История похищения черного камня из мекки. Кааба и черный камень Камень из рая

Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») - это мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Заповедной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Внутри него есть черный камень. Тот самый камень, который стремятся целовать паломники. Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ - аль-хаджар аль-асвад) - это камень прощения, согласно легенде, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Согласно преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня. По одной из версий, это метеорит.

Дословно слово «Кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб». Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как «Байт аль Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом». Высота Каабы составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован черный камень. Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисуах. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы».

По мусульманским преданиям первое здание или палатку над черным камнем построил пророк Адам, а собственно первую Каабу построил его сын Сиф. После потопа во времена Ноя постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму. Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения Ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Около них приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - люди, исповедовавшие единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану - потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и Мухаммад принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Мухаммад. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем он взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой ее видел Мухаммад, на основании, заложенном Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: «Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для ее восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей». Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того хотел Мухаммад. В Каабу был включен Хатем (Хатем – полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в нее света; — опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами. Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.

В 74 году Хиджра (или в 693 г.) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдула Малика бин Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими: — он уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — он отделил Хатем; — он замуровал западную дверь (до сих пор заметны ее следы), но оставил восточную; — разрушил стену, окружавшую Хатем; — убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы; — уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра). Когда Абдул Малик бин Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам Мухаммадпожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком ее построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее построил Абдул Малик бин Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ. В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены. Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами. Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Черный камень Каабы, как уже говорилось выше, по преданиям упал с неба еще во времена Адама - по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Ученые же считают Черный камень Каабы метеоритом, хотя существуют и иные точки зрения. Он не может быть ни железным метеоритом, исходя из его трещин, ни каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Аналогичные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта или агата. Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

В 1980-м году Elsebeth Thomsen предположила, что Черный камень ударной природы (расплавленный песок смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Существенная проблема, противоречащая этой теории состоит в том, что судя по нескольким измерениям кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя существуют также измерения, утверждающие что возраст кратера 6400 +/-2500 лет. Кратер в Вабаре (в действительности их, по крайней мере, три раскиданных на площади около 500 на 1000 метров — 116, 64 и 11 м в диаметре) — место уникальное и заслуживает отдельного рассказа о себе. На площади пол квадратных километра, полузасыпаны песком множество обломков черного стекла, белых камней из спёкшегося песка и железных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида («железные предметы»). Железные камни, найденные в окрестности кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые черным налетом пустынной копоти. Самый большой кусок железа и никеля — так называемый Верблюжий Горб — был найден экспедицией 1965 г и экспонируется сейчас в Королевском Университете в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусок метеорита, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

В коране существует рассказ о царе по имени Аад, который насмехался над пророком Аллаха. За нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесшим на крыльях ураган. Когда английский исследователь Harry St. John Philby («Абдулла»), поехал в запрещенный Пустой квартал, он полагал что увидит место где находился этот легендарный город, который в его варианте был назван Вабар. Он не нашел потерянный город, зато увидел место, где несомненно произошел катаклизм, связанный с падением метеорита. Судя по тому следу, который он оставил, энергия, выделившаяся при падении была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, сравнимому со взрывом в Хиросиме. Это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу Землю за время ее существования. Но Вабар занимает особое место в исследовании метеоров. Почти все известные столкновения происходили с твердыми скалистыми поверхностями, или с твердыми поверхностям, покрытыми тонким слоем земли или воды. Падение в Вабаре, наоборот, произошло в середину самого большого в мире непрерывного моря песка. Сухое изолированное место, оно представляет собой идеальное естественное хранилище, простое для изучения его геологической структуры. Более того, это одно из всего 17 известных мест среди почти 160 известных ударных структур, которые до сих пор содержат упавший метеорит. Является Черный камень Каабы осколком этого самого метеорита? Вполне возможно.

Метеоритам поклонялись как богам в разные времена. Один такой священный камень был обнаружен в 1808 г, когда группа исследователей обнаружила кусок металла весом 742 кг недалеко от Красной реки в центральном Техасе. Индейцы пауни поклонялись этому метеориту, считая его способным исцелять людей, и совершали периодические паломничества к нему. Исследователи, полагая, что он из платины, вернулись в город запастись провизией и снаряжением. Жажда наживы поссорила людей и они разбились на две соперничающие группы, каждая из которых пыталась первой завладеть сокровищем. Первая группа второпях не взяла должного количества лошадей для перевозки груза и лишь пыталась спрятать кусок «платины» под плоским камнем. Через несколько дней вторая группа разыскала спрятанный метеорит и повезла его по направлению к Красной реке. В течении долгого пути на них постоянно нападали доведенные до отчаяния индейцы. Метеорит на лодке был доставлен на лодке в Новый Орлеан, а затем в Нью Йорк. Benjamin Silliman из Йельского университета определил его кометную природу по содержанию никеля. В этом университете он сейчас и находится.

Другой пример находился в храме Артемиды в Эфесе — одного из семи чудес Света в древности. Большой, конической формы метеорит был центральным идолом в храме. Изображение Венеры на Кипре было также сделано из метеорита. Археологи обнаружили метеориты в кирпичном алтаре в гигантских курганах в Огайо (США). Другой пример — железный метеорит весом больше 1.5 тонн был обнаружен в подобном лабиринту древнем храме в Casas Grandes (Мексика), обернутый в грубую ткань. В 1853 г метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, был провозглашен богом племенем Уаника. Однако последовавшие затем голод и резня, устроенная масаями, привела к разочарованию поклонников этого камня. 2-го декабря 1880 г 3-х килограммовый метеорит упал к ногам двух браминов недалеко от Андры (Индия), которые сразу провозгласили себя министрами «чудодейственного бога», тем самым привлек к себе до 10000 паломников в день. 14-го августа 1992 г десятки камней упали на африканский город Мбале в Уганде (Sky&Telescope: June 1993, p.96). Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы богом для избавления от СПИДа.

Один из этих камней:

В 205 г армия Ганнибала из Карфагена вторглась на территорию Священной Римской империи, занимаясь в течении нескольких лет грабежами. Один из наиболее интенсивных в то время метеорных потоков, напугал римских судей, которые проконсультировавшись с книгами Сибиллины, предсказали возможность защиты от Ганнибала странным для нашего времени способом. Все что требовалось для этого — привезти в Рим священный камень, олицетворявшим «мать богов». Это был большой метеорит конусообразной формы, который хранился в замке Пессинус в центральной Турции. К королю Атталусу была послана пышная римская делегация с просьбой отдать священный камень. Король дал согласие только после землятресения, которое посчитали знамением. Вскоре он был доставлен на корабле в Рим и помещен в храм Победы. Возможно, «мать богов» оказывала моральную поддержку римлянам, вскоре изгнавшим Ганнибала из Италии, а затем захватившим Карфаген. В благодарность римляне построили специальный храм на Дворцовом холме, где метеориту поклонялись в течении 500 лет. Затем о нем забыли. В 1730 г н.э. его, по-видимому, вынули из часовни и метеорит затерялся.

В истории были еще факты поклонения черному камню. Для примера можно привести поклонение богу Солнца, называемого по-разному: Аполлон, Гелиос, Сол или Элагабул. Культ сирийского бога Солнца Элагабул был известен в Риме задолго до времен царствования Юлия Цезаря, но наибольшее распространение получил во времена царствования Римского императора Марка Аврелия Антония. Центром поклонения богу Солнца был Черный камень в Эмесе, представлявший собой большой конусообразный метеорит. Впоследствии он был перевезен в Рим, где было построено два великолепных храма в честь него. Сам император Антоний проводил ежедневные службы в честь бога Солнца. Усыпанные драгоценностями служители приносили в жертву многочисленных быков и овец, и танцевали с сирийскими девушками вокруг Черного камня. Специальная колесница, украшенная золотом и жемчугом, ведомая четверкой больших белых коней, перевозила камень из одного храма в другой. Никто из смертных не имел права сидеть в этой колеснице, управлял лошадьми сам император, пятясь назад, чтобы видеть все время своего бога, которого олицетворял Черный камень. В те времена, поклонение метеориту было официальной религией Римской империи. Напоминает некоторые обряды Каабы. Все авраамические религии многое заимствовали друг у друга, а также в них просто пересказываются истории древних мифов. Поклонение черному камню тоже существовал задолго до ислама. Этот обряд немного в иной форме перешел в ислам. Далее я приведу некоторые сравнения атрибутов ислама с другими религиями.

Это Анк — жизнь — иероглиф Египта, составленный из женского и мужского символов.

В Каабе в Мекке хранится символ Богини Матери доисламких аравийцев. Kaaбу также называют «Бейт аль Харам» (священный дом). Кааба — Кибела — Kупaлa — Кумбaлa — Хумбaлa.
Kaaбa с ее символами задолго до Мухаммеда находилась под защитой племени Курайш.

Этому же символу поклоняются и в Индии. Ёни:

Во многих индийских храмах поклоняются фаллосу в Ёни, как символу:

Эти символы также сохранились и в Исламе. Паломники Мекки посещают долину Мина, чтобы бросить камень в Столб Шайтана:

Этот символ очень похож на символ Рыбы. Символу рыбы поклонялись ранние христиане. Этот символ до сих находит свое отражение в христианской символике.

Сравним с этим:


Символ на переднем плане и на голове Шивы.

В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и маленькие.

Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога». Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.

Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».

Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.

Но почему именно Мекка считается киблой – стороной, куда должна быть направлена молитва мусульман и обращен михраб – священная ниша в мечети, где бы эта мечеть ни находилась? Ведь казалось бы, что молитва Аллаху должна возноситься на небо.

К Мекке обращали свои взоры еще древние арабы, потому что их языческие боги тоже находились в Каабе. Этот храм был подлинным пантеоном богов и мог удовлетворить все запросы. В нем было сосредоточено около 360 различных идолов и скульптурных изображений обожествляемых лиц. Среди них – арабские боги Илат, Узза, Хубал и другие; ассиро-вавилонские Мардук, Ассор, Син, Самас и Астарта; еврейский патриарх Авраам и Дева Мария с младенцем-Христом на руках.

По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю.

Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму) плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем отпечатки ног своего праотца.

В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира.

Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.

Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.

Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.

С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима) – киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке, покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог подниматься или опускаться.

Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы, наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.

По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место, между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.

«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.

Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж – посетить Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным, порой даже опасным. Хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и для обеспечения семьи до возвращения паломника. Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень тяжелым наказанием на том свете, а пренебрегших этим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, выполнившим хадж обещается полное отпущение грехов, совершенных до того времени, и совершившие это паломничество с гордостью носили свои белые чалмы – знак хаджа.

В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был найти себе матвафа – проводника, который обеспечит паломнику не только ночлег и пищу, но и будет следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв. В процедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.

В основе хаджа лежит таваф – семикратное обхождение вокруг Каабы. Это шествие символизирует божественный порядок, согласно которому все существа подчинены единому центру – солнечной системе, воплощенной в боге. Во время обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть перед Аллахом имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.

Другой ритуал – «сай» – обязывает паломников семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Сай – это повторение мучительных метаний Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды.

На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь к холму, все паломники молятся и непрестанно восклицают: «Ляббайк!» («Повинуюсь тебе!»). В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести ночь, и только посетившие этот холм паломники получают титул «хаджа».

Точное время возведения Каабы неизвестно, равно как непроверенными являются сведения о людях, которые строили святыню. Некоторые источники утверждают, что здание появилось еще во время жизни первого человека на планете – Адама – он фигурирует в качестве создателя храма. Затем Каабу разрушил Всемирный потоп и место, где она находилась было забыто. После потопа восстановлением занялись пророк Ибрагим и его сын Исмаил. Существует легенда о том, что им помогал архангел Гавриил, который рассказал о полной схожести отстроенного храма и здания, созданного Адамом.

Исмаил приносил камни для строительства, а Ибрагим строил будущую святыню. Когда стены «священного дома» были построены, то Исмаил поднял один камень для Ибрахима, чтобы тот встал на него и продолжил строительство Каабы. На этом камне до сих пор сохранились отпечатки ног пророка.

Кааба была уже почти готова, когда обнаружилось, что не хватает еще одного камня, чтобы закончить строительство. Исмаил ушел искать подходящий камень, но вернувшись, обнаружил, что тот уже был найден его отцом Ибрагимом. Сын поинтересовался, где же отец смог раздобыть этот камень. Тогда Ибрагим ответил, что ему его принес ангел Гавриил прямо из Рая. Этот камень стал самым знаменитым в Каабе. Речь идет, конечно, о Черном камне. Заложив его, пророки закончили строительство Каабы. Когда здание было закончено, оно стало первой мечетью на земле.

Согласно данным различных источников, Кааба затем реконструировалась от 5 до 12 раз. Среди причин последующих разрушений здания историки указывают потопы и пожары. Наиболее известная реконструкция «священного дома» случилась при жизни пророка Мухаммеда (в то время он не был пророком). Тогда своим правильным решением он спас арабские племена от кровопролитной бойни. Спор был о том, кто же вставит после реконструкции Черный камень в сооружение. В итоге, было решено, что сделать это должен Мухаммед. Но старейшины все-таки спорили за право нести камень к Каабе. Тогда будущий пророк предложил положить камень на плащ, а старейшинам взяться за его концы. Это разрешило спор, которому, казалось, не будет мирного решения.

Именно во время этой реконструкции изменилась форма Каабы с прямоугольной на кубическую. Курайшиты твердо решили использовать для реконструкции «священного дома» только чистые деньги, для пожертвований не принимались средства от проституции, грабежа, азартных игр, ростовщичества и тому подобного. Но оказалось, что люди в то время настолько погрязли в грехах, что не смогли собрать нужную сумму чистых денег и мечеть пришлось укоротить.

Несколько раз осуществлялись попытки вернуть Каабе первоначальную форму, но последующие правители вновь возвращали кубическую. Спустя время было решено не играть со священным сооружением и оставить его таким, как есть. Последний раз храм был отстроен в I веке н.э. и сохранился до наших дней без особых изменений в конструкции. Однако косметическая реконструкция для этого здания проводится раз в несколько столетий, но она не затрагивает форму сооружения. Последняя реконструкция была проведена в 1996 году.

Толпы верующих

Кааба стала главным святилищем для людей, населявших Аравийский полуостров. Они были убеждены, что храм является Божьим домом, и совершали к нему паломничества. Именно эта святыня прославила Мекку, которая ныне является главным центром мусульман.

Конструкция и оформление храма

Святыня стоит на мраморном основании, её углы сориентированы четко по сторонам света. Профессор географии Каирского университета Хусейн Камалуддин установил, что магнитный центр Земли находится на месте возведения Каабы. Ученый выяснил, что на это не влияет даже естественная смена полюсов планеты, при которой центр неизменно перемещался бы на другую территорию.


Строение выполнено из прочного гранита, произведенного в Мекке. Храм построен в виде куба, длина его сторон примерно одинакова. Высота составляет 13,1 м, длина – 11,03 м, ширина – 12,86 м, а площадь равна 191 м².

Войти внутрь священного здания может лишь ограниченный круг лиц – как правило, это высокопоставленные представители религиозных сообществ. Глава Исламского Сообщества Северной Америки однажды побывал здесь и рассказал об интерьере здания в одном из своих интервью. По его словам, внутри имеется три колоны, полы выполнены из мрамора, а стены закрыты занавесом. Помещение освещается лампами, которые размещены на потолке. Здесь также имеется стол, предназначенный для благовоний и прочих предметов.

Составные части Каабы

1 Черный камень – булыжник, помещенный в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м. Он является осколками темно-красного цвета, соединенными при помощи цемента и защищенными оправой из серебра. Среди мусульман считается огромной удачей прикосновение к этому месту в стене. После того как пророк Мухаммед дотронулся до камня своей тростью, последователи ислама стали считать его святыней.

Черный камень Каабы

Многие верующие утверждают, что камень снизошел с небес в руки Адама – тогда он имел белый цвет. Постепенно булыжник обрел темный оттенок, который символизировал человеческие грехи. Также существует мнение о том, что его послали Ною в знак памяти о Всемирном потопе. Пророк Ибрагим использовал булыжник для возведения Каабы и установил его на нынешнем месте. Во время всех разрушений храма камень оставался нетронутым.

Дверь Каабы

2 Дверь находится в восточной части Каабы на довольно большом расстоянии от земли – около 2,5 м. Это объясняется стремлением создателей храма защитить его от возможных потопов. Саму дверь преподнес четвертый король Саудовской Король Халид ибн Абдель Азиз. При её отделке было использовано примерно 280 кг чистого золота. Ключи от храма еще со времен пророка Мухаммеда имеются только у семейства Бани Шайба. Эти люди присматривают за Каабой и поддерживают в ней чистоту.

3 Водосточный желоб был создан для оттока воды после ливней, ставших причиной обрушения храма. Стекающая с крыши жидкость является символом благодати, она направлена на места погребения жены и сына пророка Ибрагима.

4 Цоколь, на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

5 Хиджр Исмаил – невысокая стена, выполненная в форме полукруга. Паломникам разрешен вход сюда для совершения молитвы. Считается, что в этом месте захоронены жена Ибрагима и его сын Исмаил.

Вид на часы Мекки

6 Мультазам - часть стены между Чёрным камнем и дверью Каабы длиной около 2 метров.

7 Макам Ибрагима – отгороженное место, сохранившее след ноги пророка. Мусульмане убеждены, что здесь он находился во время восстановления Каабы, держа своего сына на руках для возведения им самой высокой части храма.

Стена Каабы

8 Угол Чёрного камня - угол в восточной части Каабы, в которой вставлен Чёрный камень.

9 Угол Йемена - южный угол Каабы.

10 Угол Шама - западный угол Каабы.

11 Угол Ирака - северный угол Каабы.

12 Кисва – черная шелковая ткань с вышитыми на ней золотыми нитями. Используется для укрывания Каабы в целях защиты святыни от грязи и дождей. Покрывало меняется ежегодно, при этом использованное изделие режется на лоскуты и раздается паломникам. Его заменяют в 9 или 10 день месяца хаджа по исламскому календарю.

13 Мраморная полоса – специальное обозначение, при помощи которого показаны места обхода храма при совершении хаджа. До недавних пор она имела зеленый цвет, затем была окрашена в белый, что сделало её менее примечательной.

14 Место стояния Ибрахима - место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.

Правила посещения

Кааба внутри

Большое количество паломников сделало невозможным свободное посещение храма ввиду его маленьких размеров. Вход внутрь разрешен лишь особым гостям – для них двери Каабы открыты дважды в год. Они могут увидеть святыню изнутри во время двух церемоний омовения, которые проходят до начала священного месяца Рамадана и перед хаджем.

Ключ от Каабы

Последователи ислама имеют возможность совершить паломничество в Мекку, во время которого они могут дотронуться до своей главной святыни. Посещение этих мест представителями других религий практически невозможно. Во время хаджа возле Каабы находится огромное количество людей, ежегодно здесь регистрируются сотни несчастных случаев. Существует возможность посмотреть онлайн-трансляцию паломничества мусульман, а также ознакомиться с уникальными кадрами, показывающими Каабу изнутри.

Черный камень Каабы

Это самый известный камень (предположительно, метеоритного происхождения), который считается наиболее священным сокровищем в исламе. Мусульмане верят, что он является окаменелым ангелом-хранителем Адама, которого вместе с первыми людьми выдворили из Рая за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений Божественного запрета. Поклонники ислама также считают, что когда настанет Судный день, Черный камень вновь превратится в ангела. Он призван рассказать Аллаху о тех людях, которые свято исполняли свои обязанности, строго соблюдали мусульманские обряды, т. е. вели праведную жизнь и достойны Рая.

Накануне Курбан-байрама, одного из главных мусульманских праздников, миллионы верующих из разных стран мира совершают паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Кааба (араб. - «куб») - «Священный дом», в сторону которого правоверные мусульмане обращаются во время молитвы пять раз в день. Этот дом расположен в центре главной мечети Мекки (Аль-Масджид аль-Харам, или аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски означает «Священная мечеть») и представляет собой каменное здание в форме куба с основанием 12 м на 10 м и высотой 15 м. В его северо-восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован окаймленный серебряным ободом Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад) - главный предмет поклонения, символ могущества Аллаха. Видимая поверхность камня - примерно 16,5 на 20 см. По преданию (которое фиксируется еще за 200 лет до Мухаммеда), этот райский камень (белый яхонт) был дан Богом и принесен ангелом Джабраилом Адаму после его раскаяния. Черным он стал позже от многочисленных людских пороков.

Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники семь раз обходят вокруг и целуют Черный камень или хотя бы прикасаются к нему, снимая, таким образом, с себя все грехи. Возле угла здания, где вмонтирована главная святыня мусульман, во время хаджа стоят полицейские, прикованные к стене мягкими ремнями, чтобы их не унес людской водоворот.

Ныне священная реликвия представляет собой гладкую поверхность с несколькими полосами и небольшими вкраплениями кристаллов. Ее многие ученые считают метеоритом, хотя камень, вероятно, не может быть ни железным метеоритом, если принять во внимание его трещины; ни каменным метеоритом, так как плавает в воде.

Метеоритам в разные времена поклонялись, как богам. Скажем, в Древнем Египте метеориты опускали с покойником в могилу как пропуск на небо. В одной из египетских пирамид было найдено ожерелье из железных метеоритов. Древние египтяне ценили такое железо в пять раз дороже золота и в 40 раз дороже серебра. В древнегреческом храме Артемиды конической формы большой метеорит был центральным идолом. Упавший в 1200 г. до н. э. «небесный подарок» древние греки назвали «Божьим домом» и поместили его в храме в Орхомене (Аркадия). Древние евреи назвали метеориты «обителями Бога» и совершали обрезание метеоритными ножами, сделанными из метеоритного железа. Железный «подарок» весом более 1,5 тонн, обернутый в грубую ткань, был обнаружен учеными в подобном лабиринту древнем храме в Мексике. За 400 лет до н. э. в Сирии упал метеорит, который назвали «Эллагабалом» (на ассирийском «Элла» - Бог, «габал» - Создатель) и почитали как символ Солнца. Через несколько столетий его перевезли в Рим, где для него построили храм Метеора, а римский император стал верховным жрецом этого храма. Во II–III ст. до н. э. в Средиземноморье было уже более 30 храмов с метеоритами. Индейцы считали упавший в центральном Техасе с неба кусок металла весом 742 кг способным исцелять людей и совершали периодические паломничества к нему. В 1853 г. метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, племенем уаника был провозглашен богом. А христиане на местах падения метеоритов, которые называли «Христовыми камнями», служили молебны, совершали крестные ходы, строили поминальные часовни. Интересно, что собор Св. Петра в Риме построен на том месте, где раньше находился храм с метеоритом.

14 августа 1992 г. десятки камней упали с неба на африканский город Мбале в Уганде. Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы Богом для избавления людей от СПИДа.

В 1980 г. ученые высказали предположение, что Черный камень - ударной природы (расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом), он взят из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки. Таким образом, священная реликвия ислама представляет собой застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде: имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Противники этой теории говорят, что, судя по некоторым измерениям, возраст кратера в Вабаре всего несколько веков, хотя есть легенды, утверждающие, что метеоритному кратеру от пяти до девяти тысяч лет. Энергия, выделившаяся при падении «небесного подарка», была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, т. е. была сравнима с взрывом в Хиросиме. Правда, это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу планету за время ее существования.

Согласно арабскому преданию, Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены: Адам попал на остров Цейлон, а Хавва - на побережье Красного моря, в район, где расположен ныне порт Джидда. Они встретились только через два столетия в районе Мекки и у горы Арафат впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки. Адам очень страдал из-за того, что лишился храма, в котором привык молиться в раю. Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю в пустыне близ нынешнего источника пресной воды Замзам. После смерти Адама этот нерукотворный храм якобы был унесен обратно на небо.

Похоронив свою мать Хаджар (библ. - Агарь), Ибрахиим (Авраам - он считается общим предком арабов и евреев) стал подолгу гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений на том самом месте, где некогда находился храм Адама, Ибрахиим вместе с сыном Исмаилом выстроил храм, который ныне известен как Кааба. Для его сооружения были взяты камни от пяти священных гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (Елеонской по Библии), Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии пророк Мухаммед получил первое откровение и был призван на пророческое служение).

Когда здание было почти готово, Ибрахииму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. В раю ангелы и Адам, наученные Всевышним, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахиим хотел, чтобы и на Земле богослужение происходило так же. Тут-то ангел Джибриил (библ. - архангел Гавриил) и принес ему знаменитый Черный камень, который был вмурован в северо-восточный угол здания.

Правоверные считают Каабу первым на земле храмом Всевышнего, который был создан руками человека задолго до возникновения ислама. Во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был поднят в воздух, а затем разрушен. Потом Бог повелел Ибрахииму и Исмаилу найти исчезнувшее под песками основание храма и построить новый. По преданию, для облегчения строительства Каабы ангел Джибриил принес Ибрахииму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахиима, также является священным для мусульман и носит название «Макам Ибрахиим» («место стояния Ибрахиима»). Он находится в нескольких метрах от Каабы, напротив входа в святилище.

Как свидетельствует история, Кааба служила центром поклонения арабов в доисламскую языческую эпоху. От старшего сына Исмаила «заведование» храмом перешло к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III ст. н. э. их вытеснило другое племя - хузаиты. Джурхумиты, покидая Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник пресной воды Замзам, а хузаиты расчистили источник и восстановили храм. Тогда здесь кроме Черного камня были сосредоточены 360 идолов, среди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. В 630 г., после 23 лет призывов, основатель вероучения пророк Магомет, овладев Меккой, наконец-то очистил храм от идолов, но почтительно прикоснулся посохом к Черному камню, сохранил все обряды хаджа, и верующие стали поклоняться единому Богу - Аллаху.

В наши дни Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое называется кисва. Покрывало ежегодно меняют и орошают розовой водой. Старая кисва разрезается на лоскутки и продается паломникам. Многие хранят кусочки покрывала как священные реликвии. Право на облачение Каабы считается величайшей честью, которую с давних времен оспаривали престолонаследники и великие люди.

Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом и серебром изречения из Корана (суры). Они же украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая возвышается над землей примерно на два метра и сделана из чистого золота (ее вес 286 кг). Во время посещения и очищения внутренностей Каабы к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся списки Корана.

С крыши северо-западной стены Каабы выступает позолоченный сток для воды. Часть Каабы между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка отгораживает аль-хиджр - особое место, куда паломники не заходят во время обхода (тавафа) вокруг Каабы: считается, что при Пророке Ибрахииме оно якобы было частью Каабы и там, по легенде, похоронены сын Ибрахиима Исмаил и его мать Хаджар.

Вокруг Каабы построена священная мечеть Харам, которую иногда еще называют Запретной мечетью. Строительство первой мечети на этом месте относят к 638 г., а нынешняя мечеть известна с 1570 г. Последний раз она реконструировалась в конце 1980-х гг., когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Вблизи мечети в свое время появилось много различных зданий и сооружений. Были там и кафедры основных мусульманских религиозно-правовых школ, уничтоженные во время больших ремонтных работ в 1950 - 1960-х гг., которые провели саудовские правители. В 1980 г. Кааба и мечеть Аль-Масджид аль-Харам были захвачены группой религиозных фанатиков, посягнувших на Черный камень. Через две недели нарушителей порядка уничтожили саудовские войска, которые штурмом взяли святыню.

Интересно отметить, что еще в 930 г. Черный камень выкрали карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, и лишь через 21 год его нашли, убедившись предварительно в его подлинности по свойству не тонуть в воде. А в 1050 г. безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило. После всех этих несчастий, камень раскололся на 15 кусков, которые сейчас скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

Черный камень - загадка храма Кааба. Некоторые исследователи считают его, как и все метеориты, энергетическим «аккумулятором» с очень высоким уровнем энергии, посланным Высшими силами на Землю для «подстраховки». Мусульмане верят, что в День Страшного суда Черный камень превратится обратно в белый жемчуг.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Камень Камень, как и земля, вода, воздух, огонь, является одним из первоэлементов мира. Из многочисленных письменных источников, преданий, мифологических рассказов известно, что у славянских народов издавна существовало почитание камней, особенно тех, которые отличались

Из книги автора

Агат-камень С древних времен людям были известны целительные свойства камней. В XVI–XVII веках появились сборники, в которых описывались эти свойства камней, а также трав, деревьев и всего, что окружало человека. В эти древние «Лечебники» вошел опыт многих поколений

Из книги автора

Алатырь-камень Волшебный камень, который находится на острове Буяне. Его эпитет - «бел-горюч камень», считается, что он на делен самыми чудесными свойства ми. Он белого цвета и огромных размеров. «Алатырь - всем камням камень, всем камням отец!» Как гласят легенды, он упал

Из книги автора

Алмаз-камень Как лекарь, алмаз полезен для глаз, он улучшает зрение и дает необычную зоркость, очищает ум от излишнего попечительства и тревог, усиливая его остроту к важным предметам жизни, врачует печень, желчные протоки, заболевания кожи. При этом его надо носить на

Из книги автора

Аметист-камень Он способствует исцелению от ожогов, дает неплодным детей, восстанавливает душевную гармонию и равновесие, активизирует умственные способности, увеличивает и усиливает силу владельца. Этот камень в умелых руках превращается в спасение от подагры. Вода, в

Из книги автора

Змеевик-камень Значительно повышает силы организма, служит мощным противоядием. При умении общаться с камнем, он предупреждает хозяина о подступающих заболеваниях: он как бы меняет теплоемкость (хотя на самом деле этого не происходит!), становится в руках более теплым,

Из книги автора

Кремень-камень С давних пор считался способным к избавлению от очень тяжелых болезней, таких, как рожа, туберкулез, проказа, зоб, энцефалит, помогает восстановлению костей, восстанавливает минеральный баланс в организме человека. Кремневая вода, насыщенная энергией,

Из книги автора

Магнит-камень Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена - то же доставляет он и ей. По этому камню можно узнать о верности или неверности супругов. Его следует положить в изголовье жене, которая мужу верна, - та и сквозь сон мужа своего

Из книги автора

Черный камень Форум окончательно стал вотчиной археологов в конце XIX века, и с тех пор эта ситуация практически не менялась. В 1899 году перед курией раскопали плиты черного мрамора, а под ними - несколько памятников разного времени: U-образный алтарь, небольшой пьедестал,

Из книги автора

За Камень Первое сообщение о переходе новгородцев на восточный склон Урала, а затем в Сибирь, в Новгородской летописи появилось примерно в 1364 году. Перевалив Урал, путешественники достигли Оби и вышли к Северному Ледовитому океану. Этот северный путь от Новгорода был

На всей земле множество значимых мест и достопримечательностей с многолетней историей для каждой культуры и религии. В Исламе особое значение имеет Мекка, священный город, который, по словам мусульман, хранит Всевышний Аллах. Ведь именно здесь, родился пророк Мухаммад (с.а.в.). Именно здесь ежегодно собирается более четырех миллионов паломников. Именно здесь каждый мусульманин мечтает посетить Дом Бога и ощутить связь с Господом.

Одной из чудодейственных реликвий является черный камень. Расположен он на святой земле храма Кааба, находящегося в Заповедной Мечети.

Какова же история черного камня в Каабе и в чем его значение для мусульман? По преданию этот храм был возведён для Адама (а.с.). Его тоска по жизни в Раю была столь сильной и горькой, что Всевышний пожалел его и создал такой же храм, как и на небесах, и спустил его на землю. У Адама появилась копия райского сооружения. Но после Великого потопа строение и место, на котором она была, были смыты и потеряны.

После чего пророк Авраам решил заново отстроить храм. Приближенный к Богу ангел Джабраил помог ему и спустил с небес на землю необычный плоский черный камень. Он был подвешен в невесомости и взлетал и опускался на любое расстояние. Таким образом он выполнял роль своеобразного леса.

Этот черный камень находится в Мекке и по сей день, хоть уже и не обладает невероятными левитирующими свойствами. И все мусульмане молятся о том, чтобы хотя бы единожды посетить этот город и увидеть воочию священный камень.

Почему камень Каабы стал черным?

По словам предания, черный камень оказался на земле, когда пророк Ибрахим (а.с.) уже достраивал храм в Мекке. Ему нужен был какой-то ориентир, который бы точно определял место для начала священного ритуала – семикратного обхода вокруг храма. Он вспоминал события, которые происходили в Раю. Ангелы и сам Адам проходили семь кругов вокруг храма. Поэтому Ибрахим (а.с.) хотел воссоздать этот ритуал, поэтому ангел Джабраил (а.с.) помог ему.

Существует легенда, которая повествует, что черным камнем является ангел-хранитель первого человека на земле. Якобы после грехопадения Адама (а.с.) его обратили в камень. А когда ангел спустил черный камень на землю Мекки, он начал ослеплять ярким белым светом.

По преданию камень Каабы в храме впитывает все грехи мусульман, тем самым темнея и превращаясь в черный камень.

На данный момент ученые всё ещё не раскрыли тайну состава этого камня. Но существуют две основные версии: это либо кусок от вулканической породы, которая ещё не известная человечеству, либо – метеорит, который упал в Мекке. Такая загадочность привлекает не только верующих, но и множество туристов.

Такая необычная достопримечательность всегда вызывала интерес у народа. У черного камня в Каабе есть такая история. Когда храм нуждался в ремонте, племенные семьи курайшитов хотели разобрать камень на кусочки и перенести его. Это привело к ожесточенному спору. Но Мухаммад (с.а.в.) принял верное решение и исправил положение. Он постелил на землю свой плащ, завернул в него камень. А каждый старейшина древнейших родов должен был взять за край плащ и перенести камень таким образом на другое место.

Теперь в это священное место верующие совершают паломничество, называемое . Там все мусульмане должны семь раз обойти вокруг Каабы. Он обозначает гармонию и подчинение всего живого одной системе, которая воплощена в Господе.

Загрузка...
Top