Кризис двух лет. Кризис двухлетнего возраста Что можно подарить двухлетнему ребенку

Родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 2 года, чтобы предупредить возможные отклонения, при этом важно помнить, что нормы развития для мальчиков и девочек отличаются. Жестких рамок того, что должен уметь малыш в определенном возрасте, нет, потому как каждый человек индивидуален. Ознакомьтесь с общепринятым минимальным набором навыков, которым должен обладать каждый малыш, а также узнайте, чему можно научить ребенка в 2 года.

Развитие ребенка в 2 года

Рост и вес – основные физические параметры, за которыми строго следят родители и педиатры. Двухлетние дети интенсивно растут. Вес тела малыша должен составлять 1/5 часть от массы взрослого. Нормой считаются такие показатели для мальчиков и девочек:

На данные параметры влияют такие факторы, как питание, физические нагрузки, климатические условия, наследственность и экология, поэтому если ваше чадо перебирает или недобирает в весе, это вовсе не говорит об отставании или несвоевременном развитии. Делать какие-либо выводы обязаны специалисты, а основаниями выступают проведенные обследования.

Родители должны обращать внимание и на общий внешний вид малыша – пропорции тела, особенности мышечной массы и скелета :

  • Нормой считается, когда дети прогибают спину назад, а живот выпячивают – это связано с тем, что внутренним органам мало места в брюшной полости.
  • Длинные руки и туловище + короткие ноги говорят о смещении центра тяжести вверх.
  • Голова больше туловища, что является нормой с анатомической точки зрения.
  • Для двухлетнего малыша характерны складки на ногах, руках, пухлые щеки, ямочки в сгибах локтей, колен. Со временем мышечная ткань заместит жировую.
  • Кости скелета имеют большое количество хрящевой ткани, все еще остаются податливыми и мягкими, потому что окостенение находится на завершающей стадии. Кости хребта и черепные кости в этом возрасте становятся крепкими.

Что умеет ребенок в 2 года

Вопрос, что должен знать ребенок в 2 года, волнует многих родителей, ведь если он заметно отстает от своих сверстников, необходимо немедленно реагировать и проконсультироваться с врачом. Возрастные нормы развития служат ориентиром – важно, чтобы с увеличением роста малыш еще и развивался, постепенно как бы поднимаясь по ступеням вверх . Ознакомьтесь с тем, какими должны быть навыки ребенка в 2 года.

Речь ребенка

Маленький человечек всеми способами старается сообщать родителям обо всех своих чувствах. Словарный запас хорошо развитого 2-летнего малыша в среднем составляет около 50 слов , хотя некоторые дети знают и больше. Минимальный набор слов «что должен говорить ребенок в 2 года» состоит из известных ему вещей (стул, стол, кровать), животных (рыбка, собака, птичка, кошка), пищи (чай, каша, банан, суп). Некоторые дети даже запоминают имена знакомых людей – дядя Петя, тетя Катя.

Два года – возраст, когда совершенствуется слуховое восприятие речи, при этом кроха старается максимально пополнить свой словарный запас. Родители должны вести дневник, в котором будут записаны все новые слова, произнесенные их малышом. Каждые три месяца надо подводить итоги записей. Так, к 24 месяцу жизни малыш должен уметь:

  • выполнять задания: положи на стул, принеси игрушку, не слезай с кровати;
  • правильно понимать просьбы взрослых;
  • говорить простыми фразами, пусть они и звучат не совсем внятно: мама, дай мне; птичка улетела; не хочу есть кашу;
  • говорить так, чтобы 75% сказанного было понятно взрослому человеку.

Физическое развитие

Двухлетние малыши проявляют интерес ко всем вещам и событиям, которые с ними происходят. Физическое развитие включает в себя оценку двигательных навыков: в 2 года важна координация движений, их согласованность. После года дети начинают ходить, а к двум они должны в совершенстве овладеть данным умением: движения должны стать уверенными, хождение – осознанным. Ставя перед собой цель, ребенок 2-х лет пытается самостоятельно ее достичь, например, поймать птичку, залезть по лестнице, добраться до нужной игрушки. Помимо этого хорошо развитый малыш должен:

  • бегать, пусть и не быстро, но не спотыкаясь;
  • подниматься по лестнице без помощи взрослого (придерживаясь за перила);
  • стоять поочередно на правой и левой ноге, удерживая собственный вес в течение нескольких секунд;
  • бросать, пинать мяч;
  • уметь держать карандаш в руке, уметь рисовать им;
  • перемещаться по зигзагообразной линии, по кругу, задом наперед, прыгать.

Пусть прогресс весьма впечатляющий, координация движений еще не слишком хорошо развита: многие дети растопыривают руки, чтобы удержать равновесие или испытывают затруднения со своевременной остановкой при быстром передвижении. Большинство мальчиков и девочек продолжают часто падать – это не является проблемой, потому как неуклюжесть в движениях иногда наблюдается до подросткового возраста. Однако дети 2-х лет хорошо работают руками: с удовольствием рисуют, лепят из пластилина, ловят мяч с небольшого расстояния.

Когнитивное развитие

Речь напрямую влияет на мышление, поэтому с малышом необходимо постоянно разговаривать, комментировать любое действие, объяснять все, не оставляя без ответа ни одного вопроса. Двухлетние мальчики и девочки должны:

  • самостоятельно складывать пирамидку из 7-8 колец с учетом их размера;
  • различать предметы по характеристикам: теплый-холодный, маленький-большой;
  • повторять последовательность движений, разучивая простые элементы активных движений;
  • различать до 8 цветов;
  • собирать пазлы из 2-4 элементов;
  • уметь показать свой возраст на пальцах;
  • знать, кто – мальчик, а кто – девочка;
  • складывать матрешку или засовывать один предмет в другой;
  • знать основные геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг, уметь показать их на картинке;
  • противопоставлять и сопоставлять предметы, группировать их по цвету, форме, размеру.

Двухлетние малыши предпочитают подражать взрослым: любое занятие сопровождается радостным возгласом «И я!». Не стоит препятствовать здоровому энтузиазму, можете приучать малыша помогать родителям – во время уборки дайте тряпочку, пусть сам протирает пыль, моет полы, позвольте малышу собирать в ведро выкопанный на даче картофель или другие овощи.

Эмоциональное развитие

В двухлетнем возрасте малыш очень требователен, ведь сейчас он становится личностью со своим собственным мнением. Эмоциональные навыки у каждого разнообразные, например , ребенок:

  • радуется, когда получается совершить задуманное, высказывает недовольство, когда попытка была неудачной;
  • плачет в случае неодобрения своих действий, если слышит отказ;
  • при общении со знакомыми выражает яркие эмоции;
  • не способен долго играть в одну игру или удерживать внимание на одном предмете;
  • самостоятельно налаживает контакты с окружающими, заводит друзей;
  • все еще привязан к родителям, однако общение с незнакомыми, особенно, детьми, вызывает у него интерес.

Развитие мелкой моторики

Большинство родителей интересуются, какие есть нормы развития ребенка в 2 года. Для тренировки интеллекта важно уделить особое внимание работе с мелкой моторикой. Для этого надо проводить занятия с небольшими предметами: игры с мелкими камешками, фасолью, нанизывание бусинок, работу с пластилином. Родители могут начинать давать крохе пользоваться ножницами, однако не стоит забывать, что с мелкими или колющими предметами малыша одного оставлять категорически нельзя.

Социально-бытовые навыки

Двухлетний малыш пытается все делать самостоятельно, а помогать ему родители должны только в случае явно неудачных попыток. Нужно объяснять, как правильно делать, чтобы в следующий раз все получилось. Список того, что должен уметь делать ребенок в 2 года в плане бытовых навыков, зависит от того, что родители смогли ему привить:

  • самостоятельно держит ложку, кушает ложкой, не роняя при этом еду и не пачкаясь;
  • сам моет руки, умывается;
  • чистит зубы с помощью взрослого;
  • самостоятельно натягивает носки, шапку, варежки;
  • контролирует свои физиологические потребности: просится на горшок, однако терпеть пока долго не может;
  • пытается надеть ботинки, кофту, но часто путается, где левая или правая рука или нога.

Как развивать ребенка в 2 года

Чтобы развивать умения ребенка в 2 года, помочь ему расширить кругозор и получить новые знания, родители должны играть и заниматься со своим чадом. Важно уделять как можно больше времени малышу, отвечать на вопросы, постоянно общаться, создавая благотворную почву для нормального развития. Ознакомьтесь с играми и упражнениями для малышей двух лет.

Упражнения

Благодаря физическим упражнениям у детей 2-х лет укрепляются кости, развиваются мышцы спины, правильно формируется опорно-двигательный аппарат. Недостаточная активность может стать причиной плохой осанки, что чревато развитием сколиоза. Родители должны заниматься с малышом, однако при этом стоит учитывать, что он будет выполнять интересные задания, поэтому занятия необходимо проводить в игровой форме, с любимыми игрушками. Для физического развития подойдут, например, такие упражнения:

  1. «Сбор урожая». Разбросайте по полу игрушечные овощи, фрукты, небольшие мячики. Дайте малышу корзинку для сбора урожая – для этого ему придется наклоняться или приседать.
  2. Игры с мячом, фитболом. Мяч можно пинать, перекатывать руками или бегать за ним – это способствует развитию координации.
  3. Зарядка. Приседания, прыжки, потягивания, повороты под веселую музыку понравятся любому малышу.
  4. Превращения – крохе нужно изображать транспорт, птиц, животных. Например, можно попросить показать, как птичка машет крыльями, как прыгает лягушка.

Для развития мелкой моторики подойдут творческие занятия, пальчиковая гимнастика. Ребенок может похлопать в ладоши, меняя темп и громкость, сжимать и разжимать кулачки, похлопать пальцами по столу. Полезными будут еще такие упражнения:

  • «хождение» по мебели указательным и средним пальцами с постепенным наращиванием темпа и обязательной сменой рук;
  • поочередное перекатывание пальцами мелких предметов: камешков, шариков, бусин;
  • сбор пальцев рук в «щепотку», последующее их разведение;
  • махание в воздухе только пальцами.

Активные игры

В 2 года малыши начинают бегать, осваивают новое, поэтому от активных игр не откажутся. Однако стоит учитывать, что дети быстро устают, поэтому игры нужно чередовать с отдыхом. Можете развлечься со своим чадом на улице или в квартире так:

  1. Бросайте мяч с близкого расстояния в руки – так развиваются хватательные движения, у малыша улучшается управление собственным телом.
  2. Поиграйте в «съедобное-несъедобное» – это поможет улучшить реакцию на внешние воздействия, увеличит познания, что можно кушать, а что нет.
  3. Учите кроху бросать мяч в заданном направлении, подбрасывать вверх, ловить.
  4. Поиграйте в футбол, чтобы малыш попадал по мячу ногой в движении, чередуя то левую, то правую ногу.

Поводы для беспокойства

Разобравшись, что должен уметь ребенок в 2 года, нужно обратить внимание на поведение своего чада. Если малыш не обращает никакого внимания на просьбы, или неадекватно на них реагирует, не говорит, не пытается контактировать с другими детьми – это повод, чтобы обратиться к педиатру или детскому психологу. Странное поведение может быть вызвано с:

  • плохим самочувствием ребенка;
  • воспалительным процессом в зоне внутреннего или среднего уха;
  • симптомами аутизма;
  • задержкой речевого развития;
  • иными медицинскими проблемами, которые можно и нужно устранить в детском возрасте.

Видео

5 голос, средняя оценка: 4,40 из 5

Развитие ребенка в 2 года уже не такое стремительное, как сразу после рождения. Но к этому возрасту дети обрели множество новых навыков. Они ходят и бегают, отлично владеют своим телом, у них неплохо развита мелкая моторика. Малыши сами едят, пробуют одеваться, многие самостоятельно ходят на горшок.

Речь становится богаче, детки начинают говорить короткими предложениями, прекрасно понимают взрослых. Сложности двухлеток связаны с очередным переходным возрастом. Ребенок все больше утверждается, как самостоятельная личность, но детям еще трудно справится со всеми вызовами.

Физическое развитие двухлетнего ребенка

Вес двухлетнего мальчика в среднем достигает 11-14,5 кг, девочки – 10,8-14 кг. Рост – 83,5-93 см и 84-90,4 см соответственно. Окружность головы у мальчиков 47,6 – 50,9 см, а груди – 48,4-54,7 см. У девочек голова в окружности имеет 46,6-50,0 см, грудка – 48,5-54,0 см. Эти показатели не нужно воспринимать, как абсолютную норму, они усредненные. Например, таблица физического развития ВОЗ предлагает большие вариаций по годам и месяцам. Потому отставание может установить только врач, проведя специальные тесты.

Двигается малыш к двум годам уже хорошо. Он ходит и бегает, взбирается на лестницу, поднимается и спускается по ступенькам. Может пятиться задом, кружиться, делать резкие повороты. Дети спокойно припрыгивают через препятствия, могут стоять на одной ноге. Поднимаются на носочки или на цыпочки, чтобы достать нужную им вещь. Переставляют стулья, выкладывают игрушки из ящика, и складывают их обратно. Ребенок может сохранять равновесие на перекладине, копать ногой мячик.

Активно развивается и мелкая моторика. Ребенок в 2 года должен складывать башенки из кубиков, уверенно рисовать вертикальные линии, держать в руках ножницы и резать бумагу. Некоторые дети могут выполнять и более сложные задачи. Большинство в этом возрасте начинают разбирать игрушки на детали. Нельзя за это ругаться за это с детьми, иначе они могут потерять интерес окружающему миру. Не разобрав игрушку, они не смогут понять, как она устроена и функционирует.

Совершенствуются и бытовые навыки ребенка. Он хорошо ест ложкой и не проливает даже суп, пьет из кружки. Многим детям маленькие столики уже не нравятся, они хотят сидеть за большим столом. Малыш сам умывает ручки и личико, пробует чистить зубы. Некоторые дети умеют к двум годам самостоятельно одеваться. Правда у них пока проблемы с застегиванием пуговичек и завязыванием шнурков. Пальчики еще недостаточно развиты, потому родители должны им немножко помогать. Если вы еще не приучили малыша ходить на горшок, самое время начинать. Двухлетним детям уже получается контролировать свои физиологические потребности, они могут учиться ходить в туалет вполне осознанно.

Умственное развитие ребенка

На втором году жизни эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка продолжается. Его сенсорные навыки совершенствуются. Малыш различает около восьми оттенков. Может по образцу подобрать несколько карточек или кубиков одного цвета. Хорошо ориентируется в размерах и формах предметов, может без ошибок сложить фигурки в рамку. Он уже оперирует такими понятиями, как «большой» и «маленький», «высокий» и «низкий», «теплый» и «холодный». Может сортировать предметы по их признакам. Начинают ориентироваться во времени, понимают, что значит «сейчас», «потом», «через несколько минут». Правда более отдаленные временные промежутки пока для детей ничего не означают. Они не ориентируются в понятиях «всегда», «через год» и т.д.

Игры малыша становятся более осмысленными и сложными. Он может построить гараж для машинки, завезти ее туда. Нагружает в кузов кубики и выгружает их. Девочки кормят куклу из ложечки, качают, пытаются одевать ее. Дети активно разговаривают и комментируют свои действия. Любят болтать по детскому телефону, копируя поведение взрослых. Очень важно поддержать в этом возрасте желание крохи помочь вам по дому. Если он хочет вытирать пыль или мыть посуду, дайте ему тряпочку, пусть работает вместе с вами. Игрушки собирайте только вместе с детьми, чтобы приучать их к порядку.

Речь двухлетних детей становится богаче. К концу года ребенок должен знать 200-300 слов. Многие предметы он называет по-своему, но это уже осознанные названия, а не случайные звуки или слоги. Малыши начинают говорить короткими предложениями, пытаются использовать предлоги, прилагательные. Себя детки еще называют в третьем лице. Речевое развитие девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Многие в два годика уже могут повторять за мамой короткие стишки, песенки, говорят довольно большими предложениями, из трех или четырех слов. Тогда как у мальчиков интенсивнее развиваются двигательные функции. Если малыш гиперактивный, говорить он начинает позже, чем спокойные дети. Особо пугаться не нужно, ведь развитие детей индивидуальное. Бывает, что малыши к трем годам срезу начинают разговаривать четко, и большими предложениями. Но если ребенок не начал говорить после трех лет, следует пойти к логопеду.

Пассивный словарный запас у ребенка еще больше, он прекрасно понимает взрослых. Более того, знает какие действия последует после тех или иных слов. Например, когда мама говорит «пошли гулять» ищет одежду, при словах «давай порисуем» начинает вытаскивать альбом и краски. Выполняет довольно сложные просьбы – «положи игрушку в ящик», «помой руки и иди ко мне», «принеси кубики и сложи башенку». Малыш хорошо ориентируется, где лежат его вещи (одежда, игрушки, посуда), может находить спрятанные предметы. Если с детьми разглядывать картинки в книжке, они будут безошибочно показывать их по просьбе родителей.

Усиленно в два года идет развитие памяти. Когда вы идете гулять с детьми, они будут вести вас на уже знакомую площадку. Многие предметы в доме у них ассоциируется с другими людьми. Малыши знают, что куртка папина, а сумочка мамина. Детки к двум годам жизни хорошо запоминают новые материал, короткие стишки, картинки в книжках и даже буквы. Конечно, у каждого ребенка есть свои возрастные особенности, одни разговаривают и учатся быстрее, другие более медленно. Потому советчиком мамы должен быть не форум в интернете, а опытный врач или психолог.

Эмоциональное развитие ребенка и кризис второго года

Эмоциональное развитие ребенка претерпевает не меньшие изменения, чем интеллектуальное. Он все больше осознает свою индивидуальность, утверждает себя, как личность. Многие вещи ребенок хочет делать самостоятельно. Когда ему не дают, впадает в гнев. Приступы гнева – довольно типичное явление для двухлетки. Родители удивляются, почему их милый малыш вдруг стал капризный, часто бывает агрессивен. Они не понимают, как себя вести в таких ситуациях. Часто считают, что неправильно обращаются с детьми, не уделяют им достаточно внимания, допускают ошибки в воспитании.

Нужно понимать, что приступы гнева у ребенка не вина родителей или недостаток воспитания. Он еще не научился контролировать свои эмоции и понимать их. Ребенок испытывает пределы дозволенного и своих возможностей. В такие моменты для родителей важно сделать две вещи – понять, почему ребенок злится, и не раздражатся самому.

Причины гнева взрослым могут показаться совсем мелочными, а для малыша они очень значительные. Но не всегда стоит уступать, хотя слишком строгими с детьми тоже нельзя быть. Надо четко определить для малыша, что «можно», а что «нельзя» и никогда не отступать от этого принципа. Маленький ребенок нуждается в ограничениях, он так чувствует себя в безопасности. Если мама всегда идет у него на поводу, он становится неуверенным в себе, становится еще более капризным и неуправляемым. Ограничений не должно быть слишком много, бесконечное количество запретов детьми просто не воспринимается.

Разговаривать с ребенком нужно, как со взрослым. Если малыш упал на пол, кричит, швыряет игрушки, но еще не впал в истерику, постарайтесь с ним поговорить. Присядьте рядом, постарайтесь вполне взрослыми фразами и аргументами объяснить, почему не можете выполнить его просьбу. Отвлечь малыша другими делами в этом возрасте получается все реже, через некоторое время он опять возвращается к своим требованиям. Годам к четырем проблема проходит. Если агрессивное поведение сохраняется, необходима консультация психолога, который имеет опыт работы с такими детьми.

Взаимодействие с другими людьми у двухлетки более активное. Он четко различает, чем может заняться с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Малыш становится хитрым, он понимает, что от кого можно требовать, на кого действуют его капризы, а на кого не очень. С чужими людьми кроха по-прежнему ведет себя настороженно, молчит, прячется за маму. Есть и более общительные дети, которые быстро идут на контакт с незнакомцами, все зависит от характера. Другими детьми ребенок интересуется, но их взаимодействие по-прежнему слабое. Скорее всего малыши будут играть рядышком, время от времени забирая друг у друга игрушки, могут даже подраться. Если ребенок жадничает, не слишком охотно играет с другими, переживать не стоит. Настоящее взаимодействие между детьми начнется лишь через несколько месяцев, ближе к трем годам.

Режим и питание ребенка

Двухлетний ребенок уже хорошо пережевывает пищу, у него есть почти все молочные зубы, потому детское питание можно разнообразить. Мяско дают не только в перемолотом виде или в виде паровых котлеток, но и кусочками. Лучше всего его тушить или запекать в духовке с разными соусами. Деткам уже можно давать нежирную свинину, баранину, а вот с уткой и гусем стоит подождать. Основу мясного рациона должна составлять говядина или телятина, курочка, кролик, индейка. Оптимальное суточное количество мяска – 90 грамм. Рыбка тоже полезна малышу, дают ее дважды в неделю, приблизительно по 90-100 грамм. Копченое мяско не рекомендуется, зато к двум годам в рацион вводят мучные изделия, блинчики, оладушки.

Овощи должны составлять основу меню. На их основе варят супчики, делают пюре, салатики, запеканки. Полезными для ребенка будут тыковка, кабачок, морковка, картошка, брокколи, цветная капуста, салат и шпинат, можно добавлять баклажаны. Фрукты и ягодки, содержащие витамины, кроха должна есть каждый день. Разрешены практически все, с осторожностью дают лишь клубнику и цитрусовые, так как на них может быть аллергия. А вот с конфетами шоколадом и сладостями стоит подождать до трех лет. Не утратили своей актуальности и каши. Их нужно делать вязкими, жидкость и крупу смешивают в соотношении 3:1. Если малыш не любит есть кашки, делайте из них котлетки наполовину с мяском, или запеканки с овощами. Молока и кисломолочных продуктов ребенок должен выпивать приблизительно 600 грамм в сутки. Пить малышу можно давать соки разбавленные, компот, чай, мусс из ягодок.

Вот приблизительное дневное меню для ребенка, которому два годика:

  • Утренний прием пищи. Кашка рисовая с курагой, творожок, хлебушек с маслом, чай.
  • Обед. Салатик овощной из огурчика и зелени, супчик фасолевый с морковкой и картошкой, зразы из картошки, фаршированные мяском, яблочный кисель.
  • Полдник. Банан, йогурт, сухое печенье.
  • Вечерний прием пищи. Котлетка из индейки, цветная капуста тушенная, пюре из ягодок (клубнички, черники, земляники), детское молочко, хлебушек с маслом.

Спит ребенок в два года ночью около 9-10 часов, днем – 2-3 часа. В этом возрасте малыш уже переходит на одноразовый сон, период дневной активности длится около 4-5 часов. Дети еще могут просыпаться ночью, особенно если день выдался насыщенным и нервная система перевозбуждена. Если такое случается регулярно, малыш подолгу капризничает, потом вялый целый день, нужно посоветоваться с врачом. Очень важны для двухлетнего ребенка прогулки. В теплое время года его нужно выводить на улицу утром и вечером на 2-3 часа. Зимой прогулки с детьми должны длиться не менее часа. Купать кроху нужно каждый вечер, в ванную обязательно положите игрушки, учите понемножку его мыться самостоятельно.

Гимнастика с ребенком двух лет

Физические упражнения и дальше должны проходить в виде игры, но они могут быть более разнообразными. Полезной ребенку будет гимнастика. Подготовьте план занятия, возьмите мячик, кубики, палку, доску, лесенку (хорошо если в комнате есть шведская стенка). Первое упражнение с детьми – ходьба по наклонной плоскости. Положите доску одним концом на пол, а другим на возвышение. Помогите малышу подняться и спуститься по ней. Дальше перейдите к занятиям с палкой. Ребёнок ложится на коврик, вы просите дотянуться его ножками к палке, которая размещена горизонтально на уровне его груди.

Разложите слева от малыша кубики, попросите его переложить их на правую сторону. Поиграйте с мячиком, сначала перебрасывайте их друг другу, затем предложите крохе попасть мячиком в цель, например, в коробку. Помогите малышу взобраться и спуститься по стремянке или шведской стенке. Все упражнения стоит повторять 4-6 раз, занимайтесь с ним, пока он воспринимает урок, как игру.

Если ребенок жалуется, что устал, гимнастику нужно прекратить. Делайте гимнастику под музыкальное сопровождение, так детям веселее заниматься, и они будут дольше проявлять интерес к физическим упражнениям. На улице попробуйте побегать с ним, поиграть в догонялки. Меньше возите карапуза в коляске, пускай он на прогулке шагает пешком, сам толкает свой «транспорт». Стимулируйте его игры с другими детьми, тогда малыши больше двигаются и лучше физически развиваются.

Занятия на умственное и сенсорное развитие ребенка

В 2 года интеллектуальное развитие ребенка позволяет с ним уже серьезно заниматься. Важно уделить внимание развитию речи, сенсорики, логики у ребенка. Для этого можно выбрать одну из методик раннего развития, или просто регулярно заниматься с малышом. Для совершенствования речевых навыков очень важно читать с детьми книги, заучивать стихи. Для того, чтобы выучить стихотворение, сначала прочитайте его несколько раз, затем попросите малыша повторять последнее слово в строчке. Прочитайте одну строчку, а вторую попросите ребенка продекламировать самому вторую. Многим детям проще петь, чем рассказывать стишок, потому попробуйте разучивать с малышом песни. Комментируйте свои действия, называйте окружающие предметы и картинки в книжке, чтобы ребёнок к двум годам лучше пополнял свой пассивный словарный запас.

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

Чему учится

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в . Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

Развитие ребенка в 2 года не имеет каких-то канонов и шкалы, относительно которой можно оценивать способности малыша, темпы его роста и формирования. В первую очередь необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента, который, несомненно, уже проявляется.

Ребенок этого возраста проделывает титанический труд при освоении мира и умеет уже очень многое. На что способен двухлетний кроха? Может играть в прятки и задавать простые вопросы; залезать на стул и открывать дверь, поворачивая ручку; листать книгу и складывать матрешку; кормить куклу и без помощи взрослых есть и пить; называть свое имя и показывать на пальчиках, сколько ему лет; различать основные цвета и геометрические фигуры; правильно называть домашних животных и строить башни из кубиков; надевать штаны (порою на голову) и снимать варежки и еще много других полезных дел. Также двухлетний малыш пробует взаимодействовать со сверстниками на детской площадке. Не обходится без первых конфликтов и ссор. Ведь первый психологический кризис не за горами.

Особенности физического развития

Наиболее интенсивный скачок роста наблюдается у детей до года. Затем набор веса и рост до 3 лет немного замедляется, но все-таки, по сравнению с другими возрастными периодами, считается прогрессивным.

  • Двигательные навыки. Возраст от 1 до 3 лет в психологии называют «ходячим детством». Главный навык этого периода - хождение. С точки зрения физиологии - это настоящий прогресс в крупной моторике. С точки зрения психологии - не меньшее открытие новых возможностей для познания окружающего мира.
  • Координация движения. В 2 года дети обычно уже уверенно ходят, бегают, прыгают, поворачиваются, наклоняются, изменяют направление движения, ходят задом, осваивают подъем и спуск по лестнице. Для равновесия малыши часто двигаются, растопырив руки. Также при быстром движении им бывает трудно остановиться. Нужно быть готовым, что малыши в этом возрасте часто падают. Это связано с неразвитой координацией движения. Неловкость движений у детей сохраняется вплоть до подросткового возраста.
  • Пропорции тела. Центр тяжести у малышей 2 лет смещен вверх. Это объясняется слишком длинным туловищем и руками, но короткими ногами. Живот у маленьких детей выпячивается вперед, спина прогибается назад. Такая конституция объясняется объемом внутренних органов, которые не помещаются в брюшной полости, и считается нормой. Также у малышей по сравнению с туловищем большая голова. Это также считается анатомической возрастной нормой. Форма и размер головы нередко связана с наследственностью.
  • Особенности скелета и мышечной массы. Кости скелета мягкие и податливые, в них много хрящевой ткани. Процесс окостенения не завершен, но кости черепа и хребта уже довольно крепкие. В два года у ребенка еще остаются пухлые щеки, ямочки в локтевых и коленных сгибах, складки на руках и ногах. Но постепенно при активном физическом развитии жировая ткань замещается мышечной.
  • Вес ребенка в 2 года. В этом возрасте малыш по норме должен весить 1/5 часть массы тела взрослого человека. Но понятия нормы могут варьироваться, учитывается рост и наследственность. Средний показатель нормы веса у мальчиков - от 12 до 13,5 кг. Средний показатель нормы веса у девочек - от 11,5 до 13 кг. Важно уже в таком возрасте обращать внимание на проблему избыточного веса у детей. Диетологи утверждают, что накопленное в младенчестве количество жировых клеток сохраняется в течение всей жизни. И если в детстве был перебор веса - вероятно, он повторится в другой период. При выраженном нарушении веса (перебор и недобор) ребенок наблюдается у эндокринолога. Основная причина избыточного веса: переедание, углеводная, жирная пища, малоподвижный образ жизни, реже - проблемы с обменом веществ. Каким должно быть питание ребенка в 2 года, читайте в другой нашей статье.
  • Сон ребенка в 2 года. У каждого ребенка - свой биологический ритм, который со временем встраивается в ритм семьи. Очень важно, чтобы не произошел обратный процесс: семья подстраивается под ритм ребенка. Невозможно и нелогично укладывать малыша спать согласно рекомендуемым таблицам и нормам. И все-таки такие ориентировочные цифры существуют. У большинства детей этого возраста сохраняется дневной сон, его средняя продолжительность - 2 часа. Ночной сон должен быть не менее 10 часов. На качество и продолжительность сна могут влиять питание, образ жизни, погодные условия, климат, темперамент.
  • Рост ребенка в 2 года. На рост ребенка влияет климат, питание, физические нагрузки, экологическая обстановка. Но главный фактор - это все-таки наследственность. Средний показатель роста мальчика в 2 года: от 84 до 89 см. Высоким считается малыш, у которого отметка роста превышает 95 см. Средний рост девочки в 2 года немного ниже: от 83 до 87,5 см. О тенденции отставания или патологическом быстром росте может судить только специалист после ряда обследований. В первую очередь нужно проконсультироваться с эндокринологом.

Игры и упражнения для физического развития

Как физически развивать ребенка в 2 года? Следовать двум важным принципам - простота и использование подручных средств. Детям не нужны сложные упражнения или какая-то специальная гимнастика. Необходимо создать безопасные условия для активной игры.

  • Спортивный инвентарь. Большие и маленькие мячи, кегли, палки, обручи, скакалки, веревки - помощники для организации детских игр. На детских площадках двухлетние малыши активно покоряют горки, лестницы, бревна, качели. В домашних условиях - это могут быть предметы мебели, шведская стенка, коробки различного размера.
  • Игры с мячом. В 2 года ребенок еще не умеет ловить мяч, да и сильные бросковые движения пока что даются с трудом. Но этот предмет остается одной из первых игрушек для физического развития 2 летнего ребенка. Мяч можно перекатывать, пинать, за ним можно бегать, на него можно ложиться и т.д.
  • Подвижные игры. Их можно использовать дома и на прогулке, в дуэте с мамой и с приятелями по песочнице. Важно, чтобы ребенок осознавал элементарные правила игры. Лучше в этом возрасте - показать пример, продемонстрировать. Во время подвижных игр можно использовать элементы с заданиями: найди, спрячь, брось предмет, спрячься сам, найди маму, мягкую игрушку и т.д. В этом возрасте детям нравятся игры с преодолением препятствий, в сопровождении хлопков, музыки, потешек. Также малыши любят игры-имитации (показать животное и его повадки, движение транспорта).
  • Веселая зарядка. Детям полезны упражнения с вытягиванием («Достань солнышко!»), приседания, прыжки. Хождение на носочках и на пятках - хорошая профилактика для плоскостопия. В этом возрасте малыш способен сделать такие элементарные упражнения: «ножницы» ногами в положении лежа на спине, «мостик» (только спиной, а не животом вверх), «кошка» (прогибать спину, стоя на четвереньках).

Несмотря на неутомимый заряд бодрости, у двухлеток быстро садятся батарейки. Поэтому не рекомендуется физическое переутомление. Активные игры нужно чередовать с пассивными, развивающими. В этом возрасте для малышей может быть утомительной длительная ходьба. Тем не менее ленивцев, которые любят гулять в коляске, нужно приобщать к пешим прогулкам.

В два года ребенок настолько подвижен, что за ним нужен глаз да глаз. Необходимо подумать о мерах безопасности: тяжелые, горячие, острые предметы, лекарства, бытовую химию нужно убрать с поля зрения маленького исследователя. Опасность падения с высоты (ступени, горка, лестница) и получение травм во время движения в этом возрасте значительно повышается. Оставлять без присмотра на прогулке и во время активных домашних игр ребенка такого возраста нельзя.

Психоэмоциональное развитие

Чем занять ребенка в 2 года? Поле деятельности настолько широкое, что может растеряться не только малыш, но и его родители. Поэтому психологи рекомендуют следовать таким правилам:

  • развивающие игры должны соответствовать возрасту;
  • их освоение должно быть постепенным и кратковременным;
  • нельзя перегружать малыша методиками, упражнениями, заданиями;
  • активные игры нужно чередовать с пассивными;
  • перед сном уменьшать эмоциональную нагрузку, поэтому рекомендуется чтение (просматривание) книжек, слушание музыки, песен;
  • если у ребенка что-то не получается, нужно ему помогать;
  • проявлять терпение, эмоциональную уравновешенность, если малыш что-то делает не так;
  • не принуждать его к развивающим играм, а только предлагать их в качестве игры;
  • хвалить малыша, если у него что-то получается.

Мелкая моторика

Интеллектуальное и речевое развитие ребенка 2 лет тесно связано с развитием мелкой (тонкой) моторики. Двигательные и речевые центры находятся в головном мозге рядом. Если стимулировать работу пальчиков, навыки речи и мышления будут развиваться быстрее. Какие упражнения можно применять для развития мелкой моторики?

  • Использование мелких предметов. Можно использовать пуговицы, фасоль, большие бусины, грецкие орехи. Эти предметы можно перекладывать, собирать, нанизывать. При работе с мелкими предметами необходимо помнить о безопасности. Можно нашить на кусок ткани пуговицы разных размеров и бусины, чтобы малыш их вертел в руках, но в рот не тянул.
  • Рисование и лепка. В этом возрасте уже смело можно рисовать пальчиковыми красками на бумаге. А можно попробовать рисовать на мелкой крупе или песке. Также понемногу стоит приобщать малыша к лепке при помощи специальной массы или соленого теста, которое легко приготовить в домашних условиях. Если у ребенка пока ничего не получается, лучше дать ему задание - «месить тесто», что хорошо развивает мелкую моторику.
  • Игры-шнуровки. В период с 2 до 3 лет - увлекательное занятие даже для самых непоседливых малышей. Придумала эту замечательную игрушку для развития мелкой моторики Мария Монтессори - знаменитый итальянский педагог и врач. Можно сделать игру-шнуровку своими руками: достаточно в плотном картоне проделать отверстия и дать малышу в руки толстый шнурок. Кроме мелкой моторики, такая игрушка развивает логику, глазомер, сенсорную координацию.
  • Пальчиковые игры. Чем занять ребенка 2 лет? Пришло время для пальчиковых игр. Они будут интересны малышу и в 2 года, и в 4, и в 6 лет. Для самых маленьких образы предметов, птиц и животных должны быть простыми и узнаваемыми. Можно приобрести книгу о пальчиковых играх и освоить это мастерство. Сопровождать пальчиковые игры можно потешками, стихами, выдуманными сказочными историями.

В последнее время дети все больше познают окружающую действительность глазами и ушами, но нельзя забывать о развитии чувства осязания. Руки - уникальный инструмент для познания мира. В этот период желательно предлагать ребенку как можно больше тактильных ощущений.







Развивающие игрушки

Игрушка для малыша в два года приобретает новый, значимый смысл. В этот период начинает развиваться воображение, поэтому игрушкой может стать лоскуток, палочка, коробка, крышка от кастрюли, скалка, любой доступный предмет быта. Двухлетнему малышу уже нужны такие игрушки, с которыми можно проводить различные манипуляции: открыть, закрыть, собрать, разложить, перевернуть, покрутить, бросить, покачать, нажать.

Игрушка у малыша ассоциируется с исследованием. Поэтому для этого возраста наиболее подходят: игры-шнуровки, пирамидки, сортеры с контурами животных и геометрических фигур, деревянные рамки-укладки, кубики, конструктор с крупными деталями и другие развивающие игрушки. Дети в 2 года также любят музыкальные и мягкие игрушки.

Сюжетно-ролевые игры

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры наиболее близки детям в 4-5 лет. Тогда будут задействованы куклы, машинки, дома, фигурки животных, кубики, мягкие игрушки и много других предметов. А пока что без помощи взрослых малыш не обойдется. Задача всех сюжетно-ролевых игр - моделирование ситуации, которая одновременно будет обучающей и увлекательной. Это занятие помогает в социальной, коммуникативной адаптации, учит правилам общения с людьми и, конечно, развивает фантазию. Любые действия из реального мира можно воссоздать при помощи игрушек и подручных предметов: кормить и укладывать спать куклу, лечить мишку и т.п. Больше всего малыши любят сюжетно-ролевые игры, где проигрываются семейные взаимоотношения (папа, мама, дети, бабушки, дедушки). В этом возрасте дети с удовольствием копируют взрослых.

Развитие речи

Речевое развитие детей 2 лет сопровождается богатой мимикой и жестами. Это важная часть эмоционального включения в речь. Словарный запас в этот период активно пополняется. Дети многое понимают, но выразить словами свои мысли могут пока простыми предложениями, с нарушением синтаксических конструкций. В этом возрасте малышам свойственно переставлять слоги в словах, терять звуки, перекручивать слова, заменять их своими «синонимами», которые подчас не могут разобрать даже родители. Если к двум годам ребенок не заговорил или говорит с большими дефектами, это не считается отклонением от нормы. Какие советы можно услышать от логопедов?

  • Нужно как можно больше читать малышу, разговаривать с ним.
  • Полезно делать массаж рук, играть в пальчиковые игры и развивать мелкую моторику.
  • Не надо спешить исправлять малыша, если он говорит неправильно.
  • С детьми нужно говорить немного громче и медленнее, чем обычно.
  • Важно подключать эмоции в речи, выразительные интонации.
  • Не надо сюсюкать, искажать слова, важно подавать пример и говорить с четкой артикуляцией.
  • Можно в игровой форме делать артикуляционную гимнастику: высовывать язык, вытягивать губы трубочкой или широко открывать рот.
  • Залог хорошей дикции - правильное дыхание; можно дуть на вертушку, складывая губы трубочкой, но не надувать щеки.
  • Хорошо развивается речь при помощи пения; можно слушать детские песенки, разучивать их и петь вместе.

Особенности поведения

Наступает момент, когда родители впервые могут возмутиться: «ребенок в 2 года не слушается». Почему так происходит? Откуда берется непослушание? Как минимум есть две причины, которые лежат на поверхности.

  • Ошибки в воспитании. Психологи отмечают тенденцию излишней «демократизации» подходов в воспитании. Сейчас в моде методики раннего развития, психологические тренинги, которые учат родителей осознанному воспитанию. Гуманное и уважительное отношение к ребенку как к личности должно присутствовать, но при этом родителям нельзя терять свои личностные границы и волю. Ограничения, строгость и запреты должны быть, без них не обойтись и в 2 года. Но излишняя строгость одного или обоих родителей также может повлечь за собой реакцию протеста.
  • Приближение возрастного кризиса. Поведение ребенка в 2 года может резко измениться. Был улыбчивым и спокойным ангелочком, стал - капризным плаксой и упрямым бунтарем. В 3 года дети переживают свой первый личностный кризис. В этот период требуется терпение и особая внимательность к малышу. В трудных ситуациях стоит проконсультироваться с психологом.

Как вести себя с непослушным, капризным малышом?

  • Убрать зрителей. Это условие хорошо срабатывает во время детских истерик с воплями и катанием по полу. Чем меньше глаз, тем слабее драматическая сцена. Игнорирование - хороший способ повлиять на маленького манипулятора. Уже в этом возрасте дети прощупывают личностные границы родителей и проверяют широту своих возможностей.
  • Переключение внимания. Один из самых действенных методов, именно у маленьких детей. Дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой. А иногда нужно дать им покричать и поплакать. Таким способом незрелая нервная система сбрасывает накопившееся напряжение. Этот метод хорошо работает не только у детей, но и у взрослых.
  • Наказание. Некоторые специалисты считают, что наказывать детей в таком возрасте нельзя, можно только объяснять словами и вербально проявлять свое недовольство. Другие, наоборот, выступают за то, чтобы наказания были. Только важно придерживаться правил: наказывать сразу, не откладывая на потом («вот придем домой, я тебе покажу!»), не журить дважды за один плохой поступок, не унижать, не шлепать в гневе (обычно все именно так и случается), не отчитывать в присутствии посторонних. Важно также, чтобы ребенок осознавал, почему его наказали. Не менее важно делать акцент на том, что не ребенок плохой, а его поступок.
  • Последовательность. Это важный принцип при воспитании детей любого возраста. Приучать к нему малыша нужно с раннего детства. Часто дети не могут понять, как им правильно поступать: вчера мама запретила залезать на лестницу, а папа разрешил; у бабушки можно есть конфеты, а дома нельзя; вчера погладил на улице собаку, а сегодня поругали за это. Родителям, бабушкам и дедушкам порою трудно договориться между собою. Их непоследовательность, импульсивность приводят к тому, что малыш теряется, обижается, сопротивляется новым запретам.
  • Договоренность. Обычно капризы начинаются, если малыша к чему-то принуждают, а он не хочет этого делать. Или, наоборот, он на чем-то сильно настаивает, а ему не разрешают. Такие ситуации психологи рекомендуют предупреждать. Желательно малыша ознакомить с планом действий, а не ставить его перед фактом. Полезно привлекать ребенка к помощи, таким путем можно переключать его внимание, направлять его энергию в позитивное русло.

Конкретного рецепта от упрямства и своенравия нет, потому что нет одинаковых детей. Причины непослушания часто кроются во внутрисемейных отношениях. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одной педагогической методики, и ребенок не оказался между «нельзя» и «можно», «плохо» и «хорошо».

Физическое развитие ребенка в два года чрезвычайно важно. Поэтому следует ежедневно обогащать двигательную активность малыша, включать подвижные игры, зарядку, прогулки. Не менее важно интеллектуальное, психоэмоциональное развитие крохи. В этот период стоит обратить внимание на игры, развивающие мелкую моторику, речь, воображение, коммуникативные и социальные навыки.

Распечатать

Кризис двух лет

Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

"На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".

С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

Обойти препятствие

Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

Загрузка...
Top