Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся статья. Воспитание учащихся в процессе обучения. Воспитание, обучение и образование

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Итак, обучение и воспитание как факторы содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим. Тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы (например, по химии или математике) не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке (например, кто быстрее и более рациональным способом решит задачу) стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к .

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности . Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных (учебной, трудовой, эстетической и др.).

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, ). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
  2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, ). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
  3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.
  4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т. д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Слово "духовность" употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это " устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности" (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

"Безнравственный человек - значит бессовестный" (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель духовно-нравственного воспитания в школе - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания - ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Назначение программы:

  • обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы
  • мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы,
  • совещаниях при управлении образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
  • публикация в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  • Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
  • "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" от 29.12.2001 г. № 1756- р.

В Концепции говорится о том, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент Российской Федерации выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

"Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. "Система образования, - подчеркивает Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации". Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". В первом разделе Концепции "Национальный воспитательный идеал" поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

"Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть "встроенным" в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях". Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.

"В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси".

"Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа".

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

"Личностная культура, - указывается в Концепции - это сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие".

"Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями".

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.

"Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • жизнь;
  • родная земля;
  • красота;
  • гармония".

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди.

Свт. Иоан Златоуст.

Безответственный человек - сущее наказание для семьи, для школы, для соработников (если труд коллективный), он также не состоятелен и в любви к Богу и людям. Более того - является хорошим проводником пагубных мыслей и поступков.

Откуда же он берется, эта самая безответственность? От нерадения! "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степени нечестия", - говорит епископ Владимирский Феофан. Родители, не воспитывающие детей своих как должно, рождают их для временной жизни, забывая или не понимая, что существует жизнь вечная, дверь в которую они закрывают. "Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания", - предупреждает нас святой Филарет, митрополит Московский.

Некоторые из родителей ошибочно полагают, что детей надо воспитывать в "свободном полете", дабы не посягать на их свободу. Очевидное заблуждение. Ребенок - это нежный цветок, требующий внимательного и своевременного ухода.

"Ничего нет хуже, - говорит свт. Иоанн Златоуст - когда детские поступки не исправляют и из-за этого в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его, и подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полной охотой".

Нравственное состояние детей почти на всю их жизнь зависит большей частью от нравственного влияния матери. "Дайте нам лучших матерей, - сказал некто, - и у нас будут лучшие люди" ("Духовный цветник")

Для родителей верующих ответственность за воспитание детей своих усугубляется сознанием того, что благочестие - это вкус, аромат и благообразная форма того плода, который они вырастили во славу Господа и на пользу людям.

Мудрость родителей проявляется не столь в умение своевременного наказания за проступки, но, скорее всего, в способности вовремя предупредить (оградить) от проступка.

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст из глубины веков обращается к нам, современным родителям: "Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За это-то сами мы первые пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными.

Ознакомление детей с историей, жизнью и верой Православной Церкви есть, несомненно "общественно-значимая культурно-просветительская программа". А значит, она входит в число тех, которым Закон предписывает оказывать государственную поддержку. И директор школы (департамента) именно как "государев человек" также обязан оказывать поддержку этой программе.

Что увидит перед собой гусёнок, появившись в инкубаторе, за тем и пойдет, будь то мячик, коробка или дядя. Даже родную мать не признает, лишь бы что-то куду-то двигалось.

Может, и дети наши как гусята? Какой образ первым поманит их, за те и пойдут - и все уговоры напрасны.

Власть первообраза - кто познал её силу и тайну?

Сейчас в души детей транслируют из-за океана легионы нечистых образов, увлекающих за собой в рабство греха:

Идет небывалая духовная битва. Залюбовавшись монстриком, ребёнок может сам возмечтать стать монстром.

Спрашивает мама малышку:

Хочешь, куплю книжку про Красную Шапочку?

Дитя, скандально:

Не хочу "Красную Шапочку"! Купи "Человек-паук"!

Уже зомби!

Образ, попав в душу, будет не только жить в ней, но и создавать по своему подобию из нашего сына или дочери либо доброе Божие дитя, либо жуткого паука.

Как быть с душой, где уже гнездятся толпы ярких, но злых персонажей?

Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: "Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй".

Но на лучше ли, чем вытеснять, сразу заселить детскую душу светлыми, добрыми первообразами?

Я убеждена, что та или другая прочитанная в детстве книга не безразлично влияет на духовный склад дитяти, что те или другие идеи, картины, образы, симпатии и антипатии, дух и направление, вызываемые в душе читающего, деятельно участвуют в образовании духовного, умственного и нравственно-религиозного содержания личности человека, мы должны путем книги для чтения, посредством соответствующих произведений человеческого слова закладывать в душу ребёнка те идеи и настроения, те вкусы и привычки, которые одобряются истинною христианской педагогикой, соответствуют его положению в жизни и которые разовьются и принесут плод по роду своему.

Преодоление множества кризисных явлений сегодняшнего периода российской истории невозможно без духовно-нравственного очищения и подъема общества, без опоры на классическую и народную, выдержавшую испытание временем русскую культуру и культуру народов России.

Россия живет тяжело. В раздорах, чиновничьем произволе, бедности. Но она живёт и в Вере, и в Надежде, и в жажде созидания. Давайте же созидать её вместе - под знаком русской классической литературы и великого Русского Слова.

Из резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора.

В своей работе с детьми по формированию нравственного отношения я использую разные приёмы и формы работы:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы, совместные праздники родителей с детьми
  • факультативный курс "Наш край" (региональная программа);

Основным критерием результативности освоения регионального образовательного курса "Наш край" выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края, малой родины, показателями которого можно считать:

  • Наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
  • Активная познавательная позиция младшего школьника;
  • Широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
  • Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)

Во втором классе очень большой раздел данной программе посвящён историческим темам: "Славяне. Русь. Владимирская земля. Герои Владимирской земли, их нравственный подвиг. Праздники христианской Руси". Учебник С.А Конопкиной,Т.В.Озеровой, Е.Л.Харчевниковой составлен очень хорошо, но для второклассников такой материал в тексте достаточно сложен. В работе с учениками начальной школы очень важно использовать много наглядности, для этого после или перед занятиями желательно выходить или выезжать на экскурсии по нашему городу, во Владимир, в Москву.

Дети лицо своих родителей. Они, как известно в начальных классах экранируют полностью свою семью. Поэтому задача учителя анкетированием, наблюдениями очень осторожно выявить уровень духовно-нравственного развития, прежде всего родителей. Много сил нужно приложить, чтобы объяснить родителям их главенствующую роль в воспитании ребёнка. Ведь поколение родителей росло в годы перестройки, обвала всех накопленных ценностей. В связи с этим сначала надо помощь раскрыть глаза родителям, а затем совместными усилиями и их детям. Для этого я использую различные формы родительских собраний это и просмотр видео лекций (выступление детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой о проблемах воспитания), тематические родительские собрания ("Как вырастить ребёнка нравственным", встречи с православным священником), подготовка совместных тематических праздников, экскурсий, поездок.

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности.

Педагогика: образование, воспитание, обучение.
Образование и Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом.
Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование- целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Образование – это формирование определенного образа (идеальная форма отражения объективной действительности) человека, его личности. Для того чтобы понять, что такое образование надо исследовать категориальное значение этого понятия. Надо выявить содержание, смысл, назначение понятия через соотнесение его с релевантными понятиями (например, социализация). Человек – общественное существо, но практика доказывает, что сразу он не становится общественным существом. Каждый проходит социализацию. Это процесс вхождения в общество, который может продолжаться всю жизнь, процесс освоения индивидом норм и ролей, принятых в данном обществе посредством собственной и чужой активности. Данный процесс протекает как стихийно, так и сознательно, целенаправленно. образование – это необходимая составляющая социализации, так как без этого института вообще нет эффективной социализации. Образование применительно к каждому отдельному человеку это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Можно сказать, что образование – это творение образа человека в индивиде, который необходим конкретному обществу, формирование его личности, неких общественно значимых и индивидуальных качеств. Понятно, что образование предполагает наличие некой цели, в соответствии с которой выстраивается весь соответствующий процесс. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке.
Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т.д. воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, их необходимо различать.
Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Но воспитание – не просто рекомендации. Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека. Но интересно, что не во всех культурах так интерпретируется воспитание. Буддисты, например, воспитанием не взращивают и не переделывают человека, а только выявляется природа человека. В любом случае для избежания ошибок нельзя представлять, что воспитуемый это пассивное существо, глина, из которой можно вылепить все, что угодно. Всякая воспитательная деятельность – это двусторонний процесс, в котором задействованы воспитатель (субъект) и воспитуемый (тоже субъект, а не объект, как можно было подумать).
Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, оно консервирует опыт, оно тиражирует, распределяет, кому сколько дать знаний, адаптирует человека к конкретной обстановке. И в каждом уважающим себя обществе значение и роль образование очень велики и прописаны в официальных государственных документах (ФЗ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства).
Деятельность по воспитанию и обучению отражается в науке педагогика. Можно сказать, что педагогика – это система знаний о закономерностях и способах образования, воспитания и обучения. Все науки делятся на две группы – науки теоретические и науки практические.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.

Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).

Воспитанием достигается подготовка людей кжизни в социуме, в системе социальных отношений. Вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей. Результатом воспитания является воспитанность индивида и общности.

Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Данный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников.

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки ктому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность.

Образовательный процесс осуществляется на основе процесса обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность.

Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитость способствует высоким достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

В полноценной педагогической деятельности перечисленные понятия педагогики взаимосвязаны и в своем единстве образуют «педагогический квадрат» (образование-воспитание-обучение-развитие).

Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Раэличны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также фомирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

В.И. Попугаев

духовно-нравственная культура, патриотизм, воля человека, добро, свобода, справедливость

Ключевые слова:

Образование является единым процессом воспитания, обучения и предусматривает также духовно-нравственное развитие человека .

Практика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями закреплена на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

При определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо учитывать уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования .

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске добра и зла мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы .

Примером может служить наследие В.А. Сухомлин-ского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности...» Сфера педагогической ответственности в процессе воспитания определяется усилием общества и государства, направленным на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за свою Родину.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся, однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимают дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России» и др., на которых мы формируем гражданско-па-триотические качества личности .

Воспитание патриотизма на занятиях в Егорьевском промышленно-экономическом техникуме имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать необходимым объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Основой гражданско-патриотического воспитания являются психологические особенности обучающихся, поэтому ознакомление их с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением обучающихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим народам и их традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа .

Поэтому, знакомя с историей Великой Отечественной войны, мы приводим те факты, которые касаются

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

наших земляков, родных и близких . Например, мой отец, Илья Арсентьевич Попугаев, воевал на Курской дуге в качестве стрелка-радиста бомбардировщика-разведчика «Бостон-20». Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка и стрелка-радиста. Самолет был оснащен 10 бомбами по 100 кг, пулеметами, пушкой и фотокамерой (рис. 8).

В одном из боевых вылетов отец мог погибнуть, но чудесным образом остался жив.

Шел 1943 год. Войска Белорусского фронта при поддержке бомбардировочной авиации освобождали города. На одном из участков фронта сложилась труд-

Рис. 8. Фотографии из домашнего фотоархива

ная обстановка. Противник задержал наступление советских войск. Необходимо было провести воздушную разведку, а погода стояла нелетная. Шел мокрый снег, облака низко нависали над землей. Ждать летной погоды было нельзя. Командование полка отдало приказ экипажу самолета провести воздушную разведку войск противника. Именно перед этим вылетом, как рассказывал отец, он почувствовал потребность взять с собой аптечку, которую не только он, но и другие члены экипажа никогда в боевой вылет не брали. Аптечки хранились в деревянном ящике в казарме. Отец взял аптечку и положил в карман комбинезона, но, почувствовав неловкость, так как другие члены экипажа аптечки не брали, положил ее обратно в ящик. Однако снова пришла беспокойная мысль: «Взять аптечку, взять аптечку, взять аптечку», - что он, воспитывавшийся в православной семье и верующий в Бога и Ангела-хранителя, и сделал. Это спасло ему жизнь.

Линия фронта была недалеко, и самолет ее благополучно миновал. Стали видны войска противника, который не ожидал появления советского самолета в такую погоду. Началась паника. Самолет пролетел над скоплением танков, бронемашин, мотопехоты, сбросил бомбы и произвел фотосъемку. Задача была выполнена. На обратном пути отец увидел в «хвосте» самолета четыре быстро приближавшихся объекта размером с воробушка (он отличался зорким зрением, был метким охотником) и доложил по рации летчику. Стало ясно, что их преследуют четыре немецких самолета. Как потом выяснилось - четыре мессершмита. Экипаж приготовился к бою. Расстояние между самолетами уменьшалось, началась стрельба. Немецкие летчики атаковали парами и рассчитывали посадить наш самолет на землю. Атаки следовали одна за другой. Самолет маневрировал и тоже отвечал огнем. Один мессершмит загорелся и разбился о землю. Когда бой перешел на нашу сторону фронта, немецкие летчики повернули обратно. Только после этого отец почувствовал невыносимую боль в левой руке. Во время стрельбы он не заметил, что держит пулемет одной правой рукой, левая рука была перебита очередью немецкого самолета и висела, как плеть, рукав комбинезона наполнился кровью. Отец, мгновенно вспомнив об аптечке, позвал на помощь второго стрелка. Тот подполз к отцу, вынул из кармана его комбинезона аптечку и жгутом остановил кровотечение. Экипаж нашего самолета доставил командованию разведданные, и гвардейские бомбардировщики вылетели бомбить противника. Вскоре пошла в атаку славная мотопехота. После, уже в госпитале, опытный пожилой хирург сказал отцу, что он мог бы погибнуть из-за большой потери крови. Руку удалось спасти благодаря этому хирургу. Он убедил консилиум, состоящий в основном из молодых коллег, не ампутировать ее.

Все члены экипажа самолета-разведчика были награждены орденами Отечественной войны. Да, это патриотизм!

В годы войны медицинская аптечка спасала раненых на поле боя, а в настоящее время вера, патриотизм и взаимовыручка помогают нашему поколению выбрать правильный жизненный путь.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь

к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература

1. Антонова Л.Н. По совести и вере: Доклад министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой на пленарном заседании, посвященном открытию V Московских областных рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения» // Образование Подмосковья. Открытый урок. 2008. № 1(3). С. 5-7.

2. Борев В. И снова один против четырех // Боевые действия «Наркомат» Госнаркоконтроля России. 2005. № 16.

3. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.

4. Бузмакова А.А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 55-63.

5. Попугаев В.И. Исследование общей эмоциональной направленности обучающихся // Сб. статей по материалам малых рождественских педагогических чтений «1150-летие Российской государственности - основа формирования нравственных ориентиров современной молодежи». ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 30. Коломна, 2012. С. 125-133.

6. Попугаев В.И. Экспериментально-теоретическое исследование общей эмоциональной направленности обучающихся. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 учебного года. http://educontest.net/

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», Волгоград, 16 марта 2009 г. / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: «Омега-Л», 2013.

9. Фильмотека телепередач «Слово пастыря»: Методич. пособие / Сост. В.И. Попугаев. Интернет-портал Международной фундации педагогических новаций. http://www.mfpn.ru

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № ____ от _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой ______________

Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся

в общеобразовательных школах

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся составлены методические рекомендации по организации образовательного процесса в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной организации. Составлены в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Нормативно-правовые основы

духовно-нравственного воспитания обучающихся

Организация и осуществление процесса духовно-нравственное воспитания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с нормами законодательства:

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).

Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.


Законодательство Российской Федерации:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Общие положения

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется с целью формирования нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Цель : становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Формирование нравственного смысла учения;

Формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры :

Формирование основ российской гражданской идентичности;


Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Укрепление доверия к другим людям;

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры :

Формирование отношения к семье как основе российского общества;

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.

Организация работы по воспитанию и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания . Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Особенности организации работы по

духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Воспитание и социализация, согласно Федеральным государственным стандартам общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, должны быть интегрированы во все виды деятельности обучающихся: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъективности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Принцип ориентации на идеал. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

При рассмотрении тем о добре, милосердии, справедливости и др. реализуется принцип ориентации на идеал. Учитель не только называет критерии хороших и плохих поступков, но и предлагает в качестве «эталона» жизнь и деятельность известных людей, вымышленных героев.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Организация и проведение всех видов воспитательной и образовательной деятельности духовно-нравственной направленности имеют своим основанием ценности (любовь к России, нравственный выбор, смысл жизни, красота; гармония, здоровье физическое, здоровье социальное, жизнь, родная земля, трудолюбие, творчество). В рамках мероприятий акцент может быть сделан как на одной-двух ценностях, так и на их системе в целом.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Диалог в рамках уроков духовно-нравственной направленности может быть организован между учителем и учеником, учеников и учеником. Для осуществления подобной формы работы рекомендуется использовать интерактивные формы обучения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования .

Принцип системно-деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для эффективного функционирования системы духовно-нравственного воспитания (образования) рекомендуется использовать метод педагогического моделирования. Универсальная модель духовно-нравственного образования строится с учетом влияния следующих объективно существующих потребностей: потребности личности, потребности семьи, потребности общества.

Особенности моделирования системы духовно-нравственного образования:

Преемственность, взаимосвязь и координация педагогической деятельности разных социальных институтов;

Интеграция урочной, внеурочной, воспитательной работы и системы дополнительного образования ,

Духовно-нравственное воспитание в рамках учебной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы .

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о добрых поступках ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. К информации будет больше доверия, если сам педагог поступками и словами подтверждает сказанное.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся рекомендуется использовать следующие формы и виды организации учебной деятельности:

1. Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Правила, соблюдаемые при организации и проведении игр:

Игры должны быть эмоционально позитивными или нейтральными,

Игры должны быть предназначены для развития различных способностей, умений, навыков,

Игры должны быть разнообразными по видам активности.

"Скажи наоборот". Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.

"Подбери синоним". Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

"Кто больше?" Учитель спрашивает у детей: "Какой сегодня день недели?" Далее дает им задание назвать качества личности, начинающиеся с этой буквы. Букву также можно искать по книге (называя страницу, номер строки, номер слова или, не глядя, ткнуть карандашом в текст), вытянуть перевернутую карточку и т. д.

"Сказка на новый лад". После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.

2. Проведение совместных праздников школы и общественности. Высок воспитательный потенциал народных обрядов и праздников: музыкальной гостиной “Рождественские встречи”, развлечения “Зимние святки” и др.

3.. Применение аудиозаписей и технических средств обучения позволяет изменить структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение.

Задачи использования аудио - и видеозаписей :

Создать условия для духовно-нравственного становления обучающихся на внеклассных мероприятиях музыкальной направленности, вокально-хоровых занятиях и занятиях музыкального кружка «Русь колокольная»;

Научить школьников ориентироваться в мире музыки на примерах русской классики и приобщить к высшим духовным ценностям;

Сформировать у учеников духовно-нравственные ориентиры в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

В рамках мероприятий духовно-нравственной направленности возможна демонстрация короткометражных анимационных фильмов. Например, «Хрустальный мальчик», «Серёжа», «Щенок», «Новогодние приключения двух братьев» и др.

4. Экскурсии, целевые прогулки. Особое место во внеучебной деятельности занимают различные экскурсии, которые рекомендуется организовывать не реже раза в четверть. В конце каждой четверти возможно организовывать поощрительные поездки для тех школьников, которые были награждены похвальными грамотами за успехи в учебе, примерное поведение и прилежание.

Загрузка...
Top