Сценарий купалье для взрослых. Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп. Проводится игра «12 заборов»

Предлагаем возможный вариант программы фольклорного праздника на Ивана Купала для детей с играми и конкурсами, который можно провести на природе в детском лагере летом 2019 года.

Сценарий на Ивана Купала для детей с конкурсами

Праздник начнется с выступления ведущих:
– Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы отметить один из самых древних праздников. Он приурочен ко дню летнего солнцестояния и отмечается 7 июля (24 июля по старому стилю).

– На Ивана на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Пусть вам этот день несет
Впечатлений хоровод,
А купальская вода
Даст здоровья на года!

– Я всех вас поздравляю с днем чудесным!
Откуда он пошел, нам неизвестно,
Но весело кружиться в хороводе,
И любят это празднество в народе.

Устройте веселое состязание среди ребят, которые будут отгадывать загадки, участвовать в различных конкурсах. В детскую игровую программу, подготовленную на Ивана Купала может включать старинные народные игры – «горелки», «ручеек» и др.

Для игры «горелки» выбирается открытое место – лужайка, поляна, просторный двор. Ребята встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов спиной к ним стоит водящий – горельщик.

Играющие говорят:
– Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
– Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!

Ребята, которые стоят в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Водящий старается догнать их.

Если бегущие игроки успели взяться за руки, прежде чем он «запятнает» одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик снова водит. Если же ему удастся коснуться одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а оставшийся без пары участник становится водящим.

Затем на детском празднике на Ивана Купала начнется игра «ручеек». Ребята становятся парами друг за другом. Первая пара пробегает под воротами из рук и становится последней. Так «льется ручеек», пока каждая пара несколько раз не пробежит под воротами.

Ведущие:
– На Ивана на Купалу
Смеха, радости немало.
С песней водит хороводы
Под березками народ,
И на землю, и на воды
Солнце щедро свет свой льет.
Праздник света, праздник света!
Золотая горка лета!

Что еще включить в игровую программу на Ивана Купала для детей?

Затем по на празднике на Ивана Купала для детей может прозвучать рассказ о древних традициях этого праздника:

– В старину на Ивана Купалу люди собирали травы, так как считалось, что в это время они приобретают целебные и магические свойства. Девушки плели венки, для которых
нужно было собрать 12 видов растений с 12 полей ранним утром, пока не высохла роса. Такие уборы служили не только для украшения, но и в качестве оберега от нечистой силы.

– Люди гадали, опуская в воду венки. Если они плыли по воде, то это сулило долгую счастливую жизнь, а девушкам также замужество. Если венок шел ко дну сразу же, значит, вскоре должна была случиться беда. Если венок кружился на одном месте или приставал к берегу – предложения руки и сердца в этом году можно было не ждать.

– Ой на Ивана,
Ой на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую,
С кем век вековать.
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок
На другой бережок…

Ведущий:
– Давайте, ребята, и мы с вами сплетем веночек. Сначала нам нужно договориться, кто будет каким цветком.

После этого ведущий начинает «плести венок», называя какой-либо цветок. Ребенок, который выбрал это растение, берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок.

Участники этой игровой программы для детей на Ивана Купала идут друг за другом, собирая другие «цветы». Когда «венок» сплетен, все становятся в круг и водят хоровод.

После этого ведущий говорит: «Цветы завяли», и ребята садятся на свои места (один стул заранее убирают). Тот, кто остался без места, становится водящим и продолжает игру, начиная «плести» венок.

Ведущий:
– В ночь на Ивана Купалу многие люди искали мифический цветок папоротника, который, согласно преданию, цветет только раз в году. Считалось, что он дарит людям чудесные способности – видеть, где спрятаны клады, понимать язык животных и даже становиться невидимыми.

– В июле ночь такая есть:
Когда огни погаснут в окнах,
И папоротник вспыхнет весь
Цветами в полночи глубокой.

Не на полянах, а в лесу,
В глубокой чаще он запрятан,
Там ищут дивную красу
Всю ночь девчонки и ребята.

Тот, кто заетит то сиянье
И свет холодный, не горячий,
Тому все клады станут явью,
А с ними счастье и удача.

– Июль. Жара дневная спала.
Венки на девушках пестры.
Иванов день. Иван Купала
Зажег над речкою костры.
Пусть в подтверждение волхвам
Плохое унесется прочь.
Цветущий папоротник вам
Найти желаю в эту ночь!

Далее по сценарию детского праздника на Ивана Купала начнется конкурс по поиску волшебного цветка папоротника. Дети будут выполнять различные задания: спеть частушку, рассказать стихотворение, исполнить танец, отгадать загадки и т. п.

– Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
(Солнце)

– В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их?…
(Облака)

– Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

– Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка)

Наконец, ведущий сообщает, что волшебный цветок найден, заглядывает под листья «папоротника» и находит там конфеты в фольге. Угощение раздают ребятам.

Ведущий:
– Многие старинные обычаи на Ивана Купалу были связаны с водой. Считалось, до этого праздника нельзя было купаться в реках и озерах. И только с наступлением Ивана Купалы запреты снимались, так как в этот день водоемы якобы покидала нечистая сила. В этот день люди купались, чтобы смыть с себя все неудачи и невзгоды.

На празднике на Ивана Купала начинается игровой конкурс для детей «Достань яблоко из воды».
Ребята делятся на команды. В емкость с водой опускают яблоко и каждый участник, держа руки за спиной, пытается зубами поймать его и достать его из воды. Команда, которой удалось достать больше яблок, становится победительницей.

Затем начнется игра «Водоносы». Каждой команде выдается по ведру и пластмассовой кружке. Им нужно будет зачерпнуть из общей емкости кружкой воду, донести до своего ведра, не расплескав, и вылить в него. Кто быстрее наполнит свое ведро, станет победителем.

После подведения итогов конкурсов победители получат символические подарки.

Если представление проводится на улице и стоит хорошая погода, то вслед за конкурсами, празднование на Ивана Купала может завершить веселое представление для детей с участием Водяного и обливание ребят водой.

Праздник Ивана Купалы в детском саду

УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.

1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!

Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.

Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.

Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.

Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.

"Колечко”.

Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)

Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.

Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?

Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь)
(отвечает Дударь).

Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!

Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.

Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.

1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.

2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.

II ПОЛОВИНА ДНЯ . Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.

Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.

Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.

Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.

Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.

Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.

Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.

Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.

Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".

Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.

Медведь угощает детей ягодами и уходит..

Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").

Из избушки выскакивает Баба Яга.

Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.

Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.

Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.

Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.

Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.

Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.

Ведущая: Ах, вот вы какие!

Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.

Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.

Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.

Баба Яга угощает всех кашей.

Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:

Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза.

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!

Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Ку­палы можно купаться и уже не простудишься.

Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.

Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.

На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:

1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.

Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.

2. Купание кукол с приговорами:

Вода текучая,
Дитя растучее.

С гуся вода,
С дитя худоба!

Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).

Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).

3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.

Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!

Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.

Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).

Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.

Народное гулянье "Купалье"

Ведущая:



Ведущая:

Купалинка:

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:




Ведущая:

Купалинка:


Тот, кто этот знак найдет,

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:

Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Ведьма:

Ведущая:

Под музыку проходит игра.

Ведущая:

Купалинка:

Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Сцена празднично украшена. Из декораций: венок, цветы, ленты.

Ведущая:
«Добрый вечер, добрым людям!
Пусть много радости всем вокруг будет.
Будем сегодня Купалье встречать,
Петь, танцевать и в игры играть!

Сегодня Купала, а завтра – Ян
Заиграй, гармоника, заиграй нам!»

Начинает звучать аккордион, под музыку выходит вокальная группа с песней «Ой, рана, на Ивана».

Ведущая:
«Мы рады видеть сегодня Вас всех на нашем празднике. Ивана-Купала – старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Иван - Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. А хозяйка этого праздника – красавица Купалинка.»

Под музыку выходит Купалинка.

Купалинка:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Купалинка я. Пришла сегодня к Вам, чтобы вместе вспомнить старинный народный праздник. Сегодня ночь Ивана-Купала. Всех эта ночь манит своим волшебством и красотой. Бывало собирались на берегах рек, озер, пели обрядовые песни, водили хороводы, гадали о лучшей доле, веночки по воде пускали.»

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:
«Разложите, зажгите Купалья огни, чтобы лучше представить грядущие дни, чтобы веселее водились хороводов ручьи. Огонь купальский очищает тело от болезней, а душу – от смятенья. А так же укрепляет любовь между двумя сердцами.»

Звучит музыка, выбегает ведьма с чертями.

Ведьма:
«Тушите огонь, не давайте им лечиться. Это что же будет, если все будут здоровыми. Давайте-давайте черти мои тушите каждую искорку не покладая рожек.»

Купалинка:
«А смогут ли твои чертянята поймать все искорки и уголечки от костра, чтобы потушить его?»

Ведьма:
«Сейчас увидишь. А ну-ка, черти мои, готовьте капкан для угольков, посмотрим как они смогут увернуться от него.»

Купалинка:
«Если за три раза вы не поймаете все искорки и уголечки, значит гореть купальскому огню!»

Ведущая:
«Кто не хочет, чтобы ведьма с чертями костер потушили, выходите к нам играть. Объясняю правила: черти делают круг и берутся за руки. Пока звучит музыка, черти поднимают руки вверх и все дети - наши искорки и уголечки, бегают, где хотят вокруг и внутри круга. Когда музыка замолкает, черти опускают руки вниз и тот, кто остался в кругу, выбывает.»

Купалинка:
«Искорки тепла, света и доброты победили нечистую силу!»

Ведьма:
«Рано радуетесь! Нечисть моя еще попортит вам праздник!»

Купалинка:
«Не мешай людям празднику радоваться. Отойди по- добру по- здорову!»

Ведущая:
«Про купальскую ночь существует легенда о том, что в полночь в самой гуще леса расцветает волшебная ветка папоротника. Тот, кто сумеет отыскать ее, станет самым счастливым, ему откроются все клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Но найти этот цветок не так-то просто, нечистая сила строит козни и мешает в поисках. Если среди вас есть смелые, давайте попробуем найти чудесный цветок.»

1 черт: «Цветок они будут искать!»
2 черт: «Счастья им захотелось!»
1 черт: «А знаете ли вы, что до цветка может дойти только смелый и ловкий?»
2 черт: «Мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такие!»

Ведущая:
«Да, нелегко найти ветку папоротника. Но Купалинка решила Вам помочь и оставила на территории клуба Вам подсказки, только подсказки эти тоже нужно еще понять и суметь отыскать.»

Купалинка:
«Первая подсказка на вечных плитах.
Там, где память о войне зарыта.
Тот, кто этот знак найдет,
Волшебный цветок искать пойдет.»

Ведущая:
«Итак, не теряйте времени!. Купалинка сказала Вам, где искать первую часть подсказки. Тот, кто первый догадается, о чем идет речь и принесет конверт, тот будет участвовать в поиске цветка. А пока они ищут, для Вас поет участница вокальной группы «Неманичка».

Ведущая:
«Вот и нашли первую часть подсказки.»

Купалинка:
«Сохрани этот конверт, он поможет тебе в поисках папарать ветки. Прежде, чем сказать Вам, где находится вторая часть подсказки, я хочу испытать Вашу ловкость.»

Ведущая:
«Хорошо, испытаем. Когда-то в старину, девушки в купальскую ночь плели венки, бросали их в реку и гадали о своем счастье. Перед Вами воображаемая река, на воде кувшинка. Я попрошу желающих бросать по очереди венки в реку так, чтобы они легли на кувшинки. Кто из 5-ти бросков сделает больше попаданий, тот и победит.»

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:
«Да, есть среди Вас ловкие. Читаю о том, где лежит вторая часть подсказки. Знак второй сокрыт от глаз
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
А пока ищут конверт, для Вас поют «Все уже когда-то было».

Ведущая:
«Вот и нашли 2-ю подсказку.»

Купалинка:
«Ты тоже храни свой конверт. Прежде чем скажу, где последняя часть подсказки лежит, я хочу еще вас испытать.»

Ведущая:
«В купальскую ночь как известно нужно прыгать через костер. Сейчас мы и устроим с вами соревнования по прыжкам.»

Ведьма:
«Черти мои, ну-ка несите сюда канат. Посмотрим, какие они ловкие, и как смогут через него прыгать. А вы чертянята мои, все выше планочку поднимайте.»

Ведущая:
«Тот, кто возьмет самую большую высоту, тот и побелил.»

Под музыку проходит игра.

Ведущая:
«Победителю приз. Ну, что, Купалинка, выдержали люди испытания?»

Купалинка:
«Да, могу сказать, где лежит последняя часть подсказки.
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:
«Удачи в поисках! А для Вас поет…

Ведущая:
«Вот и нашли недостающее звено подсказки. А сейчас ваша задача – собрать три части воедино и догадаться, где спрятан чудо-цветок. Самый сообразительный, находчивый и быстрый и станет обладателем супер-приза.
Время пошло. А мы желаем Вам удачи в поисках. Будьте осторожны, черти будут мешать Вам в пути.»

Выступление вокальной группы.

Купалинка:
«Нашедший сегодня чудесный цветок будет в этом году самым счастливым, мудрым и богатым. А от нас счастливчик получает супер-приз и два его соискателя по утешительному призу.

Пирогова Асия Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 7, г. Усть-Кут, 2012г.

КУПАЛЬСКИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

Слайд 1

1 ведущий: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:


Как у нас в году три праздника:

Первый праздничек – Семик честной,

Другой праздничек – Троицын день,

А третий праздник – Купальница!

2
2 ведущий: В самом начале июля – в ночь с 6 на 7 июля – отмечается праздник Ивана Купалы. Другие названия дня Ивана Купалы – Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что собранные в эту ночь травы обладают целебной силой.

3
3 ведущий: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий

«КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ»:

«Иванов день пришёл, траву собирать пошёл»

1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
архилин
плакун – трава

4
2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?

Например: Я – владелец этой травы – перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!
дурман – трава

купаленка
адамова голова

5
3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника )
6
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?
Петров крест

Медвежье ушко

Перелёт – трава

2 ведущий: С Ивановым днем в народе было связано много примет . Говорили так: если до Иванова дня идет дождь, то хлеб хороший уродится, а если после Иванова дня дождь, то будет неурожай. Если на Иванову ночь небо звездное, то грибов много будет. А если в Иванов день будет гроза, то уродится мало орехов, да и те окажутся пустые.

8 Отгадаем загадки о цветах и травах ЗАГАДКИ:

— Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)

— Не огонь, а жжется. (Крапива)

— Стоит в поле кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

— Эх, звоночки, синий цвет, с язычком. А звону нет. (Колокольчики)

4 ведущий : А еще, по поверьям, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенное активной всякая нечистая сила – русалки, водяные, лешие, оборотни . Они становились на этот праздник особенно сильными в своих колдовских чарах и могли утащить человека в свое царство.

А не пора ли нам Водяного позвать,

Наш праздник продолжать.

Выйди, выйди с глубины,

Выйдь, на берег, Водяной;

Позволь нам купаться

Над водой играться,

Бросать венки в воду,

Погадать народу.

Водяной:
Кто меня посмел тревожить

В глубине озёрных вод.

Почему шумит и пляшет

Возле берега народ?

11
5 ведущий:

Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.

Водяной: Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг!

Танец Русалок

Водяной: Ну а главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!

Главная русалка:

Все красавцы, удальцы!

Знамо, прямо молодцы!

В круг подружки, их ведите,

Хороводы заводите.

Я внимательно гляжу,

Кто мне любый, покажу

Пусть проявят все уменье

И смекалку, и раденье.

игра «Возьми венок» , на одного участника больше, чем самих венков

Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!

Коли нет, идёт топиться!

Враз русалки защекочут,

Коль жениться не захочет?!!

Главная русалка:

Одного мне братец, мало,

Я бы больше их желала.

Продолжается игра

Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица

Кто в зятья то мне годиться?

Главная русалка:

Да, любезный братец мой,

Всеми чтимый Водяной!

(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).

Главная русалка:

Вот, мой добрый женишок!

Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!

Да не бойся ты воды,

Одарю, чай, за труды.

15, 16

6 ведущий. Считалось, что вода приобретает в этот вечер магическую силу: нужно было обливать друг друга водой и обязательно искупаться. А еще, говорят, что на Купалу солнце играет. Молодежь встречала рассвет на берегах рек и озер

7 ведущий (девушка) Уважаемый водяной! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
17
Водяной: Свечи на венках зажгите и на воду опустите. Пусть судьба вам улыбнётся, и любви сердце дождётся

(Звучит песня, девушки пускают на воду венки, ребята им помогают, кто-то ловит венок любимой девушки).

8 ведущий:

Девицы – красавицы, судьбу загадали,

Судьбу загадали, милого искали.

Ты плыви, плыви венок,

Путь до милого далёк.

На Купала в ворожбу –

Загадай свою судьбу.

7 ведущий: Пустит девушка венок на воду и ждёт, куда понесёт его течение. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататься приедут. Бывает пустит на воду девушка два венка – за себя и за суженого своего, и загадает: «Если, сойдутся в воде рядом – значит «вместе быть».

8 ведущий: Реки рядом нет, березы высокой тоже нет вблизи, зато людей много. Вот и будем кидать венки по очереди каждая, повернувшись спиной к зрителям. Если девушка венок поймает – не найдешь себе пару в этом году, если парень – встретишь парня хорошего.

Игра «Брось венок»

18
9 ведущий: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Люди собирались группами и отправлялись на берег водоема, где разводили костры, возле которых с песнями водили хороводы, затевали игры. А когда пламя на костре немного опадало, то через них начинали перепрыгивать. Считалось, что купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья и сил.

10 ведущий: Иван Колдовник

Из огня возник.

Гори, огонь, жарче –

Будет ночка ярче!

19 Приметы:

1 пара: Разошлись руки – не пара

2 пара. Прыжок выше – счастье под крышу

3 пара: Искры вверх – денег мех!

4 пара: Рука в руке задержалась – пара обвенчалась

Игра «Прыжки через костер»

20 11 ведущий: коротка ночка купальская! Наши предки верили, что только в эту ночь распускается цветок папоротника. А тот, кто найдет его и сумеет взять, будет богат, счастлив и удачлив во всем. Желаем каждому из вас отыскать свой цветок счастья! Мы надеемся. Что наше выступление вам понравилось и вы узнали много нового о таком русском обряде как Иван купала!

21 Пусть чудесные огни нам зажгут,

До утра они горят – не уснут,

Как Иванова ночь наступает,

Злая нечисть сразу прочь уползает.

Землю ночную умоет роса,

Это русалки прозрачной слеза,

И пропоет в новолунье

Песню седая колдунья.

В речке на праздник Купалы

Долго русалка играла.

Источники:

    Галина Бразюль. Купальские перевертыши. Чем развлечь гостей №4, 2009

    И.А.Агапова. Купальские клады. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

    И.А.Агапова. Праздник Ивана Купалы. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «учитель», 2008

    Н.В.Черепкова. Иван Купала. Последний звонок. №4, 2008

    Г. Бразюль. Вечер накануне Ивана Купалы. Последний звонок. №4, 2004

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»


Сценарий праздника на тему «Ивана Купала»

подготовила:

музыкальный руководитель

Мезенцева Людмила Анатольевна.

г. Туапсе 2012г.

Спортивная площадка оформлена в виде лесной поляны. Стоит избушка, вокруг нее кусты и макеты деревьев. Выходит ведущая в народном сарафане с корзиной в руках.

Ведущая: А еще кому до нас, когда праздничек у нас.

Сегодня праздничек – Иванов Купальничек.

Здравствуйте, ребята! Пришли вы сюда, чтобы отпраздновать приход лета, как делали это наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы. Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики, протяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы - все тянутся к нему. Поэтому день Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов и растений. И сейчас мы с вами украсим нашу полянку, на которой будем отмечать этот праздник.

Игра «Кто быстрее и красивее украсит дерево разноцветными лентами»

Ведущая: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась. Ребята, знаете ли вы, что в купальную ночь во всех лечебных травах появляется особая целительная сила, поэтому именно в этот день нужно собирать травы, которые могут вылечить людей от разных болезней.

Какие лечебные травы знаете вы? (подорожник, зверобой, мята, хвощ, одуванчик, мать и мачеха)

Какие болезни они могут вылечить? (простуду, болезни почек)

Знаете ли вы игру, где бы говорилось о сборе травы?

Игра- хоровод «Трава-лебеда» (народная) (приложение 1)

Ведущая : На праздник Ивана Купала самый длинный день в году и самая короткая ночь. Поэтому издавна в этот день играют в игры, в которых говорится о дне и ночи, солнце и месяце, заре-зарянице. Хотите, мы вспомним эти игры?

Народные игры: «Солнце и месяц» («Золотые ворота») (приложение 2)

«Заря-заряница» (приложение 3)

Ведущая: В купальную ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Кто сорвет цветок и подарит своей девушке, будет иметь долгую и светлую любовь. Много разных историй складывали люди об этом цветке и даже придумали игру. Давайте поиграем с вами в эту игру.

Народная игра «Купальские веночки» (приложение 4)

Ведущая: Есть в этот день еще одна традиция, по поверью в этот день надо попробовать очистительную силу огня или жгучей крапивы. Чтобы весь год не болеть, чтобы всякие беды и напасти миновали. И вот наши предки заканчивали этот праздник веселыми прыжками через огонь или крапиву, самые смелые и ловкие участвовали в этом. Кто же у нас самый ловкий и смелый, кто решится прыгнуть через крапивный костер? Выходи вперед! (Посреди площадки во время этих слов складывают крапивный «костер», дети прыгают через него под музыку).

Игра «Прыжки через крапивный костер»

Ведущая : Ребята, рядом с огнем или костром всегда мыслилась вода, и на Купалу люди обливали друг друга водой, чтобы смыть усталость, грехи, боль и неудачи. В эту ночь открывали «купальный сезон» (считалось, что до Купалы вода в реках и озерах холодная). Говорили, что вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце. Нужно и нам очиститься, набраться здоровья и сил. Но для этого нам нужна вода. Придется искать ее.

Ведущий вместе с детьми начинают двигаться по направлению указателей (стрелок), которые приводят ребят к бассейну, заполненному воздушными шарами. Внутри бассейна, под шариками прячется Водяной, который при виде детей встает и радостно сообщает).

Водяной: Как же долго я ждал вас, моих дорогих гостей. Или вы забыли, что у меня сегодня день рождения. А это значит, что всем нужно радоваться и меня веселить. Смотрите, какой я грустный и скучный.

«Танцуйте с нами» - танец по показу

Игры с водой:

1. «Кто больше?» (Подгруппа детей собирает из бассейна резиновые мячики, «киндеры» и др. пластмассовые и резиновые игрушки с помощью сачков)

2. «Водоносы» (Играет 2 команды по 5 человек. Дети выстраиваются в колонны на расстоянии 5м от бассейна, в руках у первых - кружка или пластиковый стаканчик. Дети по одному движутся к бассейну, зачерпывают стаканчиком воду и, подбегая к своей команде, выливают в

ведерко, стоящее рядом).

3. «Найдем ключик от сундучка» (Подгруппа детей собирает «киндеры», рассыпанные в бассейн, в одном из которых спрятан ключ от сундука Водяного).

После того как ключик найден, Водяной открывает сундук и достает записку от царя Нептуна:

«Сегодня, 7 июля, разрешаю открыть купальный сезон в детском саду «Солнышко». Приказываю всем купаться, плескаться, нырять и брызгаться. Всем, всем, всем загорать и закаляться».

Царь Нептун.

Купание детей в бассейне.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Хоровод: «Трава-лебеда»

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченьки,
Ни воды нет, ни казаченьки!

2. Игра «Золотые ворота»

На земле рисуют маленкий кружок. В центре его втыкают ветку березы. Рядом с кружком дети выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Один участник,оставшийся без пары- водящий. Он идет в «золотые ворота» и ребром ладони разъединяет руки одной из пар. При этом все поют:

В золотые ворота приходите,господа!

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны к кружку. Первый, выдернувший ветку березы,идет в «золотые ворота», а проштрафившийся встает в пару с водящим впереди всех.

3. Игра «Заря-заряница».

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница, Ключи золотые,

Красная девица, Ленты голубые.

По полю ходила, Раз, два – не воронь,

Ключи обронила. А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник, становится водящим. Игра повторяется.

4. Игра «Купальские веночки».

Девочки ходят по кругу и поют:

Ой, да на Ивана, на Купала

Мы и пляшем и поем,

Хлопчики до нас идут

И подарки всем несут.

Мальчики идут к девочкам, в руках несут веночки. В одном из них «золотая» маковка-цветок из фольги. Поют:

А коровкам по росинке,

А телятам по былинке,

Старым бабкам по платочку,

А девчатам по веночку.

Останавливаются сзади девочек и надевают веночки им на головы. Все вместе идут по кругу и поют:

В чьем это веночке золотая маковка,

Серебрена головонька?

Останавливаются, хлопают в ладоши и поют:

В маленьком веночке,

В Машином веночке,

Золотая маковка,

Серебряна головка.

Ну-ка, Маша попляши,

Хоровод наш поведи.

Девочка с веночком выходит в круг и танцует. Когда музыка заканчивается, девочки бросают свои веночки как можно дальше, мальчики бегут за веночками, стараясь взять венок с золотой маковкой, игра повторяется.

Используемая литература:

1.«Русский земледельческий календарь» А.Ф Некрылова, М-Правда 1989 г.

2. «Праздники для детей и взрослых» Н.В Чудакова, М -АСТ. 1996 г.

Загрузка...
Top