Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (башк. хмт Фтулла улы Лотфуллин, 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (1989). Действительный член РАХ (1997).
Биография
Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.
После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949-1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951-1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).
Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.
На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.
В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата». Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была - что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду». По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.
Творческое наследие
Ахмат Лутфуллин - автор знаменитой картины «Три женщины», 1969 г. Вместе с тем он является автором портретов и полотен об истории и современной жизни башкирского народа: «Прощание с Родиной. Салават» (1990), «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969), «Проводы на фронт» (1978), «Прощание» (1970), «Ожидание. Год 1941-й» (1970).
Его основные работы: «Портрет матери», х. м., 1956. «Автопортрет», х. м., 1957. «Бабай», х. м., 1959. «Портрет дирижера Г. Муталова», х. м., 1959. «Мать-героиня Ишмурзина», х. м., 1959. «Мустафа-агай», х. м., 1960. «Мать погибшего героя», х. м. 1960. «Девушка в чёрном», х. м., 1961. «Семья», триптих, х. м., 1962. «На сабантуй», х. м., 1963. «Портрет башкирской писательницы Хадии Давлетшиной», х. м., 1963. «Молодой рабочий», х. м., 1963. «Портрет колхозницы», х. м., 1967. «Золотая осень», х. м., 1967. «Портрет башкирской женщины», х. м., 1967. «Три женщины», х. м., 1968-1969. «Ожидание. Год 1941», х. м., 1969-1971. «Праздник в ауле», 1930, х. м., 1973-1974. «Колхозник Раджап», х. м., 1974. «Портрет старой колхозницы», х. м., 1974. «У окна», х. м., 1974. «Портрет молодой женщины», х. м., 1974. «Портрет врача И. X. Хидиятова», х. м., 1974. Серия портретов передовиков колхоза им. М. И. Калинина Абзелиловского района БАССР (12 работ), х. м., 1974. «Сабантуй», х. м., 1974-1977. «Магинур Хасанова», х. м., 1977. «Колхозник Хайруллин», х. м., 1977. «Портрет на фоне колхозного тока», х. м., 1977. «Портрет народного поэта БАССР М. Карима», х. м., 1978.
Картины художника находятся в Государственной русском музее, Художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.
Выставки
Участник международных (с 1975), всесоюзных, всероссийских и республиканских выставок с 1957 года, зональных - «Урал социалистический». Персональные выставки проходили в Москве (1963, 1976), Уфе (1978, 1994).
- Республиканские, Уфа, с 1957 г. на всех, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
- Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
- Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
- Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
- Декадная выставка работ художников БАССР в Кара-Калпакии, г. Нукус, 1976.
- Выставка произведений художников 3-х зон, Москва, 1971.
- Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
- Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, с 1957 г. на всех.
- Всероссийская художественная выставка, Москва, 1969.
- Выставка «Художники России к 30-летию Победы над фашистской Германией», Волгоград, 1975.
- Всероссийская художественная выставка «Советская Россия-5», Москва, 1975.
- Всероссийская художественная выставка «Слава труду», Москва, 1976.
- Всероссийская художественная выставка, посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
- Всесоюзная художественная выставка, посвященная VII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, Москва, 1957.
- Всесоюзная выставка работ художников, Москва, 1962.
- Всесоюзная художественная выставка «На страже мира», Москва, 1975.
- Всесоюзная художественная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
- Выставка работ трех художников БАССР (А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, Б. Д. Фузеева), Москва, 1963.
- Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
- Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1963.
- Международная выставка «Советское искусство», МНР, Улан-Батор", 1964.
- Международная выставка «Советское искусство», ГДР, Берлин, 1974.
- Персональная выставка работ, Москва, 1976.
- Международная выставка «Советское искусство», Париж, 1977.
- Международная «Биеннале», ЧССР, Конпоца, 1977.
- Персональная выставка работ, Уфа, 1978.
Башкирский художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин написал одну из своих самых знаменитых работ, проникнутое национальным колоритом символичное полотно «Три женщины», в 1969 году. Вполне возможно, что в основу сюжета картины А. Лутфуллина легли его собственные воспоминания о детстве, проведенном среди простых тружеников села Аскарово.
Центральным смысловым элементом картины является изображение трех женщин разных возрастов, знаменующих великую силу связи поколений. Согласно башкирским национальным традициям, женщина в картине представлена как символ материнства и хранительницы домашнего очага.
Три представительницы прекрасного пола только что наскоро перекусили нехитрой крестьянской едой и собираются выпить по чашечке чая, прежде чем вернуться к нелегкой, утомительной работе до самого вечера. От небольшого, низкого, застеленного скатертью с геометрическими узорами столика веет добрым, простым ароматом домашнего хлеба и молока, три аккуратные, хрупкие на вид чашечки дожидаются порции душистого травяного напитка.
Женщины изображены практически в одинаковых позах, все они сидят, подобрав под себя левую ногу, а правую устало согнув в колене. Кожа на руках старших выглядит несколько загрубевшей от тяжелых условий полевой работы. Молодая девушка одета в более светлые одежды по сравнению с другими женщинами своей семьи. Отсутствие платка и несколько кокетливо наброшенное на тугие длинные косы покрывало говорит о юности и, возможно, веселой и несколько романтичной натуре. Взгляд ее легок и прям, щеки цветут румянцем, чего нельзя сказать о представительницах старшего поколения. Молчаливая строгость и серьезность проскальзывает в их четких, схожих между собой силуэтах.
На руках молодой женщины можно заметить незамысловатые украшения, возникает ощущения, будто она хочет спрятать в поднесенной к лицу ладони распускающуюся улыбку, чтобы другие женщины не заметили ее по-девичьи озорной радости.
Позади трех отдыхающих женщин, за двумя окошками простирается с детства любимый Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным необозримый горный пейзаж. В обеденное время все спокойно и неторопливо, кажется, что окружающий трех женщин мир будто замирает, наслаждаясь каждым мгновением заслуженного отдыха.
«Три женщины» далеко не единственная картина председателя Башкирского союза художников, в которой талантливый живописец воспевает красоту, нежность и удивительную силу духа представительниц прекрасного пола. «Портрет матери», «Мать-героиня Ишмурзина», «Портрет старой колхозницы», «Портрет башкирской женщины», «Магинур Хасанова», «Девушка в черном» и множество других замечательных, выразительных полотен было написано художником с целью воспеванию внешней и внутренней красоты таких разных и удивительных женщин. Каждое полотно призывает оберегать тех, кто веками соединяет поколения, продлевает жизнь целого рода и заботится о каждом в семье, порой в своей великой любви забывая о собственном благополучии.
Я - сын земли своей. Эта строка, вынесенная в название этой статьи, отражает истинную суть творчества мастера, отдавшего свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпиграфом к любой работе художника, будь то картина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской земле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслителя, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многообразном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из уральских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому герою его произведений, их судьбе.
Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) находится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям страны и частным коллекциям. Но и экспозиция Государственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и мастерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо музеем собрано многое из того лучшего, что он написал.
Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, родной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.
Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - начале 60-х годов. Это его соотечественники - «Сафа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудренные опытом лет и непростой жизни; башкирские девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность своих творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, особенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, исполненных душевной чистоты и благородства.
Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.
В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последователем традиций первого национального художника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писавший о художнике: «Лутфуллин не просто наследует - он сам создает традицию».
Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколько их создано в живописи и графике! В активные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его портретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им довелось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним сопереживанием автора с жизнью своего героя!
Глубиной философских размышлений художника о ценности, духовности человека наполнены портреты людей творческого труда, созданные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности психологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, избегая идеализации, передать в их образах то общее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способность к сопереживанию, глубокому чувству.
Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанности», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, например, в портрете Мустая Карима, тщательно моделируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчеркивающими внутреннее напряжение героя, его душевную неуспокоенность.
Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентированного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах портретируемых. Поэтика эта заложена и в структуре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.
С наибольшей силой поэтика мастера воплощена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Сабантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличительные качества состоят в том, что сюжет чаще используется художником для создания особой атмосферы, состояния, в которых четче выступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные основы, глубину народных характеров и судеб.
Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладывает художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразительность каждого образа выводят его за рамки конкретного сюжета.
Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суровом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, которые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в таких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего людские трагедии.
Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космическим мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обрядами. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек поднимается над ними силой своего духа, традиции, веры. Это - главное, о чем мощно и красиво говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.
Необходимо отметить и высокую живописную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувство цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Будучи всегда очень критическим и требовательным к себе, Лутфуллин смог развить заложенный в нем природный дар, опираясь на традиции русской, башкирской школы, опыт мирового искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.
В. Сорокина
- Беседа Беседа
- Бабушка из деревни Бурангулово
- Портрет молодой девушки в башкирском наряде
- Портрет отца Портрет отца
- Портрет отца Портрет отца
- Старая печь Старая печь
- Портрет старухи Портрет старухи
- Исполины Исполины
- Портрет мужчины Портрет мужчины
- Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
- Жена лесника Жена лесника
- Индианка Индианка
- Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
- Мустафа-агай Мустафа-агай
- Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
- Старуха в голубом Старуха в голубом
- Салават Юлаев Салават Юлаев
- Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
- Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
- Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
- Портрет Луизы Портрет Луизы
- Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
- Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
- Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
- Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
- Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
- Портрет Мансуры Портрет Мансуры
- Портрет Луизы Портрет Луизы
- Портрет башкирки Портрет башкирки
- Женский портрет Женский портрет
- Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова
Ахмат Лутфуллин
Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет нас прежде всего национальным своеобразием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразием и красоту его быта, характера и традиций.
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Аскар Тамъян-Катайского кантона (ныне Абзелиловского района) Башкортостана. Учился в Ленинградском архитектурно-художественном, Уфимском театрально-художественном училищах, Государственном художественном институте Литвы.
Первая и очень небольшая выставка произведений художника состоялась летом 1957 в уфимском городском парке. И зрители, и печать приняли её очень тепло. Уже в первых самостоятельных опытах молодого живописца увидели стремление к созданию портретов-образов, передающих лучшие черты башкирского народа: физическую красоту, богатство внутреннего мира, открытое чувство национальной гордости и достоинства. «Первый, но верный шаг» – так выразительно называлась рецензия на эту выставку в республиканской газете. Свой первый экзамен после окончания учёбы художник выдержал успешно.
В 1968 году Лутфуллин написал одно из самых сильных и законченных произведений – портрет-раздумье «Золотая осень». Два пожилых человека, муж и жена, воплощают в себе разные характеры: в женщине явно отмечено духовное превосходство, в ней больше внутренней цельности и силы. Мужчина более прост. Конечно, и его жизнь потрепала, но не в такой степени, как его супругу. Мы не знаем их судьбы, нам не известно, какие невзгоды выпали на их долю, но это и неважно. Посмотрите, как спокойны их лица, на них нет и следа печальных забот. Эти люди прожили достойную жизнь, верно, достойно воспитали детей, а теперь живут спокойной и счастливой, в их понимании, жизнью. Что же главным было в их жизни? Честный труд. Посмотрите на их руки -они большие, даже несколько уродливо большие. Эти люди никогда не кривили душой. Они жили достойно. Труд – основа их жизни. Благодаря таким людям и существует настоящее.
Самой большой творческой удачей Лутфуллина стала картина «Три женщины», она написана в 1969 году. Один из исследователей современного искусства В. Ванслов отметил: «А Лутфуллин в картине «Три женщины» воплотил гордую красоту и нравственную чистоту народных характеров, создав образ, возвышающийся до глубоких раздумий о судьбе поколений, о развитии жизни, о прошлом и современном в истории народа».
Сам художник отмечает, что это полотно – его автобиография. Работая над ним, он как бы заново пережил в памяти всю свою жизнь и жизнь своих близких. Сюжет картины несложен. Три женщины в национальных одеждах пьют чай в чистой башкирской избе. Перед ними, по башкирскому обычаю, прямо на нарах, на белой скатерти – поднос с чашками, нехитрая деревенская снедь.
Но этот сюжет наполнен большой философской мыслью – перед нами величавое повествование о трёх разных биографиях, трёх поколениях, трёх разных характерах, соединенных естественно и просто. За тремя живыми конкретными судьбами стоит судьба всего народа, вся его сложная история, глубинные основы его нравственной жизни. За их характерами – характер всей нации, мужественный, несгибаемый.
Царственно спокойна восседающая в центре на красной подушке величавая старуха - живой символ неумолимого времени, незыблемости вековых обычаев. Узорчатые концы расшитых полотенец увенчивают ей голову. Аскетическое лицо, тёмные высохшие руки сосредоточили в себе мудрость веками выработанного народного опыта, трудно, но достойно прожитой жизни. Этот образ несёт в картине эмоциональную основную и идейную нагрузку
Фигура другой женщины мягко вырисовывается на светлом фоне окна. Она давно уже встретила зрелость. В её образе особенно полно раскрываются нравственные черты нации: благородная сдержанность чувств, стойкость и внутренняя сила характера. Годы унесли молодость и физическую красоту этих двух женщин, но зато щедро наделили их нравственной красотой
Рядом с мудрой старостью – молодость. На долю молодой женщины, сидящей слева, выпало больше радости и счастья, она не испытала того, что довелось пережить старшим. Она – связующее звено прошлого и настоящего, продолжательница и хранительница нравственных ценностей народа.
Образы женщин содержат одну мысль – тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.
Всё до мелочей продумано в этом полотне. Простоту и безыскусственность жизни подчёркивает скромный натюрморт: свежеиспечённых хлеб, молоко в деревянной миске, три фарфоровые чашки с блюдцами, белые, в красный цветочек. Золотистые гряды древних уральских гор, встречающих и провожающих поколения, -это тема вечности. Фигурки едущих на велосипедах школьников -тема молодости, постоянного обновления жизни.
Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.
Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и селёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, расписная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Зачем художник написал этот натюрморт? Какую мысль выразил он? Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.
Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пейзаж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полуразвалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надворных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседствуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в картине – это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, сложное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная изгородь как бы свидетельство о том. Почему всё пришло в упадок нам неведомо Вопрос в ином – справедливо ли это? Жизнь идёт вперёд, но справедливо ли движение, которое приводит к разрушению? На этот вопрос, каждый ответит по-своему.
Пройдёт время, и новые поколения зрителей, возможно, иначе оценят удачи и находки художника. Но одно несомненно – живопись Ахмата Лутфуллина значительна и своеобразна.
По Л Н Поповой
А. Лутфуллин - знаменитый башкирский художник. Он создал много картин, посвященных родному краю. Но одной из самых лучших, по мнению критиков, является работа под названием «Три женщины».
Эта картина является, на мой взгляд, своеобразным символом связи поколений, нерушимой традиции крепкой семьи, хранительницей которой была, есть и будет женщина. Сюжет картины очень простой. В доме башкирских крестьян сидят три женщины. На них национальные костюмы. Женщины пьют чай. Перед ними постелена белая скатерть, на которую женщины поставили нехитрую еду крестьянина: хлеб и молоко. На темном подносе стоят три чашки в розовый цветочек.
Но внимание зрителя обращено не на то, что принесли женщины на стол. Зритель смотрит, прежде всего, на героинь картины. Центральное место на полотне, да и в семейной иерархии занимает старая женщина. Она сидит прямо. Весь ее облик полон достоинства и величия. Натруженные руки лежат на коленях. Лицо, иссушенное временем и нелегкой трудовой жизнью, спокойно. В глазах светится мудрость. Голову старой женщины украшает расшитое полотенце.
Справа восседает зрелая женщина. На ее голове платок. Руки также говорят о нелегком труде. Лицо этой женщины отражает силу ее характера, стойкость, нравственную красоту. Она, как и ее старшая соседка, умудрена жизненным опытом. Но ее жизнь еще далека от заката.
Слева сидит молодая женщина. Она полна сил. Ей еще многое предстоит познать в этой жизни. В ее лице светится радость, потому что еще много счастья впереди. Она даже несколько кокетлива. На руках молодой женщины надеты украшения. На голове простой платок, который не может полностью скрыть пышные косы. На окне за спиной молодой женщины стоит красивый цветок. Мне кажется, что А. Лутфуллин намеренно разместил цветок именно на этом окне. Цветущая молодость, как этот цветок, яркая и прекрасная.
Три женщины олицетворяют собой непрерывный цикл смены поколений, когда вслед за старостью идет зрелость, а за ними - молодость. Это сама жизнь в самом замечательном ее воплощении. Женщина - это мать, жена. Она - хранительница семейного очага. Она - основа основ.
А за окнами раскинулся родной художнику пейзаж: величественные горы, уходящие вдаль. На велосипедах возвращаются из школы дети. Жизнь течет размеренно и неторопливо, по давно заведенному порядку. И создается впечатление, что этот порядок нерушим, как невозможно нарушить тесную связь между тремя женщинами, изображенными на картине. И время не властно над ними, потому что одно поколение сменяется другим, но основа остается всегда одной и той же.