Урок дружбы — Пляцковский М. Разработка по чтению на тему "М. Пляцковский "Урок дружбы" (2 класс) Трудное задание — Пляцковский М.С

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Повторить малые жанры фольклора, авторские сказки; учить различать малые жанры фольклора, народные и литературные (авторские) сказки; учить слушать и читать произведение, выделять его жанровые особенности.

Виды деятельности

    Читать вслух со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; использовать различные виды чтения; сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности; моделировать обложку книги; составлять план произведения под руководством учителя; пересказывать произведение по плану.

Ключевые понятия

    Литературная (авторская) сказка, тема, автор, фольклор, пересказ, пословица
Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний о жанрах фольклора – Чтение представленных произведений и определение их жанра (использованные тексты взяты из учебной хрестоматии для слушания «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» автор Л. А. Ефросинина). Беседа. Возможные вопросы. – Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом в нашем учебнике «Читаем сказки, пословицы, считалки». Давайте вспомним жанры фольклора, с которыми мы уже встречались на страницах нашего учебника; – на экране последовательно появляется текст, ученики определяют жанр: считалка; загадка (снег); пословица; считалка.
2 Этап 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Давайте ещё раз вспомним жанры фольклора и заполним схему. Самым последним открывается «окошко» со сказкой. – Ребята, на жанр сказки, как вы уже знаете, обращали внимание и писатели. И часто создавали свои произведения в этом жанре. Вспомните и приведите примеры сказок в соответствии со схемой.
3 Этап 3. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Повторение изученных народных и литературных (авторских) сказок (дети работают с учебником и учебной хрестоматией при её наличии).
4 Этап 4. Обогащение читательского опыта: моделирование – Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»; – моделирование обложки.
5 Этап 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Выполнение заданий в учебнике. Дополнительное задание: «Прочитай отрывок и выдели ответ на вопрос: Какой же урок дружбы получил Чик?»; – работа с пословицей.
6 Этап 6. Обогащение читательского опыта: составление плана – Перечитывание сказки, восстановление правильной последовательности частей.
7 Этап 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Слушание сказки (читает учитель); – моделирование обложки; – беседа и выполнение заданий в учебнике; – чтение по абзацам.
8 Этап 8. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание
9 Этап 9. Обобщение изученного: сравнение моделей – Ребята, давайте ещё раз вернёмся к моделям, которые вы сегодня изготавливали. Положите их перед собой. Сравните их. Что у них общего? Чем они отличаются?
10 Этап 10. Обобщение изученного: интерактивное задание – Дополните предложения. (Педагогу необходимо добиваться, чтобы каждый ребёнок ориентировался в учебнике и находил нужную информацию.)
11 Этап 11. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Воспользовавшись памяткой № 5, подготовить пересказ одного произведения на выбор; – раскрасить понравившегося героя.

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це­лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска­зал своему приятелю. “Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, – подумал он. Так и склевал все зерныш­ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зер­нышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик ак­куратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зерны­шек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться кры­лышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це­лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы!

Урок дружбы

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домиком. – Чик, – сказала Чирика...
  2. Жил-был в старину один датский король. А как звали короля – никто теперь уже и не помнит. Сказывают только – была у того короля одна-единственная...
  3. С ветки на ветку, с крыши на землю – скок. – Чик-чирик! Чик-чирик!- С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем....
  4. Жила мышка, и жила птичка. Потом они сговорились жить вместе. Вместе вырыли норку для хлебных запасов. Вырыли и стали стаскивать зернышки на зиму, чтобы зимою...

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Вера Ворончихина
Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературы. Чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы » , «Музыка» , «Физическая культура» , «Художественное творчество » .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы .

Цели : познакомить с произведением М. Пляцковского ; учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики создавать выразительные образы; формирование навыка рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом.

Планируемые результаты : различает жанры литературных произведений ; пересказывает содержание рассказа ; эмоционально реагирует на литературное произведение , сопереживает героям рассказа .

Материалы и оборудование : портрет М. Пляцковского , картинка воробья, маска воробья, карандаши, задание на листе бумаги, песня «Улыбка» , магнитофон.

1. Организационный момент.

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

Ни минуты, ни теряем.

К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (здравствуйте) .

Отгадайте загадку, и вы узнайте, кто еще будет у нас в гостях.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Как вы догадались, что это воробей?

Что такое армячишка? (Армячишко уменьшительное от армяк - верхняя одежда, кафтан из грубой, шерстяной ткани)

Повторите за мной чистоговорку не торопясь в медленном темпе, шепотом (чтоб не спугнуть воробья) .

Цо- цу- ца – птица, цепь, яйцо, овца.

Ло-лы-ла – стужа, льдины, лед, скала.

По-пы-па – оперенье, пух, стопа.

Том, посуда, тост, походка.

Мак, бак, знак, костюмы, кнопка.

Слушать, не летать, кататься,

Танцевать, плыть, задираться.

2. Чтение произведения М . Пляцковского «Урок дружбы » .

(Показ портрета М. Пляцковского .)

Михаил Спартакович Пляцковский - известный поэт-песенник. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", а еще писал сказки и рассказы .

Анализ рассказа по вопросам :

1. Назовите главных героев рассказа ? (Чик и Чирик)

2. Кто получил посылку от бабушки? (Чик)

3. Что прислала бабушка? (Пшена)

4. Как поступил Чик с пшеном? («Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется» , - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один)

5. Что можно сказать про Чирика? Какой он? (Нашёл зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. Добрый, заботливый.)

6. Какое чувство испытывает Чик в рассказе ? Почему? (Стыд)

7. Как выглядит человек, которому стыдно (показ детьми, отвернута голова, глаза опущены)

8. Как вы думайте, понял ли Чик свою ошибку?

9. Почему рассказ называется урок дружбы ?

10. О чем этот рассказ ?

11. Можно ли назвать Чика и Чирика друзьями?

12. Какие непонятные слова вы встретили в рассказе ? (пшено - крупа, посылка – вещь, которую посылают в упаковке, урок – занятие или домашнее задание или если человек чему то научился он тоже получил урок , рассказ – небольшое произведение в котором о – чем то или о - ком то говорится, мы узнаем что то новое.

13. Как называется рассказ , который мы прочитали?

3. Физкультминутка «Воробушки»

Ребята, а сейчас мы поиграем.

Что вы знайте о воробьях?

Что они умеют делать? (прыгать, махать крыльями, чирикать, летать, клевать)

1, 2, 3 вы тоже воробьи, а я мама воробьиха.

Мама воробьиха зовет своих детей :

Ко мне мои воробышки, летите поскорей!

С вами мы сегодня учимся летать!

Скорее вкруг вставайте и будем начинать!

Построение вкруг, ходьба с характерными движениями рук - "помахивание крылышками"(Мама воробьиха показывает движение и отходит в сторону.)

Воспитатель : Уснула мама воробьиха, а воробышкам этого и надо, расправили крылышки и разлетелись кто куда (ходьба в рассыпную ) .

Воробьиха просыпается :

чик-чирик, чик- чирик

Что за шум! что за крик!

В круг скорее становитесь

И опять летать учитесь (игра повторяется) .

Задремала всего на минутку,

А воробушки расшумелись не на шутку,

Буду строго, я теперь следить за вами, чтоб послушными росли воробьями!

1,2,3 снова стали мы детьми.

4. Игра «Что спряталось на листе»

Воробей просит помощи у ребят, ни как ему не разобрать, что нарисовано на листе.

От главной красной точки соединить одной не прерывистой линией все точки, получится контур предмета. Придумать и дорисовать детали, части предмета, на что похоже. Заполнить рисунок, не выходя за контур (напомнить правила штриховки, перед работой провести пальчиковую гимнастику).

5. Игра «Доскажи предложение» .

Рассматривание детских работ . (Возможные варианты детских работ : матрешка, лампочка, снеговик, груша и т. д.)

Составление предложений.

Воспитатель : - У меня аппетитная груша. А что у Вани (Выслушать ответы детей)

А что можно делать с грушей? (скушать)

Послушайте стихотворение С. Махонина «Груша»

Почему нужно делиться с ребятами? (Если вы делитесь и с вами поделятся , чтобы не было стыдно, чтобы не остаться без друзей, без друзей человеку жить трудно, скучно, одиноко.

Предложить ребятам угостить воробья грушей.

Пожалуйста, воробей, угощайся грушей! (сложить работы на стол)

А еще мы приглашаем вас с другом на наш участок, в птичьей столовой вы найдете пшена, семечек, хлебных крошек.

Вывод : Воробей понял, как нужно поступать с друзьями : делиться, играть вместе, не обижать, иначе можно остаться без друзей.

6. Слушание песни «Улыбка» М. Пляцковский

М. Пляцковский писал рассказы , сказки, а еще песни. Послушаем песню «Улыбка» и покажем нашим гостям как мы умеем дружно танцевать .

7. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?

Что вам понравилось? Какое у вас настроение?

Воробей полетел к своим друзьям, да и нам пора к ребятам.

Загрузка...
Top