Развитие ребенка 8 месяцев должен. Развитие грудничка в восемь месяцев: что он должен уметь

Восьмимесячный малыш это очень подвижный и энергичный ребенок. В этом возрасте обычно родители уже все шкафчики кухонные завязали шнурками или заклеили скотчем. Дети в восемь месяцев еще не умеют самостоятельно ходить, но уже замечательно ползают, а потому за ними нужен неусыпный присмотр.

Большинство родителей стараются ограничить детей 8 месяцев рамками манежа или одной комнаты, выделенной для безопасной игры, но стоит немного зазеваться и вот уже юркий малыш проскальзывает в запретную зону и начинает свои исследования. Интересует малышей именно то, что нельзя трогать, ведь природное любопытство заложено в человеке с рождения.

К возрасту восьми месяцев ребенок приобретает уже многие необходимые ему навыки, он знает как его зовут, может отличить машинку от мячика, любит музыку и маму.

Любовь к маме для ребенка этого возраста больше чем эмоциональный фактор, это психо-физическая связь, нарушение которой может повлечь не только печаль, но и спровоцировать болезнь у малыша.

Физические нормы малышей в 8 месяцев

Ребенок в восемь месяцев должен соответствовать установленным нормам. В этом возрасте прирост веса у малыша ежемесячно снижается на 50 грамм по соотношению с предыдущим, а в росте добавляется ежемесячно 1,5-2 см.

Нормы веса и роста малышей определяются по таблицам, представленным Всемирной организацией здравоохранения. В восемь месяцев средние показатели такие (+/-):
Для мальчиков

  • вес 7,0-10,5 кг,
  • рост 66-75 см.

Для девочек

  • вес 6,3-10,0 кг
  • рост 64-74 см.

Малыш прибавляет не только в росте и вес, но и в объемах тела. Увеличиваются все показатели. Измеряемыми объемами являются окружность головы и грудной клетки. Соотношение пропорций может сказать многое о правильном или неправильном физическом развитии ребенка.

К этому возрасту могут появиться первые зубки – 2 верхних резца и 2 нижних резца. Их отсутствие не должно ввергать родителей в панику. На самом деле первые зубки могут появиться у некоторых малышей гораздо позже, и это не считается отклонением от нормы.

Так как в рационе малышей уже введен прикорм, который они получают вместе с грудным молоком или искусственной смесью, то стул у них уже более плотный. А частота дефекаций один раз в день.

Навыки и умения, сформированные к 8-ми месяцам

Восьмой месяц это пора первых открытий, как для детей, так и для их родителей. В этом возрасте малыши охотно познают мир посредством осматривания, ощупывания, наблюдения, сравнения. Все предметы обязательно тянутся в рот, детям важно познать «вкус» вещи или предмета. Обычно к 8 месяцам у детей уже вырабатываются какие-то игровые предпочтения, вкусовые навыки. Они реагируют смехом или куксятся, встречая людей знакомых или незнакомых.

Вот примерный список того что должен уметь ребенок в 8 месяцев:

  1. Должны самостоятельно переворачиваться, садиться, подниматься, держась за что-либо, ползать. Некоторые уже активно бегают в ходунках и прыгают в прыгунках.
  2. Увлекаются играми, могут заинтересовано осваивать игрушку на протяжении нескольких минут. Особенно интересны детям этого возраста игрушки, которые могут катиться. И конечно, их взор привлекает все яркое и красочное.
  3. Восьмимесячные карапузы любят бросать предметы и наблюдать за их падением, а если в игру вовлечется взрослый, то радости не будет предела.
  4. Кроме того им нравится тянуть носки с ножек, хватать разные предметы, листать книжки.
  5. Могут произносить отдельные звуки и слоги, постоянно их повторяя.
  6. Узнают предметы, когда взрослые их называют.
  7. Охотно повторяют за взрослыми отдельные действия.
  8. Хлопают в ладоши.
  9. Кушают из ложки с маминой помощью, а иногда и сами это делают.
  10. Грызут твердую пищу.

А вот полное отсутствие следующих навыков должно насторожить взрослых:

  1. Отсутствует самостоятельное ползание.
  2. Малыш не умеет садиться сам.
  3. Нет никаких четких звуков.
  4. Малый эмоциональный спектр.
  5. Ручки не могут удержать предмет.
  6. Нет силы в ножках, чтобы стоять при помощи опоры или взрослого.

Развитие каждого ребенка идет индивидуальными темпами, и кто-то не обладает всеми вышеперечисленными в этом возрасте, а другие умеют гораздо больше. Главное чтобы ребенок развивался по отношению к себе самому. Родители должны следить за тем, какие новые навыки появляются у ребенка с течением времени.

Развивающие занятия для малышей

Развитие ребенка в 8 месяцев это наполовину заложенные природой возможности, а наполовину заслуга родителей. Для полноценного развития взрослые должны регулярно заниматься с малышом, помогать ему осваивать мир, подсказывать как правильно играть с игрушками.

В этом возрасте главное это тактильные ощущения. Малыш осязает мир больше посредством прикосновения, хотя к восьми месяцам он уже и может видеть предметы объемно. Моторика одна из главных составляющих в развитии ребенка. Поэтому большинство игр и занятий направлены именно на их развитие. Ребенок должен ощупывать предметы из разных материалов, следует давать ему щупать, пересыпать, перекладывать различные сыпучие материалы – крупы, муку, песок. Все это, безусловно, должно происходить только под надзором взрослых.

Важно включать музыку, танцевать с ним, взявший его не руки, хлопать в ладоши, качать головой в такт, подпевать. Рассматривайте вместе с ним книжки, давайте ему переворачивать листы, указывайте на картинки, объясняя названия предметов и героев. Игры в ванной увлекают всех деток. Здесь можно не только пускать плавающие игрушки, но и переливать из одного пластикового стаканчика в другой стаканчик воду, приклеивать и отклеивать игрушки на присосках, хлопать ладошками по воде.
Гуляя дома или на улице не забывайте постоянно повторять названия окружающих предметов, объяснять происхождение звуков, например, птичка поет, вода журчит, комар жужжит и.т.д.

Кормление и сон восьмимесячного ребенка

Восьмой месяц это время, когда малыш спит не более 15 часов в день. В ночное время сон занимает примерно 10-11 часов и по 1,5 часа два раза в день. Большинство детей более привычны спать во время прогулок на улице, но это не обязательно.

В этом возрасте у деток уже введен прикорм, а его объемы напрямую зависят от веса малыша. В среднем это 200 мл за один прием. Ребенка следует кормить дробно пять раз в день.

При грудном вскармливании рацион прикорма не такой разнообразный, потому что ребенок получает большинство необходимых веществ с молоком матери. Грудь дается все также по требованию на протяжении суток. В прикорм для ребенка на грудном вскармливании следует вводить овощи, фрукты, сухарики и сухое печенье, каши, сваренные на воде со сливочным или растительным маслом, мясо, соки.

Искусственное вскармливание расширяет разнообразие продуктов вводимых в прикорм, а смесь дают лишь утром и вечером. Малыш на искусственном вскармливании кушает большие объемы прикорма, в основном он состоит из тех же овощей, фруктом, мяса, каши, сваренные на молоке со сливочным или растительным маслом. Также таким деткам дают кефир, йогурт, творожок, отварной желток.

Дневной моцион малыша

Для того чтобы 8-месячный ребенок развивался полноценно у него должны быть гармонизированы все сферы жизни. Достигнуть этого можно только соблюдая распорядок дня, предписанный малышам в этом возрасте.

День должен начинаться с утренних процедур. Малыша следует подмыть после ночи, умыть его и причесать. Все эти действия направлены не только на гигиену, но и на формирование привычки. После процедур ребенка нужно покормить.

Немного позже с ребенком следует проводить гимнастические процедуры и/или массаж. О том, какие процедуры проводить, и в каком объеме лучше узнать у своего педиатра. Важно проводить такие мероприятия без напора и давления, чтобы не травмировать своего карапуза.

Обязательны двухразовые прогулки на свежем воздухе. Обычно они совпадают по времени со сном. Рекомендуется гулять в первой половине дня, в районе полудня и во второй половине дня ближе к 4-5 часам.
Периоды бодрствования должны быть развивающими. Ребенок играет самостоятельно или со взрослыми.

Рекомендуется систематизировать свой личный график и делать все по часам. В этом случае ребенку не добавляется дополнительной нервозности, он чувствует себя уверенно и спокойно, а сон наступает вовремя, без излишней нервотрепки.

В целом режим это залог здоровья и гармонии в жизни малыша.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев:

  • Переступать ножками, если его поддерживают за ручки;
  • Сидеть или пытаться сидеть;
  • Ползать или пытаться ползать;
  • Подползать к опоре и вставать в вертикальное положение;
  • Переворачиваться в разные стороны;
  • Стоять и раскачиваться на четвереньках;
  • Ложиться на спину из положения сидя;
  • Пережевывать мягкую пищу (при наличии зубов);
  • Делать «ладушки»;
  • Узнавать себя в зеркале и улыбаться;
  • Около 10 минут и больше играть самостоятельно.

Физическое развитие

Малыш поправился на 500 грамм, вырос на 0,5-1,5 сантиметра, объем груди и головы увеличились на 0,5 сантиметра. В среднем параметры выглядят так: вес – 7-9 килограмм, рост 67-71 сантиметров. Незначительные отклонения не страшны.

Правильно ползаем

Если ребенок много ползает, не переживайте и не ограничивайте его в этом, ему легче потом будет ходить. Он активно развивает свои мышцы спины, живота, рук и ног. Хорошо ползающий ребенок – это хорошо развивающийся ребенок. Поддерживайте малыша за ручки, он будет усердно пытаться делать свои первые шажки.

При правильном ползании малыш заносит вперед правую руку и левую ногу, после левую руку и правую ногу.

Что мы кушаем?

Ребенок кушает разные блюда, пять раз в день, приблизительно через каждые 3-4 часа. Сам тянется за ложечкой и если она попадает ему в ручку, пытается кушать самостоятельно. Конечно, это не очень получается, большая часть еды остается на одежде и слюнявчике, но не отказывайте иногда ему в этом удовольствии. Помогайте правильно держать ложечку и направляйте ее в ротик, так как сам кроха может попасть и в нос, и в щечку. Поите его из чашки, вскоре это он будет делать сам. Заваривайте детский чай, делайте компоты, попробуйте дать детский сок без сахара (можно с фруктозой) и разведите его в бутылочке на 50% кипяченой водой.

В 8 месяцев развиваются вкусовые рецепторы, и ферментная система достаточно окрепла. Ребенок уже ест кашу со сливочным маслом и овощное пюре с растительным или оливковым маслом. Дети, на искусственном кормлении, кушают фруктовое пюре. Тем самым два грудных кормления и три кормления смесью заменены новыми продуктами, но утром и перед сном полакомите свое чадо молочком или смесью обязательно.

  • Учим детей пользоваться ложкой

Пора вводить мясо. В первый день даем половину или одну ложку, далее увеличиваем порцию до 20-30 грамм в день. Первым рекомендуют вводить кролика, так как его мясо не считается аллергеном. Затем пробуйте индейку, говядину, она богата железом, телятину. Многие малыши с удовольствием едят конину. Мясо нужно варить, размельчать в блендере до однородной консистенции, можно покупать приготовленное в промышленном производстве. Смешивайте мясо с овощным отваром или пюре, безмолочными кашами (гречневой или рисовой).

Другие продукты. Начинаем давать детский творог (рекомендуемая суточная доза 30 грамм), картошку, свеклу и пшеничный хлеб (5 грамм). Не добавляйте в еду соль или сахар. Вводя новый продукт, консультируйте со своим педиатром, ведь маленькие дети очень уязвимы, навредить им легко.

Зубы

В 8 месяцев у одного ребенка можно найти 4 зубика (два нижних и два верхних центральных резца) во рту, у другого не одного. Подумайте о зубной щетке и пасте. Ребенку легче к чему-то привыкнуть с более раннего возраста. Чистить зубы можно вместе, так даже веселее, ведь малыши так любят все повторять за взрослыми.

  • Когда начинать чистить зубы детям

Выкладывайте малыша на живот – он быстро должен встать на четвереньки. В этом возрасте детям не характерно долго лежать.

Проведите несколько простых упражнений для определения развития ребенка, в 8 месяцев ребенок должен:

  1. В положении сидя, снять с себя пеленку, которой вы накрыли его.
  2. Выразить свои эмоции и недовольство, если у него забрали интересную ему вещь.
  3. Поиграйте с крохой в прятки, каждый раз, когда вы появитесь, он должен выражать радость и смех.
  4. В одну руку дайте игрушку, во вторую ложку, ребенок должен в обеих ручках уметь держать разные предметы.
  5. Положите небольшой мячик перед малышом, он должен его взять двумя пальчиками.
  6. Называйте знакомые ребенку предметы, он на них будет показывать ручкой.
  7. Покажите какое-нибудь действие, например, покатайте по полу маленькую машинку или мячик. Ребенок попытается повторить ваше действие.

Эмоциональное развитие

С каждым месяцем малыш все лучше понимает ваши слова и даже выполняет просьбы. Если вы попросите дать хорошо знакомый ему кубик, который лежит в стороне от него, он дотянется, возьмет его в ручку и даст вам. Продолжайте играть с ним в «перетягивание каната». Тонкий шарф держите руками вы и малыш, тянете сначала на себя, после легко отпускаете на него. Учите его махать ручкой, когда кто-нибудь уходит.

Опасайтесь громких звуков, не включайте резко пылесос или другую громкую технику, ребенок может очень сильно испугаться.

Можете начинать учиться рисовать. Дайте малышу карандаш и бумагу — он либо нарисует пару закорючек, либо просто начнет рвать бумажку, но моторика и мышление его будут развиваться.

Сон

Спит ребенок не менее 10 часов в сутки. Один раз ночью, длительностью 7-10 часов и два раза днем от 40 минут до 2 часов. Ночное кормление индивидуально, многие дети отказались от него, некоторые ночью покушать любят.

Больше разговаривайте с ребенком, не искажая слов, читайте книги разной интонацией. Чем больше он слышит, тем больше запоминает. Показывайте музыкальные игрушки и книжки, нажимая на кнопки, быстрее развивается мелкая моторика и сообразительность. Стройте башенки из кубиков и собирайте пирамидки, ребенок в восемь месяцев это не повторит, но разрушит и разбросает. Это знак того, что он пытается подражать вам. Сидя на кровати или в коляске он может выбрасывать из нее игрушки, поднимите и положите обратно, ребенок не вредничает, он хочет так поиграть.

Будьте аккуратнее со шкафчиками, маленькие исследователи учатся их открывать. Либо заблокируйте их, чтобы нельзя было открыть, либо уберите подальше химические средства, лекарства, острые и мелкие предметы.

Какие бывают отклонения

Обратитесь к специализированному врачу, если:

  1. Выложили ребенка на живот, и он долго на нем лежит, не вставая на четвереньки.
  2. При ползании сначала малыш передвигает ручки, а затем подтягивает ножки.
  3. При ползании одновременно двигает правой рукой и ногой, а затем левой рукой и ногой.
  4. Не проявляет эмоций.
  5. Не лепечет.
  6. Не пытается сидеть, ползать, вставать.
  7. При поддержке не стоит.

Все родители внимательно следят за развитием и здоровьем своих детей, но, к сожалению, далеко не все из них знают, что должен уметь ребенок в 8 месяцев . Другой вариант: родители знают о навыках ребенка, которые он должен приобрести к возрасту в 8 месяцев, но при этом зациклены на чем-то одном, например, на интеллектуальном воспитании. Они пытаются играть с крохой в игры для дошкольников, предлагают ей сложные игрушки, но при этом забывают узнать вес ребенка и его рост.

Односторонний подход к развитию малыша не даст хорошего результата. Произойдет перекос в развитии молодого организма.

Чтобы этого не произошло, родители должны не только знать, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, но и грамотно оценивать достижения малыша.

Это позволит вовремя выявить возможное отставание от стандартов развития.

Двигательные навыки ребенка

Итак, что умеет ребенок в 8 месяцев в плане двигательной активности?

В возрасте 8 месяцев ребенка нужно переводить с кровати на пол. Он больше времени должен проводить, играя на нижнем ярусе. Это важно как для его безопасности, так и дальнейшего развития: ребенок не упадет с высоты и будет осваивать большее пространство.

Прежде, чем переводить ребенка на пол, это пространство нужно дополнительно обезопасить . Нужно заглушить все розетки, до которых малыш может дотянуться во время игры, убрать все крючки и закрыть острые углы. Нужно убедиться в том, что ребенок не сможет опрокинуть на себя тяжелые предметы и добраться до бытовой химии. Чтобы должным образом оценить безопасность пола, нужно опуститься на уровень малыша и взглянуть на окружающее пространство его глазами.

Развитие базового чувства безопасности

Ребенок в 8 месяцев должен научиться не бояться окружающих . То есть к этому времени при нормальном развитии у малыша вырабатывается базовый механизм безопасности. Без него ребенок не сможет доверять миру. Как развивается этот механизм? Благодаря действиям мамы. Ребенок отслеживает эмоции мамы и учится. Если маме хорошо, то она непременно улыбнется чаду или успокоит его. Чем искреннее эмоции мамы, тем безопаснее становится окружающее пространство для малыша.

Эмоции делают его более живым . Он больше присутствует в этой жизни. Чем лучше сформирован базовый механизм безопасности, тем быстрее он осваивает новые навыки: ведь малыш не боится этого делать. Если ребенок всего боится, то он не будет должным образом познавать окружающий мир.

Психоэмоциональное развитие и навыки общения

Ребенок в 8 месяцев должен уметь правильно воспринимать окружающий мир, осмысливать собственные действиям и окружающие его явления. Он должен уметь определять взаимосвязи между разными предметами. Это выражается следующим образом:

  • Развитие способности быстро переключать внимани е. Многие родители замечают, что в этом возрасте малыши неспособны долго играть в одни и те же игры. Дело в том, что кроха достигла в своем развитии такого этапа, когда его внимание очень быстро переключается на новые предметы и явления, оказывающиеся в поле его зрения. Некоторые родители думают, что нужно пользоваться этой возможностью и предлагают малышу все новые игры. Якобы это ускорит его интеллектуальное развитие. Конечно, некоторое улучшение интеллектуальных способностей у малыша будет, но оно произойдет в ущерб эмоциональному развитию. По мнению психологов, ребенка нельзя перегружать новой информацией.
  • Отношение к чужим людям. Дети в возрасте 8 месяцев начинают относится к чужакам более настороженно . Это - не отклонение, а норма. Благодаря такому навыку дети учатся удерживать безопасную дистанцию между людьми. Причем с одними людьми они быстрее идут на контакт, а других не любят.
  • Ребенок в 8 месяцев умеет воспринимать связь между предметами и действиями . То есть, у него уже четко сформирование понимание того, что если какой-либо предмет пропал из поля зрения, то он не исчез навсегда. Его просто переместили в другое место. По этой причине малышей начинают интересовать движущиеся предметы. В этом возрасте дети уже умеют находить спрятанные предметы. Причем поиск представляется им одной из самых интересных игр.
  • Ребенок начинает проявлять характер . Он может протестовать против каких-либо не устраивающих его действий. Протест может проявляться по-разному. Например, малыш может громко закричать или вовсе заплакать. Некоторые молча начинают вырываться из рук родителей. К этому времени у крохи также появляются любимые занятия и игрушки. Не стоит пугаться негативных эмоций со стороны ребенка. Это совершенно нормальное явление.
  • Младенцы очень любят играть в прятки . Причем эту игру они поддерживают на осознанном уровне. Стоит взрослому спрятаться, как ребенок начинает ждать его появления и очень радуется, когда это происходит.

Очень важно помогать малышу в возрасте 8 месяцев помогать усваивать новые навыки, чтобы они закреплялись должным образом. Родители должны поддерживать и подбадривать ребенка.

Речевые навыки

Ребенок в 8 месяцев не только громко лопочет и вскрикивает, но и умеет переходить на шепот. Малыш начинает понимать, что можно издавать звуки разной интенсивности и тональности. Навыки речи, полученные ранее получают свое дальнейшее развитие.

  • Малыш умеет складывать простые слоги в цепочки. Из их простых комбинаций складываются, казалось бы, вполне осмысленные слова: да-да, ма-ма, дай-дай, ба-ба. На самом деле смысла в них немного. Это все та же лепетная речь, которая к тому же к концу первого года жизни может стать беднее. Но пугаться этого не стоит. Объясняется это попытками малыша сделать свою речь осмысленной. Он сознательно отказывается от использования некоторых слогов.
  • Мелодический лепет. Малыш учится правильно озвучивать интонации. Он не просто произносит слоги, но и старается правильно ставить в них ударения. То есть, он стремится полностью подражать речи взрослых. Собственно, с мелодического лепета начинается формирование осмысленной речи.

Родители могут несколько ускорить этот процесс. Для этого нужно делать все, чтобы чадо находилось в хорошем настроении и было чем-то увлечено. Именно в таком состоянии малыши чаще всего общаются с близкими людьми.

Наиболее частые проблемы

В этом возрасте родители могут столкнуться с некоторыми проблемами в уходе за дочерью или сыном:

Если малыш отстает в развитии по какому-либо из вышеописанных навыков на срок более 1,5 месяца, то это повод для обращения к врачам.

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? Во сколько вы приучали кроху к горшку?

В возрасте семи месяцев ребенок прибавляет в весе за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8 до 8,5 килограмма, а иногда и больше. Не забывайте контролировать вес.

На седьмом месяце у большинства детей уже полностью прорезываются резцы снизу. Вы уже успели полюбоваться на них.

А если зубки еще не появились? Изредка случается и такое. Осмотрите десну; не исключено, что зубки уже видны. Вымойте с мылом руки, проведите пальцем ребенку по десне. Вы можете даже почувствовать зубки под слизистой... Но если их нет и в помине, обращайтесь за советом к врачу.

Запоздание в прорезывании зубов может возникнуть из-за погрешностей в питании или недостатка поступления витамина D. Будет правильнее, если коррекцию в питание введет ваш участковый педиатр.

Оценить физическое и психическое развитие своего семимесячного ребенка вы сможете сами. Он уже должен уметь следующее:
- самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;
- свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;
- крепко хватать рукой интересующие его предметы;
- уверенно и с интересом произносить разные звуки;
- легко узнавать знакомые лица;
- с удовольствием идти на контакт.
У ребенка преобладает бодрое веселое настроение.

На восьмом месяце, как и раньше, продолжаете воспитание ребенка. В часы бодрствования играете с ним в спокойные развивающие игры, разговариваете. Поддерживаете улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. Характер не складывается сам по себе, хотя, конечно, он имеет определенную наследственную основу. Характер выпестовывается.

В конце восьмого месяца ваш ребенок должен весить около девяти килограммов. Если вы придаете большое значение точности регулярных взвешиваний, то проводите взвешивания непременно в одинаковых условиях. Нужно учитывать, в одежде вы взвешиваете ребенка или голенького, после отхождения стула или - до. Рекомендуется взвешивать малыша всякий раз перед кормлением.

У некоторых детей в возрасте до двух лет бывают кривые ножки Это не должно тревожить родителей и близких, кривизна постепенно исчезнет. Как правило, кривые ножки - следствие определенного положения ребенка в матке.

Но вы на всякий случай должны обратить внимание своего врача на ножки ребенка, потому что кривизна может быть и следствием рахита. Врач осмотрит ребенка на предмет других, признаков этого заболевания и при необходимости примет меры.

Когда ребенок еще не встает на ножки, не старайтесь форсировать этот процесс. Это опасно тем, что у ребенка могут искривиться ножки; косточки у ребенка до года мягкие и гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Может быть, вам кажется, что ваш ребенок двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и ребенок быстро наверстает то, что упустил.

На восьмом месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кро-
ватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка.

Не позволяйте ребенку ползать в кроватке, в которой он спит. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Если вы придерживаетесь какого-то правила (например, не позволяете ребенку ползать в кроватке), не делайте из него исключений. Ребенок должен хорошо ориентироваться в обстановке. На режим дня и на порядок в окружающей среде ориентированы многие его рефлексы.

Вы отгородили угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Вы удалили из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Вы застелили на пол мягкое покрывало... Однако все равно время от времени обнаруживаете царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу. Не переживайте по этому поводу слишком сильно. Маленькие травмы вашему ребенку просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

Вы уже понемногу воспитываете своего ребенка - быть может, даже не задумываясь об этом. Воспитываете собственным примером. Он внимательно следит за вами и даже кое в чем чуточку вам подражает. Ваш ребенок, хоть и мал, а уже достаточно тонкий психолог; не совершайте ошибок, ребенок подмечает их. А когда он строит свое поведение, он строит его и с учетом ваших ошибок.

Всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Ребенок должен знать, чего конкретно от него добиваются.

Никогда не отменяйте своих распоряжений. Это дурно сказывается на характере ребенка, поскольку вы привьете ему необязательность. Например, вы сказали своему малышу, что пора спать, а сами начали с ним играть... В следующий раз вы скажете, что пора спать, а ребенок и не подумает подчиняться.

Не воспитывайте в ребенке такое неприятное качество, как упрямство. Ведь со временем и сами можете от его упрямства пострадать. Упрямство и склонность к капризам - они друг к другу очень близки... Азы упрямства - в примитивных забавах. Вы даете ребенку игрушку и тут же со смехом отнимаете, потом опять даете и снова забираете. Не развлекайтесь так. И не позволяйте другим так забавляться с вашим ребенком.
Игры ребенка - это очень серьезно.

Капризность и упрямство иногда формируются, если ребенок окружен «запретными» предметами. Например, ножницы в руках у мамы или спицы или папина зажигалка. Ребенок тянет к такому предмету руку. Вы говорите: «Нельзя!» А ребенок все равно тянется. И даже плачет. Вы даете ему подержать на минутку, под вашим контролем (лишь бы прекратил крик), и совершаете ошибку. Если сказали «Нельзя!», значит, давать нельзя. В противном случае ребенок почувствует слабину и в следующий раз не отстанет от вас - поднимет такой крик!

Вы должны однажды выдержать свой характер и впоследствии периодически «подкреплять» способ своего поведения, чтобы ребенок не сомневался: капризы его не пройдут.

Не окружайте ребенка искушающими «запретными» предметами, чтобы не было лишнего повода для конфликта. Но если ребенок увидел те же ножницы и просит их, тянет к ним руку, откажите ему спокойно и твердо.

Никогда не кричите на ребенка, не одергивайте его по всякому мелочному поводу. Этим вы сделаете его нервным и несамостоятельным, нерешительным. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, он всю жизнь будет оглядываться на вас.

Хорошо, когда вокруг ребенка постоянно есть игрушки - то одна, то другая. Но еще лучше, когда рядом присутствуют безопасные для малыша, но практичные, предметы - те, которыми он будет пользоваться всю жизнь: катушка от ниток, пластмассовая чашка, мыльница, кожаный башмачок и т.д. Общаясь с этими предметами, ребенок развивается, обретает практические навыки.

Не балуйте детей чрезмерным вниманием; хотя бы не показывайте, сколь внимательны вы к своему ребенку. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, скажите, чего именно вы хотите, и после этого непременно добейтесь. Ребенок должен прочувствовать вашу непреклонность; он должен знать, что вы, хоть и ласковы, но тверды.

Ваш ребенок уже давно упражняется в произношении. Сначала он просто пробовал голос, затем у него стали получаться даже целые слоги - то есть ребенок, кроме гласных, уже освоил и некоторые согласные. Вы наблюдаете за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается.
В свою очередь он внимательно наблюдает за вами -как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Слоги, которые произносит ваш ребенок, пока еще не несут определенной смысловой нагрузки, но вы уже можете поиграть в очень полезную для развития малыша игру, произнося «ма-ма... па-па...» И пусть он вам подражает. Не сомневайтесь, ребенок уже знает, о ком идет речь...

На восьмом месяце ребенок способен задать педиатрам и детским психологам интересную загадку: почему именно сейчас он начал столь явно бояться незнакомых людей? Вышли, допустим, на прогулку. Спокойный и довольный, сидит он на руках у мамы, с любопытством обозревая все, что попадает в поле зрения. Его внимание привлекает и проехавшая мимо машина, и пробежавшая собака, и яркие цветы на газоне. Но вот подходит незнакомый человек, и выражение лица малыша моментально меняется. Какая гамма чувств!

Сменяя друг друга, следуют растерянность, застенчивая полуулыбка, недоверие, страх и, наконец, гримаска, предваряющая плач. Ребенок оборачивается к маме, как бы стремясь убедиться, что она здесь, что защита обеспечена.

Пока с ним только заговаривают, он еще терпит. Но если пробуют дотронуться, взять на руки - начинается настоящая паника. Малыш активно сопротивляется, прижимается к матери, плачет.

Врачам такое явление известно как «страхи восьмого месяца». Пока еще нет окончательного объяснения: закономерный это этап психического развития или просто особенность поведения, присущая многим детям.

Но, при всех условиях, остается лишь удивляться, как младенец, которому едва минуло 7 месяцев, «своим умом» дошел до здравой, в сущности, мысли: незнакомец может быть опасен. Добро бы это был пятилетний или даже трехлетний, уже пуганный «дедом с мешком» и слышавший разговоры о похищениях детей и прочих страстях. Но этот? Откуда его страхи?

Ключ к разгадке, вероятно, не в отрицательном, а как раз в положительном опыте ребенка. На восьмом месяце он уже хорошо знает свое ближайшее окружение. Сильнее становится привязанность не только к матери, но и к отцу, бабушке, к остальным членам семьи. Их он воспринимает как неких гарантов собственного благополучия, от них исходит все приятное - еда, игра, ласка. А чужие люди становятся подозрительными, потому что ребенок уже четко дифференцирует: это не те, с кем ему спокойно и надежно, это какие-то другие.

Некоторые специалисты считают «страхи восьмого месяца» даже полезными, поскольку замечено: дети, которые в младенческом возрасте не отличают своих от чужих, растут людьми, не обладающими чувством дистанции, столь необходимым в человеческом общении.

Так что не огорчайтесь, если ваш ребенок невежливо повел себя с «чужой» тетей, дав ей понять, что не желает вступать ни в какие контакты. Впрочем, догадливая тетя и сама не будет настаивать, отойдет, чтобы не нервировать ребенка. Вы же постарайтесь постепенно, понемножку знакомить его с другими людьми.

На восьмом месяце жизни ребенку все меньше требуются пеленки. Ребенок уже просится на горшок. К тому же он ведет уже довольно активный образ жизни. Поэтому меняется его гардероб. У малыша появляются трусики, чулочки, ботиночки, рубашки, штанишки или платья и т.д. В новой форме одежды ребенок не должен чувствовать стеснения.

Новые увлечения на восьмом месяце

На восьмом месяце у малыша появляются некоторые представления о времени и пространстве. Ощущение времени формируется ритмом сна, кормлений, прогулок, купаний. Ориентироваться в пространстве с первых дней ему более всего помогала мама - она была центром его Вселенной. Следя за ней, прислушиваясь к ее голосу, он постигает понятия: рядом, близко, дальше, совсем далеко. Но сейчас он стал предпринимать и некоторые самостоятельные эксперименты. Вы уже, наверное, имели возможность проследить его новое «хобби» - полюбил выбрасывать игрушки из манежа или кроватки. Бросит - и с величайшим интересом смотрит вниз, прислушивается к звуку падения. Вы поднимете игрушку, подадите ему, и он с радостью бросит ее снова. Это может повторяться, пока вы не устанете. Но вы не будете сердиться и говорить ему «нельзя». Вы обрадуетесь, что ребенок неутомим в своем вдохновении исследователя.

Еще одно открытие восьмого месяца: оказывается, предмет, которого не видно, все равно существует. Вы уже, наверное, играли с малышом в прятки, то закрывая свое лицо косынкой, то открывая его. И каждый раз недоумение - куда делась мама? - сменялось счастьем: вот она! Как он напряженно ждал маминого появления, пока однажды не потянул сам за край косынки и не сдернул ее. Эффект ошеломляющий!

Попробуйте проверить, насколько возросла поисковая активность ребенка. Незаметно возьмите у него кубик, которым он играл, и накройте какой-нибудь салфеткой. Скорее всего малыш начнет с недоумением оглядываться, а потом осторожно приподнимет салфетку и, торжествуя, возьмет кубик. И есть из-за чего торжествовать - ведь это еще одна ступенька в овладении внешним миром!

Возможности шире - проблемы тоже

Восьмой месяц - поистине время новых, более широких возможностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно - необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать -- одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц - самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно - просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок - они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора - этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку - обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка - дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили - совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью...

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

ребенок лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий («Ладушки»), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков (пылесос, звонок, лай собаки);
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.

Загрузка...
Top