Вышивка крестиком индийский индус медитирует. Зардози. Индийская вышивка. Как выполняется кантха

Уже в В ведической литературе, датируемой 5 в до н.э.

упоминается индийская вышивка.

В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные

вышивки, как свидетельство творческой активности

живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены

люди в богато вышитых одеждах.

О фантастических умениях индийских рукодельниц

можно слагать легенды.

Особенный интерес пробуждает национальная

индийская вышивка.

В некоторых районах вся семья невесты до сих пор

вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.

И сохранилась ещё одна из древних традиций.

Сразу после рождения девочки бабушка начинает

вышивать "багх" – свадебную шаль, на выполнение

которой уходят годы, так как она должна быть

полностью покрыта вышивкой.

В вышивках нашла отражение вся сложная история

Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников

и мусульманских завоевателей привели к значительным

изменениям искусства и культуры населения Индии.

Особенностью Индии до сих пор остается способность

принимать и ассимилировать новые понятия и навыки

без потери базовых ценностей и фундаментальных основ.

Это относится и к вышивке.

Существует далеко не одна разновидность индийской вышивки.

Затрагивая самые интересные и увлекательные,

можно описать несколько видов этого национального рукоделия.

Индийская вышивка Кантха

Изделия с вышивкой – стежкой кантха отличаются

изяществом и искусностью. Почти вся поверхность

кантха заполняется очень мелким ручным стежком

«вперед иголкой», которые бенгальские женщины

называют «бегущим». Было и множество специальных

Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов

зигзаг на швейной машине.

Швы располагались в разном порядке: в виде решеток,

прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг

основного рисунка и т.д.

Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид.

Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного

Накши кантха (одеяло) уходило от нескольких месяцев

до нескольких лет кропотливого труда.

Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях

и передавались из поколения в поколение.

Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне.

Мотивы для кантхи разнообразны. Но основным центральным

рисунком чаще всего был цветок – лотос.

А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть

«пейсли», или «огурцы». По периметру располагались

рисунки, изображающие различных животных, деревья,

листья или цветы.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и

современными индийскими и бенгальскими мастерицами.

Но в наше время появляются новые элементы.

Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация.

Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают

рисунки на набивной ткани.

Кантха – наглядная ода умению и бережливости

древних индианок.

В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее

место занимало индийское платье сари… Да-да,

индианки использовали ткань пришедшего в негодность

наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными

из других сари.

Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью

в том, что ткань, скрепленная множеством нитей,

становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз

потом еще долгое время.

Чаще всего, в центре изделия, декорированного индийской

вышивкой кантха, красовался царственный лотос.

Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация

перерождения.

В центре изделия. декорированного кантха, вышивался лотос.

Беременные женщины тратили последний триместр

беременности для создания Накши Кантха (одеяло)

для новорожденного, полагая, что укутывание малыша

в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита

ребенка от болезней.

Традиционно kantha никогда не были предназначены

для продажи – они были сделаны либо в качестве

подарка, либо для личного пользования.

жали (Jali) , это техника вышивки, похожая на мережку,

однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно

развигаются и закрепляются маленькими стежками

петельным швом, таким образом получается изящная сетка,

либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий

мережку или хардангер.

Индийская вышивка Шиша

Шиша – вид индийской вышивки, заслуживающий особого

внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен.

«Изюминкой» индийской вышивки "шиша" являются

небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и

сверкающие под солнечными лучами.

Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана.

Но ещё в давние времена эта техника использовалась

бедняками, которые с помощью слюды добивались того же

эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда

расшивалась золотыми и серебряными нитями.

Правда, единственный минус слюды – её хрупкость и

недолговечность.

Сейчас мы с удовольствием носим изделия, украшенные

индийской вышивкой шиша.

вышивка Чиканкари

Греческий историк и путешественник Мегасфен пишет,

что вышивка Чинкари произошла из Восточной

Бенгалии, он упоминает цветочную вышивку на тонком

муслине в записках, которые относятся к 3 веку нашей эры.

Мастера верят, что чиканкари появилась во времена Пророка.

Есть поверье, что в своих странствиях один из пророков

проходил через одну деревню и попросил воды у крестьянина.

В награду за предложенную ему воду, он даровал искусство

Чиканкари бедному крестьянину, чтобы это искусство

навсегда избавило того голода.

Каково бы ни было происхождение этой вышивки, сложность

ее узора напоминает тончайшую резьбу по мрамору
Сегодня помимо белого муслина дли Чиканкари используются

другие тонкие ткани.

Супруга императора Джахангира мастерски вышивала цветочные

мотивы, распространяя это занятие повсюду.

На ткани, вышитой чиканкари, могут красоваться лотос, жасмин,

манго, розы, или оригинально переплетающиеся цветочные

Большое значение имеют цвета вышивки. Синий и голубой – цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными.

Красный – означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь.

Темно красный и фиолетовый – олицетворение высшей силы любви. Желтый – цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость.

Цвет шафрана ассоциируется с самоотречением и мученичеством. Белый цвет – цвет великого индийского бога Шивы и цвет траура.

Своего расцвета искусство вышивки достигло под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В 17 веке Аурангзеб отказался от покровительства, это привело к тому, что искусство перестало развиваться и могло исчезнуть, вообще. Материалы для вышивки стоили чрезвычайно дорого, и мастера просто не имели возможности заниматься делом самостоятельно.

Много мастеров в поисках работы уехали из Дели в Раджастан и Пенджаб. С конца 18 века и в 19 веке с наступлением эпохи индустриализации искусство вышивки потерпело ещё одну неудачу. Лишь в середине двадцатого века индийское правительство предприняло шаги для восстановления и продвижения уникального искусства, наряду с другими многими традиционными вышивками. Зардози главным образом в течение десятилетий делали в Мадрасе и Хайдарабаде. В наши дни главный центр вышивки находится в Лакхнау. Бхопал, Дели, Агра, Мумбаи, Аджмер, Ченнай и Кашмир также среди мест, где мастера вышивают в технике Зардози.

Главная проблема географической ограниченности зардози состояла в том, что золото и серебро не было доступно в большом масштабе. Препятствие преодолели путем комбинирования медной нити и золотого покрытия, и окрашивания шелковой нити золотом. Не меньшей проблемой было и совсем небольшое количество квалифицированных мастеров, способных передать свои знания.

Начать хочу с представления техники вышивки зардози и о Великом мастере Шамсуддине из Индии.

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардозино и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!

За всю жизнь у Шамсуддина - прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников. Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело.Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту

"Хороший пастух". Размер картины примерно 2,52 м на 1,90 м, художнику потребовалось 18 лет для того, чтобы ее закончить.

"Букет цветов", ее размер около 2,30 м на 1,68 м. На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов, а делал он ее в течении 11 лет.

Вышивка Зардози применялась для украшения одежды, обуви, интерьера, покрывал для слонов и т.п. И по сей день в Индии используют вышивку Зардози для создания шикарных нарядов, и каждая модница мечтает заполучить вышитое сари в свой гардероб.

Индийская вышивка - это национальное достояние, памятник народной культуры. Узоры, которые были придуманы древними мастерами, стали настолько узнаваемы, что вполне могли бы заменить флаг этой страны. Мы продолжаем раскрывать секреты новых техник, искать интересные сюжеты и черпать вдохновение в экзотической вышивке!

У индийской вышивки очень богатая история, которую невозможно охватить полностью. Поэтому мы поговорим не обо всей индийской вышивке в целом, а конкретных школах: «шиша», «чиканкари», «кантха», «зардози» .

Шиша

Это один из тех элементов культуры, который буквально становится визуальным отражением истории страны. Если вы посетите Индию, то изделия, покрытые вышивкой шиша, будут в каждой сувенирной лавке. Что же она из себя представляет?

Шиша с хинди означает «маленькое зеркало», действительно, главным элементом этой вышивки являются круглые зеркала.

Зародилась она довольно давно, точной даты нет, так как отследить возникновение какого-либо вида рукоделия практически невозможно. Однако в 17 веке, во время правления одного из самых известных шахов Индии, который, кстати, построил знаменитый Тадж Махал, началась активная популяризация вышивки шиша. Немало способствовала этому жена правителя, которая увлекалась этой ручной работой.

Вышивка шиша. Фото: liveinternet.ru


Вышивка шиша. Фото: volshebnaya-strana.com.ua

Истоки возникновения техники шиша следует искать в обычном желании подражать богатым, а также в индийских религиозных представлениях. В Индии всегда любили золото, избыток украшений, яркую одежду, но позволить себе это могли далеко не все, поэтому золото, было заменено на слюду или стекло, окрашенное серебрянкой. Это способствовало проникновению вышивки в массы.

Зеркало во многих культура имеет магическое значение, используется в оккультных практиках, является мистическим символом. Конкретно в индийской традиции зеркало отражает злые замыслы. Если вы носите одежду с вышивкой шиша, можете легко справляться с чужой негативной энергией.

Техника

Теперь подробнее о рабочих моментах: если вам захотелось повторить эту экзотичную вышивку, главное, чему нужно научиться - это обработка и прикрепление маленьких декоративных зеркал. Здесь мы опишем этот процесс в нескольких деталях:

Первый этап - это прикрепление зеркальца к ткани. Если вы новичок в рукоделии, лучше всего прикрепить зеркало с помощью двустороннего скотча.

На втором этапе , когда появилась решетка из перпендикулярных стежков, мы начинаем создавать узор, обшивая зеркальце следующим образом: необходимо в любой точке лицевой стороны изделия выполнять обметочный шов, захватывая при этом нити, которые уже есть на зеркальце.

Вышивка шиша. Фото: damskiiclub.ru

Это только один из вариантов вышивки шиша, конечно, существует еще множество способов украсить маленькое зеркальце.

Какие материалы подойдут

Разнообразие материалов и инструментов здесь очень велико, в качестве зеркал можно использовать как специальные заготовки, так и старые компакт диски, фольгу или металлизированный картон, в общем, все то, что блестит или имеет отражающую поверхность. Нити тоже можно выбирать абсолютно любые, но, конечно, индийские мастерицы предпочли бы что-нибудь яркое или золотое.

Применение

Несмотря на то, что вышивка шиша - это традиционный для индийской культуры вид рукоделия, она смотрится актуально и современно и сейчас. Особенно необычно и красиво вышивка смотрится в одежде. Главное - подобрать цветовую палитру, тогда даже экзотическая индийская вышивка станет современной, стильной деталью.

Вышивка шиша. Фото: BarbaraBui

Зардози - золотая роскошь

По своей роскошности и яркости эта вышивка не уступает предыдущей. Зардози с персидского означает «вышивка золотом», поэтому лишний раз говорить о том, что она предназначалась для аристократии и прочей знати, не приходится. Своего расцвета вышивка достигла в 16 веке в период правления Великих Моголов.

В основном вышивка зардози украшает свадебную одежду. Самые дорогие сари расшивают драгоценными камнями и золотом, на такую филигранную работу иногда уходит не один месяц. Чаще всего в этой технике используются растительные мотивы, поскольку богатая индийская природа изобилует сюжетными формами.


Вышивка зардози. Фото: liveinternet.ru

Вышивка зардози. Фото: Saad

Одним из самых знаменитых вышивальщиков в этой технике был Шамсуддин, каждая картина которого создавалась несколько лет, а самая главная его работа «шахматы» и того - 30. Кстати, продать полотно всей своей жизни Шамсудин так и не решился.


Шамсуддин вышивка. Фото: tanjand.livejournal.com

Вышивку зардози наносят с помощью специального крючка. Это очень непростой процесс, требующий специального обучения. Интересно, что занимаются им исключительно мужчины.

Отличается индийская вышивка от европейской своими узорами. Все вы знаете узор пейсли, иногда его именуют «турецкий огурец», он довольно часто используется в современном дизайне, а зародился в восточных странах и до сих пор является одним из главных сюжетов в зардози.


Узор пейсли. Фото: pinterest.ru

Чиканкари

Это совсем нехарактерная вышивка для Индии, нет цветастых узоров, золота и дорогих каменьев - все просто и изящно, белая вышивка на белом. Одежда «Kurtas Chikan» (длинная рубаха с вышивкой чиканкари) - это одна из главных местных достопримечательностей. Любой турист обязательно должен увезти из Индии такой сувенир. Вышивка производится швом «вперед иголка», а также петельным стежком, который в Индии называют «джали».

Эта царственная вышивка, была предназначена для людей высшего ранга. Однако постепенно, с изобретением менее дорогих материалов она стала доступной и для бедняков.



Вышивка чиканкари. Фото: pinterest.ru


Вышивка чиканкари. Фото: pinterest.ru

Расскажем подробнее о технике и основных швах:

Бахия или прокладная восьмерка, один из самых распространенных швов в чиканкари, тень, которую придает этот двойной шов рисунку, очень красиво смотрится на тонких тканях.

Еще одним оригинальным швом является Банарси, который не имеет аналогов в европейском вышивании, это шов, напоминающий шнурок, выполняется он следующим образом:

Шов Банарси. Фото: steghok.ru

Классические швы, используемые в чиканкари:

  • Тамбурный шов
  • Шов глазок или хулл, обычно вышивальщицы выбирали его для создания цветочных середин
  • Петельный шов
  • Шов волна - декоративный шов, который тоже широко использовался в технике чиканкари
  • Гольбейн
  • Косой шов гладью, обычно таким узором вышивались растительные мотивы: стебли, лепестки


Тамбурный шов. Фото: vishivashka.ru

Шов глазок. Фото: Wikiwand

петельный шов. Фото: liveinternet.ru

Шов волна. Фото: liveinternet.ru


Шов гольбейн. Фото: liveinternet.ru


Косая гладь. Фото: Julia.ru

Кантха

Вышивка кантха, в отличие от зардози, была традиционно только женским занятием, девушки вышивали в этой технике в сезон дождей, когда не было никаких сельскохозяйственных работ и можно было посвятить время себе любимой.

Эта разновидность вышивки очень напоминает японскую технику сашико: с помощью нее тоже простегивают слои ткани, для большей прочности и носкости. Это было самым доступным ремеслом: им могли заниматься даже самые бедные, к тому же, эта вышивка требовала меньше мастерства, чем остальные. С другой стороны, отсутствие особых правил в этой технике позволяло вышивальщицам проявлять больше фантазии и создавать уникальные неповторимые узоры. Сюжеты узоров были разнообразны, в мультикультурной Индии мусульмане, буддисты, индуисты привносили свои детали в эту вышивку, но общим для всех является использование растительных элементов.


Вышивка кантха. Фото: livemaster.ru


Вышивка кантха. Фото: liveinternet.ru

Можно сказать, что в какой-то мере вышивка кантха имеет символическое значение: беременные женщины, начинали вышивать одеяло с такой вышивкой за несколько месяцев до родов, так как считали, что оно может принести удачу малышу.

Шов в технике кантха самый простой - вперед иголка.

Символика цвета

Наверняка, каждый обращал внимание на цвета, в которых обыкновенно выполнены индийские костюмы - это абсолютная свобода красок: красный, желтый, зеленый, розовый… Но в Индии все имеет свое значение, поэтому даже для вышивки они выбирают цвета нитей с определенным смыслом.

Красный в индийской культуре традиционно связывают с чувственностью, чистотой, поэтому в основном он используется в свадебных нарядах

Желтый - это разум, сила мысли, цвет, который активизирует умственные способности.

Синий цвет в основном является цветом мужественности, поэтому большинство богов-мужчин в индийской мифологии носят синие одеяния.

Значение зеленого цвета совпадает с другими представлениями об этом цвете: плодородие, перерождение.

Оранжевый и темно-оранжевый - это цвета пришедшие в индию из буддизма, чаще всего их значение связывают с огнем, чистотой, жертвенностью


В Индии обитают слоны, женщины носят сари, а мужчины - дхоти, все умеют танцевать, едят острою и очень острую пищу, здесь есть Болливуд, Тадж-Махал, аюрведа, йога… А ещё это родина красивейшего искусства - вышивки «шиша».

Блистательный наряд

В древние времена богатые индийцы расшивали свои одеяния серебряными и золотыми нитями. Это считалось признаком достатка. Нити переливались и блестели на солнце, добавляя нарядам шика. Бедняки не могли позволить себе такой роскоши. Но кто не хочет выглядеть красиво и дорого? Те, у кого не было золота, расшивали свою одежду яркими нитками и добавляли кусочки слюды. Слюда блестела так, что получалось ничем не хуже дорогих нарядов. Но это весьма хрупкий материал, поэтому к вещам, расшитым слюдой, нужно было относиться бережно. Именно индийская вышивка с элементами слюды и называлась «шиша» - «небольшое стекло», в переводе с хинди. Некоторые искусные мастерицы вместо этого материала могли использовать лоснящиеся крылья насекомых, что, конечно, добавляло изделиям ценности.

Позже, в XVII веке, жена известного правителя Мумтаз-Махал возродила традицию индийской вышивки «шиша». Вместо слюды она применяла небольшие кусочки зеркал - обычные стёклышки, с одной стороны покрытые серебрянкой. Расшивалась таким способом не только одежда, но и аксессуары - сумки, повязки, декоративные предметы интерьера.

Традиционно для украшения изделий использовались натуральные нити ярких цветов. Кусочки зеркал разных размеров закреплялись на полотне вразнобой. Следовало пришивать их ровными тугими стежками по периметру, а затем по кругу цепной вышивкой. Зеркало непременно обрабатывалось напильником, чтобы края его не были острыми. А вот форма могла быть любой, ведь в итоге она скрывалась под нитками.


«Шиша» сегодня

В современном рукоделии традиционная индийская вышивка всё так же популярна. Сегодняшние «шиша»-мастерицы применяют не только зеркала, но и кусочки прозрачного пластика, стеклянные бусины, бисер - в общем всё, что будет блестеть и переливаться на солнце! Нити используются преимущественно хлопчатобумажные, реже - шёлковые. Организовать серийное производство изделий с вышивкой «шиша» практически нереально, такие вещи - исключительно ручная работа, которая ценится очень высоко. А в зависимости от используемых материалов цена на изделия с такой вышивкой может возрастать до заоблачной. В любом случае сейчас, как и в давние времена, вещи с традиционной индийской вышивкой считаются признаком достатка и вкуса.

Дивали в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Традиционный индийский праздник света и огня знаменует начало Нового года: заканчивается сезон дождей, люди зажигают огни – как символ света, освобождения от всего плохого, устремления в будущее, восхищения красотой мира.

Отмечается в ЭТНОМИРе ежегодно и считается одним из самых зрелищных и ярких праздничных этнособытий в парке.

Гости участвуют в традиционной церемонии зажжения огней, могут посетить ремесленные, танцевальные и кулинарные мастер-классы, позаниматься йогой с профессиональными инструкторами, поучиться игре на музыкальных инструментах, проконсультироваться у специалистов по аюрведе…

В уютном зале Культурного центра Индии в ЭТНОМИРе всех ждёт большой концерт: много музыки, танцев и бесконечное очарование традиций этой удивительной страны. В 2019 году «Дивали» в ЭТНОМИРе приходится на 26-27 октября.

Один из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом») , вышивальщик в тринадцатом поколении и автор уникальной техники трехмерной вышивки Шейх Шамсуддин (Sheikh Shams Uddin, Padma Shri Shams, Shams) родился 7 сентября 1917 года в древней столице Великих Моголов городе Агра (Индия).

Наверное, стать знаменитым вышивальщиком Шамсуддину было предначертано самой судьбой. Во-первых, Агра, к моменту его рождения, вот уже около 300 лет была всемирно известным центром вышивки «зардози», а, во-вторых, он родился в семье знаменитого вышивальщика Late habib Buksh, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году) .

Именно в мастерской отца, мальчик шаг за шагом начал осваивать технику древнего искусства «золотого шитья», а став опытным мастером, создал свой собственный современный вариант старинной вышивки «зардози», и, доведя его до совершенства, превратил в настоящее искусство.

О секретах техники трехмерной вышивки , разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly ). «Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц» (ntv.ru ). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).

Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире . Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.

Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых . В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.) , но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.

С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.

Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям) , но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers , который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити) , а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).

«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов.

Устроители экспозиции не просто показывают неповторимые гобелены Шамсуддина, но устраивают целое шоу, которое многократно усиливает впечатление от увиденного.

Вот, например, как описывает это зрелище некоторые посетители: «Пройдя все контроли, мы очутились в кондиционированном холле, стены которого были увешаны трехмерной вышивкой. Рельеф на некоторых из них возвышался до 5 дюймов (12,7 см ).

Хранитель музея г-н Матур объяснил, что эта высота достигается не внутренним заполнением, а техникой, придуманной Падма Шри-Шамс. Объем наращивается за счет многократного прохождения хлопковой нитью, поверх которой вышивается тонкий шелковый слой.

Он также добавил, что все эти картины – работы учеников Шамсуддина, которые выставлены на продажу, а сейчас мы пройдем в отдельное помещение, где хранятся шедевры великого мастера. Их оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги. Комната, в которую мы зашли, выглядела пустой, но г-н Матур нажал кнопку на пульте, и на одной из стен поднялся занавес. На стене в лучах света висел огромный персидский ковер вышитый драгоценными и полудрагоценными камнями (30000 карат).


Все замерли от восторга, но это было только начало шоу. Поднялась следующая штора, и мы увидели квадрат с шахматной доской в обрамлении картин дикой природы.



За следующими шторами скрывался удивительно яркий леопард с павлином в зубах,


сияющий белым мрамором Тадж-Махал


и выразительно рельефный Иисус с отарой овец («Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м) .


Когда первое оцепенение прошло, мы попросили разрешение сфотографировать работы, и нам разрешили это сделать без вспышек» www.craigandstephsvacations.com

«Мы вошли в темную комнату, и вдруг луч света выхватил из темноты великолепный яркий букет в драгоценной вазе. Казалось, он висел в воздухе. Хранитель музея Ghanshyam Mathur рассказал, что это последняя работа мастера, которую он, уже практически слепой (потерял зрение в 1985 году), сделал в подарок к 50-летию своей жены. Букет был вышит гладью в несколько этапов. Каждый цветок вышивался отдельно, а потом все они были собраны в единую композицию. Размеры картины 2,27 м на 1,68 м, работа заняла 4170 дней, а общий вес драгоценных камней и золотой нити составляет 22000 карат.

Затем луч света переместился на другую, не менее прекрасную и масштабную картину, изображавшую схватку двух бойцовых петухов, на которой мастер трудился 1475 дней,

потом на ягура с павлином в зубах («Ягуар», 620 дней, 10000 карат, 2,72 на 1,93 м) .

Потом мы посмотрели все представленные работы. Их было около 20-ти, и все они изображали сцены дикой природы. Например, охотившегося на куропаток гепарда или настигшего африканскую зебру льва, гуляющих павлинов или сидящих на ветках попугаев. Все было сделано с высочайшим талантом, отличалось сочностью красок и точностью изображения. Ghanshyam Mathur объяснил, что благодаря фокусировке луча света только на одной работе, достигается максимальный драматический эффект. И мы не могли с ним не согласиться» (www.taipeitimes.com ).


Работа учеников, стоимость 600$-800$
Загрузка...
Top