний, создавались серии книг для родителей. Сегодня эта система разрушена, и взамен ничего не предложено. А родители нуждаются в квалифицированной помощи, информации. Большую работу по обсуждению актуальных вопросов воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста: от рождения до школы, приглашая специалистов: педагогов, психологов, родителей. Понимая большую потребность родителей в знаниях и умениях по воспитанию и развитию детей, Общественная палата Российской Федерации в 20112012 гг. совместно с Московским государственным гуманитарным университетом имени А.М. Шолохова организовала куры "Просвещённые родители" на 144 часа. Осуществляется эта работа по линии НОЦ (Научно-образовательный центр), созданного при кафедре эстетического воспитания педагогического факультета.

Многие родители стараются заниматься с детьми, записывают их в разные студии, кружки, секции, посещают вместе с детьми выставки театры и др. Однако это касается далеко не всех родителей; в этой работе нет системы. Детей в одних семьях перегружают, в других - не имеют возможности воспользоваться учреждениями дошкольного образования и заниматься с ними, даже читать книги многие родители не могут. Естественно, дети из этих семей пойдут в школу недостаточно, а то и вовсе неподготовленными.

В последние годы внимание ученых, педагогов и особенно психологов приковано к диагностике уровня развития детей дошкольного возраста. Конечно,

очень важно определить уровень развития детей по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, эта работа нуждается в упорядочении со стороны Министерства образования и науки с переадресовкой региональным руководителям.

Ведь сегодня чуть ли не каждый психолог в дошкольном учреждении и в школе разрабатывает (а иногда берет из старых, разработанных другими авторами, например, Керна-Ирасека или «придумывают» свои тесты, вопросы).

В результате, мы имеем огромное количество диагностических методик, которые далеко не всегда соответствуют своему назначению, а значит, не дают истинных знаний об уровне развития детей. А выводы позиционируют с указаниями на обучение, противоречащие основным, наиболее популярным программам «Воспитание и обучение в детском саду», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и другие.

Чтобы не быть голословной, приведу пример. Около года назад на одной из встреч с педагогами дошкольных учреждений на курсах, воспитатели задали мне вопрос о методике рисования человека. Я решила уточнить, что их интересует: система занятия или какая-то отдельная тема. Слушатели мне ответили: «Рисование руки человека». Нас упрекают, что мы не учим детей рисовать руку человека. И заставляют учить детей рисовать руку с пятью пальцами. Я пошутила: «А вас не заставляют учить детей рисовать обнаженную натуру». Ведь все эти задачи подготовки художников в художественных училищах и ВУЗах. Поняв шутку, педагоги засмеялись. Я объяснила, что дети дошкольного возраста могут рисовать так, как умеют, и как получается, а обучение точной передаче кисти руки не наша задача. Потом стала думать, откуда этот тест. Видимо, из старых диагностических методик, по которым определялся уровень умственного развития детей по тому, сколько пальцев в кисти руки нарисованного человека передал ребенок.

Все это наводит на грустные размышления. Методики эти сейчас уже не применятся (по оценке одного из ведущих психологов), а психологи школ, да и детских садов, видимо, сделали для себя «открытие» и переадресовывали методику для руководства к действию в управляющие органы муниципалитета, которые тут

же скомандовали: «Учить детей рисовать кисть руки с пятью пальцами». Невзирая на то, что специалисты не считают это необходимым.

Работая над пособиями к программе «От рождения до школы», наш авторский коллектив пришел к выводу, что необходимо создать педагогическую диагностику, не обремененную большим количеством методик, требующих больших временных затрат на проведение и обработку результатов. К тому же для подобных тестов (их разработки и проведения) нужны квалифицированные психологи.

Кроме того, важную информацию о развитии детей педагоги получают ежедневно в процессе наблюдения за детьми. Эти наблюдения могут быть целенаправленными, спланированными и спонтанными. Такие наблюдения осуществляются в естественной для детей привычной обстановке, поэтому воспитатели получают возможность при необходимости корректировать реакции и поступки, поведение того или иного ребенка.

В дополнение к педагогической диагностике могут быть использованы так называемые контрольные занятия. Для детей это выглядит как обычная дидактическая игра, игра-драматизация, декоративное или сюжетное рисование и т.п. В этом случае дети чувствуют себя свободно, их не сковывает искусственность обстановки, неизбежно возникающая часто при проведении психологической диагностики.

В 1989 году была подписана практически всеми государствами мира Международная конвенция о правах ребенка. В 2009 году мир отмечал 20-летие Конвенции о правах ребёнка. В специальном выпуске, посвящённом этому событию "Положение детей в мире" (UNICEF) в разделе "Программа действий" (С. 6-7) подчеркивается: "Сделать наилучшее обеспечение интересов ребёнка основным критерием проверки эффектинвости управления. Каждый аспект управления, затрагивает права ребёнка. Касаются ли принятые решения налогообложения или торговли, дипломатии или задолженности - никакая тематика или программа, никакой закон, бюджет или план не могут быть нейтральными по отношению к ребёнку".

В связи с этим первостепенной задачей для государств участников является оценка широкого ряда законодательных или административных мер с точки зрения их последствий для детей.

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 27 усл.печ.л.

2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / под науч.ред. д.пед.н. Комаровой Т.С. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006. 8,04 усл.печ.л.

3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 7,7 усл.печ.л.

4. Прокопцева Н.В. Система работы по профилактике профессиональной деформации педагогов // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей: Вып. 35 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МПГУ - МОСПИ, 2010. С. 34-38. (0, 25 п.л.).

Проблемы детей дошкольного возраста - частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.

В данной статье пойдет речь о задачах, с которыми сталкиваются родители в процессе взращивания маленького человека, и вариантах решения.

Основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте

Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:

  • Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
  • Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
  • Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
  • Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
  • Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.

Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.

С какими состояниями родители и психологи работают чаще:

  • Тревожность . Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления - неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
  • Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
  • Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией - проявление заботы, внимания, мягкости.
  • Неадекватная самооценка . Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние -самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.

Проблема общения детей дошкольного возраста

Общение - потребность каждого нормального человека. Это необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование. Но существует ряд факторов, под воздействием которых ребенок выпадает из жизни социальной группы, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.

Проблема общения детей дошкольного возраста развивается под воздействием следующих причин:

  • Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат - проявление равнодушия к нему.
  • Обидчивость проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам и они игнорируют виновника «торжества справедливости».
  • Пассивность проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
  • Сильная застенчивость - еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.

Путь решения - диагностика и коррекция детского поведения. В силу того, что родители не проходили обучение на тему «Детская психология» отсутствия соответствующего образования, практического опыта и навыков, родителям тяжело справиться с задачей самостоятельно. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью.

Коллектив французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ» состоит из специалистов международного класса. Кроме фундаментальных знаний специалисты владеют современными методиками работы с детьми от 3 до 12 лет.

Актуальность проблем, возникающих при воспитании детей дошкольного возраста подтверждается практикой психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Бездействие - причина возникновения ряда других психологических расстройств в старшем возрасте.

Не теряйте драгоценное время, помогите своему малышу, заказав консультацию, уже сегодня!

Алена Муравьева
Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 1

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть1

Муравьева Алена

Александровна

Актуальность исследования состоит в том, что сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – ФГТ .

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования . Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе .

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника , повышение компетентности родителей в области воспитания . За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей . Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Особенности семейного воспитания изучали А . И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Объектом исследования являются воспитательный процесс детей дошкольного возраста .

Предметом исследования является семейное воспитание детей дошкольного возраста .

Цель исследования : определить проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста .

Для подтверждения цели были выдвинуты следующие задачи :

1. Проанализировать научные подходы к изучению .

2. Дать общую характеристику стилей воспитания .

3. Раскрыть формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями .

4. Разработать модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию .

В процессе исследования нами были использованы следующие методы : теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов, моделирование.

Практическая значимость заключается в том, что представленная модель организации работы воспитателя с родителями может быть использована педагогами ДОУ в практике работы с семьями детей дошкольного возраста для работы с родителями.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания .

Во второй главе описаны практические основы организации работы воспитателя ДОУ с родителями .

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 23 источника.

Глоссарий содержит 10 терминов.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания

1.1. Научные подходы к изучению проблемы семейного воспитания

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

Известный социолог А. Г. Харчев считает, что «семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и моральном воспроизводстве населения… »

В истории отечественной науки обоснование цели, задач, содержания и методов семейного воспитания было дано П . Ф. Лесгафтом. Он разработал естественнонаучные и гигиенические основы семейного воспитания , дал обстоятельные характеристики типам поведения детей в семье . Лесгафт сформулировал и убедительно доказал гуманные принципы семейной педагогики : признание личности ребенка и её неприкосновенности, отсутствие произвола в действиях воспитателя , последовательность слова и дела, развитие детской инициативы, самостоятельности и творчества. Поэтому и целью семейного воспитания он считал «содействие развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью» .

Особое внимание ученый обращал на формирование социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного воспитания и общественного . Отводя школе решающую роль в воспитании детей , П. Ф. Лесгафт показывает возможности и пути преодоления ею негативных влияний семьи, освещает проблему единства требований дисциплины и мер педагогического воздействия.

Крупнейший новатор в теории и практике социалистического воспитания А . С. Макаренко в книге «Лекции по воспитанию детей » , «Книге для родителей» и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания , разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье : раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей .

Большое внимание проблеме воспитания в семье уделяют также современные педагоги, психологи, физиологи : А. Г. Хрипкова, Ю. П. Азаров, С. В. Ковалев, С. Н. Урбанская и др.

Идеалом, к которому должны стремиться семья, школа и современное общество, является разносторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий трудиться в различных жизненных сферах. В связи с этим современные педагоги выделяют в семейном воспитании определенные задачи .

Одна из первоочередных задач семьи в воспитании детей – обеспечение физического развития ребенка, привитие санитарно-гигиенических навыков. Сюда входит забота родителей о нормальном питании ребенка, обеспечивающем его рост, развитие и правильное формирование его организма; уход за телом, закаливание организма; обеспечение достаточной нагрузки в физических упражнениях, бытовом труде и в труде по самообслуживанию. Решение этой задачи начинается со дня рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока он сможет самостоятельно совершенствовать свои физические способности.

Накопление нравственного опыта ребенка происходит также с первых дней его жизни. Задачи нравственного воспитания предусматривают формирование в каждом ребенке гражданина, в детях должна быть воспитана любовь к своим родителям, своей Родине, стремление делать добрые дела для семьи и для других людей.

Уже с дошкольного возраста родители приучают ребенка к труду (прежде всего – самообслуживание и помощь семье, постепенно вырабатывают у него трудовые умения и навыки. Своевременное трудовое воспитание ребенка – залог его успешного гражданского становления, так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание, что каждый человек должен трудиться, что труд – необходимость и долг. Только в процессе труда у ребенка может появиться правильное, а не пренебрежительное отношение к труду, уважение к людям труда, понимание, что ценность человека в обществе определяется его отношением к труду, непосредственным участием в создании материальных и духовных ценностей общества.

Ю. П. Азаров советует родителям : «Чтобы избежать просчетов воспитания , необходимо как можно раньше приобщать детей к труду , к самостоятельности, к самостоятельному мышлению. Все, что может сделать ребенок сам, все, что ему посильно, он должен делать» .

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эстетические понятия о красоте в природе, человеческом общении, труде, вырабатываются навыки эстетического поведения. Задачами эстетического воспитания является воспитание умения радоваться красоте, понимать красивое, обязательно беречь и создавать это красивое в природе, в конкретных поступках, делах и мыслях.

С ростом ребенка постепенно усложняются и задачи умственного воспитания . С поступлением ребенка в школу семья поддерживает у него интерес к знаниям, стимулирует успешность его обучения, следит за тем, чтобы у ребенка отношение к учению формировалось через такие мотивы, как понимание ответственности за свой новый труд, постепенно переходящее в чувство долга перед семьей, классом, за добросовестное учение. Задачи родителей состоят также в том, чтобы создать в семье определенную эмоционально-интеллектуальную атмосферу жизни : взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи является первым другом, есть своя домашняя библиотека, в семье есть совместные общие дела и увлечения.

С самого раннего детства семья активно, сознательно и творчески осуществляет разностороннее развитие личности, которое характеризуется единством умственного, трудового и физического, нравственного и эстетического воспитания , высоким уровнем общего развития, психологической и практической подготовленности к труду, разносторонними духовными потребностями и творческими способностями.

Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций . Семья может способствовать или тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей , родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребенка в семье .

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие :

1. Принцип целенаправленности, который предполагает наличие объективных целей воспитания в любом социальном институте воспитания (семья, детский сад, школа и т. д.) .

2. Принцип научности, который предполагает использование родителями в воспитании детей научной психолого-педагогической литературы и проявление интереса родителей к специальным знаниям по проблемам воспитания , развития детей .

3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка, который заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на дынный момент его развития. А это не значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает , что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

4. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности.

5. Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания , при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

6. Принцип согласованности в воспитании . Процесс воспитания осуществляется разными лицами : членами семьи, профессиональными педагогами. Важно, чтобы их действия в процессе воспитания маленького ребенка были согласованны – согласованны цели, методы, средства и содержания воспитания .

1.2. Общая характеристика стилей воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений : авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства» . Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных , трусливых, ленивых, забитых, «слякотных» , озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания » , либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они тешились» . Контакты с детьми v таких родителей – явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей , а получают обратное : начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость .

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви» . Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста , человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями» , осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей , уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими , какими являются сами.

Э. Роу выделял следующие характеристики взаимодействия родителей с детьми (рис. 1) :

Рис. 1. Характеристики взаимодействия родителей с детьми по Э. Роу.

Г. Б. Степанова выделяет также следующие стили воспитания :

Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны .

Разрешительно-попустительский стиль – родители не сдерживают детей , ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.

Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны. На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребёнок может прийти к разным внутренним позициям.

Г. Т. Хоментаускас выделил четыре обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе :

«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.

«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» – ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.

«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :

Типы темпераментов родителей, их совместимость;

Традиции семей , в которых воспитывались сами родители ;

Научно-педагогическая литература, которую читают родители;

Уровень образования родителей.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Воспитание - это процесс, всегда ориентированный на определенную возрастную группу. Задачи, средства и методы воспитания должны соответствовать возможностям и особенностям развития ребенка в данном возрасте, только в этом случае воспитание может быть эффективным.

Воспитание детей и возрастные особенности развития

Воспитание детей в различных учебно-воспитательных учреждениях ведется дифференцировано, с отдельными возрастными группами. В развитии ребенка принято выделять три основных периода: дошкольный, школьный и период социальной зрелости - взрослость. Каждый из этих периодов содержит в себе более короткие промежуточные этапы, для каждого из которых характерны свои законы воспитания и развития детей. Так, дошкольный возраст включает в себя период младенчества - с рождения до года, раннего детства - с 1 до 3 лет и собственно дошкольный возраст с 3 до 7 лет. Школьный возраст, в свою очередь, в соответствии с этапами умственного развития подразделяется на младший (7–9 лет), младший и средний подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (13–15 лет) и юношество (16–17 лет).

Конечно, такие возрастные границы этапов развития и соответствующих особенностей воспитания весьма условны и на практике могут существенно сдвигаться в любую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка. С другой стороны, со временем эти границы могут сдвигаться под влиянием новых явлений в обществе, что находит отражение в возникновении новых тенденций воспитания детей. Например, в последние годы частым явлением стало более раннее физическое и умственное развитие ребенка, причины которого могут частично крыться в ускоренных темпах современной жизни и ее переменчивых законах. Тем не менее, определение этих границ имеет решающее значение при выборе методов и форм детского воспитания и обучения , правильного распределения учебной нагрузки и режима занятий.

Развитие ребенка в дошкольный период

Дошкольный возраст - важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особенности характера и определяется тип темперамента ребенка. Всего их существует четыре: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Развитие ребенка во многом определяется тем, к какому типу тяготеет его темперамент. В чистом виде эти типы нервной системы встречаются очень редко, но, как правило, любого ребенка можно отнести к какому-то промежуточному типу с приближением к одному из основных.

Особенно ярко проявления типа темперамента выступают в самом младшем возрасте и во многом определяют дальнейшее воспитание ребенка. Тип нервной системы обязательно должен учитываться в процессе воспитания детей. Более того, именно в этом возрасте целенаправленным воспитанием и созданием определенных условий жизни можно в определенных пределах воздействовать на проявления характерных особенностей темперамента, сгладить некоторые нежелательные его проявления и направить эмоциональное развитие ребенка в благоприятное русло.

Воспитание и развитие детей дошкольного возраста определяется в первую очередь их физическими и умственными возможностями и свойственным этому возрасту типом мышления. На этом этапе развития ребенка его мышление тесно связано с практической деятельностью и опирается на наглядные примеры. Соответственно, и методы воспитания ребенка должны быть основаны на исследовании конкретных предметов, их свойств, действий, которые можно сними производить. Главным инструментом воспитания и развития в этом возрасте является игра. Именно в процессе игры развитие ребенка происходит естественным образом, без принуждения. Ребенок постепенно узнает новое об окружающих его предметах и явлениях, учится общаться и вести себя с другими детьми.

В раннем возрасте активно развиваются потребности ребенка, и на их основе формируются разнообразные интересы. Основной движущей силой непрекращающегося развития ребенка в этот период является познавательный интерес, сначала к самому процессу совершения действий, позже - к их результату. Главная задача воспитания детей младшего возраста сводится к постоянному поддержанию этого интереса, развитию любознательности, помощи в освоении новых видов деятельности и своевременное расширение кругозора ребенка.

В процессе воспитания ребенка важно привить ему способность действовать и общаться с другими людьми с пониманием того, что делать можно, а что нельзя. Как нельзя лучше этому способствует воспитание детей в коллективе, будь то группа детского сада или занятия в развивающем центре. Особенности воспитания детей в этом возрасте связаны с тем, что в период дошкольного развития ребенка формируются индивидуальные интересы, склонность к определенным видам деятельности. Поэтому цель детского воспитания в этот период - дать ребенку начальные представления о самых различных направлениях деятельности, от физических упражнений до развития художественных и музыкальных способностей, знакомства с природой, в игровой форме ознакомления с основными дисциплинами, более глубокое изучение которых начнется уже в школе. Правильно поставленное дошкольное воспитание играет решающую роль во всей последующей жизни человека, его физическом, интеллектуальном и духовном развитии и самоопределении.

Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста

Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, - младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.

Под влиянием образовательно-воспитательного процесса в начальной школе развитие ребенка выходит на новый уровень. В первую очередь, интенсивно и в самых разных направлениях развивается познавательный интерес. Однако темпы развития ребенка в большей степени определяются особенностями воспитания детей , принятыми конкретным учителем. Ребенок приходит в школу с огромным стремлением познавать все новое, и воспитание, методы обучения и оценки успехов учащихся во многом определяют, разовьется этот интерес в дальнейшем или затормозится под влиянием недовольства учителя и плохих оценок. В это время у детей окончательно формируются склонности и задатки к отдельным видам искусства и областям знания. Поэтому воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не только на получение знаний опосредованно, от учителей или родителей, но и на формирование ряда умений, необходимых для самостоятельного обучения и работы с различными учебными материалами.

На начальном этапе школьного обучения воспитание ребенка зиждется на поддержании авторитета родителей и особенно учителя. Сила воздействия педагога на личность ребенка очень велика. Это период, когда воспитание и развитие тесно взаимосвязаны: уровень развития все еще является определяющим критерием в выборе методов обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит интенсивность развития ребенка.

Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты - как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

В основном, развитие ребенка завершается в старших классах. В это время сглаживается большая часть противоречий подросткового возраста. Снова усиливается роль учителя в воспитании ребенка - теперь уже как наставника, помогающего сформировать у учащихся основы мировоззрения, реализовать свои склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям.

Загрузка...
Top