Диагностика восприятия и произвольного внимания. Тестируем логику детей с помощью методики А.Н. Бернштейна “Последовательность событий” Ощущения после теста

На чтение 4 мин. Просмотров 3.3k.

Дошкольная диагностика — Методика «Узнавание фигур»

Чтобы изучить возможности восприятия и узнавания, а также зрительной памяти (кратковременной) следует использовать методику под названием «Узнавание фигур».

Для этого ребенку предлагают бумагу с изображенными фигурами, которые он должен тщательно рассмотреть.

При этом дети первого уровня успешности качественно изучают все предоставленные фигуры и максимально концентрируют свое внимание. Причем они демонстрируют высокую эффективность, находя от 6 до 8 фигур из всех 9.

Те дети, которые запомнили меньшее число фигур (5 из 9), отличаются меньшей концентрацией внимания, потому относятся ко второму уровню .

Третий уровень – это те, которые в случае непроизвольного запоминания выделяют от 3 до 4 фигур из 9. Если же задание повторяется, и руководитель ставит задачу запомнить фигуры, то результативность становится 5-7.

Четвертый уровень – это дети, которым удалось узнать не более 3 фигур.

Дошкольная диагностика сенсомоторной координации, психических процессов — произвольного внимания, степени сформированности представлений в пространстве, а также точной моторики руки осуществляется применением методики именуемой «Домик».


Ребенку ставят задачу срисовать картинку с образца (домик). При этом некоторые части этого домика – это элементы прописных букв. Такое упражнение проверяет возможности ребенка по точному копированию образца, который нарисован на доске. При этом ребенок может смотреть на него неограниченное время. Нет ограничений и по периоду выполнения проверки.

Первый уровень успешности – это выполнение данного задания почти безошибочно. Все элементы образца правильно размещаются относительно друг друга, а также в пространстве. Вертикальная и горизонтальная ось сделанного рисунка не смещается. Выполняя задачу, ребенок собран и сосредоточен. В процессе выполнения ребенок часто смотрит на источник.

Второй уровень – дети, успешно выполнившие задачу, но с 2-3 неточностями либо ошибками. Это может быть незначительное нарушение пропорций отдельных элементов касательно друг друга, небольшое изменение размера рисунка, пропуск некоторых элементов и пр. Проверяя собственную работу, дети видят неточности и корректируют их.

Третий уровень – существенное нарушение пропорций самого рисунка и его частей друг к другу. Некоторые элементы могут отсутствовать или располагаться в пространстве неправильно. Некоторые детали либо весь рисунок смещается по оси. Ошибок может быть 4 или 5. При выполнении задачи дети отвлекаются. Ошибки исправляют исключительно, когда им на них укажут.

В рисунках детей, отнесенных к четвертому уровню , нет отдельных частей. Кроме того, некоторые элементы могут быть размещены за пределами контура изображения либо отдельно.

Возможны повороты элементов или всего изображения на 90-180 гр. При осуществлении работы дети почти не смотрят на образец. Даже прямое указание на неточность либо ошибку не провоцирует ее корректировку. При этом число ошибок возрастает к 6 или больше.

В процессе копирования к ошибкам относится:

  • замена одной детали другой;
  • отсутствие детали. При этом правая, а также левая сторона забора – это отдельные части.
  • разрывы линий в местах их соединения;
  • некорректное изображение деталей;
  • увеличение либо уменьшение всего изображения либо его элементов больше, чем в два раза;
  • выход за пределы штриховочных линий;
  • изменение наклона линий больше, чем на 30 градусов;
  • некорректное размещение изображения в пространстве.

При этом протокол проведения тестирования обязательно должен содержать такие данные:

  • какой рукой осуществляется рисование фигур;
  • как быстро ребенок чертит линии элементов рисунка: медленно или быстро;
  • как ребенок взаимодействует с образцом изображения: проводит ли линии в воздухе, часто ли сверяется с ним, повторяет контуры имеющегося рисунка, сверяет ли уже нарисованное собственноручно с имеющимся образцом или рисует, полностью полагаясь на собственную память;
  • отвлекается ли ребенок во время своей работы на посторонние шумы или предметы;
  • после завершения работы над рисунком, сверяет ли ребенок его с имеющимся образцом.

Анализируя детскую работу, необходимо учитывать параметры созданных линий. Если они очень «лохматые» либо жирные, то, скорее всего ребенок тревожен. Правда, такие выводы не делаются, основываясь исключительно на рисунке.

Такое подозрение обязательно должно быть проверено экспериментальным способом. Для этого используется дошкольная диагностика, применяются специальные методики проверки уровня тревожности ребенка, которые помогают точно определить результат.

Исследование уровня познавательной деятельности

у детей с нарушением интеллекта

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта проводилось в коррекционной школе VIII вида п.Каменный. В обследовании участвовала группа детей из 8 человек. Работа проводилась в следующем порядке:

1. Обследование познавательных процессов детей.

2. Разработка наглядных пособий.

3. Повторное обследование и подведение итогов.

С целью выявления особенностей познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта было проведено тестирование.

Методика № 1 «Узнавание фигур».

Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти.

Детям предлагаем таблицу размером 50х50 см с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур (10x10 см).

При оценке используем новую классификацию уровней кратковременной зрительной памяти .

Отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитываем коэффициент узнавания Е :

Е = (М: 9) + N

Где М - число правильно узнанных фигур;

N - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

Оценка результатов

Нормативы

Высокий уровень – узнаны 7-9 фигур верно

Средний уровень - 6 фигур

Низкий уровень - меньше 6 фигур

Результаты занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Уровень зрительной памяти

Ф.И.

Результат

Уровень

Коэффициент

1. Вадим

Низкий

4,55

2. Валя

Низкий

4,55

3. Игорь

Средний

3,66

4. Ира

Высокий

1,88

5. Дима

Средний

3,66

6. Рома

Средний

3,66

7. Вова

Низкий

4,55

8. Света

Низкий

5,44

Тестирование показало, что из всей группы детей лишь 1 имеет коэффициент 1 или ближе к единице, то есть уровень зрительной памяти довольно высок. Трое ребят выполнили задание на уровне нормы или низкой нормы, то есть они узнавали 6 и меньше фигур. Трое обследованных детей с нарушением интеллекта показали низкий уровень (коэффициент узнавания Е > 4 ).

Одна девочка (Даун) показала совсем низкий результат (коэффициент узнавания Е > 5 ).

Рис. 1. Результаты обследования развития памяти (%)

Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство детей с нарушением интеллекта находятся на низком и среднем уровне развития зрительной памяти. Их память характеризуется замедленным запоминанием, быстрым забыванием. При этом запомненные моменты воспроизводятся отрывочно, неточно.

Следующим шагом было проведение диагностики внимания.

Методика №2 «Домик» (Н.И. Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 7 лет (в норме). В данном случае она была использована для выявления особенностей внимания умственно отсталых учащихся 6 класса.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, так чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие каких-либо деталей рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильное изображение элементов рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Более 3 баллов - удовлетворительно, более 7 баллов - неудовлетворительно.

Методика «Домик» выполнена без ошибок двумя детьми, Ирой и Вадимом, их рисунки можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания - 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

У других детей присутствуют многочисленные ошибки. В основном дети с нарушением интеллекта показали результаты в пределах 1-7 баллов, что говорит о низком и среднем уровне развития внимания. Эти дети не воспринимают большинство мелких деталей, часто просто не до конца выполняют задание, отвлекаются, что говорит о быстрой истощаемости.

На рисунке 2 наглядно представлены результаты исследования. Два ребенка показали хорошие результаты, пять – удовлетворительные, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития внимания.

Рис. 2. Результаты обследования развития внимания (%)

Методика № 3 «Цыплята»

Методика дает представление о сформированности абстрактно-логического мышления. Она является модификацией известных тестов Г. Айзенка. Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они - браться и сестры, поэтому потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

За каждую правильно найденную закономерность начисляется 1 балл.

Максимальная оценка за выполнение задания - 3 балла.

Соответственно 0 баллов - низкий уровень, 1-2 средний, и 3 высокий.

Результаты проведенной методики занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Уровень мышления

Уровни развития мышления

высокий

средний

низкий

Группа 8 человек

100%

12,5%

62,5%

Рис. 3. Результаты обследования развития мышления (%)

Проведенное обследование мышления показало, что как и другие познавательные процессы мышление у детей с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Высокий уровень показал один ребенок (12,5%). Около 62,5% детей получили 1-2 балла (средний уровень). Остальные школьники (25%) показали низкий уровень развития абстрактно-логического мышления. Таким образом, можно говорить почти о полном отсутствии абстрактно-логического мышления у данной группы умственно-отсталых школьников. Лишь 6 человек показали, что их мышление в целом находится на достаточном для обучения в школе уровне, хотя и их мышление слишком конкретно, они не могут абстрагироваться и точно выполнить задание.

Исследование процессов восприятия и узнавания детей и взрослых.

Описание теста

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Инструкция к тесту

Первая инструкция : «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».

Вторая инструкция : «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом-случае».

Тестовый материал

Обработка результатов теста

Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

E = M / 9 + N , где

  • М – число правильно узнанных фигур,
  • N – число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

Источники
  • Узнавание фигур / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.86-87.

Этот метод может использоваться с целью раннего выявления эзофагитов у детей в условиях поликлиники. Следует указать, что этот тест носит ориентировочный характер при выявлении патологии пищевода и а настоящее время практически не используется. В основе теста лежит оценка субъективных ощущений ребенка при искусственном закислении нижней трети пищевода 0,1Н раствором соляной кислоты. Известно, что водородные ионы относительно легко диффундируют в слизистую оболочку пищевода, вызывая ощущение боли или изжоги. Воспроизводя искусственно ту клиническую ситуацию, которая возникает при гастроээофагеальном рефлюксе, врач имеет возможность заподозрить патологию пищевода при появлении у обследуемого загрудинных болевых или иных ощущений

Для проведения теста используется перфузионный аппарат, который состоит из двух сосудов, укрепленных & штативе, и соединенных через тройник с зондом. Первый сосуд заполнен физиологическим раствором, второй - 0,1Н раствором соляной кислоты. Температура обоих растворов около 37°С. Для регулирования лодачи жидкости из флаконов предусмотрено два зажима Обследуемому натощак вводится в пищевод дуоденальный зонд с таким расчетом, чтобы оливг была выше пищеводного клапана на 5 см. Перфузия начинается с введения в пищевод физиологического раствора со скоростью 30 каламин (поэтому в системе следует предусмотреть капельницу). Раствор вводится в течение 3-4 мин. Затем незаметно для обследуемого производят переключение на перфузию раствора соляной кислоты, вводится примерно 100 капель раствора за 3 мин.

Тест оценивается как положительный , если при перфузии раствора соляной кислоты в первые 3 мин исследования у возникла боль за грудиной или изжога; слабоположительный - если введение соляной кислоты вызывает ощущение холода за грудиной; и отрицательный - если перфузия соляной кислоты не вызывает никаких ощущений.

Ниточковая проба

Для диагностики гастроэзофагеального рефлюкса может помочь так называемая "ниточковая" проба, предложенная А В. Можейко (1991) и С В. Царелородцевым (1986)

Исследование проводится утром натощак. Перфорированный через каждый сантиметр тонкий зонд с протянутой внутри нитью» окрашенной конго красным, вводит ся через носовой ход до нижней трети пищевода (длина, равная расстоянию от под бородка до мечевидною отростка). Спустя 30-60 мин зонд с нитью извлекается.

В зависимости от кислотности пищевода цвет нити, удаленной из зонда, меняется от красно-фиолетового (рН 4,0-5,0) до синего (рН 3,0-4,0) и черного (ph < 2.0). Проба позволяет оценить высоту заброса желудочного содержимого в пищевод от нижней трети пищевода до ротоглотки.

Ниточковая проба также носит ориентировочный характер , но она является очень надежной и может использоваться в непрофильных медицинских учрежде; ниях для диагностики гастроэзофагеального рефлюкса.

Анализ пищевода или тест Бернштейна проводят для проверки мускульного движения и сжатия, силы и координации пищевода. Тест Бернштейна включает следующие исследования:

  • Анализ на кислотность пищевода или pH-мониторинг – они необходимы для того, чтобы измерить содержание pH в пищеводе. Низкий уровень предполагает рефлюкс кислоты.
  • Манометрия пищевода измеряет характер и силу сокращений мышц пищевода.

Причины проведения теста Бернштейна

Существует несколько причин для проведения данного анализа:

  • Он помогает выяснить, ощущается ли боль в груди в следствии ЖПР (желудочно-пищеводного рефлюкса)
  • Может установить причины, предшествующие симптомам ЖПР
  • Проверяет насколько эффективно лечение ЖПР
  • Устанавливает природу спазмов пищевода и боли в груди
  • Ведет наблюдение за тем, соответствует ли норме работа пищевода

Подготовка

  • За день до теста откажитесь от приема антацидов, средств для снижения кислоты.
  • Врач также скажет, какие другие медикаменты стоит избегать перед тестом.
  • За день до теста исключите алкоголь.
  • За 17 часов до проведения исследования необходимо прекратить прием пищи.
  • Необходимо сообщит врачу о других проблемах со здоровьем, таких как, болезни сердца, сердечная недостаточность и варикозное расширение вен пищевода.

Процедура

Во время процедуры ваши нос и глотка будут под анестезией. В ваш нос будет вставлена узкая трубка, которая будет проходить через глотку в желудок. Это может вызвать у вас рвотный рефлекс. Чтобы преодолеть данное ощущение, рекомендуется медленно дышать и сконцентрироваться на дыхании. Во время процедуры ваше кровяное давление и пульс будут отображаться на мониторе.

PH-мониторинг

Зонд, проходящий через нос/рот в нижний пищевод, используется для слежения за уровнем pH.
За дальнейшими деталями о проведении теста обратитесь к вашему врачу.

Ощущения после теста

  • Когда зонд поместят в пищевод, вы почувствуете рвотные позывы, а смазка может показаться отвратительной на вкус.
  • Если будет добавлено большее количество кислоты в желудок, у вас может начаться изжога.
  • Горло может быть воспалено, но эти ощущения пройдут через несколько дней.

Возможные риски

Риски могут быть следующие:

  • Вы можете ощущать нерегулярное сердцебиение.
  • Трубка может случайно попасть вместо пищевода в дыхательное горло.
  • Трубка может сделать отверстие в пищеводе.

Результаты

Обычно через несколько часов результаты исследования вы можете узнать у своего врача.

Загрузка...
Top