Как научить ребенка читать?

Если раньше детей обучали чтению в первом классе, то сейчас большинство общеобразовательных учреждений не возьмут ребенка в первый класс, если он еще не научился читать. Поэтому зачастую именно родителям необходимо научить ребенка читать в домашних условиях, так как в детских садиках и на подготовительных занятиях обучению процессу чтения не уделяют должное внимание. В данной статье содержится исчерпывающий ответ на вопрос, волнующий многих молодых родителей: «Как научить ребенка читать?»

Когда можно начинать?

Детские психологи выделяют несколько стадий в психологическом развитии детей:

  1. Моторно-сенсорная (до двух лет): у ребенка формируется тактильная чувствительность и физическое восприятие.
  2. Образная (до семи лет): на первый план на этой стадии выходят осваивание языка, символические игры, у ребенка постепенно формируется самооценка.
  3. Логическая (до тринадцати лет): дети учатся сопоставлять факты, строить логические умозаключения.

Как определить, что ребенок готов к обучению?

В психологии разработан ряд физиологических признаков, сигнализирующих о готовности ребенка к обучению чтению:

  • Ребенок произносит предложения и свободного говорит. У детей, которых обучали чтению по кубикам до того, как они начали говорить, наблюдались задержки в речевом развитии.
  • У ребенка развит слух фонематического типа: малыш слышит отдельные звуки в словах и умеет отделить их от соседних, знает, какие звуки входят в слово, может легко подобрать ряд слов, начинающихся, например, на букву Н и оканчивающихся на букву А или выделить общий звук в словах «мошка, шина, кошка».
  • У ребенка отсутствуют серьезные проблемы логопедического характера, например, малыш не в состоянии нормально выговорить половину алфавита, что значительно нарушает фонематический слух и мешает ему правильно читать.
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, например, знает, где левая сторона и где правая. Уметь правильно ориентироваться очень важно, так как ребенку придется читать слова слева направо. Если ориентация нарушена, дети могут, например, начинать читать слово с любой буквы, путать низ и верх (например, Ь и Р).

Обычно все вышеуказанные признаки проявляются у детей к пяти годам.

Общие принципы обучения

Если вы не знаете, как правильно научить ребенка читать, руководствуйтесь в процессе обучения следующими основными принципами, разработанными детскими психологами:

  • Сначала нужно научить ребенка твердым открытым гласным, таким как А, О, Ы, Э, У, а затем звонким твердым согласным: Л, М. При этом согласные можно произносить только звуками (не ЭМ, а просто «М»). После чего можно переходить к изучению шипящих и глухих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К и других.
  • На каждом занятии необходимо в обязательном порядке повторять материал, пройденный на предыдущем уроке, то есть те звуки, которые были изучены ранее. Подобная техника закрепления материала называется «повторение – мать учения» и поможет ребенку гораздо быстрее сформировать правильную технику чтения.
  • К чтению по слогам можно переходить только после досконального изучения части звуков. При чем начинать нужно с несложных слогов, таких как ЛА, МА, ПА.
  • После изучения слогов можно переходить к первым простым словам: МА-МА, МО-ЛО-КО.
  • Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо обязательно следить за произношением слогов: между словами, а тем более, между различными предложениями и фразами, обязательно должны быть паузы.

Какие методики существуют?

Существуют следующие основные педагогические методики обучения чтению:

  1. Фонетическая: считается одной из наиболее эффективных, так как базируется на алфавитном принципе - точное и четкое произношение звуков, букв, постепенный переход ребенка от изучения слогов к чтению слов.
  2. Лингвистическая: основана на особенностях живой разговорной речи -учеба начинается с популярных слов, которые наиболее часто применяются в современном русском языке.
  3. Метод Домана: ребенок полностью изучает все слова, запоминает их правописание и произношение, без изучения звуков и букв. Через время ребенка учат читать небольшие тексты с ранее изученными словами.
  4. Кубики Зайцева: методика базируется на игре ребенка с кубиками, на грани которых нанесены отдельные склады. Кубики отличаются по звуку, цвету и размеру.

Как научиться читать по слогам?

На этой стадии обучения необходимо, чтобы ребенок понял, как нужно соединять отдельные буквы в слоги. В процессе обучения можно нарисовать буквы на листах А4 или распечатать на принтере, выводить буквы палочкой на песке. Во время прогулки на свежем воздухе ребенку также можно показывать буквы, отыскивая ассоциации с окружающими вещами и предметами. Например, крыши соседних домов - буква «М», спутниковая антенна круглой формы - «О».

Как научить ребенка читать по слогам? Соединяем две буквы (согласную и гласную) и получаем отдельный слог. Чтение необходимо начинать с легких четырехбуквенных слов с парными слогами: дя-дя, па-па, ма-ма. Занимаясь с ребенком домашней работой по дому или гуляя на природе, берем наиболее распространенные слова и разделяем их на слоги.

С ребенком можно сыграть в различные игры со словами и буквами. Например, написать одно или несколько легких слов на бумаге, чтобы ребенок выложил их из кубиков с буквами. Можно написать разные слова на листках, разложить их на письменном столе и размешать, чтобы ребенок нашел среди всех листков заданное мамой слово.

Совет 1. До тех пор, пока ребенок не научится читать, не стоит начинать учить отдельные буквы, необходимо учить только звуки.

Совет 2. Если ребенок все-таки интересуется буквами, то знакомьте его с ними в контексте отдельного слова. Учите малыша тому, что буква обычно встречается в словах с другими буквами и редко идет отдельно.

Совет 3. Если малыш четырехлетнего возраста не проявляет желания к учебе, то не заставляйте его подолгу сидеть на занятиях и не требуйте чрезмерной усидчивости. Длительность одного урока должна быть не более пяти минут.

Совет 4. В пять лет поздно учить малыша целым словам, необходимо использовать послоговую методику, используя, например, кубики Зайцева.

Совет 5. Когда малыш понял метод послогового чтения и самостоятельно озвучивает слоги, контролируйте осмысленность прочитанного (ребенок должен понимать, что означает прочитанное им по слогам слово). Главной ошибкой родителей на стадии, когда ребенок полностью проговаривает прочитанное слово, является требование прочесть все предложение. Не стоит забывать о том, что на этой стадии ребенок механически озвучивает написанное. Для осознания целого текста или предложения, ребенку необходим опыт.

Совет 6. Не пропускайте уроки с ребенком, вырабатывайте у малыша усидчивость, что поможет ему лучше подготовиться к школьным занятиям. Читать необходимо каждый день, максимум по десять-пятнадцать минут.

Совет 7. Контролируйте количество информации, получаемой ребенком во время чтения, не перегружайте его. Если ребенок сопротивляется во время урока, не ставьте перед ним цель дочитать до конца.

Совет 8. Обязательно хвалите малыша после занятий. Он должен почувствовать, что делает все правильно и что мама довольна и гордится им. В таком случае на следующем занятии ребенок будет стараться еще больше и результативность уроков повысится.

Совет 9. Обращайте внимание на размер букв и их цвет, так как детям свойственно привыкать к одному шрифту. Ребенок может перестать читать, увидев слова, которые написаны другим шрифтом, отличным от того, что он привык ежедневно видеть.

Совет 10. Не проявляйте агрессии и не кричите на ребенка. Если малыш не понимает ваши объяснения, значит информация еще не осознана им. Дайте ребенку время и сделайте перерыв, не давите на него.

Примеры уроков

Пример 1. Изучаем слоги из двух гласных: УА, АУ, ИА. Далее читаем открытые слоги (гласная и согласная буквы), а после - закрытые. Для занятия необходимо подготовить таблички-карточки, например, в виде домика с несколькими этажами, где в левом окне будет согласная, а в правое окно необходимо подставлять гласные:

Обратное упражнение - в левом окне необходимо написать гласную букву, к которой подставляются согласные для образования слогов.

На занятии ребенку необходимо стараться давать осмысленные слова, состоящие из двух букв, например, он, ах.

Пример 2. В начало, в середину или в конец слова следует подставить пропущенную букву: _ыба, _од.

Пример 3. В слове необходимо найти лишнюю букву и вычеркнуть: мРама, тРетя.

Пример 4. Ребенок должен заменить одну букву, чтобы образовать новое слово: лак – рак.

Пример 5. Ребенку необходимо в подписи к картинке добавить недостающий слог. Например, на картинке изображена птица и написано «пти».

Пример 6. Ребенок должен в правильном порядке поставить «перепутанные» слоги: КА - ЛЕЙ.

Пример 7. Из набора слогов необходимо составить отдельные слова.

Пример 8. Изучаем предложения. Когда ребенок научился читать короткие слова, попробуйте составить с ним предложения из двух, а после из трех слов, постепенно усложняя задачу. Например:

Предложения ребенка должны быть составлены из легких и знакомых для него слов: основные глаголы и существительные, имена друзей и членов семьи. Предложения не должны быть сложными, чтобы малыш, прочитав последнее слово, не забыл первое. На этой стадии обучения не стоит заставлять ребенка читать стихи, так как ему будет сложно соблюдать необходимый темп и ритм.

Особенности обучения по возрастам

Как научить ребенка читать в 5 лет? В пять лет у малыша развивается потребность в самостоятельном чтении, что является важным этапом в интеллектуальном и личностном развитии. Однако, чтобы воплотить желание ребенка читать в реальность, родителям с малышом потребуется проделать большую работу и многому научиться, начиная с чтения по слогам и постепенно переходя к цельным словам и предложениям.

Если в четырехлетнем возрасте ребенку достаточно было просто водить пальцем по страницам и механически повторять заученные слоги, тексты и слова, то в пять лет ребенок уже пытается вникнуть в сам процесс самостоятельного чтения, начинает воображать прочитанные фразы и предложения, получает яркие впечатления от интересных книг. Чтение формирует у пятилеток насыщенную внутренне-эмоциональную картину мира, подготавливает детей к понимаю сложных логических цепочек и развивает абстрактное мышление.

Поэтому в пятилетнем возрасте для детей необходимо подбирать простые по восприятию книги, которые развивают их любознательность, а также имеют много интересных иллюстраций для лучшего понимая прочитанного.

Как научить читать ребенка в 6 лет? По мнению современных психологов, медиков, логопедов, физиологов и педагогов шестилетний возраст считается наиболее благоприятным для чтения, так как в шесть лет у ребенка активно развивается внимание, восприятие, мышление и память. В шестилетнем возрасте у ребенка появляется желание обучаться, малыш больше не пропускает регулярные занятия и не капризничает, заинтересованно читает книги и охотно повторяет прочитанный материал.

Многие педагоги считают именно шестилетний возраст наиболее удачным для начала обучения чтению, рекомендуют родителям использовать на занятиях буквари или книги для детей с крупным шрифтом. Во время уроков родителям необходимо читать и водить пальцем по страницам, как указкой, чтобы ребенок видел, как читают взрослые и повторял. Затем необходимо читать вслух, двигая по тексту уже пальчиком ребенка.

Как научить читать ребенка в 7 лет? В семилетнем возрасте ребенка необходимо заинтересовать самим процессом чтения, выбирая книги с хорошим картинками, крупным шрифтом и интересным содержимым (приключенческие, детективные, сказки, книги про растения и животных). Также можно придумать историю про ребенка и распечатать на листах А4, дополнив рассказ собственными фотографиями малыша.

Как научиться читать быстро?

Чтобы малыш научился быстро и сознательно читать, стал предметом для подражания в детском садике и школе, необходимо использовать следующие методики, разработанные специально для ускорения чтения:

  1. Чтение на время: нужно выбрать небольшой интересный текст, подходящий для ребенка по возрасту. Дать его ребенку почитать вслух и засечь время, чтобы потом подсчитать общее количество прочитанных за установленный промежуток времени слов. Начинать рекомендовано с одной минуты. После подсчета слов ребенку необходимо дать прочесть текст по второму кругу и снова подсчитать слова. С каждым разом скорость чтения будет увеличиваться и ребенок увидит свои результаты.
  2. Основные моменты: чтение должно быть не только быстрым, но и осознанным, а также плодотворным. Как научить ребенка быстро читать? Попросите малыша максимально быстро прочесть текст, а затем задайте ему ряд вопросов. Ребенок должен уверенно на них отвечать, если вы не достигли желаемого результата, предложите ребенку прочитать текст еще раз.
  3. Части слов: подберите пятнадцать длинных слов и разбейте их на несколько частей (для начала – на две). Одну половину слов необходимо написать на одних карточках, а другую – на других. Задача ребенка заключается в том, чтобы сложить самостоятельно половинки карточек и составить цельные слова.

Обучение ребенка чтению – это длительный и сложный процесс, который пройдет успешно при наличии поддержки, терпения и внимания родителей ребенка.

Загрузка...
Top